Mechazilla
Краш-тест
Японская робозмея
Google Pixel 9a
Дорожка для аквабега
«Игровые» Google Maps
Роботы и брейк-данс

Русский след в Шанель №5: кто на самом деле создал легендарные духи?

В далеком 1952 одна фраза великой Мерилин Монро сделала Шанель №5 лучшую пиар-компанию. Самая желанная женщина планеты сделала его не просто самым желанным парфюмом — а бессмертным. Для этого ей хватило одной фразы. Дива в ответ на вопрос, что она надевает перед сном, ответила: Шанель №5...

Сегодня мы считаем Коко Шанель великим кутюрье, дизайнером с безупречным вкусом. Но что было у нее действительно безупречным, так этот деловая хватка, и совсем не безупречной — репутация. Да и легендарный парфюм на самом деле создала не она. Парадоксальная судьба аромата Шанель №5 и его создателей — горячая тема нового выпуска Mash Paradox.

Русский след в Шанель №5: кто на самом деле создал легендарные духи?

Дружба с русскими: правила успеха «от Шанель»

В 20-е годы дела мадемуазель Шанель идут в гору. Нищенское прошлое — позади, а впереди — то самое маленькое черное платье и фирменный аромат. Немалую роль в успехе Шанель в светских кругах сыграли русские эмигранты. Шанель как будто знала, к кому идти и каким путем. Роман с Игорем Стравинским, помощь Дягилеву с его «Русскими сезонами» — каждый шаг был не праздным времяпрепровождением.

«Я выработала для себя особую привычку находиться в окружении влиятельных людей, чтобы установить связь с их обществом».

Она очаровала убийцу Распутина

Амбиции кутюрье были велики. Следующим очарованным стал сам великий князь Дмитрий Павлович Романов, тот, что вместе с Феликсом Юсуповым убил Гришку Распутина. Его Шанель называла «мой принц». Кстати, сестра великого князя Мария Павловна в некотором смысле работала на Шанель. Именно Дмитрий и познакомил Коко с Эрнестом Эдуардовичем Бо, русским парфюмером французского происхождения. Так началась история знаменитого аромата.

Русский след в Шанель №5: кто на самом деле создал легендарные духи?

Здесь русский дух, здесь мылом пахнет

До революции Бо работал на мыло-парфюмерной фабрике Альфонса Ралле. И хоть начинал будущий парфюмер с того, что в 16 лет варил мыло, фабрика была не простая, а царская. Обеспечивала не только мылом, но и парфюмом царскую семью. Продукция фирмы даже экспортировалась в другие страны.

А потом случилась Революция, Бо оказался без состояния, работы и денег во Франции. Но, как известно, не имей сто рублей. Благодаря великому князю и репутации императорского парфюмера, он делает важнейшее знакомство с Шанель, и это станет решающим в его эмигрантской судьбе.

Зюскинд, ты ли это: я хочу аромат, который пахнет женщиной!

Правда, даже для опытного парфюмера запрос Мадемуазель весьма необычен. Она просит Бо создать парфюм, который пахнет не как роза, а как женщина. Неизвестно, читала ли Шанель Зюскинда, но ее монастырское прошлое налицо: Коко обожает чистоту, запах свежего белья и чистого тела.

Бо создает запах, которого не существует в природе, и совершает в парфюмерном деле революцию. Секрет аромата — в превышении концентрации альдегидов.

Эрнест Бо сделал это не случайно. Осознанная погрешность, к которой парфюмер путем экспериментов шел задолго до того, как получил нестандартное ТЗ. Можно смело сказать, что аромат Шанель №5 появился раньше, чем его идея.

Русский след в Шанель №5: кто на самом деле создал легендарные духи?

Вайб войны, концлагеря и Полярного круга: культурный код Шанель №5

Так что никакого французского шика. Создатель Шанель №5 рос на Пушкине и Достоевском, жил в России и служил на Кольском полуострове. Если вы слышите там запах чистой женщины, послушайте еще — возможно, это запах русского Севера.

«Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его».

Правда, были в биографии парфюмера и допросы пленных большевиков в концлагере Мудьюг, и работа на контрразведку. Он не станет упоминать об этом в мемуарах, но тёмное прошлое Бо — не парадоксальное ли совпадение с темным будущем самой Шанель?

Русский след в Шанель №5: кто на самом деле создал легендарные духи?

За деньги — да: как Шанель не помогла нацистам и погубила репутацию

Когда братья Вертхаймеры открыли компанию «Les Parfums Chanel», Шанель №5 вышел в массовое производство и покорил мир. Его хотели все. Его хотели даже после того, как Шанель обвинили в связи с нацистами. Ну чем не Зюскинд!

К вопросу про нацистов, история там вышла и правда щекотливая.

Шелленберг обещал Коко забрать компанию у Вертхаймеров и вернуть Шанель за ее встречу с Черчиллем. Цена велика — мирный договор Германии с Англией. Шанель идёт на сделку, которая срывается: Черчилль не приехал в Мадрид, компания осталась у Вертхаймеров. Репутация Шанель рухнула.

Русский след в Шанель №5: кто на самом деле создал легендарные духи?

После войны ей удалось сбежать в Швейцарию и «прятаться» целых 9 лет. Парадоксально, но именно братья Вертхаймеры, у которых Шанель намеревалась отобрать компанию, помогли ей встать на ноги. А все благодаря парфюму. Клеймо «нацистская шпионка» не пахнет, а запах Шанель №5 продолжал сводить всех с ума. Вертхаймеры предлагают Шанель 2% от продаж, и ее империя возрождается.

Великий пиарщик Шанель

Великий кутюрье, говорите? Может, великий пиарщик? Ведь и короткую стрижку придумала не Шанель, и идея смешивать драгоценные камни с бижутерией — не ее идея, а парфюм и вовсе пахнет русским Севером. И нацистам помогала, а еще обманывала, придумывала себе биографию, перевирала факты… И все же в 2022 году бренд Шанель стал одним из трех самых ценных брендов класса люкс.

Вся ее жизнь — сплошной парадокс, и об этом стоит поговорить. Подробнее о феномене Шанель №5 и его «создательнице» — в новом выпуске Mash Paradox.

реклама
разместить
Начать дискуссию
Вау-маркетинг: когда фантик дороже сути
Вау-маркетинг: когда фантик дороже сути

Вы приходите в премиальный салон красоты. Вас встречают с улыбкой, предлагают шампанское, нежный плед и латте на овсяном. Интерьер – как картинка из Pinterest: свечи, хрустальные люстры, нежные оттенки розового. Атмосфера уюта и роскоши. Вы уже мысленно хвалите себя за правильный выбор и расслабляетесь в предвкушении безупречного маникюра…

33
реклама
разместить
Почему не каждому бренду выгодно становиться вирусным? Пример Cartier.

Если продукт бренда рассчитан на массовый рынок, ему выгодно часто мелькать в социальных сетях, становится вирусным. Но, работает ли такая стратегия, когда ваш сегмент «тяжелый люкс»? В этой статье на примере бренда Cartier покажу, как ставший вирусным контент навредил компании. Да, такое тоже бывает.

Почему не каждому бренду выгодно становиться вирусным? Пример Cartier.
1515
Каналы продаж: что выбрать художник

Продажа товаров и услуг сегодня осуществляется через различные каналы, и понимание разницы между этими моделями помогает компаниям выстраивать эффективные стратегии привлечения и удержания клиентов. Давайте рассмотрим подробнее различия между моноканальными, мультиканальными, кроссканальными и омниканальными продажами.

«Как я проиграл 42 700 рублей на Wildberries и отыгрался на Ozon: история о том, почему аудитория важнее цены»
«Как я проиграл 42 700 рублей на Wildberries и отыгрался на Ozon: история о том, почему аудитория важнее цены»

История из жизни: «Массажёр, который чуть не сломал мне шею (и карьеру)»

11
Возрождение легенды: I ❤ NY и изменение культуры того что считалось кринжом
Возрождение легенды: I ❤ NY и изменение культуры того что считалось кринжом
11
Самые дорогие чаи мира: легенды, аукционы и что попробовать, чтобы приобщиться:)

Почему чай становится бесценным?

11
Как оформить гражданство ОАЭ и использовать его преимущества: пошаговое руководство

В 2025 году законодательство продолжает совершенствоваться, а именно вводятся новые опции получения резидентского статуса, которые потенциально сокращают путь к гражданству.

Как оформить гражданство ОАЭ и использовать его преимущества: пошаговое руководство
Короли и капу$та или занимательная Шаурномика
Короли и капу$та или занимательная Шаурномика
В чем секрет успеха шампуня «Лошадиная сила»? Разбираем маркетинговые фишки бренда

Шампунь «Лошадиная сила» — феномен на рынке косметики.
Как продукт с формулой, предназначенной для средств ухода за лошадьми, стал бестселлером среди людей?
Разбираем маркетинговые приемы, обеспечившие бренду миллиарды продаж.

реклама
разместить
Живи как легенда: Искусство самосозидания через реализацию в бизнесе

Прогуливаясь по фешн-авеню в Дубай Молле, разглядывая витрины роскошных магазинов, я поймала себя на мысли, что каждая из них — это не просто тщательно продуманный арт-объект, передающий ДНК бренда, но и демонстрация его адаптивности к современности при сохранении 100% узнаваемости и аутентичности.

11
11
Шампунь Tom Ford за 300 рублей. Ннннада?

Шампунь за 360 рублей с ароматом от Tom Ford. Крутое позиционирование?:))))

11
Как построить премиальное ателье с нуля и не сгореть: История Таши Рублёвой
Как построить премиальное ателье с нуля и не сгореть: История Таши Рублёвой
[]