Гость редакции ЦП Чингис Баринов рассказал о своей команде и SaaS-сервисе, на который команда, базирующаяся в Украине, «подсадила» даже крупные диджитал-агентства и популярные СМИ. Знакомьтесь: WorkSection и один из его основателей и вдохновителей.
ЦП: Один советский музыкант пел: «Ты помнишь, как всё начиналось...» Так как всё начиналось? Откуда вообще появилась идея проекта и кто автор?
Чингис: Наша мини-студия в какой-то момент открыла для себя Basecamp: это оказалось настолько удобно, что дальнейшую работу без этого сервиса не представляли. Но в процессе выявили некоторые неудобства, и к тому же понадобилось пользоваться им с русскоязычными клиентами. А поскольку мы уже созрели для того, чтобы создавать собственный продукт, решили хорошо сделать то, что хорошо знаем. И немаловажный фактор — мы не совсем понимали, какие трудности нас будут ждать, потому, ничего не боясь, окунулись в работу.
Идею сервиса предложил наш четвертый со-участник Леша. Первую рабочую версию сервиса сделали за 4 месяца вчетвером. Сами записали видеоролик с презентацией. Забавная деталь: Леша через год понял, что разработка интернет-сервиса его не «прет», а «прет» рыбалка. Ушел из проекта, открыл магазин для рыбаков.
ЦП: Кстати, чуть подробнее о проекте расскажите. А то при взгляде на стартовую непосвященный человек думает: «О, так это ж какой-то русский Wunderlist». Или у вас не только задачи и списки?
Worksection — это виртуальная доска для задач. В него пишут и назначают задачи, ставят сроки, приглашают клиентов для обзора прогресса. Статистика выполнения залач, диаграмма Ганта, учет финансов. А в целом да: тот же Wunderlist, только на стероидах.
Можно разместить на собственном домене. Сервис работает быстро. Действительно быстро! Фантастическая поддержка, среднее время ответа меньше получаса, само собой.
ЦП: Всегда когда говорят о стартапах, сразу начинают с того, откуда взяли стартовый капитал. Вы вот откуда брали: пресловутые "friends-fools-family" или искали инвестора?
Нашим стартовым капиталом стал опыт разработки, знания и вдохновение. Проект сразу нашел своих клиентов, поэтому была возможность не искать инвестора, а развивать своими силами.
ЦП: Есть ли сейчас инвесторские деньги в проекте? Если да — то сколько? Если нет — то почему, и собираетесь ли искать инвестора?
Денег инвестора в проекте нет. Но в данный момент мы рассматриваем несколько предложений.
ЦП: Как собирали команду? Это были друзья-знакомые, или вы целенаправленно хантили людей?
Для разработки первой версии была опытная команда. Из 4 основателей трое до сих пор участвуют в проекте. Самое интересное, что проект делали удаленно, находясь в разных городах и странах. Для коммуникации пользовались самой альфа-версией Worksection.
ЦП: Сейчас активно нанимаете новых сотрудников? Кем должен быть читатель «ЦП», чтобы оказаться в ваших рядах?
Нам очень интересны грамотные веб-программисты и маркетологи с опытом продвижение SaaS-проектов на англо- и испаноязычных рынках.
ЦП: В процессе работы с кадрами неизбежно пару раз хотя бы «наступишь на грабли». У вас «грабли» были? Что посоветуете молодым командам?
Нам повезло с командой. Все хорошие и порядочные люди . Мы умудрились первые 2 года работать на «честном слове», не оформляя официально отношений. Насколько я понимаю, это — не очень правильно, но нам повезло с нами :). Молодым советую «верить и делать», и группироваться с единомышленниками. Читать книжки, quora.com и заниматься спортом. Из управления задачами — стараться делать хотя бы одну задачу в день.
ЦП: Смотрю, у вас довольно внушительный перечень клиентов. Как у вас получилось? Вы ходили по офисам и продавали свое решение? Как вообще продавали стартап целевой аудитории?
Дело в том, что для разработки Worksection мы пользуемся Worksection. Поэтому у нас такой продукт, сделанный с любовью, и клиенты рекомендуют нас друзьям. Так что все эти крутые агентства, телеканалы и компании в портфолио — это люди, которым удобно и приятно пользоваться сервисом.
А первые клиенты получились так: я писал личное именное письмо руководителям ведущих диджитал-агентств и веб-студий с предложением «заценить штуковину». Когда получили одобрение от CPEOPLE и Turbomilk — обрадовались и поняли, что на верном пути, и получили первую волну пользователей .
ЦП: В какой момент вы поняли, что вот, всё, — «поперло», что называется? Кстати: проект окупается? Сколько времени вам понадобилось, чтобы «выйти в ноль»?
Проект вышел в ноль приблизительно за год. Сейчас приносит прибыль. Момент, близкий к «поперло», был, когда вся команда собралась в Киеве, и мы наконец-то начали спорить в условиях, когда можно дотянуться до собеседника. Это очень улучшило качество работы. Но настоящее «поперло» еще впереди.
ЦП: Обычно рассказывают об успехах, а о неудачных или неприятных моментах предпочитают промолчать, но я всё же рискну. Была у вас своя «ложка дегтя»? От чего вы бы хотели предостеречь тех, кто начинает собственный проект или только на салфетке накидал свой первый питч?
Был момент, когда мы немного перегорели и потеряли первоначальный энтузиазм к сервису. Не знаю как ребятам, но лично мне очень помогло осознание того, что мы делаем полезное и производим сервис, который помогает людям. Вот именно осознание «созидания» — лично мне помогло оставить другие проекты и занятия. Я думаю, что хорошо бы понимать, зачем вы это делаете и сделает ли вас это занятие счастливым.
ЦП: Напоследок — наш традиционный вопрос: какая у вас машина?
Я — убежденный сторонник мотоциклов. Весной меня ждет оранжевый Kawasaki Versys, но пока была зима, был вынужден отжигать в импозантном Hyundai Getz.
ЦП: Спасибо!