Краткая история автодилера «Рольф»: эксклюзивное партнёрство с Mitsubishi и рост продаж в кризисные годы Материал редакции

Коротко о лидере российского автомобильного рынка. Основателя компании Сергея Петрова обвиняют в незаконном выводе 4 млрд рублей за рубеж.

В закладки
Аудио

Основание компании и эксклюзивный контракт с Mitsubishi

Группа «Рольф» была основана бывшим военным лётчиком-инженером Сергеем Петровым в 1991 году. Основным направлением «Рольфа» стало сотрудничество с Mitsubishi — Петров стал главным российским партнёром японского бренда.

Первой крупной сделкой Петрова стала покупка 40 автомобилей Mitsubishi Lancer — в начале 1990 годов они стоили не менее $10 тысяч каждая, у предпринимателя тогда было только $15 тысяч. Когда нет критериев для оценки перспективности рынка, японцы оценивают партнера, и Петров им понравился. Ему выдали кредит на несколько сотен тысяч долларов, писал Forbes в 2005 году.

Сергей Петров «Автостат»

«Рольф» начинал с проката автомобилей — за счет этой услуги Петров смог расплатиться с Mitsubishi. А после того, как Mitsubishi начала поиски дилера в России, заключил с ней дилерский контракт и открыл первый дилерский центр «Рольф Центр».

Как рассказывал сам Петров, контракт был заключён с торговым подразделением Mitsubishi Corporation, а не автомобильным Mitsubishi Motors, так как у первой «есть дешёвые деньги».

В 1992 году «Рольф» продала 109 автомобилей, а к 1994 году, когда компания открыла первый автосалон, — 1012 машин. Рост объяснялся самым полным модельным рядом Mitsubishi и удобным расположением европейских складов, с которых машины доставлялись клиентам не по четыре-пять месяцев, как у конкурентов, а за две недели.

Дилерский центр «Рольф Юг» «Рольф»

В 1998 году «Рольф» стала эксклюзивным дистрибьютором Mitsubishi в Европейской части России, поставляя машины другим дилерам, а в 2003 году — по всей России.

Рост вопреки кризису 1998 года

Forbes отмечает, что «Рольф» «виртуозно отработала» кризис 1998 года. Компания не могла отказаться от новых поставок автомобилей, поэтому для их продажи и распределения по стране запустила несколько новых для российского рынка схем:

  • «Рольф» первой в России стала работать в лизинг.
  • Запустила программу trade-in, по которой старый автомобиль можно было поменять на новый.
  • За свой счёт увеличила гарантию на автомобиль с одного года до трёх лет.
  • Около 100 внедорожников, которые не продали в России, удалось задействовать на миссии ОБСЕ в Косово.

В результате «Рольф» продала 2095 автомобилей в 1998 году, что на 760 больше, чем годом ранее, а к 1999 году стала крупнейшим импортёром автомобилей в России. Для примера: Toyota в 1998 году продала на 400 машин меньше, чем годом ранее, писал Forbes.

Развитие «Рольфа»

В 2000 году компания впервые показала отрицательную динамику, и «Рольф» начала искать новые направления на бюджетном рынке. В 2001 году Петров начал сотрудничать с Hyundai, продажи которой с 1998 по 2000 год сократились в пять раз — с 2510 до 554 автомобилей.

Корейский производитель проводил реорганизацию, выбирая эксклюзивного дистрибьютора автомобилей в России. Им стал Петров. На отборе партнеров он выставил специально созданную для Hyundai компанию «Карнэт-2000», в которой 60% принадлежало Петрову и 40% Mitsubishi. Корейцев интересовал объем инвестиций в дистрибьюторство, а запрашиваемые $100 млн были только у Петрова и Mitsubishi Corporation.

В 2007 году Hyundai сменила импортёра — им стало «Hyundai Motor СНГ» — совместное предприятие «Рольфа» и Hyundai.

В 2004 году «Рольф» открыла дочернюю компанию «Рольф Импорт», которая специализировалась только на импорте Mitsubishi. По информации Forbes, к 2005 году благодаря «Рольф» Mitsubishi заняла около 10% российского рынка иномарок, тогда как в европейских странах доля бренда редко превышала 1%.

В 2009 году Mitsubishi выкупила 40% акций «Рольф Импорт», а в 2013 году увеличила долю до контрольной и переименовала компанию в «ММС Рус».

Дочерние компании «Рольфа»

В 2001 году «Рольф» запустила предприятие Rolf SCS. Основное направление — логистическое обслуживание автопроизводителей, включая транспортировку автомобилей, складирование, порты, доставку железнодорожным транспортом, таможенное оформление, техобслуживание и страхование.

В 2012 году контрольный пакет Rolf SCS (51% акций) был продан японской логистической группе NYK Group — она входит в Mitsubishi Group. В числе клиентов Rolf SCS — VW Group, Porsche, Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover и BMW.

В 2007 году «Рольф» открыла подразделение по покупке и продаже автомобилей с пробегом, которое работает на базе дилерских центров в Москве и Санкт-Петербурге.

Отход от дел и возвращение Петрова на фоне кризиса отрасли

В 2004 году Сергей Петров покинул пост президента компании, а в 2006 полностью отошёл от управления «Рольфом». С 2007 по 2016 годы Петров был депутатом Госдумы от «Справедливой России», а акции «Рольфа», по его словам, передал кипрским трастам. Бенефициаром группы «Рольф» стал младший сын бизнесмена Александр Петров.

До 2009 года автомобильный рынок в России демонстрировал рост, но затем было две волны кризиса:

  • В 2009 году российский рынок снизился на 49%, до 1,5 млн автомобилей.
  • К 2016 году, после восстановления, снова сократился вдвое — до 1,4 млн машин.
  • В 2017 году рынок вернулся к росту, но лишь на 11,9%, до 1,59 млн машин.

Несмотря на кризис, «Рольф», чей оборот к 2008 году составлял почти $4 млрд, продолжал расти: в 2014 году компания увеличила продажи на 14,4% при общем падении рынка на 5%, а в 2016 году продажи выросли на 16%.

Красная диаграмма — продажи в «Рольф», синяя линия — общие продажи автомобилей в России «Рольф»

Также в 2016 году компания приобрела активы с «Пеликан-Авто» — московским дилером BWM, Nissan и Skoda. «Рольф» стал крупнейшим дилером десяти иностранных брендов в России: Hyundai, Ford, Skoda, Mitsubishi, Mazda, Jaguar, Land Rover, Chrysler и Jeep, Alfa Romeo.

В мае 2018 года Сергей Петров вернулся в «Рольф» и возглавил совет директоров — таким образом предприниматель, по мнению РБК, планировал помочь компании на фоне трудной ситуации на рынке. Российский Forbes оценивает состояние Петрова в 2019 году в $900 млн. Он занимает 114-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России

Бизнес «Рольфа» сейчас

Портфолио «Рольф» включает 21 марку автомобилей и один бренд мотоцикла: Audi, BMW, BMW Motorrad, Chrysler, Ford, Genesis, Hyundai, Jaguar, Jeep, KIA, Land Rover, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Renault, Skoda, smart, Toyota, Volkswagen.

«Рольф»

В сети более 60 салонов в Москве и Санкт-Петербурге. В 2018 году компания признана лидером автомобильного российского ритейла в рейтинге Forbes с долей 7,1%. Подразделение по продаже автомобилей с пробегом продало 48 156 машин — это лучший результат среди российских автодилеров, пишет Forbes.

Также согласно рейтингу журнала «АвтоБизнесРевю», компания «Рольф» — крупнейший дилерский холдинг России по объёмам продаж новых автомобилей с 2014 года по настоящее время; с 2013 года — по реализации автомобилей с пробегом.

В 2018 году выручка «Рольф» составила 229,6 млрд рублей, что на 27,5% больше, чем в 2017 году. Показатель EBITDA составил 11,9 млрд рублей (+35,7%), чистая прибыль выросла до 6,256 млрд рублей (+65,9%).

Уголовное дело

27 июня 2019 года Следственный комитет России возбудил против Петрова и руководства «Рольфа» уголовное дело о незаконном выводе денег за границу.

По версии следствия, в 2014 году Петров вступил в сговор с руководителями «Рольфа» и кипрской компании Panabel Limited, владельцем которой он также является. Бизнесмен и другие подозреваемые якобы завысили стоимость акций принадлежащей им компании «Рольф Эстейт» до 4 млрд рублей, чтобы затем приобрести их же у своей кипрской организации.

Петрову и другим подозреваемым вменяется нарушение части 3 статьи 193.1 УК РФ (перевод денег в особо крупном размере на банковский счёт нерезидента с использованием подложных документов). Бизнесмен эти обвинения отрицает. Также по его словам, за последние три года компания заплатила 30 млрд рублей налогов.

Я могу предположить рейдерский захват – предложения «продай [бизнес]» поступают каждый день. Последний раз – пару дней назад. Я не могу исключать, что кто-то пытается на этом заработать. Когда действует отдел «К» и ФСБ, никто не возражает, суды сразу получают одобрения.

[...]

Неожиданностью для меня не стало — это Россия. Пытаются что-то найти и придавить, оправдательных документов не просят. Всё изымают и блокируют, блокируют работу компании, которая за последние три года заплатила 30 млрд рублей налогов.

Сергей Петров
основатель группы «Рольф»

Сейчас Петров вместе с семьёй находится за границей. Он отметил, что возвращаться в Россию пока не собирается, а уголовное дело может быть связано с политической позицией или рейдерским захватом. Петров голосовал против «пакета Яровой» и «закона Димы Яковлева», а также не голосовал за присоединение Крыма к России.

{ "author_name": "Евгений Делюкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u043e\u043b\u044c\u0444"], "comments": 52, "likes": 60, "favorites": 50, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 73264, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 27 Jun 2019 21:26:02 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Трибуна
ApiX-Drive — онлайн-коннектор разных сервисов и приложений между собой без программистов
Привет, меня зовут Игорь Шамин, я основатель сервиса ApiX-Drive.
0
{ "id": 73264, "author_id": 124903, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/73264\/get","add":"\/comments\/73264\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/73264"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131, "last_count_and_date": null }
52 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
28

Стартовал одним из первых, рос, а тут забирают "на легке". О каких "развитиях" и "долгосрочных планах" можно вообще говорить с таким подходом. Кормовая база уменьшается, будут пылесосить все что еще имеет ценность

Ответить
10

Представляешь, как на более низких уровнях местные пылесосят. Хотя это и не прекращалось никогда.

Ответить
11

В России всегда надо выходить в кеш, если есть возможность

Ответить
19

Захарченко тоже так думал

Ответить
2

Кэш это реально ну до 10 млн., максимум, потом это больше проблема, чем преимущество.

Ответить
4

ну некоторые по 12 ярдов хранят до поры

Ответить
0

ну абрамович, например, удачно вышел
да и галицкий тоже

Ответить
1

Галицкий удачно? Вложил 40ярдов своих и продал вынуждено под прессом втб

Ответить
0

что значит вложил 40 ярдов?
он с нуля делал

я смотрел много интервью с ним и верю ему больше, чем диванным экспертам
это было не вынужденное решение
тем более, если вы знаете его страсть к футболу и фк краснодар в частности

Ответить
0

Не задолго до продажи он из своих денег вложил 40 ярдов и продавать не собирался, на публику мог сказать то, что приказали...
Видел вчера с какой кислой миной он сидел на матче Краснодар ЦСКА, бизнес свой он любил не меньше

Ответить
3

Это сделанная нейросетью смесь лиц Брежнева и путина?

Ответить
–2

Время тяжёлое. Если проследить что происходит в крупном бизнесе за эти годы, то понимаешь как работает эта машина - государство. Сначала насрала с Крымом и Украиной. Понял Путин, денег нет и нахер он упал западным банкам. Его друзья хотят все больше, давай отнимать. Как сбер и ВТБ стал покупать крупный бизнес то. А как Трансаэро убили? Это первое что пришло в голову, и то что мы знаем... Дальше больше будет, покупаем попкорн, а лучше билеты.

Ответить
12

Трансаэро грохнула самоуверенность менеджмента и неспособность к долгосрочному планированию. Причём тут государство?

Ответить
8

Наверное при том, что оно всячески содействует своему аэрофлоту, как деньгами, так и админ. ресурсом, создавая неравные условия конкуренции.

Ответить
1

И? В кого то родители бабки вливают, это как то мешает тебе самостоятельно развиваться и строить карьеру?

Ответить
0

Я бы не путал родителей и государство, государство это все мы, т.е. наши деньги идут на увеличение неэффективности экономики, мы все вместе финансируем будущую экономическую катастрофу.

Ответить
1

Аэрофлот неэффективная компания? Или вы это заявляете для красивого слова? Или, может быть, Трансаэро был без поддержки государства? Пример идентичный. Дочерние компании для государства такие же дети. Если это мешает вам делать бизнес или как-то развиваться, то это даже хорошо. Меньше конкуренции остальным ;)

Ответить
3

Конечно нет, сравните цены на билеты в ЕС и у нас.
Я часть государства и я против, чтобы мои деньги, как налогоплательщика, шли на уничтожение конкуренции и как следствие всей экономики. Я против гос. компаний в любом их проявлении.

Ответить
–2

Как сравнивать будем? По расстоянию или по значению? А регулярность рейсов и престижность направления считаем? Или это лишнее?) если вы сравниваете стоимость билетов, то надо сравнивать в том числе и модель самолета, и бортовое питание, и ограничения, и частоту задержек рейса и ещё массу параметров, влияющих на стоимость перевозок, о которых вы, видимо, не очень в курсе. Это если вдруг вы решите обсуждать такие вопросы фактами.
По поводу конкуренции. Вы можете быть против чего угодно - это ваше право. Но увы. Монополия это естественный итог вообще любой конкуренции, если, конечно, нет сговора. Там, говорят, ЮтЭир медленно задыхается. Её тоже душит государство или же «эффективное управление» рынка добивает компанию?

Ответить
3

Вы зачем под блаженного косите? Вы на полном серьезе будете утверждать, что цены на авиабилеты у нас адекватны?
Монополия это естественный итог вообще любой конкуренции

Смерть это естественный итог любой жизни, значит ли это, что смерть не нужно оттягивать?
Также и с монополиями, в развитых страна принято их сдерживать или разбивать на маленькие, как со standart oil было

Ответить
–1

Возьмите да проверьте. Это, конечно, значительно сложнее, чем написать «в Европе все дешевле!», время надо потратить, усилия предложить, выборку равноценную сделать.... вперёд. Докажите нам фактами, что в Европе билеты дешевле, создайте тут статью на эту тему, а потом успевайте уворачиваться, когда вас начнут закидывать тряпками за кривой анализ.
«В развитых странах принято разбивать».. а ну тогда это другое дело! Это уже совершенно другой рынок, когда конкурируют компании А и Б, которые полностью принадлежат В. Блестяще! Я так понимаю, вы экономист по образованию?

Ответить
0

Даже Навальный писал, что пиздили в Трансаэро в гораздо больших объемах, нежели в окологосударственном Аэрофлоте

Ответить
2

Ну если ДАЖЕ Навальный писал .....

Ответить
0

Лесом ходи.

Ответить
1

У нас журналистов пачками убивают за всякую ерунду, а этот живой и здоровый, тогда как "изобличает" больших людей и спокойно живет в РФ, совпадение?

Ответить
0

Лесом ходи.

Ответить
0

Фанатик?

Ответить
0

Зарутинец? Провокатор гебешный? Ещё не отжали?

Ответить
0

Я не писал, что он провокатор гебешный, а написал, что он Азеф, почитайте по нему, там все очень интересно было.

Ответить
0

У меня сосед как раз руководитель в Рольфе )) не знаю как насчет мультов , но у него постоянно нет бабла )

Ответить
13

За солью не приходит, по-соседски?)

Ответить
2

нет кстати )) но после статьи уже готовлю )

Ответить
0

...сахар, спички...хлеба...

Ответить
1

Это он просто в азинотритопора много играет, рольф тут не при чем

Ответить
0

вы в каком веке живете ? 1 х бэт в трение

Ответить
0

К счастью, не имею тяги к таким "трендам", так что прошу простить меня за некомпетентность в данном вопросе ))

Ответить
1

я подумаю )) но быть в тренде это тренд )

Ответить
0

Мониторите его кошелек что ли? )

Ответить
0

чекаю по мелочам ) сосед же

Ответить
3

В 2018 году выручка «Рольф» составила 229,6 млн рублей, что на 27,5% больше, чем в 2017 году. Показатель EBITDA составил 11,9 млн рублей (+35,7%), чистая прибыль выросла до 6,256 млн рублей (+65,9%).

С нулями никаких ошибок?

Ответить
0

Большое спасибо, поправил, ссылку на финансовые показатели тоже добавил.

Ответить
1

Сервис в рольфе всегда был херовый. Любой.

Ответить
1

В рольфе лучший сервис, именно поэтому у них отличные продажи, так как цена у них зачастую выше конкурентов

Ответить

Комментарий удален

1

Прочитал заголовок и впечатление как от некролога.

Ответить
1

Это ожидаемый процесс. Пауки начали есть друг друга. Первыми пошли на корм те, кто другого цвета, скоро примутся за сородичей из своего клана. Страдают в итоге все, но остановиться сами они уже не могут! Не исключаю, кстати, что это вообще все по сценарию, т.к. по моим данным суммы доходов Рольфа в статье "слегка" завышены и они "должны были умереть" еще декабре 2018.

Ответить

Комментарий удален

0

когда к Вам придут ФСБ с обысками , можно без заказухи пиариться.

Ответить
0

Против системы пошёл

Ответить
0

>«Рольф» начинал с проката автомобилей — за счет этой услуги Петров смог расплатиться с Mitsubishi.

Без хороший крыши в 90е эти 40 дорогих машин угнали бы в первый день.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }