«Исправили ошибки, добавили фичи»: как сделать release notes нескучными и полезными

Рассказывает product owner цифровых HR-сервисов Tele2.

«Исправили ошибки, добавили фичи»: как сделать release notes нескучными и полезными
Юлия Путилова
Product owner цифровых HR-сервисов Tele2

Release notes: что это и как чаще всего выглядит

Release notes – это документация, публикуемая в магазинах приложений для описаний изменений, происшедших в приложении. Как правило, release notes (далее релиз ноутс) читают единицы. Приложений слишком много, обновления на них приходят регулярно, следить за всем не успеваешь, да и не имеет смысла.

И раз чтецов немного, то и стараться как будто бы необязательно. Можно выделить три варианта написания релиз ноутс:

  • сухое изложение информации о новых фичах: без лишних подробностей и оборотов речи;
  • написание шаблонных фраз вроде «исправили ошибки», «улучшили работу приложения»;
  • написание так называемых юморесок, чтобы хотя бы самому не заскучать.

Последнее, как правило, пишется исключительно как юмор ради юмора: «Мы не знали, что написать, поэтому ловите смайлик, а то нам не отдадут зарплату».

И вот такие релиз ноутсы не ведут решительно ни к чему. Ни к ожиданию обновлений в приложении, ни к пониманию, чем занимается команда разработки и куда идет бизнес. И этому есть свое объяснение.

Обычно написанием релиз ноутсов занимаются технические писатели, релиз-менеджеры или продакты (если у вас не так, пишите в комментариях). Технические писатели и релиз-менеджеры, как правило, получают список выпускаемых фичей и не могут, в силу человеческого фактора и огромной нагрузки, разбираться во всех тонкостях. Поэтому упустить что-то важное в текстовой презентации нового функционала очень легко. Этому же способствуют и жесткие ограничения по количеству знаков в некоторых магазинах приложений.

Хорошо работает схема, когда продакты самостоятельно пишут релиз ноутсы по выпускаемым фичам (они как никто понимают суть функционала). Затем технический писатель, релиз-менеджер или любой другой сотрудник, собирающий информацию со всех команд, приводит полученное к единому стилю изложения.

И у большинства приложений на выходе получаются довольно скучные, неинтересные и, что самое плохое, неинформативные релиз ноутс. Это можно объяснить несколькими причинами:

  1. слабая вера в сам инструмент донесения информации до пользователей (что в какой-то степени верно, так как у некоторых пользователей стоят автоматические обновления и в магазин приложений можно не ходить в принципе – все будет обновляться само собой);

  2. переживания из-за реакции клиента (действительно, в современном мире есть огромное количество тем «на грани» и «за гранью», поэтому здесь нужно быть очень аккуратным);

  3. боязнь согласовывать с руководством более смелые инициативы, которые к тому же могут и не принести выхлоп, а рисков добавят. Почему? Смотри пункт 2.

Что делают коллеги?

Из-за этого, а, может, и по каким-то другим, не озвученным выше причинам мы и получаем следующие примеры однообразных релиз ноутсов:

Слева: основное приложение одной из платформ. Справа: приложение для другого продукта той же платформы.
Слева: основное приложение одной из платформ. Справа: приложение для другого продукта той же платформы.

Уверена, что ребята каждый месяц делают важные, сложные вещи, показывают суперрезультаты, но совершенно не умеют о них рассказывать. Если посмотреть на другое приложение разработчика, которое сейчас по праву можно назвать флагманским продуктом, можно смело сказать, что релиз ноутсы им пишет один и тот же человек (и он, кстати, судя по изменившемуся в описаниях тону, месяц назад уволился, потому что релиз ноутсы снова стали шаблонными).

Еще один пример: абсолютно замечательные релиз ноутсы «Авиасейлс» (вы тоже пропели?). Но при этом максимально неинформативные. С их помощью можно запросто поднять себе настроение (иногда я так и делаю), но в остальном они абсолютно не отражают то, зачем мы, собственно, здесь собрались – какие были выпущены обновления.

«Авиасейлс» – авиабилеты дешево.
«Авиасейлс» – авиабилеты дешево.

Теперь приведем пару других примеров. Отличное написание релиз ноутс мы обнаружили в приложении «Золотое яблоко». Я в целом являюсь большим фанатом этого приложения, и релиз ноутсы только позитивно подкрепили мое и так сформировавшееся положительное мнение.

«Золотое яблоко»: косметика.
«Золотое яблоко»: косметика.

Почему это хороший пример:

  • текст написан простым, не канцелярским языком;
  • в нем есть юмор;
  • основное в описании – презентация фичей, а не остроумия разработчиков.

Правда, пару месяцев назад, судя по последним обновлениям, писатель релиз ноутсов из «Золотого яблока» тоже уволился…. (прим. ред блога Tele2 на VC: ребята, если вы тут есть, напишите в комментариях, мы все переживаем).

Приведем еще один хороший пример — «Яндекс Музыка», книги, подкасты.

<p>«Яндекс Музыка», книги, подкасты. </p>

«Яндекс Музыка», книги, подкасты.

Здесь хорошо все: стиль повествования, легкий юмор. Особенно они покорили меня тем, что «выкрутили ручку новогодности».

Расскажу, что мы пишем об обновлениях приложения «На связи»

Теперь, когда мы вдоволь пообсуждали чужие приложения, время поделиться своими релиз ноутсами.

Мы, как Россия, шли по своему пути. Я работаю над внутренним продуктом, это в какой-то мере развязывает мне руки: плохо пошутить в своем кругу или плохо пошутить в кругу старшего брата, куда тебя только-только взяли погулять по маминой просьбе под страхом, что заберут гаджет, а там еще и все ребята старше тебя – разные ощущения. Мне понятна сдержанность и осторожность тех, кто рассказывает о массовом продукте, например, для B2C-сегмента.

Мой план был следующим: нам нужно писать такие релиз ноутсы, которые сотрудники будут читать, как будто это любимый онлайн-журнал: в середине рабочего дня перед обедом, когда тебе уже решительно хочется отвлечься на что-то веселое, забавное. Значит, релиз ноутсы должны быть именно такими.

Наша единственная цель была в том, чтобы мы смогли адресно доносить информацию о приложении и его обновлениях. Мы хотели попадать ей в сотрудников, чтобы каждая запускаемая нами фича была просмотрена хотя бы один раз тем сегментом, для которого она и была сделана.

Наши релиз ноутсы всегда были скучными. Поэтому достаточно было просто начать писать что-то нестандартное и ждать реакции. И она пришла довольно скоро.

«Исправили ошибки, добавили фичи»: как сделать release notes нескучными и полезными

На третьем обновлении я получила пару сообщений с вопросом: «Это что? Ты вчера перепила винишка?» На 4-6 обновлении коллеги стали заходить с редкими комплиментами, а стейкхолдер пересылала похвалу своих знакомых сотрудников. На 7-8 обновлении наши релиз ноутсы читали уже все, а фичи, которые мы раскатывали, в первые дни давали отличные переходы.

Например, когда мы раскатывали редизайн раздела вакансий, мы придерживались шаблонного стиля написания релиз ноутс. За первый месяц его посмотрели 2 179 человек. А когда запустили в приложении информационные письма от компании, мы уже изменили тональность коммуникации и получили 3 327 уникальных пользователей. По значимости два функционала можете считать плюс-минус равноценными.

Внутреннее приложение для сотрудников Tele2 «На связи».
Внутреннее приложение для сотрудников Tele2 «На связи».

Как научиться не бояться релиз ноутсов и полюбить рассказывать об успехах команды разработки

Если вам понравились наши релиз ноутсы, то ловите пару советов, как сделать свое приложение чуть более friendly, а также приводить в новые фичи клиентов с первого дня:

  • если у вас несколько продактов, выпускающих свои фичи в один релиз, попросите их написать: суть фичи, для кого она, а также в чем были (и были ли в принципе) сложности в ее реализации;

  • доверьте тестовое написание релиз ноутсов своему веселому коллеге, который при этом обладает достаточным чувством такта и пониманием новой этики;

  • если у вас внешний клиент, обязательно согласуйте инициативу с руководством, ведь, как говорят в народе, фарш невозможно провернуть назад;

  • смотрите мемы, читайте анекдоты по теме, будьте в курсе текущей повестки и того, над чем смеются в эту секунду;

  • следите за активацией новых фичей и DAU в день публикации новой сборки и парой дней позже. Цифры растут? Все делаете правильно!

  • Итак! Вы восхитительны!

Надеемся, статья была вам полезна! Веселых будней и нескучных релиз ноутсов!

2020
9 комментариев

Это великолепно во всех смыслах. Особенно +30% метрики.

2
Ответить
Автор

Благодарим!)

Ответить

Релиз ноуты как отдельный вид искусства) Хорошие примеры 👍Тоже всегда радуюсь, когда релиз ноуты хорошо написаны - понятно и весело.

2
Ответить
Автор

Спасибо! Рады, что было интересно :)

Ответить

Вот реально - мне нужно в релизноутс прочитать про новьё и изменения с фиксами, написанные человеческим языком, но без вот этих дурацких шуток, которые только раздражают.
И, уверен, большинство перекормлено подобным контентным мусором везде.
Стиль "добавили поиск, и вам теперь будет удобнее искать нужные документы в архиве" в 100500 раз лучше "яичницу не приготовить не разбив яиц, и ваши душевные стремления не должны разбиваться о невыносимую тяжесть бытия без функции поиска ваших воспоминаний в хранилище вашей памяти и грез, которую мы смогли наконец-то выловить после долгих бессонных ночей со смузи и лонгбордами (с)".

Вообщем, пишите для людей, а не сценарии школотовской стендапни. ;))

2
Ответить

Самый лучший release note я встретил в Google Play: «Разработчик не предоставил информацию».

2
Ответить

Спасибо за супер позитивную и полезную статью! Удалось по-новому взглянуть на написание релиз ноутс)

Ответить