Переехать из СССР в США, привлечь $115 тысяч на краудфандинге и запустить сервис для разведённых родителей
История Елены Краснопёровой, которая построила карьеру в консалтинговом агентстве BCG и eBay, а затем стала предпринимательницей.
В 1990-м году Елена Краснопёрова поехала учиться в США и осталась в стране. Девушка закончила колледж, поступила в Стэнфордский университет и сделала карьеру в консалтинговой компании BCG. Её клиентами были технологические компании — eBay, PayPal и другие.
В 2015 году Краснопёрова решила создать собственный стартап — сервис для коммуникации между школами и родителями. Это оказалось сложнее, чем рассчитывала предпринимательница, — бюрократия в государственных учреждениях и длинный цикл продаж мешали развиваться маленькой компании.
Тогда она решила создать приложения, которые помогут общаться родителям между собой: не путаться в расписании, не забывать, кто именно забирает ребёнка из школы или ведёт к врачу.
Краснопёрова рассказала о своих первых предпринимательских ошибках, особенностях инвестирования в американские стартапы и о том, как попала в программу для женщин от Apple.
Из СССР в США
До 17 лет я родилась и жила в Перми. Родители отдали меня в английскую школу, поэтому я рано начала изучать иностранный язык. После школы я переехала в Москву и поступила на филологический факультет, хотела быть профессором: преподавать филологию и лингвистику.
В 1990 году на третьем курсе у меня появилась возможность приехать по обменной программе в США. Я попала в колледж Уэллсли, который находится на восточном побережье недалеко от Бостона. Кстати, этот колледж заканчивала Хиллари Клинтон.
После года учёбы по обмену захотелось остаться в США: подала заявление, и меня приняли. Кроме того, мне выделили и финансовую помощь — это важно, потому что родители не могли оплачивать столь дорогое обучение.
После колледжа я поступила в Стэнфордский университет. Во время учёбы поняла, что меня больше интересует бизнес, чем преподавание.
В 1998 году консалтинговая компания BCG искала консультантов не с типичным экономическим образованием, а с другим: гуманитарным, юридическим или медицинским. Я подала заявление, прошла несколько этапов отбора, и мне предложили работу.
Я работала в офисе в Сан-Франциско. Основными клиентами были технологические компании. Было интересно, но напряжённо: работала занимала около ста часов в неделю, приходилось путешествовать по разным городам и странам. Так прошло почти пять лет. Утомительный график стал сказываться на здоровье и семейных отношениях, тогда я решила перейти в eBay.
С 2003 года я работала только в технологических компаниях: eBay, PayPal, стартапах Zong и Upwork.
С 2015 года я ушла с работы по найму и решила стать частным предпринимателем.
Я давно видела, что мало кто делал приложения для мам и пап. Казалось бы, такая важная работа — воспитывать детей. Почему нам никто в этом не помoгает?
На работе у меня был ассистент, который помогал мне составлять расписание и назначать встречи. На помощь приходят и приложения: календари, заметки, напоминания. Но дома ассистентов нет.
Первый стартап
Моей первой идеей стало приложение для общения родителей со школами. Из школ постоянно приходят электронные письма, объявления о мероприятиях, предложения волонтёрства и так далее. В день иногда приходит по пять-шесть писем.
Только представьте: в школе 500 детей и около 1000 родителей, которые работают в Кремниевой долине, но ежедневно должны находить время, чтобы вчитаться в письма, отобрать из них важную информацию и записать в календарь. Мне показалось это неправильным и непродуктивным.
Я назвала приложение SimplyCircle. Изначально вложила в разработку собственные деньги — не могу назвать точную сумму, но для меня она была внушительной. Сначала у нас была только веб-версия SimplyCircle, а затем мы сделали приложение для App Store и Google Play.
Школы покупали мою систему и платили за ежегодную или ежемесячную подписки.
Я наняла команду: маркетолога, менеджера по продукту, специалиста технической поддержки и нескольких разработчиков. Найти подходящих людей не составило труда: большинство сотрудников были моими бывшими коллегами из PayPal или eBay.
И хотя это были профессионалы своего дела, работать с ними в самом начале пути было ошибкой. Дело в том, что сначала нужно провести предварительное тестирование — понять, насколько рынок заинтересован в вашем продукте и готов за него платить. Делать бизнес с нуля сложно, но в первые дни лучше самостоятельно заниматься маркетингом и поддержкой продукта.
Большую часть средств для работы я взяла из своих сбережений. Ещё в SimplyCircle вложились несколько моих друзей: каждый инвестировал небольшую по американским меркам сумму — от $5000 до $50 тысяч.
После двух лет работы над SimplyCircle я поняла, что в США продавать технологии для школ очень сложно. Всё дело в бюрократии: нельзя просто так прийти в школу и предложить свою технологию. Подобные вопросы решаются на уровне района, в котором может быть больше 20 школ.
Переговоры длились долго, цикл продаж длинный. А мы были маленькой компанией — в таких условиях сложно выживать.
Кроме того, через два года работы у нас появились конкуренты: в нишу зашли несколько стартапов, которые привлекли десятки миллионов долларов инвестиций. Конкурировать стало тяжело.
Приложение для родителей
Я решила переключиться на b2c-нишу и начала работать над концепцией органайзера для родителей. Назвала это приложение Calroo. Оно позволяет родителям синхронизировать своё расписание, календари и другие дела, чтобы равномерно и удобно распределить домашние обязанности. Очень не хочется во время рабочего дня думать, не забыл ли муж про то, что сегодня его очередь забирать детей из школы.
Весь смысл в том, чтобы облегчить жизнь занятых родителей, объединить все мессенджеры и календари в одно приложение и позволить легко обмениваться информацией.
Во время работы над новым приложением я учла допущенные в прошлый раз ошибки: стала приглашать специалистов на проектную работу, когда возникала необходимость. На постоянную работу наняла только программистов.
Также я организовала краудфандинговую кампанию на Wefunder и собрала $115 тысяч. Ещё около $50 тысяч получила от двух бизнес-ангелов.
Как устроено инвестирование в США
Сейчас в США есть два финансовых документа — convertible note и SAFE.
Convertible note — это инвестиция, при которой бизнес-ангел вкладывает, например, $25 тысяч и получает расписку, что его деньги конвертируются в акции компании при определённых условиях.
Допустим, если крупный инвестиционный фонд вложит в стартап минимум $2 млн. Однако если компания провалится, то деньги от бизнес-ангела нужно вернуть. Это сложно — при банкротстве стартапу не из чего вернуть инвестиции.
Но акселератор Y Combinator создал новый финансовый документ SAFE — Simple Agreement for Future Equity. Он похож на convertible note, но отличается тем, что в случае неудачи стартап не обязан возвращать деньги. Это просто соглашение о том, что вы вкладываете деньги и верите в компанию.
WeParent
Calroo интегрировалось с разными календарями. Если вы используете «Google Календарь», то все события из него будут отражаться и в Calroo. Смысл в том, чтобы поделиться всей информацией с партнёром.
Но у разведённых пар другая ситуация — они не хотят делиться друг с другом всем своим расписанием.
Кроме того, у разведённых пар с детьми в США очень строгое расписание. Например, суд определил, что в школьное время дети находятся с отцом с семи часов вечера пятницы до шести вечера воскресенья, а в остальное время — с мамой. Это условие нужно строго соблюдать, иначе можно лишиться опеки над детьми.
Эти нюансы я узнала, разговаривая с потенциальными пользователями. В Calroo не было столь широкой функциональности. Тогда я решила создать приложение для разведённых родителей — WeParent
WeParent отличается от Calroo по функциям — вы можете дать партнёру ограниченный доступ в календарь, также в приложении есть общая библиотека, где можно оставлять записки, собирать счета, фотографии, необходимые контакты.
Между разведёнными родителями бывает много конфликтов. Они не особенно хотят друг с другом общаться, но обязаны из-за общих детей. Наша задача — свести конфликты к минимуму, чтобы не страдали дети.
Также в приложении общение формализовано — эту информацию можно будет использовать в суде, если понадобится.
Мы запустили WeParent в марте 2018 года — на разработку ушло меньше полугода. За шесть месяцев у нас сменилось уже более 100 версий приложения — постоянно что-то улучшаем или добавляем функции. Пока оно доступно только в App Store, но скоро появится и в Google Play.
Сейчас я хочу сосредоточиться на аудитории разведённых родителей и сделать подходящее приложение. Со временем (может быть, в следующем году) мы сделаем приложение более гибким и подходящим для разных семей.
При регистрации человек сможет указать, какой тип семьи ему подходит: полная семья, разведённая, только один родитель или родители, которые состоят уже во втором браке.
Исходя из этой информации, приложение будет предоставлять нужный пользователю интерфейс. У варианта «полная семья» будет много функций от Calroo, а у варианта «разведённые родители» — WeParent останется примерно таким, какой он есть сейчас.
Пока приложением пользуются тысячи людей — точный показатель сказать не могу. Сейчас подписка стоит $10 в год, причём первые две недели им можно пользоваться бесплатно.
Люди по-другому относятся к продуктам, за которые они платят пусть даже небольшие деньги. Я знаю, что легче было бы делать бесплатное приложение и монетизировать его через рекламу, но не хочу так.
Пусть в приложении будет меньше пользователей, но зато они будут настоящими.
Приятно осознавать, что рынок ценит то, что я создала.
Со временем мы будем повышать цену, но не слишком высоко.
Пока у компании нет маркетинговой стратегии: люди находят нас по ключевым словам в App Store. Когда мы доделаем все функции, добьёмся стабильности по iOS-приложению и подключим Android-версию, можно будет подумать и о продвижении.
Мы будем искать партнёров, которые ведут сайты и блоги. Это писатели или журналисты, которые пишут статьи про разведённых родителей. Есть группы родителей, которые читают публикации и собираются где-то. Мы хотим подключиться к этим группам, чтобы распространять нашу рекламу.
Я мечтаю о том, что расширить метод продажи на b2b-рынок. Например, PayPal может приобрести подписку на приложение, а потом предоставить сотрудникам его бесплатно, как employer benefits. Это приложение поможет им снизить стресс и думать о работе, а не о том, кто сегодня забирает детей из школы.
Пока приложение только на английском языке и доступно в пяти странах: США, Великобритании, Австралии, Канаде, Новой Зеландии. Больше всего мы сфокусированы на США.
Я изучаю ситуацию и в других странах: ведь разведённые родители есть повсюду. В Америке я знаю своих конкурентов лучше, чем конкуренты знают себя.
Пока не знаю, какие подобные приложения есть в России, поэтому не говорю, что мы точно будем здесь работать. Я буду разговаривать с российскими потенциальными пользователями, узнавать, чем они пользуются, изучать местную конкуренцию. Если моя гипотеза подтвердится, мы будем работать и в России.
Для каждой страны можно создать свою ценовую политику — когда WhatsApp начинал работать, приложение стоило всего $1. Главное, чтобы у людей была потребность.
Про конкурентов
Если у вас появилась идея, но подобных продуктов ещё никто не сделал — скорее всего, у рынка нет в этом необходимости. Все хорошие идеи давным-давно пришли людям в голову.
Конкуренция бывает разного вида. Если вы хотите сделать новую поисковую систему и посоревноваться с Google, то не советую так поступать. У Google миллиарды долларов и миллионы пользователей.
В моей нише с разведёнными родителями есть приложения других компаний, но у всех у них десятки или сотни тысяч (в лучшем случае) пользователей.
Я знаю, что разведённых родителей в Америке около 20 млн человек. Понятно, что далеко не все они пользуются приложениями, которые разработали мои конкуренты.
Моя ниша не занята крупными игроками, а значит, можно пробовать штурмовать рынок.
Ни одна из компаний-конкурентов не расположена в Сан-Франциско, это тоже плюс для меня. Они находятся в разных местах и по-другому подходят к приложению. Естественно, я изучала конкурентов: их бизнес, продукт, сколько инвестиций они привлекали и так далее.
Когда у вас совсем нет конкуренции, то это означает, что нет и рынка. Когда конкурентная фирма выиграла игру, то невозможно с ними конкурировать. Если у вас появилась новая идея или подход к проблеме, то конкуренты — это хорошо. Значит, спрос и рынок есть.
Entrepreneur Camp от Apple
В конце 2018 года Apple объявила о программе для женщин-предпринимателей Entrepreneur Camp.
Когда я узнала о программе, то подумала, что это не для меня. Условия участия были такими: женщина должна быть предпринимательницей и иметь в команде одного мобильного разработчика-женщину. А в моей команде все программисты были мужчинами.
Если бы я сама была программистом, то могла бы подать заявку. Найти номинальную женщину-программистку и вместе податься на программу тоже не выходило: нужно было обязательно лично приехать в Apple Camp.
Через несколько дней мне написала женщина, которая тоже искала партнёра в команду, чтобы учиться в лагере. Так нашлась команда, и мы вместе подали заявление. Мы начали работать вместе за несколько месяцев до Apple Camp, а потом поехали в лагерь. Сначала она работала с нами на фрилансе, а теперь перешла на неполный рабочий день.
Мы попали в первый набор. Всего Apple выбрала 11 компаний из нескольких тысяч. Было очень приятно оказаться в числе счастливчиков: услышать «да», когда так часто слышишь «нет». Мы были единственные из Калифорнии, а остальные из других штатов или стран.
Программа была серьёзная и длилась две недели. Занятия проходили с 9 часов утра и до 17 часов.
Менторы на курсе учили программистов в командах работать над продуктом, дизайном, разработкой. Для меня это тоже полезно — я ведь работаю с программистами, формулирую им задачи.
Если посмотреть на статистику инвестиционных фондов, то можно узнать, что только 2,2% денег идут в стартапы, созданные женской командой. Это слишком мало. Apple делает всё, чтобы помочь — советами, поддержкой и менторством. В июне этого года мы посетили WWDC, нас пригласили бесплатно.
Пять советов для предпринимателей
Первый урок — нужно быть уверенной в себе и принимать риски. У меня было столько страхов, начиная с самого приезда в США. Ведь я ни разу не была за границей и даже не знала, как выглядит доллар.
Я психолог по образованию и могу подтвердить, что мужчины и женщины по-разному ищут и подают резюме на вакансии. Мужчина изучает список критериев на должность и откликается, даже если имеет всего 50% навыков от нужных. Женщина стесняется подать заявку, если её компетенции расходятся с требованиями компании всего на 5%.
Если вам хочется получить работу и у вас есть какие-то навыки, пробуйте.
Если вы не поднимите руку, то вас точно никто не пригласит.
Будьте уверены в себе. Да, случится много неудач и рисков, но когда вы пытаетесь, открываются новые дороги и возможности. Под лежачий камень вода не течёт — это точно.
Второй урок — нужно всю жизнь продолжать учится, не только в школе или в университете. Как предпринимательница я шучу, что CEO — это не chief executive officer, а chief everything officer. Я делаю всё, что нужно для моей компании. Чаще всего понятия не имею, что нужно делать. Но я не могу для каждого задания нанимать специалиста с окладом $200 тысяч в год.
Есть два вида людей в профессиональной жизни — предприниматели и все остальные. Предприниматель — это уникальный вид человека. Это мазохист, который может переносить страдания. Но он оптимист и видит возможности там, где другие люди видят проблемы и риски.
Это упрямый человек, который настолько уверен, что со временем найдёт выход из любого положения, и идея сработает. Но с другой стороны, он гибкий и может учиться тому, что необходимо.
Третий урок — найти баланс между профессиональной, семейной и личной жизнью. Это важно. Мне нравится, что как предпринимательница я сама решаю, где работать и сколько.
У всех всегда загруженное расписание, но главное — ежедневно уделяйте время действительно важным для вас вещам.
Хотите писать книгу — пишите каждый день, даже если немного.
Так у меня получилось стать инструктором по зумбе. Хотя я предпринимательница, мать двоих детей, жена и дочь пожилых родителей.
Четвёртый совет — не бояться просить о помощи. Когда я была моложе, стеснялась этого. Психологическая установка была такая: если тебе чем-то помогли, то будешь обязан. На самом деле, это не так. Обоюдная помощь — нормальное явление. Некоторые люди обожают помогать другим, так они чувствуют себя нужными.
Пятый совет — не сдавайтесь, особенно если вы решили стать предпринимателем. Большинству я советую не заниматься бизнесом, потому что это сложно, энергозатратно и дорого. Если бы я могла, то пошла бы на корпоративную работу. Я знаю, что в любой момент могу пойти в Google или Facebook, но не хочу.
Уже пять лет, работая на себя, я принимаю самостоятельные решения и больше не хочу быть наёмным сотрудником.
Свою компанию я основала в 43 года, а сейчас мне 48 лет. Оказалось, что я всю жизнь к этому готовилась. В профессиональном плане я делаю то, для чего родилась, — помогаю людям.
.
Россиянка В 1990 году поехала учиться в США и осталась в стране. ну камон
А в чём проблема?
Радует, что приложение решает какую-либо проблему. Мало таких бывает на этом сайте.
Спасибо, что поделились ценным опытом. Удачи вам!
На официальном сайте WeParent Елены Краснопёровой нет в списке основателей.
Я на weparent.app вообще не нашла списка основателей.
"Изначально вложила в разработку собственные деньги — не могу назвать точную сумму, но для меня она была внушительной."
А в чем проблема озвучить сумму? Страх перед IRS?