Анализатор мнений Brainlook

Анализатор мнений Brainlook
Вчера публично открылся Brainlook — веб-анализатор мнений. Сервис представляет собой систему голосований с продвинутой статистикой — с его помощью можно узнать, сколько людей какое мнение имеет по тому или иному вопросу. Мы поговорили с кофаундером Brainlook Фёдором Иванищевым, чтобы выяснить, взлётная ли это тема, как на этом можно заработать и чем это лучше опросиков во «ВКонтакте».

Панфилов: Привет, расскажи, в чём суть проекта — какой цимес, кому это надо, как возникла идея?

Иванищев: Привет! Начнем с того, что женщины — коварные создания. Девушка одного моего друга как-то сказала ему, что цветы дамам сейчас никто уже не дарит, что прекрасному полу это словно принести труп в подарок. Тем же вечером друг мне поведал о том, что собрался пойти на свидание без цветов. Я возразил: по моему мнению, это лишь уловка, чтобы проверить его на самостоятельность. Возник спор, и мы решили узнать правду, опросив женскую часть населения.

Обратились, конечно же, в интернет, ибо мы слишком любим компьютеры, чтобы подходить на улице к настоящим девушкам и задавать им странные вопросы. К нашему удивлению, мы не нашли сайта, где можно было бы тут же увидеть, с чьей точкой зрения согласно большинство. Мы нашли лишь полумертвые голосовалки и сложные сайты-опросники, а на форумах не было какой-либо статистики, да и читать их долго. Мы обратились к профессионалам — зашли на сайты социологических агентств. Выяснилось, что и там не всё здорово: такими вопросами там банально не занимаются.

Результаты исследований, в большинстве своем, закрыты, так как являются коммерческими. А заказать новое исследование стоит немалых денег, которые мы не собирались тратить на такой обыденный вопрос. Был еще один вариант — самим провести небольшое исследование, сделав, например, опрос в соцсети и распространив его среди своих друзей. Но на это пришлось бы потратить кучу времени, что делать совершенно не хотелось. К тому же, нас интересовало мнение всех девушек, а не только из нашего круга общения. Нехорошо, интернет, мы на тебя рассчитывали!



Так мы ничего не нашли. В идеале, мы искали что-то похожее на Википедию, только где вместо статей о фактах была бы база мнений на самые разные темы со статистикой согласных и не согласных. Переговорив дома с моим отцом (во времена Советского Союза он был программистом), я выяснил, что его также интересуют мнения общества на самые разные темы. Он также отметил, что ему негде посмотреть статистику мнений общества – например, нигде достоверно не узнать, какой процент населения страны поддерживает того или иного политика. Мы поняли, что сервиса для анализа мнений широкого круга людей просто не существует. А такой сайт мог бы быть очень полезен не только для горе-романтиков, но и для серьезных предпринимателей, которые ориентируются на предпочтения потребителей.

Родилась идея: мы сделаем сайт, где можно будет узнать, какой процент людей согласен с определенным мнением и что у них общего; да еще сделаем этот сайт глобальным и простым, чтобы постепенно собрать всемирную базу мнений с мощной статистикой.



Работа закипела, прошло десять месяцев. Теперь Brainlook — это сайт, где люди размещают мнения, голосуют по ним за или против и видят, что общего у проголосовавших. В отличие от сложных опросников, у него простая структура: мнение длиной до 240 символов, кнопка «за», кнопка «против» и результаты. Люди скорее всего проголосуют у нас по 10 простым мнениям/опросам, чем по 1 опросу на другом сайте с кучей вариантов ответа, каждый из которых нужно внимательно прочитать и осмыслить. Более того, только на Brainlook показано, что объединяет проголосовавших.

Представьте, разместили вы на Brainlook свою идею стартапа, например: «Было бы здорово, если бы тренажеры в фитнес-клубах снабжали электричеством ближайшие здания». Вы увидели, что 90% людей проголосовали против вашего мнения и вам стало грустно. Но, открыв вкладку «общее у проголосовавших», вы замечаете, что большинство проголосовавших «против» — школьники, а проголосовавшие «за» — в основном, целеустремленные бизнесмены и инвесторы. Не так уж всё и плохо! Такая возможность очень полезна любому предпринимателю: он может узнать мнение клиентов о своей услуге или товаре. Раньше для этого приходилось либо обращаться в исследовательский центр, либо нанимать маркетологов, тут же можно это сделать совершенно бесплатно, заодно прорекламировав свою компанию.

Панфилов: Расскажи тогда, кто в команде и на что вы все живёте, раз проект пока что не зарабатывает.

Иванищев: Основатели – я и мой отец. Сам я три года разрабатываю сайты, а отец занимался программированием в космической отрасли еще в Советском Союзе. Поэтому мы решили бросить всё и сделать Brainlook вдвоем, учась на своих ошибках и постепенно разбираясь во всех вопросах. Пишем код вместе. Отец взял на себя организационную часть — СЕО, ибо у него есть большой опыт в этом плане, а я — СТО, ибо разбираюсь в текущих трендах и просто люблю программировать. Мы чем-то похожи на главных героев из Breaking Bad, если так подумать, только вместо мета варим сайты. Ещё мы привлекли в команду художника, который делает нам замечательные рисунки по нашим заказам.
Сейчас мы финансируем себя сами, отец выступает в роли бизнес-ангела. Планируется расширение команды, ибо есть много отличных идей и фич, а время идет. Расходы будут лишь увеличиваться, поэтому мы работаем над монетизацией и ищем партнера с серьезными инвестициями, чтобы ускорить разработку и выйти на новый уровень развития.



Панфилов: Окей, что с монетизацией?

Иванищев: Мы хотим выйти на три рынка. Первый — сайты-социалки и голосовалки. Эти сайты сейчас практически мертвы, потому что есть социальные сети, где вы можете создать опрос и распространить его среди друзей. Мы планируем завоевать этот рынок с помощью уникальных возможностей, которые предоставляет Brainlook. Взять хотя бы то, что на нашем сайте показано, что общего у проголосовавших. Мы также верим в то, что такой функционал соцсети вряд ли к себе добавят — это уже некий оффтоп, просто лишнее для них. А благодаря удобству Brainlook, люди, опасавшиеся старых опросников, не побоятся зайти к нам.

Второй рынок — форумы на общие темы. Не зря некоторые пользователи уже отметили, что Brainlook — это форум нового поколения. На нашем сайте тоже есть затравка обсуждения — мнение, и комментарии к нему. У пользователей есть рейтинг, а в ближайшее время мы добавим оценку комментариев. Мы планируем занять крупную долю этого рынка за счет уникальных возможностей и простоты.

Третий рынок — маркетинговые и социологические исследования. Сейчас рынок исследований в России нуждается во встряске: преимущественно, основные игроки на нем — монополисты, выполняющие исследования по заказу за большие деньги. Мы же, получив необходимое количество пользователей, сможем самостоятельно проводить свои исследования, используя при этом нашу открытую базу голосований от самых разных людей. Есть информация, что существующие социологические службы часто опрашивают одних и тех же 2000 человек. Научно доказано, что, опросив такое количество людей, можно сказать, что вы опросили всё население. На Brainlook же такого потолка нет. Что самое важное, мы предоставляем эту возможность бесплатно. Мы уверены в том, что наш сайт доставит немало хлопот различным центрам социологических исследований. Благодаря нашей непринужденности и открытости, наши результаты будут достовернее.



По поводу монетизации. Во-первых, мы будем предоставлять возможность предпринимателям продвигать свои мнения — они будут появляться у пользователей в интересных мнениях, что повысит вероятность голоса по ним. Во-вторых, специально для социологов и маркетологов мы сделаем мощные платные инструменты, которые позволят им использовать базу Brainlook для анализа сразу нескольких категорий мнений и людей за разные промежутки времени. В-третьих, мы сами через некоторое время будем проводить свои собственные исследования на заказ, используя свою информацию. И, наконец, в-четвертых, мы предоставим пользователям возможность переголосовывать — в первые 15 минут бесплатно, дальше за небольшую плату. Люди меняются, их мнения тоже.

Панфилов: Так и через сколько месяцев/лет вы выйдете на окупаемость?

Иванищев: При текущем раскладе вещей и без сторонних инвестиций мы сделаем первую монетизацию через 3-4 месяца и начнем получать доход. За это время мы также добавим ряд фич на сайт, которые увеличат количество пользователей. Через 10-12 месяцев мы планируем выйти на окупаемость. К этому времени мы запустим англоязычную версию сайта, выйдя на глобальный рынок.

Панфилов: Самое интересное — как планируешь раскручиваться? Без денег-то сложно.

Иванищев: В будущем мы планируем сделать интеграцию на другие сайты. Можно будет добавить на любую страницу кнопку с голосованием за/против, связанную с мнением на Brainlook. Например, продавцы каких-нибудь кроссовок создадут мнение на Brainlook «Кроссовки Nike офигительно прекрасны», а затем свяжут это мнение со страницей продажи кроссовок на своем интернет-магазине. Пользователи получат возможность легко проголосовать, не покидая сайта, а владельцы сайтов смогут показать потенциальным покупателям, что их кроссовки поддержали реальные люди. Как ни странно, сейчас нет единой системы голосований, которую можно легко интегрировать себе на сайт, и мы собираемся это исправить. Есть разве что лайки из соцсетей, но там не учитываются дизлайки — а с помощью Brainlook можно проголосовать против.



Плюс, не стоит забывать, что каждый из пользователей заинтересован в том, чтобы по его мнению голосовали люди. Для этого у нас есть кнопки для соцсетей, с помощью которых пользователь привлечет своих друзей на сайт. На сайте есть награды, рейтинг и топ пользователей на главной — мы будем награждать юзеров за каждого приглашенного. Но самое интересное: к своей странице и к своим мнениям на Brainlook каждый может добавить ссылку на сторонний ресурс. Отличная возможность прорекламировать свой сайт или услугу, опубликовав популярное мнение.

Панфилов: Как в таком случае избежать накруток и вот этого всего?

Иванищев: Будем использовать существующие методы — вылавливать и отстреливать. Через некоторое время добавим привязку к телефону. На сайте есть инструменты для обозначения спамеров и вредителей — с помощью семантического анализа текста спам будет вполне реально автоматически распознать и удалить.



Панфилов: Как-то вы вливаетесь в стартаперскую тусовку, читаете книги, смотрите лекции, следите за финансовыми сводками? Или просто сидите дома и хреначите?

Иванищев: Хреначим, держа руку на пульсе. Читаем лекции, смотрим примеры выступлений, вскоре и сами начнем выступать на стартап-тусовках. Вообще, мы придерживаемся мнения, что стартаперы не должны злоупотреблять посещением различных мероприятий. Лучше большую часть времени посвящать проекту.

Из последних событий нас очень заинтересовала разработка Facebook — Graph Search. Это показывает, что анализ людей и их интересов сейчас актуальная тема, так что мы не зря идем в этом направлении.



1 сентября состоялся запуск открытого бета-тестирования. Мы прошли и через альфа-тестирование, когда только наши друзья пользовались сайтом и делились фидбеком; прошли и через закрытое бета-тестирование, когда сайт уже был выложен в интернет, а регистрация была только по приглашениям. Мы собрали огромное количество фидбека, идей и предложений от 150 уникальных пользователей — это всё у нас записано и проанализировано. Забавно, но сам сайт использовался в качестве формы для сбора фидбека и багов — люди просто оставляли мнение на сайте, делясь своими мыслями. Получается, мы создали идеальный сайт для сбора фидбека об этом же сайте. Замкнутый круг получился. В общем, за время тестирования мы учли очень многое, сделав сайт удобнее, функциональнее и приятнее. В конце закрытого бета-теста мы также выдали всем активным тестерам уникальную награду, чтобы люди помнили и гордились.

Панфилов: Спасибо за интервью!