Построить прибыльный бизнес и не забыть о сотрудниках: принципы менеджмента Гари Баррелла, основателя Garmin

Предпринимателю удалось возглавить рынок GPS-устройств после самого его зарождения, но личному богатству он предпочитал лидерское служение работникам и создание рабочих мест.

Сегодня созданная Гари Барреллом компания производит продукцию для пяти отраслей: автомобильной, авиационной, спортивной, морской и активного отдыха. В 60 офисах по всему миру работают более 13 тысяч сотрудников, а прибыль Garmin в 2018 году составила $3,3 млрд.

<p>Гари Баррелл</p>

Гари Баррелл

Гари Баррелл родился 24 августа 1937 года в городе Уичита, штат Канзас. Его отец занимался производством ламп. Гари получил инженерное образование и в 80-х годах начал карьеру в компаниях по морской и авиационной электронике: Lowrance Electronics (производитель первого пользовательского эхолота), King Radio Corporation (крупный поставщик авионики, в том числе для Cessna, Piper и Beechcraft) и AlliedSignal.

В то время правительство США активно развивало технологии GPS, и Баррелл стал одним из инноваторов отрасли. Он адаптировал для рынка гражданской авиации приёмопередатчик типа NAV/COMM, в котором совместил навигацию и связь. Такое устройство, как правило, стоит дешевле и занимает на борту меньше места, чем две системы по отдельности.

В 1983 году, будучи уже вице-президентом King Radio по проектированию, Баррелл принял на работу инженера Мина Као. В 1986 году после взрыва космического корабля «Челленджер» King Radio, как и другие компании этой отрасли, на несколько лет приостановила работу над GPS-продуктами.

Поскольку в те годы в Америке открывали данные GPS для гражданского использования, Баррелл и Као решили, что это время — подходящее для открытия своего дела. В 1989 году за ужином в ресторане они решили основать собственную фирму — первую в мире по производству навигационных GPS-устройств для коммерческого рынка. Их цель — «популяризация GPS и изменение мира».

Коллеги сняли все деньги со своих счетов, заняли у семьи и друзей и с $4 млн открыли компанию в городе Ленекса, штат Канзас.

В 1991 году Garmin выпустила первый продукт, который быстро стал популярным: устройство GPS 100 для небольших судов и самолетов. Аппарат с 16 базовыми картами определял местоположение, скорость ветра, сохранял в памяти до 10 маршрутов, до 250 путевых точек и рассчитывал расстояние между ними.

<p>GPS 100</p>

GPS 100

В 1990-е годы Garmin под руководством Баррелла разработала ещё несколько продуктов, ставших известными. Карманный GPS-приёмник американские военные использовали во время войны в Персидском заливе, Garmin StreetPilot стал первым автомобильным навигатором для коммерческого рынка, а NavTalk — первым в мире телефоном с GPS.

<p>NavTalk</p>

NavTalk

Организация Garmin и принципы руководства Баррелла

Ключевой стратегией бизнеса Баррелла стала вертикальная интеграция, то есть полный контроль над всеми этапами разработки и производства продуктов. В отличие от конкурентов, к примеру, компании Magellan, Garmin не передавала сторонним исполнителям ни один процесс — от проектирования до маркетинга. Благодаря этому компания смогла:

  • увеличить скорость производства и контролировать качество на всех этапах;

  • проводить собственные исследования и разработки, стать новатором отрасли;

  • выйти на международные рынки благодаря высокому качеству при доступной цене;

  • минимизировать проблемы производства, быстро устранять неполадки;

  • стимулировать спрос, не боясь анонсировать новые продукты на этапе разработки;

  • самостоятельно обслуживать клиентов, предоставляя гарантийные и технические услуги.

Основным преимуществом Garmin на рынке было качество продукции. Редактор интернет-издания о морской электронике Panbo Бен Эллисон пишет, что навигатор Garmin GPS 45 для яхтсменов, который он купил в 1994 году, работает даже спустя 25 лет: «В начале 90-х я испытал первый портативный GPS, “белый кирпич” Magellan Nav 1000, который продавался за $3000. В 1994 году я приобрел Garmin GPS 45 за $400. Это замечательное устройство помогло мне оставаться в безопасности, даже в шторм и туман. Недорогой, портативный и относительно точный Garmin GPS 45 действительно изменил правила игры».

Стратегия вертикальной интеграции Баррелла обеспечила ещё одно преимущество: Garmin смогла своими силами расширить ассортимент при невысоких затратах. Компания начинала с трёх рынков: авиационного, морского и активного отдыха. Позже к ним добавились еще два: автомобильный и спортивный. Здесь конкурентам непросто было догнать Garmin: так, Magellan ориентирован в основном на товары для автомобилистов и активного отдыха, а TomTom — на автомобильный сектор.

<p>Гари Баррелл и Мин Као</p>

Гари Баррелл и Мин Као

На первых порах Баррелл лично помогал отбирать в Garmin новых инженеров. Благодаря ему человеческие ресурсы стали одним из преимуществ компании. В Garmin нанимали специалистов, которые отвечали не только за производство и дизайн, но и за инновации.

Большинство сотрудников проводит часть рабочего времени «в полях», придумывая новые способы использования GPS. В конце 1990-х инженеры Garmin, которые занимались бегом, начали носить портативные GPS-приёмники во время тренировок, чтобы отслеживать свою эффективность. В итоге они разработали «умные» часы, которые отслеживают местоположение, скорость, сердцебиение и другие данные. А исполнительный директор Garmin по PR Тед Гартнер, охотник на птиц, помог создать устройство, которое определяет местонахождение охотничьих собак.

<p>«Умные» часы Forerunner 225</p>

«Умные» часы Forerunner 225

Баррелл и сам испытывал продукты для обычных людей, так как пилотировал самолёт и любил путешествовать. Пастор церкви, в которую ходил Гари, вспомнил, как тот однажды появился на воскресной службе в рваных шортах, запачканных ежевикой, после тестирования нового прибора.

«Баррелл постоянно думал о том, каким может быть следующий продукт. Он всегда был в творческом режиме и пытался предвидеть будущее», — отмечает один из первых сотрудников Garmin и исполнительный директор компании с 2013 года Клифф Пембл.

Инновациям в Garmin способствовала и работа на разные рынки. Например, в течение многих лет в морских GPS-приемниках была кнопка Man Overboard: она передаёт точное местоположение судна для организации экстренной помощи. На её основе инженеры Garmin из спортивного подразделения создали функцию Return to Start, которая помогает бегунам вернуться на место, где они начали тренировку.

В Garmin Баррелл продолжал совершенствовать продукты для авиации. Он объединил технологию GPS с традиционными авиационными системами навигации и связи и системой цветных движущихся карт. Результатом стало семейство приборов GNS 430/530, которые пилоты применяют до сих пор. Большую роль в инновациях играла личность самого Баррелла. Бывший президент ассоциации пилотов и владельцев самолетов AOPA Фил Бойер вспоминает: «Гари Баррелл очень тесно сотрудничал со мной и AOPA. Он действительно был более профессиональным и доброжелательным, чем представители других компаний, которые пытались установить навигационное оборудование. Гари предоставил оборудование и опыт своей компании, чтобы продемонстрировать надежность и многофункциональность спутников. В конкурентной среде авионики Гари был не только новатором и лидером, но и действительно “хорошим парнем”, который заботился о клиентах».

Лидерское служение

Ещё одной отличительной чертой Баррелла было внимание к сотрудникам. «Баррелл практиковал лидерское служение — ставил проблемы сотрудников на первое место, — рассказывает вице-президент Garmin по человеческим ресурсам Лори Минар. — Он хотел создать рабочие места для людей на Среднем Западе». «Эти рабочие места на многие годы обеспечили стабильность для семей, в том числе моей», — подтверждает Клифф Пембл.

Баррелл знал каждого лично, всегда приветствовал коллег и друзей «заразительной улыбкой», говорит Пембл. Гари сам работал на производственных линиях, чинил неполадки и обучал инженеров, чтобы каждый почувствовал себя частью команды.

Лори Минар вспоминает, как однажды Баррелл без предварительной подготовки рассказал о каждом из 50 сотрудников компании, удивив всех. «Он действительно заботился о людях и их семьях, — говорит Минар. — У него были невероятные отношения».

Друг Баррелла Джон Бенни рассказывает, что у Гари никогда не было личных самолётов или роскошных автомобилей: «Он был очень скромным и непубличным человеком. Мы встречались на обед в Perkins, потому что там можно получить бесплатный кусок пирога, если вам больше 55 лет. Вы бы никогда не узнали, что он был тем, кем он был, или построил то, что построил».

Выход на биржу и смена стратегии

Важным для компании стал 2000 год, когда точность определения местоположения, по инициативе властей США, сузилась со 100 до 3 метров. Автопроизводители начали встраивать навигационные системы в панели управления, но они добавляли около $1500 к стоимости машины.

Баррелл решил изменить стратегию. В качестве более дешёвой альтернативы Garmin сосредоточилась на продаже универсальных портативных навигационных устройств, которые можно прикрепить на панель автомобиля или взять в поход. Спрос на продукцию Garmin вырос, и в 2001 году компания разработала ещё один инновационный продукт: навигатор StreetPilot III с встроенным голосовым помощником. В 2002 году в США было куплено около 2 миллионов портативных GPS-устройств, более половины из которых сделала Garmin.

<p>StreetPilot III </p>

StreetPilot III

В 2000 году Garmin вышла на биржу, и состояние Баррелла начало расти. В 2003 году, когда продажи акций достигли $573 млн, а компания стоила $4,5 млрд, Гари впервые появился в списке Forbes с состоянием $810 млн.

Уход из Garmin и трудные времена в компании

В 2002 году в 67 лет Баррелл ушёл на пенсию с поста генерального директора, но продолжал проектировать сложную систему авионики. В результате в 2004 году Garmin выпустил революционную объединенную систему управления полетом G1000.

Раньше, чтобы управлять системами полета, вводить план GPS и общаться с диспетчерами, пилоту нужно было постоянно переключать внимание между разными датчиками и индикаторами. Новая полностью электронная система заменила их на два плоских дисплея.

Кроме данных о полете, на дисплеях отображается вспомогательная информация, например, о погоде и рельефе местности. А благодаря программному управлению новые функции к G1000 стало добавлять легче, чем к старым системам авионики. Cегодня G1000 установлена на тысячах самолётов по всему миру.

<p>G1000 сегодня</p>

G1000 сегодня

В 2004 году Баррелл окончательно отошёл от дел, оставив пост сопредседателя компании. В том же году его состояние достигло пика — $1,8 млрд.

По словам друзей, богатство не изменило Гари. Баррелл активно занимался благотворительностью, вкладывая деньги в образовательные и религиозные проекты — к примеру, в строительство церкви общины Indian Creek, прихожанином которой он был. А однажды передал около 430 тысяч акций Garmin на сумму около $19 млн неназванному получателю.

Акции Garmin в течение трех лет после ухода Баррелла продолжали расти. Но в июне 2007 года Apple представила первый iPhone со встроенными картами и GPS. Продажи Garmin за три года упали почти на $1 млрд. Компания потеряла около 90% своей рыночной стоимости.

Garmin вывел из кризиса Клифф Пембл — один из первых инженеров компании, который учился у Баррелла. Возглавив компанию в 2013 году, он решил сделать ставку на специализированные устройства для разных категорий спортсменов и туристов. Например, Approach S5 для игроков в гольф показывает скорость удара и карту поля, а Forerunner 735XT для триатлетов измеряет количество гребков в минуту и эффективность использования кислорода.

<p>Approach S5</p>

Approach S5

Все эти устройства по-прежнему производят на одном из трех заводов Garmin на Тайване. В отличие от Apple и Fitbit, которым приходится подстраивать графики производства под партнёров, собственное производство, склады и колл-центры позволяют Garmin ни от кого не зависеть.

В 2007 году у Баррелла диагностировали болезнь Паркинсона, в последние годы его здоровье ухудшалось. 12 июня 2019 года он умер у себя дома, неподалёку от штаб-квартиры Garmin в Олейте. У него остались жена, трое сыновей и восемь внуков.

8484
33 комментария

У них вроде кризис, не знают как бизнес дальше развивать. Продаться решили через пиар... Или деткам бизнес не нужен...

4
Ответить

Вот так вот делаешь успешно бизнес десятки лет, потом уходишь на небо и бизнес умирает.

5
Ответить

А при чем тут дети? Это же не семейный бизнес, Garmin уже как 20 лет публичная компания.

3
Ответить

Пользуюсь вивоэктив и фениксом - потрясающие часы! Только задолбали постоянным обновлениям последнее время, а так никаких нареканий нет. Интересно было почитать про создателей этих чудес, спасибо за статью

3
Ответить

Безотказная техника. Один спортивный Garmin «живет» уже 15 лет. Еще две пары пашут, как проклятые, третий год :-)

А вот дистрик российский - лютый. Цены в сравнении со штатами или даже ЕС - рехнуться можно. Он неверно понял выражение два по цене одной 😂😂😂

3
Ответить

С удивлением узнал, что они все еще существуют. Но так и не понял зачем?

2
Ответить

Кроме часов, они делают очень надежные навигаторы, которые весьма востребованы в сложных условиях. Когда на 276cx упал всем весом квард 450кг, поґнуло руль, где был закреплен навигатор, рулевую колонку и кучу другого железа, а на "пластиковом" навигаторе треснуло стекло экрана (а работать не переставал, сегодня все еще в деле), то я реально зауважал подход этих ребят. Жаль, что не хотят дать больше открытости софту и идут по пути уменьшения ремонтопригодности. Но с надежностью все еще хорошо. Не смотря на определенную тормознутость, их навигаторы вполне имеют нишу, где обычные телефоны быстро дохнут

1
Ответить