{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«Карманные» книжки на карманные деньги: как издательство Penguin Books сделало литературу доступной Статьи редакции

До середины 1930-х годов книги выпускали в твёрдом переплёте — купить их могли только состоятельные читатели. Британец Аллен Лейн поверил в будущее недорогих изданий, начал печать произведений в мягких обложках и изменил читательские привычки людей.

Источник: 99% Invisible

Как Аллен Лейн стал книгоиздателем

Аллен Уильямс-Лейн родился 21 сентября 1902 года в Бристоле, Британия. В 14 лет он бросил школу — уже тогда у мальчика был независимый взгляд на вещи. Аллен поступал так, как сам считал правильным.

Переживая за будущее сына, мать юноши обратилась за помощью к родственнику — Джону Лейну, владельцу издательства Bodley Head. Подросток произвёл впечатление на дядю: у пожилого предпринимателя не было детей, и он увидел в бойком ребёнке потенциального наследника.

Чтобы получить место в компании, Аллен должен был закончить учёбу, а также вместе со всеми остальными членами семьи взять фамилию Лейна. В 1919 году молодой человек переехал в Лондон и начал работать в Bodley Head торговым представителем.

Спустя четыре года он вошёл в совет директоров Bodley Head, а после смерти дяди в 1925-м унаследовал фирму и занял пост главного редактора.

Аллен был надёжной опорой для Джона и помог ему наладить контакты в издательском мире на всех уровнях — от владельцев книжных лавок до известных авторов того времени. Источник: Sky News

В то время издательство переживало трудные времена, а новый глава по неопытности усугубил ситуацию: выпустил неудачную серию детских книг и «дипломатические мемуары», на самом деле написанные безработным актёром. Из-за последних на компанию подали в суд за клевету.

Ошибки подпортили и репутацию Лейна в совете директоров, но ненадолго — потом он не раз спасал Bodley Head от банкротства. Например, изданный в 1936 году по его инициативе нашумевший роман «Улисс» Джеймса Джойса снискал успех и поднял имидж Bodley Head.

В самом начале своей работы Лейн зарабатывал одну гинею в неделю, а первое издание «Улисса» на английском стоило больше пяти гиней.

Предпосылки создания Penguin Books — компании, которая специализировалась на дешёвых книгах

Легенда гласит, что в 1934 году Аллен гостил у Агаты Кристи в Девоне и по пути домой в Лондон не смог ничего выбрать из книг на железнодорожной станции.

Тогда он подумал, что качественная художественная литература должна продаваться везде и по низким ценам — на вокзалах, в табачных киосках и сетевых магазинах.

Историк Стюарт Келлс отмечает, что идея доступных изданий не была новой. К примеру, её активно продвигал друг Лейна писатель Бернард Шоу. Книги в мягкой обложке тоже уже существовали.

В 1930 году британское издательство Benn выпустило в таком формате Benn’s Samplers — сборник отрывков из наиболее популярных книг. Он стоил меньше двух шиллингов и давал небогатым людям возможность познакомиться с известными произведениями.

Двумя годами позднее гамбургское издательство Albatross Press начало издавать бестселлеры англо-американской литературы в мягкой обложке по цене в 1,8 рейхсмарок — почти 2 шиллинга. До 1939 года компания выпустила пятьсот подобных наименований, однако тиражи не превышали 10 тысяч экземпляров.

Первые «мягкие» издания от Albatross Press. Источник: Paperback Revolution

При этом Benn не пошло дальше выпуска Benn’s Samplers, а Albatross Press закрылось в начале Второй мировой войны. Лейн подхватил их идеи — с помощью нового формата он пытался в очередной раз спасти Bodley Head.

Из-за Великой депрессии книги стали роскошью даже для богатых британцев. Одновременно с этим простые люди стали больше интересоваться событиями внутри и вне страны. Мужчина понял, что растущий интерес к чтению можно использовать.

В 1934 году он предложил совету директоров Bodley Head выпускать произведения современных писателей в мягких обложках — и получил отказ. Его не поддержали ни другие издатели, ни продавцы книг.

Первые шаги нового издательства — и сложности, с которыми оно столкнулось

Тогда предприниматель заручился поддержкой братьев — Джона и Ричарда — и решил напечатать пробные 10 изданий в мягкой обложке самостоятельно. Вместе они разработали план.

  • Назначили гонорар правообладателям рукописей в размере одного фартинга — 1/4 пенни — за проданный экземпляр.
  • Стоимость самих книг определили в 6 пенсов, а на производство выделили только 2,5 пенса. Ещё 2 пенса составляла комиссия продавцов.
  • Прибыль от первых тиражей — пенни от каждой продажи — должна была покрыть основную часть затрат на производство.

Оформление частично скопировали у Albatross Press: «карманный» размер, цветные полосы на обложках для навигации. Например, для детективов выбрали зелёный цвет, а для беллетристики — оранжевый.

В 1935 году семья, заложив дом и распродав антиквариат, основала издательство Penguin Books. Всего за первый год оно выпустило 200 тысяч книг.

Однако их распространение стало сложной задачей. Джон, продвигавший компанию за рубежом, отчасти преуспел — европейский рынок подготовило Albatross Press. Но в Великобритании бизнесмены пристроили только 70 тысяч экземпляров.

Тогда Аллен обратился к своему другу Клиффорду Прескотту, который отвечал за закупки сети супермаркетов Woolworths. Сперва тот согласился взять всего по несколько десятков книжек для каждого из лондонских магазинов, а вскоре сделал заказ более чем на 63 тысяч единиц.

Так Penguin Books достался новый рынок и развитая система дистрибуции. Фирма продала 1 млн книг за первые 4 месяца. Всего в первый год британцы купили 3 млн «карманных» томиков в мягкой обложке.

Также Лейны издавали каталог Penguins Progress с краткими обзорами выпущенных произведений и рекламой готовящихся. За ежеквартальную плату в 5 шиллингов подписчики получали новинки литературы через партнёрскую сеть магазинов.

Первые каталоги и новация Аллена Лейна — автомат для продажи книг Penguincubator. Источники: Penguin First Edition, Penguin Books UK

В 1936 году Bodley Head ликвидировали, и его бывший глава сосредоточился на Penguin Books. В 1937-м он запустил научно-популярную серию Pelicans для читателей, которые интересуются социологией, историей, археологией и другими наукам.

Тогда же выходили книги о политике Penguin Specials, авторы которых анализировали ситуацию в предвоенной Европе. В 1937 году Лейны купили участок земли недалеко от Хармондсворта, и вскоре у издательства помимо офиса появился и склад.

Ещё до войны Penguin Books вышло на рынки Австралии и США. Там компания продавала в том числе учебную литературу.

Золотой век «пингвинов»

Война началась в сентябре 1939 года. Многие сотрудники Penguin Books отправились на фронт. Бумага стала дефицитом — размеры её поставок зависели от тиражей предыдущих лет. В этом компания опережала конкурентов, и поэтому сохранила не только объёмы, но и низкие цены.

Вдохновившись издаваемыми в СССР с 1918 по 1931 год детскими литографированными книжками с неплотной бумагой, но яркими иллюстрациями, Аллен Лейн воспроизвёл эту технологию в серии Puffin Picture Books в 1940-м, а год спустя — в Puffin Story Books.

По его замыслу, обе линейки должны были развлечь и занять детей в возрасте от 7 до 14 лет, познакомить их с разными темами, помочь им приспособиться к новой жизни и справиться с одиночеством.

Красочные издания стоили всего по 6 пенсов благодаря тому, что иллюстрации и тексты создавали сразу на литографических пластинах — это позволяло сократить производственные затраты.

С 1940 по 1965 год для Puffin напечатали 269 произведений. C ней Penguin Books получило новую аудиторию читателей. Для взрослых же продолжали выходить все довоенные линейки, появлялись и новые, например, Penguin New Writing и Penguin Poets.

В 1944 году в Великобритании приняли Закон об образовании — среднее образование стало бесплатным для всех. Люди потянулись к знаниям. Уловив этот запрос, Лейн в 1945 году запустил серию Penguin Classics.

Первой в ней вышла «Одиссея» Гомера в переводе Виктора Рью. При этом на рынке уже было восемь переводов и ни один из них не продавался хорошо. Но предприниматель провёл параллель — солдаты возвращались с войны домой, как и странствующий герой поэмы.

Ранние издания Penguin Classics. Источник: Penguin First Edition

Её миллионный тираж разошёлся быстро, второе издание тиражом 2 млн тоже раскупили. «Одиссея» многократно переиздавалась и была бестселлером до 1960 года. Всего за время войны «пингвины» выпустили более 500 новых книг.

Закат издательства вместе с уходом основателя

К 1946 году Лейны открыли офисы в Балтиморе, Мельбурне и Нью-Йорке. Тогда же к 90-летию Бернарда Шоу они выпустили пьесы драматурга в 10 томах.

Тираж составил 100 тысяч экземпляров — каждый стоил по шиллингу. Всех их распродали за 6 недель. Проект стал одним из самых успешных в истории Penguin Books.

К концу года компания продала в общей сложности 100 млн книг. Однако мир вокруг издательства менялся. Лейн это понимал и в 1947 году пригласил известного швейцарского дизайнера Яна Чихольда «освежить» стиль Penguin.

Обновлённый Чихольдом логотип

В июле 1954 года Penguin Books выпустило тысячное издание. Однако к 1956-му производственные затраты выросли до 10 пенсов за экземпляр, а розничная цена превысила 2 шиллинга. У фирмы появились конкуренты, в том числе телевидение и радио. Старые сотрудники уходили на пенсию, молодые разделяли либеральные ценности, от которых Лейну было не по себе.

Он чувствовал, что уже не может реагировать на настроения также бегло, как делал это в предыдущие десятилетия. На братьев опереться не получилось бы: Джон погиб на войне, а Ричард обосновался в Австралии. Аллен стал искать себе преемника среди редакторов ведущих британских издательств.

Его выбор пал на Тони Годвина — предпринимателя без школьного аттестата, который после демобилизации открыл экспериментальный книжный магазин Better Books.

Его сотрудники ловко продавали книги, а вечерами в лавке проходили литературные встречи. Она стала популярным местом в Лондоне, а Годвин получил статус одного из самых влиятельных продавцов книг.

Магазин Better Books. Источник: Flat Time House

Лейн назначил Тони главным редактором в 1960 году, сохранив за собой пост управляющего директора. В конце того же года издательство впервые выпустило полную версию скандального романа Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». В первые шесть недель удалось продать 2 млн экземпляров, а в 1961 году — ещё 1,3 млн.

Против Penguin Books даже подали иск за нарушение Закона о непристойных публикациях, однако суд вынес оправдательный вердикт. Процесс сработал как рекламная кампания, а роман стал самым продаваемым изданием компании — читатели купили более 3,5 млн экземпляров.

Аллен с томом «Любовника леди Чаттерлей». Источник: The Guardian

К 1961 году фирма продала уже 250 млн книг. В том же году она разместила акции на Лондонской фондовой бирже. IPO прошло успешно — заявок на акции издательства было в 150 раз больше, чем выпущенных ценных бумаг, в первый же день торгов их цена выросла на 50%. Аллен Лейн стал миллионером.

Затем для издательства настали сложные времена. Лейн уволил Годвина в середине 60-х из-за расхождения взглядов. Основатель привлекал новых редакторов, но в результате в Penguin Books возникли неразбериха и напряжённость, а за ними последовали финансовые сложности.

Лейн ушел с поста управляющего директора Penguins в 1969 году после выхода трёхтысячного издания Penguin Books — репринта романа «Улисс». 7 июля 1970 года Аллен Лейн умер от рака.

В августе 1970 года одно из старейших британских издательств S. Pearson and Son купило Penguin Books. После этого последнее и само приобрело ряд фирм.

  • Издательство из США Viking Press в 1975 году за $12 млн.
  • Издательства Frederick Warne, New American Library и Dutton Books в период с 1983 по 1986 год.

Слияния укрепили позиции «пингвинов» на британском и американском рынках и позволили удержать лидерство в выпуске современной, классической, научно-популярной и детской литературы.

В 1996 году Penguin Books за $336 млн выкупила издателя Putnam Berkley Group у медиахолдинга MCA. В результате сделки появилась Penguin Group — новая дочерняя компания Pearson.

В 2013 году она слилась со специализирующимся на книгах в мягких обложках Random House, которым владеет немецкий медиахолдинг Bertelsmann.

А в конце 2019 года холдинг выкупил у Pearson «пингвинов». В тот момент Penguin Random House объединяла 275 издательств, а её стоимость оценили в $3,7 млрд. Компания продолжила экспансию на международные рынки, расширив своё присутствие в Южной Америке через покупку региональных издательств.

С помощью Penguin Random House в 2019 году Bertelsmann увеличила выручку группы до $23 млрд и сократила долги примерно на $638 млн.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Babkin

Надо сказать, сейчас американские и (особенно) английские покетбуки по качеству издания наголову превосходят российские. Я покупал очень много книг в мягких обложках на английском языке, и у меня не разу не было случая, чтобы они расклеивались, рассыпались и т.п, как бы я над ними не издевался:)) В то время как наши книги (зачастую даже в твердом переплете) начинают расклеиваться еще по пути из магазина домой. Видимо это связано как раз с историей книгоиздания.

Ответить
Развернуть ветку
sf

российский paperback стоит 3-4 евро, британский 12-20. вот и вся история книгоиздания )

Ответить
Развернуть ветку
Саша Шпак

Отличный вариант для издательств выпускать книги в кпрманном формате, А6 например. Если произведение большое, то можно разбить на несколько томов.

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Хз, видел пару покетбуков. Читать в формате А6 Властелин колец со шрифтов 8 мне кажется ужасно глупо.

Ответить
Развернуть ветку
Аглалия Фурс

Сейчас тоже книжки в хорошем исполнении могут купить только состоятельные читатели. Но нужда в доступности информации у очень многих, которых бы устроила желтая и некачественная бумага, отсутствие картинок и некрасивый переплёт.
Сейчас, правда, не очень понятно, что вообще будут печатать.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Самойлов

в чем проблема читать с ридера? Меньше устают глаза, не нужно захламлять дом, в сотни раз больше выбор.

Ответить
Развернуть ветку
Аглалия Фурс

Не проблема вроде. Насчёт глаз не знаю, но части мозга задействованы явно разные в чтении бумажных книг и электронных, мне кажется. Такое ощущение, что чтение с экрана поверхностное.
В любом случае, ценную литературу я покупаю физическую.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Самойлов

качественный экран типа «электронные чернила» внешне вообще от бумаги не отличается. И за обработку визуальной информации отвечает тот же отдел мозга. Вот с аудиокнигами — да, другая ситуация.

Ответить
Развернуть ветку
ilia

"Качественный экран" читалки с нормальным размером стоит существенных денег для обычного российского пользователя. Электронные книги стоят - с какого-то перепуга - почти столько же, а иногда и больше, чем физические. Это не считая того, что с физическими можно легко и быстро листнуть назад - вспомнить, "посмаковать", сравнить, пометки сделать и прочее - по это причине, например, я в электронном виде только художку читаю, а что-то "для развития направленного" - только физические книги.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Самойлов

Так мы именно про художественные книги говорим, а не технические. Их читать даже на ридере намного выгоднее.

1) 6 дюймов нормальный размер — если шрифт кажется мелким, его можно просто увеличить в настройках. Пользоваться большой электронной книгой, наоборот, неудобно. Она слишком громоздкая и тяжелая.

2 ) Флибусту с бесплатными книгами никто не закрывал. Несмотря, что основной сайт заблокирован, в Телеграме есть удобный бот.

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Никто в ветке не говорит про "только и именно художественные".

"Просто увеличить на шести дюймах" - вы понятия не имеете о том, что такое качественное чтение. Это я говорю вам не только как автор написанного выше, но и как владелец читалки на эти 6 дюймов. Даже "карманные" форматы бумажные, которые лишь немногим больше по размеру страницы, лучше, удобнее, приятнее. А читать 7 строчек на странице "просто увеличив размер" - это просто... И да, нет никакого "да читалки не отличаются - прям как бумага". Возможно, с какими-то моделями Киндла это "что-то как-то так", но не с доступными по финансам большинству моделями других производителей - это к вопросу о том, что про "по деньгам" вы проигнорировали вовсе, да и уставание глаз.

Советы "да пиратьте, че, и все, делов-то" просто проигнорирую.

Хотите - считайте как считаете, я же останусь при своем - все знакомые любители книг предпочитают бумагу, единственный плюс читалок - "меньше места занимает, в дорогу брать удобнее" и иногда "электронная книга дешевле".

Ответить
Развернуть ветку
Роман Самойлов

я пишу исходя из собственного опыта. Раньше читал обычные бумажные книги. Теперь — только с 6-дюймовой читалки и с 5-дюймового смартфона. Никакого дискомфорта нет — наоборот, страницы не заминаются, не нужно оставлять закладки, тратить деньги на покупку книг. Восторгаться бумажными книгам — это тоже самое, что покупать виниловый проигрыватель и с умным видом искать какие-то достоинства звучания)

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Человеку "круто читать с телефона" (что совсем смешно если вы читаете больше 15 минут в день), "да пиратьте", игнорирование всего остального, он еще - выбирая неадекватные аналогии - убеждает в этом остальных 😂

Все что я написал о бумажных книгах - это не "дух, аура, запах, прочие восторги", которые сошли бы за "это как виниловый проигрыватель выбирать", а чисто практические вещи. Но вам не понять, похоже... Смею предположить, что вы и не читаете вовсе, а "поглощаете информацию". Ну хоть так и хоть с телефона...

Без понятия как вы там руками шевелите, что у вас заминаются страницы...

Ответить
Развернуть ветку
Роман Самойлов

читаю 2-3 часа в день.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Наверное, Вам повезло и у Вас есть место для библиотеки в квартире. Если бы я покупал все книги, которые я прочёл на Литресе, в физическом виде, я жил бы в «книжной лавке». Ну или надо было бы искать способы куда-то эти книги деть.

Ответить
Развернуть ветку
Аглалия Фурс

Хотя последние годы я уже выборочно покупаю, благо, много шлака стало и без прочтения электронной покупать опасно)) с другой стороны, часто беру в руки старые книги и по-новому многое воспринимается. Но да, книги это такой фетиш, для них всегда место будет

Ответить
Развернуть ветку
deusgorg

Э/Книжки предлагаете "пиратить"? )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Опизденевший Егора

Имею несколько книжек от них, качество получше многого из того, что у нас под твердый переплет суют за бешеные бабки

Ответить
Развернуть ветку
deusgorg

Да, твёрдый переплёт у нас конских денег стоит, а качество со времён конца СССР не изменилось в лучшую сторону. А вот старые книги в т/п 50-х и 60-х годов (есть в моей библиотеке) живее всех живых, вероятно в типографиях того времени ещё функционировали немецкие и английские типографские машины 30-х годов. Как считаете?

Ответить
Развернуть ветку
Опизденевший Егора

Возможно, но вообще очень от издания зависит, у нас например индивидуум оч хорошо делает мягкие переплеты и бумага качественная

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Вы цены на бумагу видели? Какая доступность?!

Ответить
Развернуть ветку
Тони

Спасибо за статью! Очень интересное чтиво. Не знал, что Ян Чихольд приложил руку к их логотипу 👍🏼

Ответить
Развернуть ветку
Фрейм Иванов

И, добавлю, листы были запечатаны.
Чтобы прочесть, нужно было нарушить девственность книги: разрезать листы.
Это был ритуал, для которого изготовлялись ритуальные ножи.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда