История Майка Линча, которую не придумаешь в Голливуде

Предпринимателей учат быть амбициозными. Ищи масштабный рынок, захватывай долю, строй компанию-единорога. Вот только гонка за миллиардной оценкой может ослепить даже умнейших. Сегодня я расскажу вам эдакую success story — только в жанре страшилки.

Яхта Bayesian на рейде возле берегов Сицилии
Яхта Bayesian на рейде возле берегов Сицилии

Восходящая ИТ-звезда

Майк Линч — один из самых ярких представителей британской технологической элиты конца XX века. Доктор наук, выпускник Кембриджского университета, он с конца 1980-х работал в области машинного обучения, ещё до того, как это стало мейнстримом. Действительно умный засpанец.

"Гляди, как наш Бред мозговит!"
"Гляди, как наш Бред мозговит!"

В 1991 году он основал Cambridge Neurodynamics (не путать с Cambridge Analitica), занимавшуюся биометрией, а в 1996-м стал сооснователем Autonomy Corporation — компании, разработавшей поисковое ПО на базе байесовского вывода (позднее он так назовет свою супер-яхту — Bayesian). Речь шла не о поиске как у Google, а о системах, способных извлекать смысл из хаоса корпоративных данных.

Под его руководством Autonomy стала крупнейшей британской технологической компанией своего времени. Линча называли "британским Биллом Гейтсом", а инвесторы верили: Европа тоже может родить гиганта в мире софта. Хотя мы знаем, что Британия — не Европа.

Сделка на $11 миллиардов

В 2011 году Hewlett-Packard купила Autonomy за $11,1 млрд — сделка стала крупнейшим приобретением британского ИТ-стартапа на тот момент. Сам Линч, по разным оценкам, заработал около $800 млн.

Однако всего через год HP списала $8,8 млрд этой суммы. Мы не знаем, использовался ли байесовский метод для корректировки оценки, но Линча и его команду обвинили в завышении стоимости компании перед продажей. Как будто это они изобрели метод pump and dump, но началось одно из самых громких корпоративных разбирательств десятилетия.

Суд в Лондоне и США

В январе 2022 года Высокий суд Лондона постановил, что HP в значительной степени права: в деятельности Autonomy действительно имели место недостоверные бухгалтерские практики. Гражданское дело выиграла HP, но размер компенсации тогда ещё не был определён.

Параллельно в США против Линча и его бизнес-партнёра Стивена Чамберлена было выдвинуто уголовное обвинение в мошенничестве. В 2023 году, после череды апелляций, Линч был экстрадирован в Штаты. В марте 2024-го в Сан-Франциско начался судебный процесс.

Им предъявили в общей сложности 31 обвинение. И обоих мог ожидать тюремный срок на десятки лет.

Оправдание. И неожиданная развязка

После 11 недель слушаний, 6 июня 2024 года, присяжные признали Майка Линча и Стивена Чамберлена невиновными по всем пунктам. Полная реабилитация. Легенда британского ИТ-бизнеса очистил своё имя. Это краткое изложение, подробная хронология для тех, кто хочет покопаться (осторожно, английский язык, корпоративная лексика).

Через пару месяцев оба мужчины вернулись в Великобританию. Но история на этом не закончилась.

Август 2024

17 августа, во время вечерней пробежки под Кембриджем, Чамберлен попал под машину. Он скончался спустя три дня в больнице. Полиция не обнаружила признаков преступления, но обстоятельства его гибели стали поводом для отдельного расследования.

А 19 августа в Средиземном море затонула яхта Bayesian, принадлежавшая Майку Линчу. Шторм застал судно у берегов Сицилии. Из 22 человек на борту погибли шестеро, включая Линча, его 16-летнюю дочь и нескольких бизнес-партнёров. Среди них — представитель Morgan Stanley и американский юрист, ранее работавший с Autonomy. Все они отмечали удачный исход долгой и опасной судебной тяжбы с HP.

По предварительным данным, причиной крушения стал неожиданный порыв ураганного ветра. Итальянские и британские органы начали расследование. В центре внимания — действия экипажа, техническое состояние яхты и погодные предупреждения.

Итальянская верфь Perrini Navi утверждает, что яхта была непотопляемой. Она лежит на морском дне на глубине 50 метров.
Итальянская верфь Perrini Navi утверждает, что яхта была непотопляемой. Она лежит на морском дне на глубине 50 метров.
Тимур Литвиненко
Инструктор, капитан. Веду ТГ-канал "Будни яхтенного брокера"

Море ошибок не прощает

Я сам предприниматель, и занимаюсь яхтами больше 20 лет. Три раза обошёл Европу, пересекал Атлантику, раз по тридцать проходил Гибралтарский и Мессинский проливы. Естественно, меня история яхты Баязян заинтересовала. Материалы расследования уже появляются, например есть подробная хронология событий той ночи.

И, с одной стороны, у меня никак не укладывается в голове, что гибель 56-метровой яхты могла быть подстроена. Это вам не крушение Эмбраера в Тверской области. А с другой стороны, вся история с продажей Autonomy Хьюлету выглядит как сценарий голливудского фильма.

Одно ясно: быть гением в бизнесе — не гарантия счастья. Чем выше ты поднимаешься, тем больше стоимость ошибки. Берегите себя.

5
5 комментариев