Байки из банка: истории, от которых стынет баланс на карте

Байки из банка: истории, от которых стынет баланс на карте

Конец октября – время для жутких историй и страшных сказок. Собрали несколько сценариев из мира финансов, которые могли бы стать основой для триллера, но происходят в реальности. И рассказали, как защитить свои кошельки от чудовищ в реальной жизни – мошенников.

Призрачный сбор: деньги не на подарок учителю

Байки из банка: истории, от которых стынет баланс на карте

Мошенники добавляются в существующий чат родителей школьников или студентов или создают новый. Чаще всего для этого они взламывают аккаунты родителей учащихся и под этой маской направляют в чат сообщение со сбором денег.

Сбор происходит переводом на карту – якобы для нужд класса или группы: подарки преподавателям, покупка билетов на экскурсии, бронь ресторана на выпускной и так далее. После получения денег на карту мошенник выходит из чата и прекращает отвечать на сообщения.

Как не попасть в кошмар:

Пользоваться специальными сервисами для организации сборов. Это удобнее и безопаснее, чем переводить на карту.

Сейчас такие сервисы есть во многих банках, в том числе в Т-Банке. Сбор можно создать в пару кликов — и отправить ссылку на него. По ссылке сразу видно назначение сбора и получатель. Перед отправкой суммы нужно лишь убедиться, что имя и первая буква фамилии организатора сбора совпадают с данными вашего знакомого.

Если вы все-таки переводите деньги на карту или по номеру телефона, следуйте правилам:

  1. Перед отправкой средств созвонитесь с организатором и убедитесь, что деньги собирает именно он.
  2. В банковском приложении проверьте, что получатель перевода – именно организатор сбора. Лучше переводить по номеру телефона: при переводе по номеру карты в другой банк не всегда отображаются данные получателя.

Важно: если ФИО организатора сбора и получателя денег не совпадают – это может быть попыткой обмана от мошенников.

Проклятие квитанций: фальшивый QR-код

Байки из банка: истории, от которых стынет баланс на карте

Изобретательность мошенников растет с каждым днем. Теперь они подкидывают в почтовые ящики неотличимые на первый взгляд от настоящих квитанции за ЖКУ. Когда житель совершает оплату по QR-коду на этой квитанции, он переводит деньги злоумышленникам, а не оплачивает свой счет.

Как не попасть в кошмар:

Оплачивать счета в мобильном приложении банка. Это выгодно и безопасно.

В Т-Банке нужно открыть сферу «Дом» или раздел «Платежи», перейти в раздел «ЖКХ», затем выбрать поставщика услуг или ввести его ИНН или название. Там же будет храниться вся история. Оплата ЖКУ в Т-Банке без комиссии.

Сейчас к сфере «Дом» подключено уже 90% российских провайдеров жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и управляющих компаний. У Т-Банка прямой договор с поставщиками услуг, который исключает возможность «проникновения» мошенников в процесс оплаты.

Если все же оплачиваете квитанцию по QR-коду на ней, следуйте рекомендациям:

  1. Проверяйте, что в получателях платежа указан ваш поставщик ЖКУ или управляющая компания.
  2. Сверьте наименование получателя и номер лицевого счета в платеже с тем, что указано в самой квитанции.
  3. Проверьте реквизиты (ИНН, КПП, БИК, номер расчетного счета) – они должны совпадать с реквизитами поставщика услуг в договоре или на официальном сайте вашей управляющей компании.

Собака Баскервилей: обман вместо помощи животным

Байки из банка: истории, от которых стынет баланс на карте

Мошенники взламывают профиль человека в соцсетях и от его лица пишут пост о том, как он подобрал на улице бездомное животное. Собака или кошка, по словам мошенника, в тяжелом состоянии после, например, попадания под машину. Нужно дорогостоящее лечение в ветклинике: операция, лекарства, наблюдение. На это якобы лечение мошенник и собирает деньги.

В тексте поста или в комментариях мошенники организуют сбор средств и оставляют QR-код, по которому можно перевести деньги. Конечно, они идут не на лечение животного, которого на самом деле не существует, а в карман аферистам.

Как не попасть в кошмар:

Оказывать помощь благотворительным организациям через мобильный банк или напрямую на сайте фонда. В Т-Банке выбрать раздел «Платежи», затем перейти в раздел «Благотворительность» и выбрать нужную организацию в поиске.

Помощь НКО через банк не только безопаснее, но и в некоторых случаях ценнее для самих благотворительных организаций. В мае этого года Т-Банк запустил всероссийский благотворительный проект «Курс добра» в рамках которого удваивает пожертвования клиентов в выбранные фонды ― без ограничения по сумму. Каждые два месяца фонды, участвующие в проекте, меняются по принципу ротации. Узнать, какая организация сейчас является партнером «Курса добра», можно также в разделе «Платежи».

Если все же переводите деньги человеку напрямую, следуйте рекомендациям:

  1. Если сбор организует ваш знакомый, созвонитесь с ним и убедитесь, что деньги собирает именно он.
  2. Перед отправкой суммы проверьте, кто получатель перевода.
  3. Если организатор сбора – незнакомый вам человек, не стоит переводить ему средства. Высокая вероятность, что он окажется мошенником.

Штраф призрачного гонщика: мошенники под видом ГИБДД

Байки из банка: истории, от которых стынет баланс на карте

Мошенники отправляют человеку СМС-сообщение – якобы уведомление о штрафе ГИБДД. Стиль текста полностью копирует настоящие уведомления ГИБДД, могут быть указаны правдоподобные суммы штрафов и реальные данные автомобиля. Думая, что оплачивает штраф, человек переходит на поддельный сайт и вводит свои персональные и банковские данные — они попадают к мошенникам.

Как не попасть в кошмар:

Проверять и оплачивать штрафы только на официальных ресурсах – на портале «Госуслуги», на сайте ГИБДД или в приложении банка.

В Т-Банке нужно открыть раздел «Платежи», перейти в раздел «Госуслуги», затем «Штрафы ГИБДД». Нужно выбрать «Оплатить» и ввести УИН или отсканировать квитанцию. Можно подключить подписку на уведомления и оплату штрафа по СТС или водительскому удостоверению. Оплата пройдет безопасно, быстро и без комиссии.

Важно:

  1. Открывая любые сообщения в электронной почте или SMS, всегда проверяйте адрес сайта или почту отправителя. Преступники не могут полностью скопировать адреса официальных ресурсов – хотя бы один или два символа будут отличаться. Если сомневаетесь, не переходите по ссылке.
  2. Установите антивирус. Он защитит телефон от опасных сервисов, которые передают информацию злоумышленникам.
  3. Используйте менеджеры паролей, чтобы их не запоминать. Это специальные программы, которые хранят пароли в зашифрованном виде и автоматически вводят их на проверенных сайтах.

Тайна чисел: обман с перерасчетом ЖКУ

Байки из банка: истории, от которых стынет баланс на карте

Это многоступенчатая схема. Сначала мошенники звонят от имени сотрудников МФЦ и предупреждают о якобы повышении тарифов за коммунальные услуги. Они пугают тем, что расходы на ЖКУ в ближайшее время увеличатся примерно на 30%.

Мошенники отправляют человеку СМС-сообщение и просят назвать код из него, уверяя, что это номер электронной очереди на перерасчёт ЖКУ. На самом деле они пытаются войти в профиль жертвы на «Госуслугах» и код нужен именно для этого.

Получив доступ к профилю на «Госуслугах», мошенники начинают звонить жертве уже с другого номера. Прикидываясь представителями МВД, ЦБ и других ведомств они начинают убеждать человека, что теперь, когда его аккаунтом завладели злоумышленники, необходимо перевести все деньги на «безопасный счёт, чтобы их не украли». Конечно, этот счет не безопасный – как раз им и владеют мошенники.

Как не попасть в кошмар:

Оплачивать ЖКУ только на официальных ресурсах – на государственном портале ГИС ЖКХ, официальном сайте поставщика услуг или в приложении банка.

В мобильном приложении Т-Банка нужно открыть сферу «Дом» или раздел «Платежи», перейти в раздел «ЖКХ», затем выбрать поставщика услуг или ввести его ИНН или название. Оплата услуг ЖКХ, как и штрафов ГИБДД, в Т-Банке без комиссии.

Важно: если вам звонят от имени сотрудников МФЦ и просят сказать код из СМС – это мошенники. Кладите трубку и звоните по официальному телефону вашего территориального МФЦ или управляющей компании. И помните, что сотрудники МФЦ сами никогда не звонят.

4
1 комментарий