Придумать неудачную онлайн-игру и превратить её в популярный корпоративный мессенджер: история Slack и его основателя Материал редакции

За пять лет сервису удалось привлечь 10 млн ежедневных пользователей, а инвесторы не обращают внимания на убытки и считают его привлекательным.

В закладки
Аудио

Разработчик-философ

Первые пять лет жизни Стюарт Баттерфилд провёл в бревенчатой хижине в канадской провинции Британская Колумбия: его отец Дэвид, скрываясь от армии США и участия во Вьетнамской войне, вместе с матерью предпринимателя Нормой сбежал в Канаду. Они поселились в рыбацкой деревне, где проживала небольшая община хиппи.

В доме, где рос Баттерфилд, первые три года не было электричества и водопровода. Но в семь лет, когда семья переехала в столицу провинции, город Виктория, у Стюарта появился компьютер, и он начал учиться программированию, читая компьютерные журналы. К 12 годам Баттерфилд писал простые компьютерные игры, а позже начал зарабатывать на создании сайтов.

В средней школе Баттерфилд потерял интерес к программированию, поступил в Университет Виктории и получил степень бакалавра философии. Затем он окончил магистратуру Кембриджа, где продолжил изучать философию. Баттерфилд — специалист в области философии биологии и сознания, а также когнитивистики.

Время начала его предпринимательской карьеры — конец 1990-х — совпало со стремительным развитием интернета. «Люди, которые знали, как создавать сайты, переезжали в Сан-Франциско. У меня были друзья, которые зарабатывали в два-три раза больше профессоров. Это был новый и захватывающий опыт», — вспоминает Баттерфилд.

Стартапы и ошибки, которые никогда не закончатся

В 2000 году Баттерфилд присоединился к стартапу своего друга Gradfinder.com — сайту для общения выпускников колледжа. В то же время лопнул «пузырь доткомов» — произошло обвальное падение индекса высокотехнологичных компаний, торговавшихся на бирже Nasdaq. За год индекс упал почти в пять раз.

На этом фоне проект Gradfinder.com решили продать — спустя полгода после запуска. Сумма сделки не раскрывается, однако Баттерфилд назвал результат «здоровой прибылью».

После этого Стюарт руководил группой из 11 дизайнеров в Communicate.com — компания занималась электронными коммуникациями для бизнеса.

В 2002 году он вместе со своей первой женой Катриной Фейк и друзьями основал Ludicorp, чтобы выпустить многопользовательскую онлайн-игру Game Neverending.

По задумке, Game Neverending была скорее социальным пространством, нежели типичной игрой: пользователи не выигрывали и не проигрывали, а проводили время за общением.

О самой игре сохранилось не так много информации: известно, что пользователи могли путешествовать по выдуманным локациям, собирать шуточные коллекции из редких предметов и обмениваться «бумажными» деньгами. Cоздавать новые места и объекты игроки должны были сами.

Интерфейс Game Neverending

Через полтора года после запуска проекта Баттерфилд признал, что концепция показалась людям слишком странной, а сама игра — сложной. Проект не стал популярным среди пользователей, собственные деньги у основателей заканчивались. Единственным человеком в Ludicorp, которому могли платить деньги, был сотрудник с детьми.

Мы занимали деньги у наших друзей и семей, пытаясь построить проект. Но дело было после краха доткомов, банкротств WorldCom и Enron, 11 сентября. Никто не хотел вкладываться в легкомысленную игру. Собрать много мы не смогли.

Стюарт Баттерфилд

Разработку пришлось свернуть, но Баттерфилд понял, что внутри одного проекта можно объединить множество разных инструментов и «размыть границу между игрой и остальным интернетом». Пользователи переписывались в чате, создавали сообщества, но самой популярной функцией стал обмен фотографиями.

В ноябре 2003 года Баттерфилд и Катрин Фейк летели в Нью-Йорк, и в самолете Баттерфилду стало плохо. По прилёту они сразу отправились в гостиницу. Катрин уснула, а Баттерфилд не спал всю ночь. «Когда я проснулась, он сказал: “У меня есть отличная идея. Давай сделаем сайт для обмена фотографиями”», — рассказывала Фейк.

Пытаясь уснуть, Баттерфилд просматривал интерфейс Game Neverending. Он заметил недостаток платформы: пересланные друг другу кадры из игры можно просмотреть, только когда и отправитель, и получатель находятся в сети.

Моей идеей было заменить все объекты внутри игры на фотографии, чтобы взаимодействие в режиме реального времени происходило вокруг фото.

Стюарт Баттерфилд

У Ludicorp оставалось немного денег. Баттерфилд и Фейк понимали, что соцсеть для обмена снимками можно развить быстрее, чем игру. Им нужно было убедить команду переключиться на этот проект.

В декабре 2003-го прошло голосование, по итогам которого в Ludicorp решили работать над соцсетью. Обсуждая концепцию, друг Баттерфилда заговорил о «мерцании метавселенной». Команде понравилось сравнение с мерцанием, и они решили назвать проект этим словом, Flicker. Однако домен был занят, поэтому соцсеть получила название Flickr.

В том же месяце Ludicorp получила кредит от канадского агентства поддержки малого бизнеса Telefilm на сумму $450 тысяч. По мнению Фейк, если бы Ludicorp получила деньги раньше, в конце октября, команда продолжила бы работать над игрой и Flickr не появилась бы.

Запустилась платформа в феврале 2004 года. И хотя на рынке уже существовали сервисы для обмена фотографиями, например Shutterfly и Snapfish, соцсеть быстро стала популярной.

Flickr отличалась тем, что позволяла пользователям отмечать друг друга на снимках и оставлять комментарии. Позже эти функции появились в Facebook и Twitter. Команда Flickr создала и другой инструмент, который сегодня используют соцсети: авторизацию без повторного введения логина и пароля.

Уже через год компанию выкупила Yahoo! за $25 млн. Позже Баттерфилд назвал решение о продаже поспешным. Он считал, что если бы Flickr продали ещё через год, основатели заработали бы в десять раз больше.

После продажи WhatsApp ($19 млрд от Facebook), Beats ($3 млрд от Apple) и Instagram (паршивый $1 млрд, снова Facebook), $22 млн теперь кажутся деньгами, которые вы выискиваете в кошельке, чтобы дать незнакомцу на автобусной остановке.

Стюарт Баттерфилд

Несколько лет Баттерфилд оставался гендиректором фотосервиса, пока в 2008 году вместе с Фейк не ушёл из Yahoo!. К этому времени у них родилась дочь, но пара решила развестись. «Я чувствовал, как вся моя жизнь разваливается, и я должен был уехать в Индию, что-то такое. Это был ужасный период», — вспоминает Баттерфилд. Вместо этого он вернулся в Ванкувер, чтобы продолжить работу.

В своей новой компании Tiny Speck Баттерфилд снова взялся за разработку онлайн-игры. Glitch предлагала игрокам пройти квест, в процессе дополняя виртуальный мир и оттачивая разные навыки, например, выращивая растения или деревья или медитируя.

Пользователи должны были сотрудничать, а не соревноваться. Для этого в игру добавили функции объединения в группы и переписки в чатах. Прохождение квеста помогало участнику перейти на новый уровень. Но идея вновь оказалась непонятна пользователям, и в 2012 году проект закрылся.

Интерфейс Glitch

Тем не менее игра подарила Баттерфилду задумку для следующего проекта — платформу внутренней коммуникации пользователей. Мессенджеры на рынке уже были, но Баттерфилд чувствовал, что в его чате пользователи смогут общаться намного проще и удобнее. Он хотел, чтобы технологией Glitch пользовались и в других компаниях.

Основание Slack и первые инвестиции в проект

Ещё в конце 1990-х Баттерфилд познакомился с программистом из России Сергеем Мурашовым. В 1998 году Мурашов переехал в Ванкувер и начал работать в Communicate.com, где Баттерфилд позже руководил отделом дизайна.

Стюарт пригласил Мурашова поработать над созданием Flickr. Он согласился, став ведущим инженером проекта, и занимал эту должность и после того, как сервис купила Yahoo!. Затем Мурашов работал в команде Баттерфилда по созданию онлайн-игры Glitch.

В интервью «Секрету фирмы» Мурашов рассказал, что идея Slack появилась во время работы над игрой: «Мы со Стюартом живём в Канаде, Кэл Хэндерсон (отвечал за архитектуру во Flickr — vc.ru) — в Сан-Франциско, а наш четвёртый основатель Эрик Кастелло — в Нью-Йорке. Мы работаем в таком формате со времён Flickr. Как раз в процессе работы над игрой мы поняли, что надо сделать удобный мессенджер».

После закрытия Glitch Баттерфилд рассказал Мурашову о своей идее и предложил поработать над ней вместе. Мурашов стал совладельцем нового проекта.

Однажды вечером мы со Стюартом вышли из офиса, и, когда мы шли под дождём, он сказал: «Знаешь, нам надо заняться командной коммуникацией, у нас есть эта штука, с помощью которой мы общаемся, мы положим её в основу бизнеса, сделаем так, чтобы она была удобной, быстрой, надёжной». Я ответил: «Отлично, я буду это делать».

Сергей Мурашов
сооснователь Slack

В конце 2012 года команда начала работу над Slack. Платформу назвали так, потому что, по задумке основателей, она должна была помогать пользователям общаться с меньшим напряжением. Однако, утверждает Мурашов, сначала название Slack было рабочим.

До мая 2013 года Slack использовали только члены команды, чтобы протестировать проект. Затем они решили, что продукт готов для большего количества пользователей.

«Мы упрашивали и уговаривали наших друзей из других компаний протестировать Slack и дать нам обратную связь», — рассказывает Баттерфилд.

Среди них был проект Cozy, разрабатывающий ПО для управления арендой, и стриминговый музыкальный сервис Rdio, — всего около десяти компаний. «Внезапно мы увидели, как наш продукт выглядит с точки зрения намного большей команды, чем наша. Довольно плохо», — вспоминает предприниматель.

Проект доработали, и в августе 2013 года была готова бета-версия. Но команда не хотела представлять Slack так: люди могли подумать, что продукт ненадёжный. Вместо этого она запустила кампанию в СМИ и анонсировала доступ к приложению через приглашение. В первый день ссылку открыли 8000 человек, а через две недели у проекта уже было 15 тысяч пользователей.

В начале работы сложнее всего было научиться продавать продукт командам, а не отдельным пользователям, считает Баттерфилд. Он сравнивает Slack с Dropbox — пользователь попробует сервис на нескольких устройствах и, если ему всё понравится, согласится ежемесячно платить за использование.

Slack же необходимо убедить команды, где каждый участник имеет право голоса. Решение одного может повлиять на отказ компании купить подписку.

Большую часть бета-периода в Slack учились убеждать пользователей, отмечает Баттерфилд: писали объясняющие материалы о том, для чего нужен мессенджер, подробные инструкции, создавали специальные ресурсы для руководителей команд, чтобы они могли убедить сотрудников перейти на Slack.

В августе 2013 года Баттерфилд разослал сотрудникам Tiny Speck письмо, в котором подробно описал своё видение Slack: зачем создавать ещё один мессенджер, какой продукт нужен людям и как его сделать.

«Наша работа в том, чтобы понять, что люди думают, чего они хотят, и затем адаптировать ценность Slack под их условия», — написал он. По его мнению, даже лучшие маркетинговые ходы и PR-компании не сработают, если не будут основаны на непосредственном опыте работы пользователей с продуктом.

Баттерфилд привёл несколько примеров того, как Slack работает над прогнозированием желаний пользователя: быстрая загрузка страниц, доброжелательные почтовые рассылки, тщательно продуманные функции в приложении на всех устройствах. Вместе с улучшением продукта нужно работать и над информированием пользователей, «чтобы они знали, что хотят его».

Ещё одна мысль Баттерфилда заключалась в том, что нужно продавать инновации, а не продукт. «Полезно принять этот образ мышления как определение: инновации — это сумма изменений, проходящих через всю систему, а не вещь, которая вызывает изменения в поведении людей», — написал он.

Баттерфилд был уверен, что Slack может «существенно изменить» то, как сотрудники тратят рабочее время, как используют историю переписки, как общаются и даже как относятся друг к другу.

Баттерфилд хотел бы видеть пользователей Slack спокойными и продуктивными сотрудниками, хозяевами собственной информации, которые стремятся задавать вопросы, создающие ценность для всей команды.

В 2015 году Slack оценили в $2,8 млрд, в том же году сервис привлёк деньги от известных в Кремниевой долине инвесторов — Kleiner Perkins, Andreessen Horowitz и другие вложили в сервис $340 млн. Сам Баттерфилд при этом оставался недовольным результатом работы.

В интервью MIT Technology Review он отметил, что продукт необходимо постоянно улучшать: «Мы, вероятно, сделали только половину из всего, что хотели сделать при запуске два года назад. Нам предстоит пройти ещё длинный путь».

Чем Slack отличается от других мессенджеров

Баттерфилд с самого начала считал, что мессенджер должен выделить свои основные отличия от конкурентов и сосредоточиться на них. В компании долго выбирали главные инструменты и остановились на трёх: поиске, синхронизации и простом обмене файлами. Баттерфилд так объяснял выбор:

  • После стандарта в поиске, заданного Google, пользователей нельзя разочаровать. Они должны в любой момент найти нужный документ или просмотреть старую переписку.
  • Синхронизация с разными устройствами — необходимость: пользователь выключает ноутбук и хочет со смартфона вернуться к тому же месту в приложении, на котором оставил курсор.
  • В-третьих, интерфейс должен быть простым и интуитивно понятным. «И вдруг оказывается, что вы первые в игре, потому что вы лучшие в самых важных для ваших пользователей инструментах», — говорит Баттерфилд.

В Slack также сделали ставку на обратную связь с пользователями. Если компания будет делать «всё возможное в сфере обслуживания клиентов, её будут рекомендовать другим людям». «Когда ключевые пользователи говорили нам, что что-то не работает, мы немедленно это исправляли», — делится Баттерфилд.

Во время бета-тестирования команда Rdio заметила, что новые сотрудники не понимают, к какому каналу в мессенджере нужно присоединиться. Ранее Slack не обращала внимание на это: в небольших компаниях было ясно, для чего нужен каждый чат. Благодаря обращению Rdio в Slack появилась возможность описания для каждого канала и метка с количеством его участников.

Долгое время Баттерфилд сам отвечал на все сообщения клиентов. Сейчас служба поддержки в Twitter работает круглосуточно.

Сергей Мурашов в интервью «Секрету фирмы» рассказал, что команда Slack оказалась в нужном месте и в нужное время: «Недовольство людей электронной почтой перешло какую-то критическую черту. Если вы на работе используете электронную почту и к вам позже присоединился новый человек, он не видит, что обсуждалось раньше. А Slack позволяет это всё увидеть».

Среди причин, по которой Slack стал популярным, Мурашов назвал желание Баттерфилда сделать мессенджер в первую очередь удобным для пользователя.

Мне кажется, мы сделали корпоративное решение с человеческим лицом. Многие разработчики корпоративных программ считают, что достаточно, чтобы сервис работал. Стюарт всегда настаивал, чтобы мы доделывали продукты так, чтобы они были удобны для человека.

Сергей Мурашов
сооснователь Slack

Сейчас для того, чтобы начать использовать Slack, нужно ввести почту на сайте приложения. Если компания, в которой работает пользователь, уже зарегистрировала его адрес в сервисе, он получит письмо со ссылкой для присоединения к каналам.

Внутри мессенджера можно настроить интеграцию с другими сервисами, которые использует компания, к примеру Google Drive, Dropbox, MailChimp или Asana, или создать собственный с помощью Slack API. Slack решила делать ставку на простой дизайн, который будет легко адаптироваться под смартфоны.

Доходы компании

Основной источник дохода Slack — продажа платной подписки. Цена по стандартному тарифу — $6,67 за одного члена команды в месяц при оплате года, бизнес-тариф Plus за тот же срок обойдётся в $12,5. Стоимость Enterprise-тарифа рассчитывается отдельно.

Есть и бесплатный тариф, но с ограниченной функциональностью: например, видеозвонками только между двумя участниками вместо 15 возможных в платной версии.

В январе 2019 года Slack использовали 600 тысяч компаний, из них 88 тысяч — платные подписчики. Ежедневная активная аудитория мессенджера — 10 млн активных пользователей. У Microsoft Teams, ближайшего конкурента, — 13 млн.

Согласно биржевым документам, по итогам 2017 финансового года выручка Slack составила $105,2 млн, 2018-го — $220,5 млн, 2019-го — $400,6 млн. В то же время чистый убыток компании составил $146,9 млн, $140,1 млн и $138,9 млн соответственно. В Slack объясняли: снижение чистых убытков связано с тем, что показатели выручки росли быстрее операционных расходов.

Почему инвесторы считают Slack перспективным, несмотря на убытки

Slack стала публичной компанией 20 июня 2019 года, разместив акции на Нью-Йоркской фондовой бирже с помощью DPO (Direct Public Offering, прямое размещение). Из технологических компаний таким образом на биржу прежде выходила лишь Spotify.

До начала размещения Стюарт Баттерфилд владел акциями класса B (отличается наличием комиссии за продажу акций на момент сделки — vc.ru) на сумму $41,6 млн. В начале июня он конвертировал около 900 тысяч акций в класс А, предполагающий комиссионные сборы при покупке или продаже акций, которые включены в общую комиссию.

В день начала торгов Баттерфилд перевёл ещё около 500 тысяч акций в класс А, а также продал 1,36 млн акций. После этого он каждый следующий день продавал в среднем около 2500 акций.

На первый взгляд продажа акций гендиректора компании накануне выхода на биржу выглядит непривлекательно, отмечает вице-президент отдела потребительского маркетинга LinkedIn Тереза Керстен. Однако в случае Slack инвесторам не стоит беспокоиться, пишет она, поскольку для выхода на биржу компания выбрала DPO вместо традиционного IPO.

При IPO предусмотрен порядок продажи акций, торговля начинается на следующий день после их распределения. В случае прямого размещения этот процесс менее упорядочен. «Инсайдерам, которые хотят обналичить часть своих активов, нужно распределить эти продажи, — объясняет Керстен, — иначе давление продаж, образовавшееся из-за предложения гигантского пакета акций, может повлиять на рыночную стоимость».

Инвестиционный аналитик United Traders Алексей Юрьев считает, что решение Slack разместить акции с помощью DPO связано прежде всего с тем, что у компании было достаточно венчурных средств и она не нуждалась в финансировании от других инвесторов.

Первичная функция IPO — привлечение средств от инвесторов. В отличие от этого, первоначальная цель компании, выходящей на DPO, — открыть доступ к публичным рынкам для своих сотрудников. Slack преследовал прежде всего именно эту цель — дать возможность ранним инвесторам из своей компании торговать акциями, чтобы удержать их на рабочем месте

Алексей Юрьев
инвестиционный аналитик United Traders

Если в традиционном IPO существует локап-период (срок, когда инвесторы не могут продать акции, может длиться до 180 дней), в DPO такого ограничения нет. Инвесторы могли продать акции в день размещения.

«Можно заметить, что весь месяц после DPO компания торгуется в даунтренде — открылись при $38, сейчас около $32 за акцию. Это говорит о том, что продавцов на рынке больше, чем покупателей. Инвесторы, которые инвестировали в Slack на ранних периодах, фиксируют прибыль и выходят, пока компания остаётся в даунтренде», — отмечает Юрьев.

Slack установила справочную цену за акцию в $26, при которой компания оценивается в $15,7 млрд. Инвесторы приобрели акции за $38,5 — поначалу они проявили большой энтузиазм, а затем он начал угасать, указывает аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицын.

Сейчас цена снизилась до $32 за акцию. Всего, по данным Crunchbase, компания привлекла $1,4 млрд за десять раундов финансирования.

По итогам 2019 года Slack прогнозирует сохранение убытков в $140 млн долларов, которое было зафиксировано и в 2018 году. При этом все аналитики прогнозируют быстрый рост выручки, замечает Делицын: $400,5 млн против $220,5 млн в прошлой году.

У компании нет цели немедленно показывать прибыль. С точки зрения собственной бизнес-логики, сейчас ей нужно захватить как можно более широкую клиентскую базу. Этот этап Slack воспринимает как развитие, быстрый рост, когда нужно жертвовать прибылью

Леонид Делицын
аналитик группы компаний «Финам»

По его мнению, акции могут остаться на этом уровне в течение нескольких лет, но в перспективе пяти лет вырасти.

В United Traders также считают Slack перспективной компанией с точки зрения долгосрочных инвестиций.

Это связывают, во-первых, с хорошими показателями на рынке: за год число платных клиентов выросло с 50 тысяч до почти 100 тысяч.

Во-вторых, у Slack огромный потенциальный рынок — сейчас из около 30 млн малых и средних компаний в мире Slack охватывает меньше 1%, отмечает Алексей Юрьев (по данным Slack, более 600 тысяч организаций из 150 стран). Кроме того, выручка Slack растёт на 67% год к году.

Это отличный показатель для технологических компаний, и, что немаловажно, операционные расходы сокращаются. Если в 2017 году в Slack практически всю выручку тратили на рекламу, маркетинг и прочие административные расходы, то сейчас эта доля занимает всего 58% от выручки. Сейчас компания убыточная, но динамика положительная. По нашим оценкам, через год-три Slack сможет стать прибыльной.

Алексей Юрьев
инвестиционный аналитик United Traders

Развитие корпоративных мессенджеров в будущем

Рынок корпоративных мессенджеров находится в бурной стадии роста, считает Алексей Юрьев. С ним согласен инвестиционный аналитик Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Александр Скурихин.

По оценкам Slack, сейчас объём рынка корпоративных мессенджеров составляет $28 млрд. Довольно впечатляющая цифра. Доля Slack на нём 1–2%, исходя из прогнозной выручки компании на 2019 год

Александр Скурихин
аналитик ФРИИ

Скурихин называет Slack лидером в сегменте SMB (Small-Medium Business, до 500 сотрудников) среди ИТ-компаний.

Slack занимает прочные позиции за счёт сильного бренда, удобства, большого количества разных фич. В ближайшие три-семь лет компанию вряд ли кто-то подвинет в этом сегменте.

Самый интересный сегмент на рынке корпоративных мессенджеров — это enterprise-компании, которые ведут деятельность далеко за пределами ИТ-сектора. Здесь Slack уже проигрывает недавно запустившемуся Microsoft Teams и Workplace от Facebook.

Александр Скурихин
аналитик ФРИИ

По мнению Скурихина, Slack останется мессенджером для использования в ИТ-компаниях до 500 человек: «В остальные сферы Slack проникает довольно трудно. Главным образом — из-за сложного онбординга и непривычного интерфейса».

Скурихин считает, что в ближайшее время активнее всего будет развиваться именно enterprise-направление. Уже существующие b2c-мессенджеры будут подстраиваться под бизнес.

Тут всё просто: высокое проникновение мессенджеров, большой охват аудитории, всё привычно для пользователей. Facebook уже сделала свой Workplace, есть Skype для бизнеса. Кто следующий? Telegram вряд ли пойдёт туда самостоятельно, но может появиться большое количество проектов на его инфраструктуре.

Александр Скурихин
аналитик ФРИИ

Второе направление — развитие корпоративных мессенджеров, которые крупные технологические компании создают для увеличения чека с клиента. Пример — тот же Microsoft Teams, появившийся в 2016 году как конкурент Slack.

Я не могу назвать рынок мессенджеров золотой жилой для стартапов. Очень много компаний умерло, хотя они, безусловно, обладали продуктом намного лучше того же Slack: и интерфейс был более удобный, и хранилище было больше, и тариф выгоднее. Более того, порог входа на рынок достаточно велик.

На что стоит обратить внимание? На узкие ниши, где существуют свои особенности общения и потребности. Я, скорее, поверю, что следующий успех может ждать мессенджер для таксистов, чем очередной универсальный корпоративный мессенджер.

Александр Скурихин
аналитик ФРИИ

Основатель Slack о запуске продукта

Прислушиваться к пользователям, собирать обратную связь и сосредоточиться на нескольких функциях и делать их как можно лучше.

Думать о продвижении уже на ранней стадии

Один из главных уроков, которые команда Slack извлекла из запуска, — не стоит недооценивать силу и влияние традиционных медиа. Начинать работать над брендом нужно с этапа разработки продукта, стараясь анонсировать запуск через СМИ. И помнить: история не заканчивается после публикации статьи.

По мнению Баттерфилда, СМИ дают 20% успеха, остальные 80% приносят люди, которые делятся статьёй в соцсетях. «Я почти не захожу на новостные сайты — меня ошеломляет количество контента, которое там представлено. Но я всегда обращаю внимание на то, что публикуют мои друзья», — говорит он.

Новому продукту необходимо делать ставку на соцсети, расширять охват и не бояться повторений, считает он. «Это только поможет вам оставаться на высоте для потенциальных пользователей», — говорит Баттерфилд.

Слушать пользователей

Запуск бета-версии — важнейший этап в создании продукта. Соберите все отзывы, которые только можете получить в этот период, советует Баттерфилд. Обратную связь, которую в Slack собрали за шесть месяцев тестирования, помогла понять, что нужно сделать для привлечения следующей волны пользователей.

Делать ставку на уникальные функции продукта

Команда Slack часто вспоминала публикацию ведущего разработчика Gmail Пола Бакхейта: «Если ваш продукт отличный, ему не обязательно быть хорошим».

В её основе простой тезис — если несколько вещей внутри проекта вы делаете очень хорошо, остальное не имеет особого значения. В первой версии Gmail не было многих полезных функций, но пользователей это «совсем не смутило», пишет Бакхейт: им слишком понравился интерфейс с поисковиком, цепочка диалогов и невообразимый для начала 2000-х 1 ГБ памяти.

В 2014 году корреспондент Wired Мэт Хонан готовил большой материал о Баттерфилде и попросил его назвать свои главные амбиции.

— Стать следующим Microsoft, — сказал он.

— Разве это не делает вас совершенно больным? — спросил Хонан.

— Ну, немного.

Разработка корпоративного программного обеспечения — такое же скучное занятие, как и разработка делового, ответил Хонан и уточнил, почему предпринимателю вообще интересно этим заниматься. «Нам по-настоящему нравится делать действительно хорошее ПО», — подчеркнул Баттерфилд.

{ "author_name": "Виктория Сафронова", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e","slack"], "comments": 43, "likes": 72, "favorites": 199, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 80445, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 25 Aug 2019 13:22:34 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 80445, "author_id": 349025, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/80445\/get","add":"\/comments\/80445\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/80445"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131, "last_count_and_date": null }
43 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
33

Мне баттерфилд 5 не зашел, хз как вам

Ответить
14

Платим 400 в месяц и ненавидим.

Позвонить не получатся в трех случаях из четырех, ресурсы жрет, запускается годами.

И пока глушится, эта гадина пишет очередную шутку. Там где workplace и дискорд давно запустились и работают, Слек зависает с шуткой. И наверняка довольные собой сидят: сделали софт с человеческим лицом.

Поиск бесполезный, потому что народ прикрутил интеграции и написал ботов, которые загадили всю выдачу. Ни о какой интеллектуальности Гугла речи не идёт.

Новых фичей нет. Нативных клиентов нет. За несколько лет сколько с ним работаем, приделали звонки, которые не работают толком. Мы уже даже не пробуем позвонить, сразу урл Зума постим. Нормальная надежность?

Подытоживая: дорогой плохой продукт, который сливает деньги пользователей не в улучшение продукта, а в привлечение новых. Эта пирамида обязательно рухнет.

Ответить
13

Как можно доверять человеку, который умудрился жениться на фейке??

Ответить
0

Любовь зла 😂

Ответить
9

Pets дот com в далёкие 2000е торговался с картой $82 млн. Цена акции $14 на IPO, впоследствии упала до центов. Компания тоже красиво пиарилась но так и не разобралась, как начать зарабатывать деньги. Слак сейчас оценен в15 миллиардов долларов. Мда. В дискорде и Бог знает где ещё есть аналогичный функционал. Даже у перехайпленой Теслы капа 37 млрд, и то, там есть хотя бы намек на прибыль, а тут просто оборот и убытки. Это не рекламная площадка наподобие Facebook и Instagram, где понятно почему большая база бесплатных пользователей принесет деньги в будущем. А тут что? В чем вэлью от подписки для компаний. Что мешает пользоваться бесплатно или уйти к конкурентам. Мессенджер-то классный, но компания кажется переоценной. Я видимо чего-то не понимаю.

Ответить
1

Да это как золото. Компании стали "валютой".

Ответить
1

Большая ошибка – пытаться оценивать стоимость компании по функционалу ее продукта. Важна скорость роста и объем рынка, у Слака с этим все в порядке. Увеличить выручку с $220М до $400M без больших инвестиций в рост невозможно. Но с таким ростом выручки, нормального инвестора не будет беспокоить прибыль. Тем более в SaaS, где маржинальность очень высокая.

Ответить
–1

Особо и понимать нечего — поморозяться ещё и все..
— Слак?
— Нет, не слышал.

Ответить
7

Discord можно для бизнеса в принципе использовать. Все есть, а интеграцию с какими то сервисами можно самим допилить)

Ответить
0

Глючный этот Discord. Насколько знаю на Электроне написан

Ответить
4

Slack на нем же.

Ответить
2

А, да? Значит та же хрень. Я вот не пойму, при инвестициях в полтора лярда в чем проблема написать нативные приложения

Ответить
1

И поддерживать нативные приложения для винды, ios, android, web, mac. И для держать штат разных разработчиков.

Ответить
2

У телеграма как-то получается, десктопные приложения написаны на c++ и qt

Ответить
–6

чаще всего мобильные разработчики могут одновременно и iOS и Android, также и с десктопом. Ну и еще у них до фига сотрудников, добавление +5-6 разрабов вряд ли сильно ударит по кошельку в полтора лярда

Ответить
3

Бизнесу как бы пофигу, на чем эти приложения написаны, гораздо важнее быстрее получать доступ к функционалу, а эти полтора девелопера-старовера, которые в 2019 гонят на Electron им не особо интересны.

Ответить
0

Так я не спорю, если продукт в таком виде позволяет заработать, я только за. Я лишь объясняю почему ЛИЧНО мне не нравится

Ответить
1

А какие у вас с ним глюки были? У меня вот за два года использования только одно - каким-то очень странным образом работают уведомления. Один раз на каком-то из девайсов поставил статус "Not available", и всё, теперь на всех девайсах (макбук/десктоп/Андроид, вроде на айфоне тоже) уведомления не всплывают, даже несмотря на то, что поставил обратно статус "Online".

Ответить
0

Во-первых много памяти жрет. Да, ноутбук у меня на тот момент (года полтора назад) был не оч новый, 2 Гб ОЗУ, но все-таки. Не понимаю вообще контраргументы "Купите себе ноутбук за 40 тысяч, куда со своими 2 Гб в 2018 году". Нафига из-за одной программы покупать новый ноут? Потому что разрабы не могут на сях вместо джаваскрипта программы писать? Потом насколько помню была какая-то хрень с автозапуском, не мог ее отключить. Потом когда надоело пытался деинсталить- а хрен, ни в какую. Решил проблему с помощью Uninstal Tool. Короче осадок остался.

Ответить
6

Первое, что испугало/смутило, это то, что вы думаете, что сейчас 2018 год.
Но, 2 гб оперативной памяти? У меня на телефоне 6 и это не очень много. На вашем железе можно спокойно пользоваться аськой (только билд 2003b) и не париться ни о чем ;)

Ответить
1

"года полтора назад"

Ответить
0

ПОЛТОРА ГОДА НАЗАД
Для остальных задач мне 2Гб хватало почему-то

Ответить
1

Кто такой Discord?

Ответить
5

В итоге, придут Майки с их тим-чатс, который добавят в корпоративную подписку бесплатно...И slack будет что-то пытаться тянуть со стартапов и компаний, у которых аллергия на майков. Но много ли таких?

Ответить
5

Статья интересная. Но Slack тоже как-то не зашел, приходится пользоваться по нужде по работе. Да и еще и на бесплатном тарифе сидим лол, где нет длинной истории сообщений или какие-то ограничения. А да Discord - вещь. Если б еще Discord не спалил меня, что я играю на работе ...

Ответить
3

Я бы переформулировал так: "Придумать неудачную онлайн-игру и превратить её в неудачный корпоративный мессенджер"

Ответить
1

Не стоит, мессенджер то сам по себе вполне удачный. На момент старта был вообще топ.

Ответить
3

Прекрасная статья,написано всё очень грамотно и понятно!😍

Ответить
2

Странно почему какой нибудь бесплатный serverless протокол не вытеснил все эти мессенджеры.
+ абсолютная безопасность (некому и нечего выдавать ФСБшникам)
+ абсолютная надёжность (падать нечему)
- надо одновременно обоим быть в сети (но для групповых чатов можно ещё прикрутить пиринговую сеть)
Хотя я в этом не специалист конечно.

Ответить
2

Главная фича в слэке для корпоративной коммуникации –синхронизация истории и быстрый поиск по ней. Как вы этого с серверлесс добъётесь?

Ответить
2

На клиенте, где ещё то? А можно продавать эти серверные фичи как про-версию. По сути сервер будет обычным участником-пиром просто всегда онлайн и всё хранит. Опять же отказоустойчивость (вряд ли кто-то узнает что он упадёт на день другой). Но я не спец по мессенджерам правда :)

Ответить
1

локально хранить и по ней искать. Даже быстрее и притом бесплатно (не нужно в облаке хранить данные)

Ответить
0

А что вы подразумеваете под serverless?
Это же те же облака.

Ответить
0

Ну одноранговая пиринговая сеть, сообщения передаются от клиента к клиенту. Как торренты. XMPP вроде так устроен, а может и не так, я не специалист (там же ещё DNS...). Но вообще было круто такое написать, такой Интернет 2.0. Хотя уже вроде есть FireChat. Видимо всё упирается в маркетинг и в дизайн, а техническая сторона мало кому интересна.

Ответить
0

Firechat это тупо меш сеть на вайфай или блютус, игрушка, в основном для мест где нет выхода в инет.

Ответить
1

На Сахарова?)

Ответить
1

Слак не зашёл. Пользуемся тимс

Ответить
0

Ух, как у Teams сообщения подгружаются. Плюс нельзя сделать ссылку на пост в чате, чтобы натыкать носом.

Ответить
1

Звучит как сюр, какая-то череда нелепиц и случайностей и два мега успешных проекта, Flickr и Slack. Или не случайности?!

Ответить
0

Надо брать в учёт их окружение, при должных связях многие проекты можно дотянуть до успеха. Ну, без мозгов тоже не обойтись конечно.

Мне кажется статья так поверхностно описывает. К тому же такие истории редко повторяются больше одного раза, в каждой всегда есть минимум 1 важный момент который и повлиял на успех.

Ответить
0

Ну и да, довольно часто основатели 1 успешного проекта, создают что то ещё успешное, (наверное актуальнее для США) тут частично опять речь об окружении.

Ответить
0

нафиг это все нужно. когда есть телеграм?

Ответить
0

Неплохая идея у matrix.org, по крайней мере он федеративный и открыт.

Ответить

Комментарий удален

{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }