История Майка Линча, которую не придумаешь в Голливуде
Предпринимателей учат быть амбициозными. Ищи масштабный рынок, захватывай долю, строй компанию-единорога. Вот только гонка за миллиардной оценкой может ослепить даже умнейших. Сегодня я расскажу вам эдакую success story — только в жанре страшилки.
Восходящая ИТ-звезда
Майк Линч — один из самых ярких представителей британской технологической элиты конца XX века. Доктор наук, выпускник Кембриджского университета, он с конца 1980-х работал в области машинного обучения, ещё до того, как это стало мейнстримом. Действительно умный засpанец.
В 1991 году он основал Cambridge Neurodynamics (не путать с Cambridge Analitica), занимавшуюся биометрией, а в 1996-м стал сооснователем Autonomy Corporation — компании, разработавшей поисковое ПО на базе байесовского вывода (позднее он так назовет свою супер-яхту — Bayesian). Речь шла не о поиске как у Google, а о системах, способных извлекать смысл из хаоса корпоративных данных.
Под его руководством Autonomy стала крупнейшей британской технологической компанией своего времени. Линча называли "британским Биллом Гейтсом", а инвесторы верили: Европа тоже может родить гиганта в мире софта. Хотя мы знаем, что Британия — не Европа.
Сделка на $11 миллиардов
В 2011 году Hewlett-Packard купила Autonomy за $11,1 млрд — сделка стала крупнейшим приобретением британского ИТ-стартапа на тот момент. Сам Линч, по разным оценкам, заработал около $800 млн.
Однако всего через год HP списала $8,8 млрд этой суммы. Мы не знаем, использовался ли байесовский метод для корректировки оценки, но Линча и его команду обвинили в завышении стоимости компании перед продажей. Как будто это они изобрели метод pump and dump, но началось одно из самых громких корпоративных разбирательств десятилетия.
Суд в Лондоне и США
В январе 2022 года Высокий суд Лондона постановил, что HP в значительной степени права: в деятельности Autonomy действительно имели место недостоверные бухгалтерские практики. Гражданское дело выиграла HP, но размер компенсации тогда ещё не был определён.
Параллельно в США против Линча и его бизнес-партнёра Стивена Чамберлена было выдвинуто уголовное обвинение в мошенничестве. В 2023 году, после череды апелляций, Линч был экстрадирован в Штаты. В марте 2024-го в Сан-Франциско начался судебный процесс.
Им предъявили в общей сложности 31 обвинение. И обоих мог ожидать тюремный срок на десятки лет.
Оправдание. И неожиданная развязка
После 11 недель слушаний, 6 июня 2024 года, присяжные признали Майка Линча и Стивена Чамберлена невиновными по всем пунктам. Полная реабилитация. Легенда британского ИТ-бизнеса очистил своё имя. Это краткое изложение, подробная хронология для тех, кто хочет покопаться (осторожно, английский язык, корпоративная лексика).
Через пару месяцев оба мужчины вернулись в Великобританию. Но история на этом не закончилась.
Август 2024
17 августа, во время вечерней пробежки под Кембриджем, Чамберлен попал под машину. Он скончался спустя три дня в больнице. Полиция не обнаружила признаков преступления, но обстоятельства его гибели стали поводом для отдельного расследования.
А 19 августа в Средиземном море затонула яхта Bayesian, принадлежавшая Майку Линчу. Шторм застал судно у берегов Сицилии. Из 22 человек на борту погибли шестеро, включая Линча, его 16-летнюю дочь и нескольких бизнес-партнёров. Среди них — представитель Morgan Stanley и американский юрист, ранее работавший с Autonomy. Все они отмечали удачный исход долгой и опасной судебной тяжбы с HP.
По предварительным данным, причиной крушения стал неожиданный порыв ураганного ветра. Итальянские и британские органы начали расследование. В центре внимания — действия экипажа, техническое состояние яхты и погодные предупреждения.
Море ошибок не прощает
Я сам предприниматель, и занимаюсь яхтами больше 20 лет. Три раза обошёл Европу, пересекал Атлантику, раз по тридцать проходил Гибралтарский и Мессинский проливы. Естественно, меня история яхты Баязян заинтересовала. Материалы расследования уже появляются, например есть подробная хронология событий той ночи.
И, с одной стороны, у меня никак не укладывается в голове, что гибель 56-метровой яхты могла быть подстроена. Это вам не крушение Эмбраера в Тверской области. А с другой стороны, вся история с продажей Autonomy Хьюлету выглядит как сценарий голливудского фильма.
Одно ясно: быть гением в бизнесе — не гарантия счастья. Чем выше ты поднимаешься, тем больше стоимость ошибки. Берегите себя.