🏳️ Стартап — история провала или как мы закрыли собственный продукт

В сентябре 2020 года мы начали работу над собственным стартапом — сервисом аналитики маркетплейсов mpAdvisor. И ровно через год в сентябре 2021 года мы его закрыли, потеряв на этом ощутимую сумму денег и, как минимум, одного классного специалиста нашей команды.

Все любят хвастаться успехами, но лишь немногие рассказывают о своих провалах. Я решил поделиться нашей историей, чтобы заодно её отрефлексировать самому и понять, как нам не повторить эту историю с нашим новым продуктом.

🏳️ Стартап — история провала или как мы закрыли собственный продукт

Итак, хроники пикирующего бомбардировщика:

📅 В августе мы находим классную идею - рынок аналитики для торговцев на маркетплейсах Wildberries и OZON. Маркетплейсы растут, как на дрожжах, появляется потребность в хороших инструментах, на рынке уже появилось несколько игроков и кажется, у нас есть сильная техническая команда и партнер, знающий все о маркетплейсах. Кажется, у нас нет ни единого шанса на провал.

📅 В сентябре мы собираем команду фрилансеров. Все из них трудятся в нашей основной команде и соглашаются работать над проектом в свободное время в рамках отдельной оплаты. Мы разрабатываем план за 3 месяца сделать MVP продукта и начать продажи для того, чтобы протестировать гипотезу.

📅 В октябре мы теряем отраслевого эксперта (того самого, который знает всё о маркетплейсах). Не беда — решаю я, и подключаюсь к проекту в качестве владельца продукта (product owner) в надежде, что сам легко разберусь в нюансах этого рынка.

📅 В том же октябре мы понимаем, что нам нужно сменить ключевую технологию проекта и принимаем решение использовать на проекте диковинный в то время Golang. Появляются подозрения, что за 3 месяца мы можем не уложиться.

📅 В марте ценой героических усилий (разработчики, работают по 8 часов на основном месте работы и потом еще по 4-6 часов на проекте) мы выпускаем MVP с опозданием в 3 месяца. Это приводит к тому, что вся команда разработки изрядно выгорает и уже в апреле мы теряем ключевого разработчика.

Первые продажи показывают, что мы ошиблись с основной гипотезой. Наши конкуренты - mpStats (ведущий на сегодняшний день сервис аналитики в России) сфокусировались на функции анализе конкурентов, а мы - на функции оптимизации поставок. Все клиенты просят анализ конкурентов.

📅 В мае мы нанимаем первого фултайм специалиста в команду и форсируем работы, в надежде, что если мы добавим качественную аналитику в проект, мы сможем наверстать отставание от конкурента.С мая же мы выделяем деньги на привлечение трафика на сайт, в надежде нарастить выручку и сократить скорость прожигания денег в проекте.

📅 Июнь. Мы снова теряем golang-разработчика. К этому моменту выясняется, что такие разработчики в огромном числе нужны OZON и цены на них выросли в 2-3 раза. Мы начинаем терять деньги с утроенной скоростью. Новые клиенты по-прежнему требуют функционал анализа конкурентов и не готовы платить за те функции, что предоставляет наш сервис. В это же время mpStats, получая все больший финансовый поток, наращивает команду и начинает убегать от нас по функциональным возможностям семимильными шагами. На рынке вместое 3-5 игроков уже присутствует 15-20 команд.

📅 Июль. Мы понимаем, что двигаться дальше, без отраслевого эксперта — невозможно. Деньги начинают заканчиваться, поэтому мы ищем партнера, способного закрыть компетенцию и дать недостающее проекту финансирование. Есть план пивота продукта, но на него потребуется дополнительно 4-6 месяцев, собственного бюджета на которые у нас уже нет

📅 Август. К концу августа становится понятным, что мы не смогли оперативно найти партнера. Еще один член команды — на этот раз руководитель проекта, окончательно выгорает и покидает не только проект, но и нашу “головную” компанию.

📅 Сентябрь. Я принимаю непростое решение зафиксировать убыток и ликвидировать проект, признав поражение и высвободив силы и средства для новой попытки.

Какие ключевые ошибки мы допустили, на мой взгляд?

⚠ Для успешного проекта, помимо хорошей идеи нужны, как минимум хипстер (лидер продукта) + хакер (технический лидер) + хастлер (продаван). У нас было только два компонента из трех, да и “хипстера” мы потеряли почти на старте проекта.

⚠ Выделенные ресурсы и команда под проект. На проект должны быть выделены отдельные люди. Сразу. С первого дня. Да, они могут работать у вас part-time первое время, но следите за тем, чтобы их общая загрузка не превышала 8-10 часов. В противном случае команда очень быстро выгорает и разваливается.

⚠ Быстрое тестирование гипотезы и быстрые пивоты. Продажи можно было начинать гораздо раньше — тогда мы бы почти сразу поняли, что уверовали в идею, за которую никто не хочет платить. И даже когда мы поняли, что сделали не то, мы продолжали упорствовать и гнуть свою линию.

⚠ Ставка на дефицитный технологический ресурс. Мы нашли классную технологию (Golang), но забыли оценить уровень доступности и стоимость специалистов на рынке и, в результате, не смогли вовремя заменить ушедшего разработчика.

Я очень горд тем, что мы сумели реализовать проект, вывести его на рынок и сделать первые продажи. Конечно же, по моему самолюбие был нанесен мощный удар — проигрывать неприятно и больно.

Но я стараюсь относиться к этому, как к опыту. Как к обучению, которое мы получили, пусть и за достаточно высокую цену. В конце-концов за одного битого двух небитых дают :-)

К тому же, работать над проектом было по-настоящему круто! Это было незабываемое приключение!

Поэтому, рук мы не опустили, постарались учесть ошибки, и уже в марте 2022 года запустили на рынок свой следующий продукт, траектория которого гораздо успешнее именно благодаря бесценному опыту, полученному на этом, увы, провальном для нас проекте.

В телеграм канале делюсь своим честным мнением о продуктовой разработке, развитии стартапов и управлении IT-командами.

44
1 комментарий

Интересная история, наверняка получили много опыта! Как ставили и контролировали задачи в команде? Использовали ли таск-трекер?

Ответить