Культовая битва браузеров: как Netscape и Internet Explorer проложили дорогу молодым

Рассказываем о войне корпораций, которая определила будущее Всемирной паутины.

Культовая битва браузеров: как Netscape и Internet Explorer проложили дорогу молодым

Большие амбиции

22 сентября 1997 года в Сан-Франциско прошла шумная вечеринка — сотрудники Microsoft отмечали запуск версии 4.0 их продукта Internet Explorer. Апофеозом праздника стало открытие трехметрового макета логотипа программы, который веселые разработчики принесли к офису компании Netscape, оставив записку: «‎От команды IE… мы вас любим».

Макет логотипа Internet Explorer
Макет логотипа Internet Explorer

Браузер Netscape Navigator на тот момент контролировал более 70% рынка. Созданный ещё на заре эпохи Интернета, он был в некотором смысле эталоном веб-интерфейса. В 1994 году Netscape стал первой попыткой создания браузера современной эпохи, оживив Всемирную паутину с помощью изображений и ссылок в графическом интерфейсе. В основе Netscape лежали JavaScript, Frame и Cookies, которые стали стандартом для других браузеров и положили начало созданию онлайн-контента.

Еще одной особенностью Netscape Navigator была поддержка плагинов, которые позволяли разработчикам добавлять в браузер новые функции. Одним из самых популярных плагинов стал Adobe Flash Player (ранее Macromedia Shockwave Flash), позволявший просматривать анимацию и видео прямо в браузере.

Netscape Navigator также отличался простотой использования и интуитивно понятным интерфейсом. В отличие от других ранних браузеров, которые были рассчитаны в первую очередь на технически подкованных пользователей, Netscape был создан с расчетом на обычного человека.

Культовая битва браузеров: как Netscape и Internet Explorer проложили дорогу молодым

Секрет успеха Netscape был довольно прост. Компания запустила свой продукт еще в момент, когда рынок не был устоявшимся. Несмотря на регулярное появление новых браузеров, продукт Netscape только увеличивал свою популярность: полностью бесплатный для домашнего использования, с постепенным отображением содержимого страницы по мере загрузки и встроенным почтовым клиентом, он выгодно смотрелся на фоне конкурентов. В 1995 году компания провела IPO и достигла оценки в $2 млрд — тогда это было крупнейшее размещение в истории Уолл-стрит.

Для Netscape Communications Corporation браузер был основным продуктом. В глобальном лидерстве топ-менеджмент не сомневался — настолько популярен был их «навигатор». Но Microsoft ситуацию переломила.

Explorer vs. Navigator

Первое, что сделали в Microsoft — приняли решение об интеграции Internet Explorer в Windows, лидера среди операционных систем с 1985 года. IE фактически стал предустановлен на ПК рядовых пользователей, и вполне логично, что многие из них не видели смысла в поиске другого браузера. СМИ в тот момент писали о потенциальном несоответствии политики компании положениям антимонопольного законодательства, однако правоохранительные органы молчали.

Слабой стороной Netscape было платное использование для коммерческих организаций — хотя именно этот факт когда-то помог компании создать продукт, выгодно отличавшийся от всех конкурентов. Microsoft же при уровне своих доходов могла позволить себе вкладываться в разработку и продвижение Internet Explorer сколь угодно долго.

Netscape два года — вплоть до 1999-го — продолжала предпринимать усилия для сохранения своей доли на рынке. В браузер добавлялись новые функции, в январе 1998-го он стал бесплатным и для коммерческого использования. Ничего не помогало: количество пользователей таяло буквально на глазах, как и показатели бизнеса.

Тот самый Netscape Navigator
Тот самый Netscape Navigator

В мае 1998-го американский Минюст все-таки обвинил Microsoft в нарушении антимонопольного законодательства, менеджеры Netscape давали на заседаниях свидетельские показания. Microsoft дело проиграла, суд постановил разделить бизнес на две части: по созданию операционных систем и программного обеспечения. Казалось, Netscape мог выдохнуть.

Однако это был не конец судебных тяжб. Юристы Microsoft добились пересмотра решения в апелляции, раздел отменился. В 1999-м доля Internet Explorer на рынке достигла 90%. Чуть раньше Netscape продали компании America Online (AOL). Во многом приобретение AOL стало спасательным кругом для Netscape Communications. Компании было трудно конкурировать с большими бюджетами и агрессивной маркетинговой политикой Microsoft. Но в стенах огромной AOL возродить культовый Navigator так и не получилось.

Молодые и дерзкие

В 1999-м Netscape открыла исходный код своего браузера и учредила некоммерческую организацию Mozilla. В ее недрах родился знаменитый Firefox. Доминирование Microsoft на рынке было недолгим — в начале 2000-х в нише появились более молодые игроки, существенно изменившие рынок. Среди них Opera, Chrome и Safari. Их авторы думали в том числе об оптимизации поисковых механизмов — дальше всех в этом направлении ушел Chrome.

Культовая битва браузеров: как Netscape и Internet Explorer проложили дорогу молодым

Парадоксально, но «война браузеров», требовавшая у ее участников затрат колоссальных ресурсов, фактически позволила другим игрокам найти способы занять свою долю рынка. Новое противостояние привело к тому, что к 2010 году доля Internet Explorer составляла 50%, а с 2022 года Microsoft остановила его поддержку. Сегодня однозначным лидером в мировом масштабе является Chrome (более 60% рынка), на втором месте — Safari (порядка 20%). Тройку лидеров замыкает браузер Edge от Microsoft — но пользуется им лишь чуть более 5% пользователей Всемирной паутины.

Хотя Netscape Navigator в конечном итоге и проиграл битву IE, его наследие продолжает жить. Продукт сыграл ключевую роль в популяризации Интернета и сделал его доступным для широкого круга пользователей. Он также помог заложить основу для современных веб-технологий и стандартов, включая HTML и JavaScript.

Война браузеров конца 1990-х — начала 2000-х годов стала поворотным моментом в истории Интернета. Конкуренция между Netscape Navigator и Internet Explorer помогла сформировать современный веб-ландшафт и заложила основу технологической индустрии, какой мы знаем её сегодня.

5656
реклама
разместить
23 комментария

Выглядит как ностальгия

16

Я думал это помнят только льды вроде меня. Аж олдскулы свело

4

А это? После школы за комп сразу

3

щас не менее эпичная, хром vs safari

5

Даже на маке лучшим будет хром)

2

Chrome > 60% рынка, какая война.. Safari sucks

1

Стандартный бизнес процесс. Майки как всегда выщелкнули конкурентов а потом сами не удержали лидерство. Такова судьба Билла Гейтса - всегда быть вторым.

1