Музыкальная станция Akai MPC — «коробочка, похожая на Nintendo», которая заменила собой музыкальную студию

Akai Music Production объединила в себе все этапы студийной работы в один инструмент и позволила артистам работать в одиночку: настраивать ударные и подбирать мелодии. Как благодаря ей появились музыканты-продюсеры, среди которых Канье Уэст и Марк Ронсон — в пересказе Vox.

Akai MPC60 <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.desktopbackground.org%2Fwallpaper%2F80s-filter-house-akai-mpc-60-and-ms-20-filtering-youtube-658143&postId=290937" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Background</a>
Akai MPC60 Background

На одном из концертов в 2013 году Канье Уэст, выйдя на сцену, стянул со столика полотно — и под ним обнаружился сэмплер Akai Music Production Center (MPC). Уэст нажал на кнопку, и заиграла фортепианная нота, с которой начинается его песня Runaway.

В 2016 году звуки MPC можно было услышать на альбоме «Blonde» Фрэнка Оушена. И это лишь два примера — MPC породил целое поколение музыкантов-продюсеров, пишет Vox. Например, Dr. Dre всегда держал у себя в студии несколько MPC.

Канье Уэст — Runaway

Vox пишет, что эта маленькая коробочка больше похожа не на музыкальный инструмент, а на консоль Nintendo. При этом она объединила все компоненты студийной работы в один настольный прибор: удобный, интуитивный и ни на что не похожий.

MPC упростил создание музыки

В конце 80-х музыканты и продюсеры стали использовать драм-машины — электронные ударные вместо живых барабанщиков. В хип-хопе набрали популярность сэмплеры — электронные инструменты, которые позволяли вырезать фрагмент музыки и вставить его в свой трек.

Устройства, которые совмещали функциональность драм-машин и сэмплеров, назывались грувбоксами. Как правило, их интерфейс был сложным, а сами они стоили дорого — например, цена на грувбоксы от E-mu Systems в середине 80-х достигала $15 тысяч. Всё изменилось в 1988 году, когда Роджер Линн разработал MPC60.

Роджер Линн со своей Akai MPC60 <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.dazeddigital.com%2Fartsandculture%2Farticle%2F21322%2F1%2Froger-linn-doctor-beat&postId=290937" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Dazed</a>
Роджер Линн со своей Akai MPC60 Dazed

Прибор стоил около $5000 и сочетал функции драм-машины, сэмплера и аудиоредактора. Кнопки старых грувбоксов были маленькими и жесткими, а на мягкие резиновые пэды MPC можно было нажимать как на клавиши фортепиано: они реагировали на давление и издавали разные звуки в зависимости от силы нажатия. На MPC можно было написать целый трек.

Устройство было не огромным студийным микшером, а маленькой портативной коробочкой размером примерно с два MacBook, положенных друг на друга, пишет издание. В комплекте с ним шли несколько дискет со звуками.

Ещё одной инновацией стал маленький LCD-экран — это тоже сделало работу удобнее. На корпусе MPC были две ручки для настройки сэмплов и подбора функций, а также кнопки «запись» и «наложение», чтобы сохранять или запускать биты.

Линн создал для профессиональных музыкантов простое, интуитивно понятное устройство, на котором можно играть, а не работать. «Я не люблю читать инструкции, — сказал он в интервью Vox. — И я не люблю, когда вдохновение нарушается из-за неудобной операционной системы или того, что мне приходится читать инструкцию, написанную инженером».

За 30 лет после выхода у MPC появилось множество имитаторов. «Сетка пэдов 4х4 сейчас существует на всех контроллерах. Теперь это классический интерфейс», — говорит музыкант и продюсер из Лос-Анджелеса Коби Эшпис.

Многие считали, что готовые сэмплы MPC были ярче и живее, чем в библиотеках других грувбоксов и программ. Кроме того, на MPC можно было с высокой точностью резать и настраивать свои сэмплы — например, вырезать из записи один-единственный удар барабана.

MPC универсален — на нём можно делать музыку без других инструментов

Сочетание функциональности и удобства помогло музыкантам придумать новые жанры. «Можно было играть со всей старой музыкой, как на обычных акустических инструментах», — говорит Эшпис.

Кроме того, MPC упростил работу продюсерам-одиночкам, говорит профессор звукозаписи в колледже Беркли Принс Чарльз Александр.

В драм-машинах были только ударные, но в MPC можно загружать звуки духовых или синтезаторов. Даже ритм можно создавать за счёт более широкого набора инструментов.

Принс Чарльз Александр

Продюсер Ом'Мас Кит, работавший с Фрэнком Оушеном, вспоминает, что создавал на MPC всё: «Делал бит, сэмплировал хук — и песня почти готова. Мне больше ничего было не нужно — только MPC, синтезаторный бит и вокал».

Устройство было дешевле студийного оборудования и подтолкнуло к творчеству людей, которые не учились в музыкальной школе, пишет Vox. Всё это демократизировало сферу. «Впервые появилось дешёвое устройство, на котором можно было делать музыку без огромных студий», — говорит Кит.

«MPC не пугал людей именно потому, что на нём не было фортепианной клавиатуры, — говорит Александр. — При этом за пэдами стояло то же самое, что за клавишами фортепиано. Если вы не умеете играть на фортепиано, то посмотрите на него и подумаете: “Мне надо учиться играть”. А если вы посмотрите на MPC, то увидите только несколько серых кнопок».

Akai MPC One, фото <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.musictech.net%2Fnews%2Fgear%2Fakai-mpc-2-10s-vocal-tuner-and-14-new-plug-ins-offer-deeper-standalone-production%2F&postId=290937" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">MusicTech</a>
Akai MPC One, фото MusicTech

Конечно, MPC не превращал всех пользователей в виртуозов, пишет Vox. У ранних моделей были недостаки, например, маленькая память и ограниченная продолжительность сэмплов. Чтобы обходить их, приходилось идти на хитрость.

Например, Кит придумал приём, как хранить в памяти MPC больше звуков: включал виниловый проигрыватель на увеличенной скорости, записывал на MPC ускоренные, более короткие и занимающие меньше места сэмплы, а потом замедлял их обратно до естественной скорости.

Как сэмплирование преобразило музыку, лекция на TED Марка Ронсона

MPC создал новый образ музыканта

Немногие устройства продолжают пользоваться популярностью в неизменном виде через 30 лет, пишет Vox. Когда вышел первый MPC, Apple выпускала бежевые настольные компьютеры, которые в 2021 году кажутся безнадежно устаревшими и непригодными для работы.

Но оригинальные MPC по-прежнему популярны на вторичном рынке — и не из-за ностальгии, а по практическим соображениям. Никто не удивится, увидев его в современной студии.

Исполнители сами начали делать биты и подбирать сэмплы — MPC помог стереть границу между музыкантами и продюсерами. Например, J Dilla, Канье Уэст или Марк Ронсон одинаково успешны в обеих этих ролях, пишет Vox.

AraabMuzik играет на MPC, 2016 год Vox
AraabMuzik играет на MPC, 2016 год Vox

MPC создал новый тип музыканта. Он совмещает качества продюсера, битмейкера, дирижера, чувствует ритм, умеет резать, растягивать и сжимать сэмплы и понимает, что нужно сделать, чтобы оживить трек, считает Vox.

3838
23 комментария

Кину в тему клип одного из моих любимых продюсеров - DJ Premier. Вот тут он в клипе за классическим MPC как раз и работает

https://vimeo.com/60968389 

11
Ответить

А вот мой любимый продюсер - Pete Rock.
Шаманит за AKAI MPC 2000xl.

4
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Было бы круто если бы еще написали чуть больше о такой легенде как J Dilla и о том как появилось целое поколение Pete Rock'a  

https://www.youtube.com/watch?v=P2edGcEXFSw

3
Ответить

Как тут не вспомнить лайв на mpc в 6 рук

2
Ответить

А я попрошу уважаемую редакцию поставить песню современной независимой женщины "Я не смогу сделать это в одиночку":
У этого перца Alan Walker тоже коробка Акай МПС ?
(мне без очков плохо видно)
Записать клип во французском замке Фонтенбло -
это вам не хухры-мухры, тут денег надо хозяину замка заплатить !

Ответить