За политическими и экономическими событиями остаётся почти незамеченной ещё одна катастрофа – экологическая
Разлив нефти в Чёрном море из-за аварии танкеров в Керченском проливе.
Это заставило меня задуматься о других экологических катастрофах в истории России. Одна из них – эпидемия холеры 1830-х годов, которая не просто унесла жизни, но и изменила страну.
Холера XIX века была не просто болезнью, а следствием загрязнения окружающей среды. Она пришла в Россию по воде, распространяясь через реки, которыми пользовались миллионы людей. Москва заразилась через Волгу и порты, Петербург – через морские пути.
Солдаты, вернувшиеся с Кавказа, принесли болезнь вглубь страны.Питьевую воду брали прямо из рек, без фильтрации и очистки. Санитарии не существовало, а саму природу заражения тогда не понимали. Историк М. В. Дунаев пишет:
«Холера пришла по воде, но люди не понимали её природы. Горожане обвиняли врачей, считая, что те нарочно отравляют питьевые источники».
Паника привела к поиску «виновных». Сначала обвиняли поляков, так как незадолго до эпидемии произошло восстание 1830 года. Затем под удар попали помещики, которых подозревали в попытке отравить крестьян.
Эпидемия привела к бунтам.В стране начались чумные и холерные бунты, вызванные не только страхом перед болезнью, но и недоверием к власти. В карантинные зоны отправляли людей без разбору, женщин подвергали унизительным осмотрам, а сам факт изоляции воспринимался как насильственный.
Самый опасный бунт произошёл в Новгородской губернии в 1831 году. Там, на территории в 9 тысяч квадратных километров, жили 120 тысяч военных поселян и солдат, которые восстали против правительства.
📜 В воспоминаниях полковника И. И. Панаева, подавлявшего мятеж, описан один из допросов:
«Один из вожаков поселян в ответ на вопрос следствия, верит ли он, что господа нарочно отравляют воду в колодцах, заявил: „Что тут говорить! Для дураков – яд да холера, а нам надобно, чтоб вашего дворянского козьего племени не было!“»
Это восстание стало самым опасным для царя Николая I после восстания декабристов.