В сентябре 2020 года мы начали работу над собственным стартапом — сервисом аналитики маркетплейсов mpAdvisor. И ровно через год в сентябре 2021 года мы его закрыли, потеряв на этом ощутимую сумму денег и, как минимум, одного классного специалиста нашей команды. Все любят хвастаться успехами, но лишь немногие рассказывают о своих провалах. Я решил поделиться нашей историей, чтобы заодно её отрефлексировать самому и понять, как нам не повторить эту историю с нашим новым продуктом.Итак, хроники пикирующего бомбардировщика:📅 В августе мы находим классную идею - рынок аналитики для торговцев на маркетплейсах Wildberries и OZON. Маркетплейсы растут, как на дрожжах, появляется потребность в хороших инструментах, на рынке уже появилось несколько игроков и кажется, у нас есть сильная техническая команда и партнер, знающий все о маркетплейсах. Кажется, у нас нет ни единого шанса на провал. 📅 В сентябре мы собираем команду фрилансеров. Все из них трудятся в нашей основной команде и соглашаются работать над проектом в свободное время в рамках отдельной оплаты. Мы разрабатываем план за 3 месяца сделать MVP продукта и начать продажи для того, чтобы протестировать гипотезу. 📅 В октябре мы теряем отраслевого эксперта (того самого, который знает всё о маркетплейсах). Не беда — решаю я, и подключаюсь к проекту в качестве владельца продукта (product owner) в надежде, что сам легко разберусь в нюансах этого рынка. 📅 В том же октябре мы понимаем, что нам нужно сменить ключевую технологию проекта и принимаем решение использовать на проекте диковинный в то время Golang. Появляются подозрения, что за 3 месяца мы можем не уложиться.📅 В марте ценой героических усилий (разработчики, работают по 8 часов на основном месте работы и потом еще по 4-6 часов на проекте) мы выпускаем MVP с опозданием в 3 месяца. Это приводит к тому, что вся команда разработки изрядно выгорает и уже в апреле мы теряем ключевого разработчика. Первые продажи показывают, что мы ошиблись с основной гипотезой. Наши конкуренты - mpStats (ведущий на сегодняшний день сервис аналитики в России) сфокусировались на функции анализе конкурентов, а мы - на функции оптимизации поставок. Все клиенты просят анализ конкурентов. 📅 В мае мы нанимаем первого фултайм специалиста в команду и форсируем работы, в надежде, что если мы добавим качественную аналитику в проект, мы сможем наверстать отставание от конкурента.С мая же мы выделяем деньги на привлечение трафика на сайт, в надежде нарастить выручку и сократить скорость прожигания денег в проекте.📅 Июнь. Мы снова теряем golang-разработчика. К этому моменту выясняется, что такие разработчики в огромном числе нужны OZON и цены на них выросли в 2-3 раза. Мы начинаем терять деньги с утроенной скоростью. Новые клиенты по-прежнему требуют функционал анализа конкурентов и не готовы платить за те функции, что предоставляет наш сервис. В это же время mpStats, получая все больший финансовый поток, наращивает команду и начинает убегать от нас по функциональным возможностям семимильными шагами. На рынке вместое 3-5 игроков уже присутствует 15-20 команд. 📅 Июль. Мы понимаем, что двигаться дальше, без отраслевого эксперта — невозможно. Деньги начинают заканчиваться, поэтому мы ищем партнера, способного закрыть компетенцию и дать недостающее проекту финансирование. Есть план пивота продукта, но на него потребуется дополнительно 4-6 месяцев, собственного бюджета на которые у нас уже нет📅 Август. К концу августа становится понятным, что мы не смогли оперативно найти партнера. Еще один член команды — на этот раз руководитель проекта, окончательно выгорает и покидает не только проект, но и нашу “головную” компанию.📅 Сентябрь. Я принимаю непростое решение зафиксировать убыток и ликвидировать проект, признав поражение и высвободив силы и средства для новой попытки.Какие ключевые ошибки мы допустили, на мой взгляд?⚠ Для успешного проекта, помимо хорошей идеи нужны, как минимум хипстер (лидер продукта) + хакер (технический лидер) + хастлер (продаван). У нас было только два компонента из трех, да и “хипстера” мы потеряли почти на старте проекта. ⚠ Выделенные ресурсы и команда под проект. На проект должны быть выделены отдельные люди. Сразу. С первого дня. Да, они могут работать у вас part-time первое время, но следите за тем, чтобы их общая загрузка не превышала 8-10 часов. В противном случае команда очень быстро выгорает и разваливается.⚠ Быстрое тестирование гипотезы и быстрые пивоты. Продажи можно было начинать гораздо раньше — тогда мы бы почти сразу поняли, что уверовали в идею, за которую никто не хочет платить. И даже когда мы поняли, что сделали не то, мы продолжали упорствовать и гнуть свою линию.⚠ Ставка на дефицитный технологический ресурс. Мы нашли классную технологию (Golang), но забыли оценить уровень доступности и стоимость специалистов на рынке и, в результате, не смогли вовремя заменить ушедшего разработчика.Я очень горд тем, что мы сумели реализовать проект, вывести его на рынок и сделать первые продажи. Конечно же, по моему самолюбие был нанесен мощный удар — проигрывать неприятно и больно. Но я стараюсь относиться к этому, как к опыту. Как к обучению, которое мы получили, пусть и за достаточно высокую цену. В конце-концов за одного битого двух небитых дают :-) К тому же, работать над проектом было по-настоящему круто! Это было незабываемое приключение!Поэтому, рук мы не опустили, постарались учесть ошибки, и уже в марте 2022 года запустили на рынок свой следующий продукт, траектория которого гораздо успешнее именно благодаря бесценному опыту, полученному на этом, увы, провальном для нас проекте.В телеграм канале делюсь своим честным мнением о продуктовой разработке, развитии стартапов и управлении IT-командами.В телеграм
Интересная история, наверняка получили много опыта! Как ставили и контролировали задачи в команде? Использовали ли таск-трекер?