История Slack: как неудачная игра помогла создать мессенджер на миллиарды долларов

История Slack: как неудачная игра помогла создать мессенджер на миллиарды долларов

Расскажем, как философ создал самый популярный — и самый неоднозначный — корпоративный мессенджер в мире.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Теперь мессенджер Compass можно установить на свой сервер за 10 минут. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.

Сегодня поговорим о Slack — платформе, которую создавали как маленький чат для внутрикомандного общения игровой студии, а развили в большой корпоративный мессенджер. Расскажем, как у обычного философа из Канады получилось основать IT-стартап и продать его большой корпорации за 27,7 миллиардов долларов.

Кто разработал мессенджер

Slack создал Стюарт Баттерфилд — магистр философии из Британской Колумбии. С раннего детства он увлекался программированием и компьютерными играми, но к концу средней школы потерял к ним интерес и решил учиться на философа. Степень бакалавра он получил в Университете Виктории, степень магистра — в Кембридже.

Стюарт Баттерфилд — основатель и экс-CEO Slack. Источник: Forbes
Стюарт Баттерфилд — основатель и экс-CEO Slack. Источник: Forbes

Последние годы обучения Стюарта выпали на конец 90-х годов. Это было время расцвета интернета — и новых возможностей в предпринимательстве.

Люди, которые умели создавать сайты, массово переезжали в Сан-Франциско. Например, у меня были друзья, которые зарабатывали в в несколько раз больше профессоров. [В тот период в США профессоры получали в среднем 50–60 тысяч долларов в год — прим. ред.]

Происходящее с развитием интернета было новым, захватывающим опытом.
Стюарт Баттерфилд, кофаундер и экс-CEO Slack

По окончании учебы друг позвал Стюарта в стартап Gradfinder.com — один из первых прототипов современных социальных сетей. Это был сайт для общения выпускников университетов. Его продали в 2000 году, спустя полгода после запуска. Причина — набиравший обороты кризис доткомов, который привел к волне банкротств интернет-компаний, обвалу индекса NASDAQ и резкому падению цен на серверные компьютеры.

Затем в карьере Баттерфилда случился Communicate.com — бизнес, который обеспечивал электронную коммуникацию между компаниями и их клиентами. В нем Стюарт руководил отделом дизайнеров — в его подчинении находились 11 человек.

Наконец, в 2002 году Баттерфилд открыл свою компанию: студию разработки игр Ludicorp. В ней он хотел создавать многопользовательские проекты, который дают людям возможность общаться и совместно реализовывать классные идеи. Главной и единственной игрой студии стала онлайн-RPG Game Neverending.

В Game Neverending пользователи могли создавать локации и путешествовать по ним, собирать предметы и обменивать их на деньги. А еще — получать опыт и повышать уровни. Источник: VC
В Game Neverending пользователи могли создавать локации и путешествовать по ним, собирать предметы и обменивать их на деньги. А еще — получать опыт и повышать уровни. Источник: VC
На самом деле Game Neverending — не игра. Это социальное пространство, предназначенное для сотрудничества и общения. В нем есть игровые элементы, которые очерчивают границы возможностей пользователей. Эти же механики выступают как «конструктор» для социального взаимодействия. А настоящая игра здесь — это то, что происходит между людьми.
Стюарт Баттерфилд, кофаундер и экс-CEO Slack

Ludicorp выпустила проект в 2002 году. Закрыла — спустя два года. Игроков не привлекла концепция игры: она была очень непонятной и сложной. Но среди набора провальных механик Стюарт сумел разглядеть одну, которая по-настоящему зацепила пользователей — возможность пересылки изображений. Она стала ключевым элементом его следующего проекта — фотохостинга Flickr.

В декабре 2003 года состоялось общекомандное голосование, на котором приняли решение свернуть поддержку игры и перейти на новый проект. Разработка Flickr официально стартовала. Однако у Баттерфилда оставалось очень мало денег и ему пришлось искать инвесторов.

Ludicorp спас Telefilm — канадский фонд поддержки малого бизнеса. Он дал студии кредит на 450 тысяч долларов. Благодаря этим деньгам студия смогла нарастить темпы производства платформы. В итоге ее официальный запуск состоялся в феврале 2004 года.

Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass. Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.

Уникальность Flickr была в том, что сервис позволял отмечать друзей на фотографиях и авторизоваться на сайте без повторного введения логина и пароля. Позже эта функции стала стандартом индустрии и появилась во всех популярных ныне соцсетях: в том числе и в российском ВК.

Спустя год к Ludicorp пришла компания Yahoo! — и выкупила сервис вместе с командой за 25 миллионов долларов. Баттерфилд оставался генеральным директором фотохостинга до 2008 года — а затем ушел из компании. По словам самого Стюарта, этот период стал самым ужасным в его жизни: он лишился работы, ментально выгорел и развелся с женой.

Страница Flickr от 19 сентября 2011 года. Тогда фотохостинг ещё принадлежал Yahoo! — с 2018 года им владеет компания Smugmug. Источник: Wikipedia
Страница Flickr от 19 сентября 2011 года. Тогда фотохостинг ещё принадлежал Yahoo! — с 2018 года им владеет компания Smugmug. Источник: Wikipedia
Это был ужасно. Я ощущал, как моя жизнь разваливается. В этот момент я должен был что-то сделать: например, уехать в Индию.
Стюарт Баттерфилд, кофаундер и экс-CEO Slack

Несмотря на выгорание, Стюарт не отправился в путешествие. Вместо этого он переехал в Ванкувер и основал очередную игровую студию: Tiny Speck. В ней он снова попытался создать социальную онлайн-игру. Ее назвали Glitch. Игроки должны были проходить квесты, преобразовывать виртуальный мир и приобретать различные навыки. Например, уход за растениями, техники медитации и многое другое.

В Glitch игрокам снова предлагали общаться, образовывать сообщества и генерить совместные идеи. Игра выглядела иначе, но базировалась на принципах старенькой Game Neverending. Как и предшественницу, ее совершенно не поняли. Glitch была сложной и скучной и повторила тот же путь в никуда — ее закрыли в 2012 году, спустя год после релиза.

Glitch давал пользователям общаться друг с другом и выполнять квесты, но обладал довольно странным визуальным стилем и сложным интерфейсом — для игры 2012 года это непростительные промахи. Впрочем, проблемы с интерфейсом чуть позже испытает и Slack. Источн
Glitch давал пользователям общаться друг с другом и выполнять квесты, но обладал довольно странным визуальным стилем и сложным интерфейсом — для игры 2012 года это непростительные промахи. Впрочем, проблемы с интерфейсом чуть позже испытает и Slack. Источн

Стюарт пережил второй серьезный провал. Но важнее то, что он вновь нашел, за что ухватиться. На тот момент разработчики Tiny Speck жили в разных городах:

  • ведущий программист компании Сергей Мурашов и Стюарт Баттерфилд — в Ванкувере;
  • программист и писатель Кэл Хендерсон — в Сан-Франциско;
  • дизайнер Эрик Кастелло — в Нью-Йорке.

Чтобы скооперироваться, друзья написали софт, который позволял обмениваться сообщениями и небольшими файлами внутри команды. Онлайн-чат был простым, но помогал работать эффективнее и на расстоянии.

Кроме того, Баттерфилд заметил, что игроки очень любили общаться в чате. Хотя игра была в целом провальной, сообщество определило для себя лучшую ее функцию — они проводили за обменом сообщениями большую часть игрового времени.

Однажды вечером мы со Стюартом вышли из офиса, и он внезапно сказал: «Нам стоит заняться командной коммуникацией. У нас есть этот чат, с помощью которого мы общаемся [внутри команды]. Он станет основой бизнеса. Сделаем так, чтобы он стал удобнее, быстрее, надёжнее». Я ответил: «Отлично, давай сделаем это».
Сергей Мурашов, программист Tiny Speck и сооснователь Slack

Как создавали Slack — от идеи до официального релиза

В 2012 году студия Tiny Speck приступила к созданию Slack. Над названием сильно не заморачивались: оно было техническим, но со временем команда решила оставить его и для релизной версии продукта.

Студия решила взять шесть месяцев на подготовку бета-версии продукта. Запуск провели в августе 2013 года для ограниченного числа пользователей.

Мы приглашали команды «партиями» и наблюдали за происходящим. Потом вносили доработки, смотрели, как поменялось поведение пользователей, и снова прорабатывали нюансы.
Стюарт Баттерфилд, кофаундер и экс-CEO Slack

На этапе тестирования команда столкнулась с проблемой продвижения: им было относительно просто продать мессенджер отдельным пользователям. Но когда дело доходило до компаний, вскрывались различные нюансы, из-за которых продукт им не вполне подходил.

Когда продаешь продукт команде, ты должен убедить всех ее участников в том, что решение им подходит. Если хотя бы один из членов команды с правом вето скажет «нет», — это конец.
Стюарт Баттерфилд, кофаундер и экс-CEO Slack

По сути, в тот момент Tiny Speck формировали новый рынок, — поэтому на преодоление проблем «первооткрывателей» и образование пользователей ушло очень много сил и времени. В частности, усилия шли на то, чтобы понять — откуда пользователи приходят в Slack. Это знание помогло бы команде развивать продукт прицельнее и эффективнее привлекать аудиторию.

От 20 до 30% пользователей переходили в Slack из другого похожего сервиса: например, HipChat, Campfire или IRC. Остальные 70–80% сказали, что не используют инструменты для внутренней коммуникации. Но было очевидно, что они как-то решают задачу — просто не задумывались об этом.
Стюарт Баттерфилд, кофаундер и экс-CEO Slack

Позже команда выяснила, что люди решали задачи сочетанием разных продуктов: SMS, электронной почты, Skype, Hangouts, социальных сетей. Так в основу продвижения Slack легла идея, что корпоративный мессенджер — совершенно другой тип сервиса, который отличается от всего, что люди использовали на тот момент.

К февралю 2014 года генеральная идея помогла компании собрать в мессенджере 15 тысяч пользователей. Тогда же Tiny Speck официально запустила Slack — и начала покорять рынок.

Как Slack стал популярным

Мессенджер завоевал популярность благодаря двум принципам:

  • функции, заложенные в продукт, должны быть первоклассными. Например, поиск по пространству мессенджера — не отличаться по удобству от Google; синхронизация между разными клиентами — быть моментальной и комфортной.
  • любой баг должен устраняться моментально. Служба поддержки была одним из важнейшим подразделений компании.

Принципы работали — как минимум на начальном этапе развития Slack. Благодаря им продукт собрал 500 тысяч пользователей к октябрю 2014 года. Тогда же в него инвестировали 120 миллионов долларов — и, согласно оценкам, компания стала стоить 1,12 миллиардов долларов. То есть, Slack потребовалось всего восемь месяцев, чтобы стать компанией-единорогом.

К июню 2015 года продуктом пользовались уже 1,1 миллионов человек. А парой месяцев ранее компания вновь привлекла инвестиции. Horizons Ventures, Digital Sky Technologies, Index Ventures, Spark Capital Growth, и Institutional Venture Partners вложили в Slack 160 миллионов долларов. После этого раунда компанию оценили уже в 2,8 миллиардов долларов.

В апреле 2016 года Slack привлек еще 200 миллионов долларов инвестиций. На тот момент у сервиса было 2,7 миллионов пользователей, из которых 800 тысяч — платные.

Наконец, последний крупный раунд инвестиций случился в июле 2017 года. В компанию инвестировали 250 миллионов долларов. Раунд возглавил SoftBank Group при поддержке Accel Partners и других фондов. Тогда мессенджер оценили в 5 миллиардов долларов.

Цифры внушительные. Но за всеми ними скрывался один нелицеприятный факт: все это время компания была убыточной. Несмотря на огромное количество пользователей Slack никак не удавалось выйти на самоокупаемость.

Более того: в 2018 году компания совершила ряд поглощений, чтобы расширить клиентскую базу. В ходе сделок с Atlassian были куплены мессенджеры Stride и HipChat. После поглощения компания перевела юзеров с приобретенных платформ в свой продукт. Тем не менее, ситуацию это никак не спасло.

Апгрейды платформы и динамика роста платных пользователей Slack с 2015 по 2019 годы. Несмотря на постоянное увеличение их числа, мессенджер не приносит прибыли. Источник: Medium
Апгрейды платформы и динамика роста платных пользователей Slack с 2015 по 2019 годы. Несмотря на постоянное увеличение их числа, мессенджер не приносит прибыли. Источник: Medium

В апреле 2019 года компания заполняет форму S-1 — регистрационный документ, нужный для выпуска новых ценных бумаг в соответствии с требованиями SEC. Из формы выясняется, что Slack до сих пор убыточен — компания никак не может монетизировать стремительный рост. Количество платных пользователей платформы составляет меньше 15% от всего числа зарегистрированных.

На фоне этого руководство компании предупредило инвесторов, что мессенджер, скорее всего, еще долго не сможет выйти в прибыль. Однако DPO — первичное размещение ценных бумаг на рынке — поможет компании привести еще больше пользователей и «уж точно повлияет на результаты».

Манипуляция увенчалась тем, что 20 июня 2019 года мессенджер вышел на биржу. В первый день торгов стоимость акций составила 38,62 доллара, а капитализация — 23,2 миллиарда долларов.

В 2020 году появились слухи о том, что Salesforce собирается купить Slack. 2 декабря они подтвердились: американский разработчик ПО поглотил Slack Technologies за 27,7 миллиардов долларов. Компании планировали создать самую обширную экосистему приложений для бизнеса.

16 марта 2022 года компания объявила об уходе из России. Она заблокировала часть рабочих пространств российских пользователей и организаций, самовольно перевела платные аккаунты на бесплатные, отключила поддержку русского языка. Сейчас сервис доступен, в нем можно зарегистрироваться, но без гарантий, что аккаунт не будет удален в любой момент. Оплатить тарифы картами российских банков невозможно.

Помимо бесплатной версии, у Slack есть три тарифных плана. Он в два-три раза дороже <a href="https://getcompass.ru/?utm_source=vc&amp;utm_medium=istoriya_slack_kak_igra_pomogla_sozdat&amp;source_id=vc" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отечественных мессенджеров</a> с тем же набором функций. Плюс не дает никаких гарантий безопасности — заблокировать могут в любой момент. Источник: Slack
Помимо бесплатной версии, у Slack есть три тарифных плана. Он в два-три раза дороже отечественных мессенджеров с тем же набором функций. Плюс не дает никаких гарантий безопасности — заблокировать могут в любой момент. Источник: Slack

Если хотите узнать или вспомнить, что умеет Slack, написали о возможностях мессенджера в другой статье нашего блога.

Хотите основать свой стартап? Начните с создания комфортных условий для команды. Сделайте ее общение эффективным и безопасным в мессенджере Compass. Создайте выделенное рабочее пространство в быстром приложении, где сотрудники фокусируются только на важном.

Для команд до 10 человек мессенджер бесплатный. Для команд побольше есть бесплатный пробный период на 30 дней. Самое приятное — Compass можно установить на своем сервере всего за 10 минут или использовать в облаке.

46
40 комментариев

И он ушё и бросил нас, но хорошо что есть Compass 🤘🏻

1
Ответить

Ушел за хлебом и не вернулся 🙃
Но мы на месте, да, и всегда рады помогать 🫶

1
Ответить

У вас ошибка в слове muttermost

1
Ответить

Превью как будто с ненавистью)

1
Ответить

Никакой ненависти, только добро, позитив и любовь

1
Ответить

"как неудачная игра помогла создать мессенджер на миллиарды долларов"

По статье и мессенджер был только в моменте удачный

1
Ответить
1
Ответить