Необанки перевернули индустрию: цифровые услуги станут стандартом банкинга

Когда в начале 2010-х были запущены первые необанки, их основным преимуществом были цифровые технологии, которые предлагали лучший клиентский опыт. Финтех-технологии, возможно, открыли новый путь в будущее финансовых услуг, но банки нашли способ быстро адаптироваться к ним.

Согласно новому исследованию платежной платформы финансовых технологий Marqeta, почти девять из десяти потребителей поколения Z (87%) по-прежнему предпочитают традиционных банковских провайдеров конкурентоспособным необанкам и финтех-компаниям, которые доминируют в новостях.

Необанкам еще предстоит пройти долгий путь, чтобы стать настоящими «соперниками» крупным традиционных банков. За что все-таки пользователи выбирают необанки и какое будущее их ждет — рассмотрим в этой статье.

Необанки перевернули индустрию: цифровые услуги станут стандартом банкинга

Что такое необанк

Необанк (neobank) — это финтех-компания, которая предоставляет банковские услуги исключительно в цифровом формате. Это может быть реализовано с помощью мобильного приложения, мессенджера и соцсетей. Необанки не имеют собственной банковской лицензии, а значит не могут выдавать кредиты и страховать вклады самостоятельно. Они пользуются ресурсами одного или нескольких банков-партнеров.

Существуют синонимичные понятия технологичных банков, которые тоже могут называть необанками:

Цифровой банк (digital bank) — банк без физических отделений, все услуги предоставляет в дистанционном формате, банковская лицензия имеется.

Банк-претендент (challenger bank) — может быть небольшое количество отделений, услуги предоставляются преимущественно в дистанционном формате, есть собственная банковская лицензия.

Например, необанк Monzo из Великобритании имеет банковскую лицензию. В некоторых странах существует ограниченный тип банковских лицензий, которые предоставляются в качестве промежуточного этапа перед получением полноценной лицензии. Необанки могут постепенно наращивать свои ресурсы для полноценного входа в банковский сектор.

Необанк Chime из США и российский банк в мессенджерах TalkBank сотрудничают с уже существующими банками, которые имеют лицензию. Обязательство придерживаться нормативных требований лежит на банках-партнерах, а необанки предоставляют своим клиентам технологичные решения.

Существует смешанная модель работы, когда необанк получает лицензию на определенные виды услуг, а остальная деятельность ведется при помощи банков-партнеров. Например, Bnext из Испании.

Почему необанки так привлекательны

Удобство и экономия времени. Мобильные приложения классических банков часто либо ограничены функционалом и приходится идти в отделение, либо в нем сложно разобраться из-за запутанного интерфейса. Необанки ставят во главу угла удобство для клиента.

Например, ZA Bank гарантирует очень быстрое обслуживание своих клиентов. Если процесс получения кредита занимает более 30 минут, ZA Bank предоставляет денежную скидку в размере 10 гонконгских долларов за каждую минуту сверхурочной работы.

В свою очередь TalkBank отказался от использования мобильного приложения вовсе и сразу строил банковские услуги прямо в мессенджере. Сейчас клиенты необанка могут выполнять все финансовые операции в пяти мессенджерах: Telegram, VK, Facebook, WhatsApp и Viber.

Выгодные тарифы. Зачастую крупные банки предлагают выгодные условия для новых клиентов на ограниченный период времени. Например, дают бесплатное обслуживание в течение года, затем будет списываться плата. Выгодная ставка по депозиту только на три месяца, затем значительно ниже, что увеличивает доход банка, но снижает доход клиента.

Например, TalkBank предлагает бесплатное обслуживание на протяжении всего пользования картой. А секрет успеха Wise связан с тем, что он стал в свое время одним из первых, кто предложил денежные переводы за границу с максимально низкой комиссией.

Гибкость. Помимо обычных банковских услуг необанки предоставляют услуги по автоматическому анализу движений средств на счете и вместе с этим предлагают их пользователям персонализированные финансовые решения.

В TalkBank реализован личный финансовый помощник на основе искусственного интеллекта Баффет. Он может напомнить должнику о возврате денег, ведет учет затрат на заправках, предоставляя детальную статистику расходов по всем автомобилям в семье, дает полезные советы на основе персональной финансовой активности и многое другое.

Поддержка 24/7. Сегодня традиционные банки предлагают как поддержку живыми операторами, так и запускают чат-ботов. Но боты пока недостаточно развиты — они не учитывают контекст клиента, а похожи на справочники и дают только общую информацию. Чат-бот должен быть не только навигатором и подсказывать, где найти баланс, выбранные категории кешбэка в текущем месяце и как оплатить кредит, но и давать решение прямо в чате.

Такой чат-бот работает в TalkBank, он не только дает ответы на вопросы, но и предлагает совершать все финансовые операции прямо в окне мессенджера — переводы, оплата услуг, пополнение и многое другое.

В швейцарском Yapeal появился чат-бот Yapolina, который моментально обрабатывает запросы клиентов и работает на трех языках: немецком, французском и английском.

Технологичность. Потребности клиентов меняются, они хотят, чтобы все было быстро и легко. Классические банки не успевают за изменениями, так как банк сам по себе бюрократическая и консервативная структура. Им сложно выстроить такой процесс, когда креатив будет трансформироваться в реальные продукты и технологии.

В финтех-компаниях отсутствуют множественные этапы согласований, что позволяет быстрее внедрять новые технологии. Сегодня важно иметь собственное высокотехнологичное банковское решение, чтобы быть конкурентоспособным на финтех-рынке, который динамично развивается, и необанки это понимают.

TalkBank предлагает готовые решения для банков, которые хотят догнать уходящих в отрыв лидеров рынка. Банки могут оставаться в конкурентной среде с другими банками и финтех-сервисами, которые уже реализовали эти инструменты. Банки получают и решения, и готового клиента. Минимизируются затраты на саму разработку, что обеспечивает быструю окупаемость инвестиций в партнерство с TalkBank Platform.

Кто они — клиенты необанков

Первая категория клиентов — это сегодняшние школьники, поколение людей, которые, скорее всего, ни разу в жизни не зайдут в отделение банка. Но это не значит, что они не буду пользоваться банковскими сервисами. Наоборот, они уже сейчас интересуются банковскими продуктами, которые предлагают цифровой формат взаимодействия.

Родители таких школьников могут завести специальную детскую карту. Например, HyperJar помогает распределить деньги заранее по категориям карт. Можно открыть бесконтактную карту для ребенка и устанавливают лимиты по его тратам.

Приложение Gimi учит детей и молодых людей о деньгах. Он насчитывает около 1,2 миллиона пользователей по всему миру. Pixpay предлагает цифровую банковскую карту для подростков 10-18 лет, которой управляют их родители. Kard предоставляет подросткам банковский счет, IBAN и сопутствующую дебетовую карту Mastercard.

Вторая категория — цифровые кочевники (digital nomads). Это люди, которые не привязаны к определенной стране и месту. Кочевниками становятся фрилансеры, удаленные сотрудники компаний, предприниматели. Они могут работать из любой точки мира с ноутбуком на коленях и вследствии этого часто перемещаются по миру. Такие люди не нуждаются в офисах и отделениях, им необходимо иметь полностью дистанционный сервис с полным банковским функционалом.

Поэтому необанки, чтобы привлечь внимание таких клиентов, выступают не только провайдером финансовых услуг, но и предоставляют удобный инструмент для удовлетворения всех потребностей в одном окне.

Например, всем клиентам TalkBank позволяет оформить виртуальную карту без необходимости встречаться с курьером или посещать офис. Чат-бот быстро идентифицирует клиента и проверяет документы удаленно. Готовую виртуальную карту можно добавить в Apple Pay, Google Pay или Samsung Pay и пользоваться сразу.

Сервис финансового помощника «Баффета», который понравится цифровому кочевнику, помогает оформить страховку перед поездкой, получить информацию о курсах валют и не беспокоиться о блокировке карты.

Доверие к необанкам играет роль

Эксперт по необанкам из Accenture Том Мерри говорит, что фактор доверия по-прежнему играет роль. Спустя шесть лет необанки в действительности остаются скорее временным хранилищем для карманных денег миллениалов: размер депозитов составляет скорее сотни, а не тысячи долларов. По словам Мерри, необанки, может быть, и нашли путь к сердцу пользователя благодаря удобству, однако многие клиенты все еще считают традиционные банки более безопасными и надежными. Согласно данным сервиса Digital Banking Tracker от Accenture, во второй половине 2019 года средний размер депозитов в необанках, работающих в Великобритании, снизился на 25%: с $460 (£350) до $340 (£260) на клиента. Опять же, тренд очевиден.

Тем не менее, пандемия заставила обратить внимание клиентов на новые решения на рынке финансовых услуг, которые предоставляют полностью цифровой формат. На период локдаунов, когда все банковские отделения работали в ограниченном режиме, а банки не успели адаптироваться к предоставлению дистанционных услуг, необанки заняли выигрышную позицию.

Как отмечается в двух недавних аналитических отчетах, такие финтех-компании, как Monzo, Revolut и Starling за последние пять лет изменили банковский рынок Великобритании, обогнав крупные банки и завоевав приверженцев удобством своих мобильных интерфейсов.

В то же время исследование стартапа Plum, охватывающее 450 тыс. потребителей, привязавших свои банковские счета к его приложению по схеме Open Banking, показывает, что для многих из них необанки не стали основными поставщиками финансовых услуг.

Более 90% клиентов Plum пользуются счетами в традиционных крупных банках, и это свидетельствует о том, что необанкам еще предстоит пройти определенный путь, прежде чем они превратятся в надежных партнеров для большинства потребителей. Из 91% тех, кто привязал свой традиционный банковский счет к Plum, подключили необанк в качестве второго аккаунта только 2%.

За необанками будущее

Клиенты стали чаще заказывать и оплачивать услуги онлайн. Традиционные банки теперь будут вынуждены конкурировать теперь не только друг с другом, но и с финтех-компаниями и необанками, которые не обременены раздутым штатом и капитальными затратами, и поэтому способны быстро наращивать свою рыночную долю.

Необанкам нужно искать новые способы отличаться от других необанков. Очень крутой пример подала Experian, платформа, занимающаяся разработкой скоринговых моделей. Если их британские клиенты вовремя платят налоги и подписки на Spotify/Netflix, их кредитная история улучшается.

Кроме того, необанки будут захватывать новые ниши, такие как брокерские услуги, что открывает широкий доступ к инвестированию в иностранные фонды, недвижимость или автомобильные сделки. Необанки будут более активно смотреть в сторону сектора B2B, что сильно повлияет на будущее банковского дела.

Ориентация на национальные рынки. По состоянию на начало 2021 года только 43 необанка в мире предоставляют услуги в нескольких регионах, остальные ориентированы только на национальные рынки.

Активное участие в цифровом банкинге традиционных банков. Традиционные банки продвигают 27% всех активных необанков на рынке.

Трансформация в полноценные банковские учреждения. Необанки будут предлагать широкий спектр услуг, от открытия счета до продажи кредитных карт.

Необанки идут в мессенджеры. Клиенты смогут управлять своими счетами и картами, не устанавливая приложение банка, а через предпочитаемую ими службу обмена сообщениями. Сделка Starling Bank и Slack по уведомлениям о корпоративных счетах является тому подтверждением.

Ожидается, что к 2028 году рынок необанкинга достигнет примерно 593,62 миллиарда евро. У необанков еще есть много возможностей для увеличения доли рынка. Если они хотят удержать клиентов, то должны сосредоточиться на создании инновационных финансовых продуктов и услуг, которые улучшают жизнь клиентов, особенно тех, которые отвечают конкретным потребностям и которые традиционные банки не могут удовлетворить.

Если хотите комплексное Bank-as-a-service решение, мы в TalkBank умеем выстраивать готовую финансовую инфраструктуру для компаний при помощи API и наших банковских технологий. Эмитируем кобрендовые карты, реализуем чат-бот системы, предоставляем сервис «электронный кошелек», регистрацию самозанятых, удаленную идентификацию, настраиваем прием платежей, интернет-эквайринг и многое другое.

Узнайте, как TalkBank использует финтех в бизнесе с помощью нашего умного бота в WhatsApp👇🏼👇🏼👇🏼

22
3 комментария

Мне кажется российские банки из топ 5 умеют все, что умеют необанки.

Ответить

Интересная статья, но больше похоже на перепечатку. Интересна была бы с учётом российских реалий.

Ответить

К величайшему сожалению, ваша статья набрала очень мало просмотров и не получила ни одного адекватного комментария, несмотря на все усилия. Это печально ;-( Напишите мне в ДМ, чтобы исправить ситуацию в будущем.

Ответить