Paris Fintech Forum 2020: новые тренды европейского банкинга

В столице мировой моды даже банковские конференции неизбежно приходят к выводу: все решает стиль. Что же будет в тренде? Что вероятней «купит» аудитория? Какие банки будут популярны в этом сезоне? О новой европейской «коллекции» модных банковских решений мы и расскажем.

Paris Fintech Forum 2020: новые тренды европейского банкинга

28 и 29 января в Париже более 300 докладчиков и почти три тысячи посетителей из 75 стран мира обсуждали насущные темы: быстрые платежи и их потенциал в Европе, изменение финансовых правил на законодательном уровне, проблемы и возможности для стимулирования инноваций и многое другое. Уже в пятый раз форум проходит под патронажем Эмманюэля Макрона и, по словам организаторов, является крупнейшим мероприятием в данной сфере.

За презентацию российских идей и технологий в этом году отвечали представители Центрального банка Российской Федерации, «Альфа-банка», виртуального банка TalkBank, сервиса «Яндекс.Деньги», акселератора GenerationS.

Paris Fintech Forum 2020: новые тренды европейского банкинга

Команда российского необанка TalkBank побывала на Paris Fintech Forum 2020 и готова поделиться ключевыми моментами этих двух дней. Стоит сказать, что TalkBank — банк, который базируется не на деньгах, а на инновациях. Первый в стране виртуальный банк в мессенджерах, резидент «Сколково», победитель ведущих конкурсов по финансовым технологиям Европы и России. На данный момент TalkBank — единственный банк в мире с возможностью совершения полного спектра банковских операций, не выходя из мессенджеров, с помощью живого общения с обучаемым чат-ботом. Кроме того, TalkBank — это мультибанковская платформа, которая легко настраивается под запросы B2B и B2C-сегментов, возможность использования технологий для решения практически любых финансовых вопросов бизнеса. Уже во второй раз команда проекта успешно представляет на парижском форуме российские финтех-возможности.

Тренды форума и чего же не хватает европейскому банкингу

С одной стороны, казалось бы, ничего нового: банкам все еще хочется диджитализации, безопасности и ускорения процессов. С другой, именно этот форум показывает, что даже самые консервативные банки признали: старые модели не работают, пора объединяться с технологическими компаниями, создавая инструменты для миллениалов или, к примеру, малого бизнеса.

Растет инвестиционный интерес к компаниям-разработчикам. Ускоряется переход от наличных к электронным и мобильным платежам, а новые платежные системы бросают вызов существующим участникам рынка. Европейские клиенты хотят скорости и прозрачности платежей, возрастает спрос именно на цифровые услуги. И хотя в России никого не удивишь, к примеру, бесконтактной оплатой телефоном, как ни странно, здесь Apple Pay и Google Pay только набирают обороты.

Инвесторы внимательнее присматриваются к новым проектам, чтобы не упустить второй Revolut — так удачно «стрельнувший» британский стартап с российскими корнями, сервис для обмена валюты без банковской комиссии. Сейчас у компании около 10 млн клиентов и огромные планы по выходу на новые рынки. В течение пяти ближайших лет британский цифровой банк планирует увеличить базу пользователей до 100 млн человек — об этом в рамках Парижского форума сообщил CEO Revolut Николай Сторонский.

Безопасность — всегда актуальный тренд. В этом году многие обсуждения сводились еще и к тенденциям трансграничных платежей в Европе и за ее пределами, к проблемам перемещения денег по всему миру. Европейские банки активно подбирают способы сделать переводы дешевле, быстрее и прозрачнее, чтобы облегчать большие объемы трансграничных транзакций для B2B-сегмента.

Еще один общемировой тренд не обошел финтех. Речь про гендерное равенство — один из главных посылов организаторов. Про то, что отрасль должна быть гибкой и стремиться к разнообразию, упоминалось несколькими спикерами, а один из крупнейших в мире инвестиционных банков Goldman Sachs и вовсе заявил, что они не будут поддерживать IPO клиентов, если у тех не будет женщины в совете директоров.

Что будут делать банки Европы в 2020 году?

Главное фундаментальное изменение, которое выделяют эксперты, — это перестроение самой ментальной модели у клиента. Еще недавно ко многим финтех-стартапам и необанкам относились скептически, а сегодня у каждого двадцатого британца есть аккаунт в Monzo, необанке, который живет в смартфоне. Люди готовы к технологиям, осталось ускориться и европейским банкам.

Стоит упомянуть и брексит. Ведь количество необанков в одной Британии больше, чем количество необанков во всей остальной Европе. После «выхода» самой продвинутой в этом плане страны, остальным нужно поднажать. Как минимум, в Британии принят единый формат Open API, у прочих — свои разработки и надежда на формирование финтех-агрегаторов, готовых помочь все это разнообразие привести к общему знаменателю.

Здесь стоит процитировать выступление Бретта Кинга, австралийского футуриста и генерального директора Moven, стартапа, специализирующегося на мобильном банкинге. В своем выступлении он заявил, что пять лет назад люди стояли на этой же сцене, обещая полностью перевернуть отрасль и свергнуть банки. В этом году вектор поменялся: гораздо важнее стало объединение сил для решения общих проблем. Банки Европы и финтех-компании готовы вместе стоить новую экосистему. Растет и уровень предлагаемых разработок: обмен опытом превращается в предоставление готовых решений.

Искусственный интеллект и открытый банкинг (две отдельные, но взаимодополняющие вещи) — то, чем будут заняты умы представителей банков в 2020 году. По словам ключевых спикеров форума, искусственный интеллект должен быть максимально незаметным для клиента при использовании, а вот открытые API будут у большинства европейских банков уже в конце этого года.

По словам спикеров, еще недавно западный мир скептически относится к технологиям искусственного интеллекта в банкинге, рассматривая их только в скоринге или для распознавания лиц. В 2020 году приходит понимание, что AI должен внедряться в любой аспект работы банка.

Основатель и CEO TalkBank.io Михаил Попов в этому году выступал вместе с представителями других стартапов, презентуя решения, касающиеся этих актуальных вопросов форума. Архитектура и API TalkBank выстроены под мультибанкинг, полноценная структура позволяет за короткие, по банковским меркам, проводить банковскую интеграцию в чат-бот, созданный на основе искусственного интеллекта, настраивать платформу под B2B и B2C-запросы.

Кто выигрывает в сравнении российского и европейского банкинга

Во время своего выступления за круглым столом главный управляющий директор, член совета директоров «Альфа-Банка» Владимир Верхошинский высказался, что пренебрежительное отношение к российскому финтеху необоснованно, ведь именно российский финтех — номер один в мире.

К примеру, консервативные банковские сервисы не всегда удобны для предпринимателей. Вы не найдете банк для малого бизнеса с ведением бухгалтерии и поддержкой, что для России — привычное дело. У нас уже есть выбор среди нескольких банков. Российский виртуальный банк TalkBank предлагает даже регистрацию и полноценный сервис для самозанятых напрямую в мессенджере без необходимости поездок в отделение банка.

Словом, то, что в Европе пока — разовые кейсы, у нас — систематическое, постоянное и отточенное в своей работе. О внедрении некоторых технологий, регулярно используемых у нас, на Западе пока только начинают думать. Зарубежные коллеги признают, что в вопросе диджитал-работы банков российский уровень сейчас выше — от веб-дизайна и продуманности интерфейсов до непосредственной технической реализации.

Во Франции не развиты переводы такие популярные у нас с карты на карту, под эту функцию активно используются электронные кошельки. Не распространены P2P-платежи и переводы, если и доступны, то либо внутри одного банка, либо с задержками по времени. Те же Visa Alias во Франции только начинают продвигаться.

Хотя существует и обратная сторона вопроса. Если в плане диджитал-банкинга Европа отстает от России, у них значительно лучше развиты инвестиции. Есть интересные технические решения в этой области, работают брокерские компании, аналитики, подобранны функции формирования портфелей. Клиенту всегда готовы помочь удачно вложить деньги. Кроме того, прекрасно функционирует страховой сервис.

Главное, что показал Paris Fintech Forum 2020 — банковский мир Европы ждут большие изменения.

11
Начать дискуссию