В зоне турбулентности: история Boeing

В зоне турбулентности: история Boeing

Boeing сейчас мелькает, в основном, в скандальных новостях, но, несмотря на это, авиагигант, скорее всего, выкарабкается. Как никак, в Штатах, довольно популярна поговорка, мол, что хорошо для Боинга, хорошо для Америки. Рассказываем в нашей статье историю легендарной компании, которая сейчас переживает период турбулентности.

Как все начиналось

Основатель компании Уильям Боинг учился в Йельском университете, а потом работал в лесной промышленности. В 1909 он первый раз в жизни поднялся над землей на пилотируемом самолете и влюбился в небо. В 1915 Уильям купил гидросамолет и записался в летную школу. В июне 1916 года состоялся первый полет одного из двух гидросамолетов B&W, который он построил вместе с инженером ВВС.

Позже Боинг основал компанию The Pacific Aero Products Company. Впоследствии она была переименована в Boeing Airplane Company. В 1940 году началась эксплуатация грузового самолёта Boeing 307 Stratoliner с наддувом кабины. Во время Второй мировой войны компания построила огромное число бомбардировщиков для США и их союзников, включая СССР.

Однако в сфере гражданских самолётов Boeing отставал от конкурентов. Поэтому было решено создать первый в мире реактивный пассажирский лайнер. В 1954 года Boeing 367-80 совершил свой первый полёт. В 1964-ом появился знаменитый Boeing 737. Он оказался самым массовым реактивным самолётом за всю историю пассажирского авиастроения.

Чуть позже к полетам приступил и Boeing 747, почти 40 лет он оставался самым большим, тяжёлым и вместительным лайнером. В 1990-1994 годах был разработан Boeing 777, на котором установлен абсолютный рекорд дальности для пассажирских самолётов (21 601 км).

С 1993 по 2022 годы в Москве работал Научно-технический центр (НТЦ), а также Конструкторский центр Boeing. В 1993 году эти самолеты впервые появились в парке российского перевозчика — Трансаэро. С 1997 года компания «Ависма» поставляла 25% титана, используемого Boeing для производства гражданских самолетов. Однако из-за СВО в марте 2022 года компания приостановила контракт.

Интеллектуальная собственность

У Boeing зарегистрировано множество товарных знаков на территории России, в том числе, Boeing 777 или Boeing 314 Clipper.

Интересно, что в 2014 году Роспатент отказал компании в регистрации бренда с изображением самолета, поскольку оно имеет традиционную форму для летательных аппаратов. В целом же компания ведет активную деятельность в сфере защиты интеллектуальной собственности. В 2022 году только в США авиагигант подал заявки на 1117 патентов.

А год назад Boeing столкнулся с обвинением в нарушении интеллектуальных прав. Маленькая семейная компания из Колорадо Wilson Aerospace подала на автогиганта в суд за то, что последний якобы украл у нее уникальные инструменты и создал их некачественные подделки. Они использовались на важных проектах NASA, включая МКС и ракету Space Launch System.

Скандалы и расследования

В апреле 2024 года в больнице умер бывший аудитор канзасской фирмы Spirit AeroSystems Джошуа Дин. Он говорил, что в сборочных цехах компании, которая производит фюзеляжи для Boeing, есть проблемы с качеством.

По странному стечению обстоятельств за два месяца до этого скончался сотрудник отдела качества Boeing — Джон Митчелл Барнетт. Он публично заявил о злоупотреблениях в корпорации. По официальной версии Барнетт застрелился. Но и без этих странных смертей у авиагиганта были проблемы.

В январе 2024 года во время рейса у Boeing 737 MAX 9 в воздухе на высоте в пять километров вырвало скрытую под обшивкой дверную заглушку, что привело к разгерметизации салона. Самолет совершил аварийную посадку. Национальный совет по безопасности на транспорте США начал расследование.

В итоге было решено приостановить эксплуатацию отдельных Boeing 737 MAX 9 для проведения инспекций. Проблемы с этим самолетом особенно остро воспринимаются, потому что в конце 2018 года и начале 2019 года произошли две авиакатастрофы с его участием. В результате погибло 346 человек.

В ходе недавних сенатских слушаний глава Boeing Дэвид Калхун дал показания в связи с катастрофами и другими проблемами в корпорации. Он извинился перед семьями погибших и признал серьезные просчеты в работе корпорации.

Boeing сейчас

Несмотря на все сложности, годовая выручка компании в 2023-ем выросла на 17%, до $77,8 млрд. Также американский авиастроитель поставил в прошлом году 528 гражданских самолетов.

Однако с начала 2024 года капитализация корпорации сократилась на 25%. Кроме того, Boeing может потерять еще миллиарды долларов из-за судебных исков, потенциальных штрафов и простоя заводов. Пока компания еще не в пике, но явно не на прежней высоте. И безоблачного неба пока не видно.

Вы занимаетесь бизнесом?

Регистрация товарного знака укрепляет узнаваемость бренда, повышает доверие потребителей, защищает от штрафов и отличает продукцию от конкурентов, не давая им пользоваться вашим именем.

В зоне турбулентности: история Boeing
1010
Начать дискуссию