TalkBank: путь от банка без отделений до финтех-платформы для бизнеса

За семь лет истории проекта мы сделали многое: как развивался первый банк в мессенджерах и чего удалось добиться, сегодня расскажу я, основатель TalkBank Михаил Попов.

Михаил Попов
СЕО и основатель TalkBank
TalkBank: путь от банка без отделений до финтех-платформы для бизнеса

Идея: банк, который говорит с клиентом на его языке

Создавая TalkBank, я хотел придумать банк, где нет отделений, колл-центра и отдельного мобильного приложения. Меня самого раздражало, когда приходится идти «на территорию банка». И я придумал банк, который общается с клиентом там, где ему удобно, на языке, понятном каждому. В основу лег интеллектуальный самообучающийся чат-бот в мессенджере, тогда в одном — Telegram. Он помогает получить все виды банковских услуг, не покидая одного персонального чата с ботом.

Первый формат чат-бота от TalkBank
Первый формат чат-бота от TalkBank

TalkBank сегодня — это крупнейшая независимая финтех-платформа и IT-интегратор

Сегодня TalkBank — IT-компания, разработчик финтех-решений для бизнеса. Мы ориентированы на работу с банками, страховыми, маркетплейсами, самозанятыми, брокерами, такси, МФО, ритейл, медицинскими лабораториями. Мы финтех-платформа, которая помогает компаниям автоматизировать бизнес-процессы за счет своих решений, в частности, за счет внедрения чат-ботов в мессенджерах.

Архитектура и API TalkBank Platform позволяют встраивать банковский функционал в бизнес-процессы сервисов и клиентов. Это набор сервисов и передовых банковских технологий, которые выстраивают свою финансовую инфраструктуру для бизнеса — от выпуска карт, открытия кошельков до приема оплаты и зачисления исполнителям. С помощью Talkbank Platform бизнес практически получает свой технологический банк.

Использование банковских технологий и технологий коммуникации с помощью чат-ботов и искусственного интеллекта создает новый опыт и возможность для обслуживания массового сегмента потребителей.

Построили омниканальную чатбот-платформу за три года

Мы начали свою работу с одного мессенджера. В 2016 году было принято решение стартовать с самого нашумевшего на тот момент мессенджера Telegram. Однако мы понимали, что наша целевая аудитория не может быть ограничена рамками одной платформы. За три года мы масштабировались и запустили бота на 6 площадках.

2016 год: чат-бот в Telegram.

2019 год: чат-бот в Telegram, Viber, WhatsApp, мессенджерах Facebook и «ВКонтакте», банковские услуги через голосового помощника «Алиса».

Капитал: как мы собирали деньги для запуска TalkBank

В 2016 году у нас была только идея, которую хочется «купить», и простенький лендинг для предзаказа. Но потенциал в нас разглядели и поддержали ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), крупнейший венчурный фонд страны для IT-стартапов. Именно во время акселерации ФРИИ TalkBank выдал свою первую карточку. И хотя первый транш инвестиций был небольшим — 2,1 млн, второй раунд — значительно крупнее.

Чтобы привлечь других инвесторов, команда TalkBank начала ездить по фондам. Но такая практика давала слабый результат: было решено приглашать потенциальных инвесторов к себе, что сильно экономило время, ведь приезжали только те, кто уже заинтересован в идее.

Мы в TalkBank использовали любую возможность, чтобы реализовать свою идею «идеального банка»: с поиском инвестиций помогали партнеры VentureClub и StartTrack, сами привлекали инвестиции с помощью краудфандинга на платформе Boomstarter.

Страница компании TalkBank boomstarter.ru
Страница компании TalkBank boomstarter.ru

Помимо денег, поиск капитала принес нам известность. В 2017 году проект TalkBank участвовал в проекте «Идея на миллион», в рамках которого через краудфандинг собрали средства для запуска нового направления криптокарт. Наш необанк стал первым по объему собранных средств, параллельно было продано много карт, сопутствующих услуг и продуктов.

Кроме того, мы успешно показывали себя на конкурсах, например, Seedstars, получали новых международных партнеров, нужные связи для старта проекта в Европе, стали одним из 12 победителей на международном этапе конкурса в Швейцарии.

TalkBank победил на российском этапе международного конкурса стартапов Seedstars. tceh.com
TalkBank победил на российском этапе международного конкурса стартапов Seedstars. tceh.com

Сейчас TalkBank — резидент Инновационного центра Сколково, постоянный участник международных конференций, лауреат конкурсов. Технологии TalkBank отмечены наградами экспертов: MoEx, SWIFT, Банка России. TalkBank — единственная компания из России, которая получила премию IBSi NeoChallenger Bank Awards и вошла в глобальный рейтинг AIFinTech TOP 100 Global как самый инновационный поставщик финтех-решений с использованием искусственного интеллекта.

В партнерах проекта десятки крупных компаний — Talkbank реализовал проекты с МТС Банк, Уралсиб, Банк Союз, Visa, MasterCard, Яндекс.Касса, Ингосстрах, ФАСП, Wink, TaxiCRM, Tele2, YouDo, Консоль, Qugo и многими другими.

За короткий срок мы перестроили архитектуру и API под мультибанкинг

Для того чтобы дать нашим пользователям больше возможностей банковского сервиса, мы разработали полноценную структуру, которая позволила за короткие по банковским меркам сроки проводить банковскую интеграцию в чат-бот. Это дало старт мультибанковской платформе TalkBank Platform.

2016 год: эмиссия банковских карт одного банка.

2019 год: четыре банка-партнера.

2023 год: восемь банков-партнеров: ТКБ, Кредит Урал Банк, МТС Банк, МКБ, Русский стандарт, ПАО Морской, Уралсиб, СКБ.

Чат-бот создан на базе Baas-платформы собственной разработки, в которой интегрированы 8 банков через API, что позволяет компании и ее клиентам совершать транзакции в мессенджере.

Бот работает на основе ИИ, он обучаем, знает большинство команд, а также запоминает новые нестандартные кейсы. Он обрабатывает до 90% вопросов сам, тем самым автоматизирует ручной труд и упрощает работу команды поддержки.

Управление финансами осуществляется с помощью искусственного интеллекта — чат-бота, который помогает оформлять и получать карты, проходить идентификацию личности и осуществлять денежные операции онлайн.

Для каждого клиента мы разрабатываем уникальный сервис в мессенджерах, который решает нужные ему задачи и закрывает нужные потребности. Мы встраиваем в чат-бот именно те функции, которые нужны заказчику.

Команда: люди, которые строят «идеальный банк»

Даже самой крутой идее нужна грамотная реализация, а хорошая идея может сразу сократить расходы на персонал.

В TalkBank мы сразу сделали ставку на качество, а не на количество. Сейчас в проекте работает около 60 человек — разработчики, продакт-менеджеры, специалисты по продажам и маркетингу, поддержка и бэк-офис. На ключевые позиции сотрудников отбираем через серьезный конкурс и тестовые задания, оцениваем не только навыки, но и психотип. Уверены, человека можно научить многому, но изменить его характер и отношение к работе не получится.

Команда TalkBank
Команда TalkBank

Моя роль руководителя также важна — направлять и мотивировать. На старте проекта я не был новичком в сфере финансов — более 15 лет управлял финансами в компаниях ритейл-сектора. За несколько лет до TalkBank я создал проект Easyfinance.ru, сервис управления личными финансами. Как раз в тот момент родилась идея инновационного финансового помощника.

В компании нет ненужных людей. Каждый член команды – профессионал своего дела. Каждый сотрудник делает свой неоценимый вклад в развитие компании.

2016 год: 8 сотрудников.

2019 год: 28 сотрудников.

2023 год: 60 сотрудников.

Привлечение 200 млн рублей инвестиций от МТС

8 июня 2021 года финтех-платформа TalkBank привлекла 200 млн рублей инвестиций. Раунд финансирования возглавила «МТС Венчурс Лимитед».

Текущие инвесторы Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и наиболее крупные бизнес-ангелы поддержали раунд. Небольшая часть малых бизнес-ангелов получили в сделке экзит. В сделке приняли участие основатели венчурного фонда G&K Capital Павел Гольцблат и Ян Крусткалн.

«Для TalkBank это очередной шаг в развитии. Наши технологии и возможности востребованы рынком. Приход новых крупных инвесторов позволит ускорить наши позиции на рынке. Наши технологии востребованы не только в россии, но и в других странах. Мы планируем с помощью привлеченных инвестиций построить работу в европейских странах», — отмечает Михаил Попов, СЕО TalkBank.

Полученные средства направлены на усиление команды, инфраструктуры и расширении рыночной позиции компании в России.

Создали возможность использовать технологии банка для решения практически любых финансовых вопросов бизнеса

Компания развивается, а в месте с ней и наша платформа. Все аналитики высказывают мнение о развитии чат-ботов в бизнесе. Они помогают сократить издержки, и дают бизнесу качественный буст их возможностей. Выход на новые рынки – это ответственный шаг, который мы сделали и смогли «прокачать» нашу платформу для нужд бизнеса.

2016 год: выпуск карт и работа в В2C сегменте.

2019 год: мультибанковская платформа для В2В и В2В2С.

2020 год: интеграция с ФНС для работы с самозанятыми

В 2023 году можно выделить три блока, где мы помогаем клиентам-партнерам строить бизнес эффективнее:

  • Финтех-услуги — прием платежей и выплаты, которые мы интегрируем в процессы клиента, реализуя встраиваемые финансы. Так, как это удобно клиенту, с учетом особенности расчетов, которые существуют в бизнесе. Например, разделение платежей на несколько составляющих, когда несколько партнеров оказывают услугу одному клиенту. Безопасная сделка, которая обеспечивает надежность оказания услуг для покупателя и гарантированное получение денег для продавца.
  • Чат-бот платформа, которая позволяет выстраивать любые по сложности диалоги с клиентом, обеспечивая сбор всей необходимой информации для оказания услуг. Пространство мессенджера дает возможность давать любой медиаконтент — видео, звук, текст, голос, что сильно обогащает взаимодействие с клиентом.
  • Работа с самозанятыми. TalkBank является лидером, объединяя все свои технологии и давая полный набор инструментов: регистрация самозанятых, проверка налогового статуса, учет доходов, расчет и уплата налогов, выплата вознаграждений исполнителям.

Если хотите комплексное Bank-as-a-service решение, мы в TalkBank умеем выстраивать готовую финансовую инфраструктуру для компаний при помощи API и наших банковских технологий. Эмитируем кобрендовые карты, реализуем чат-бот системы, предоставляем сервис «электронный кошелек», регистрацию самозанятых, удаленную идентификацию, настраиваем прием платежей, интернет-эквайринг и многое другое.

Узнайте, как TalkBank использует финтех в бизнесе с помощью нашего умного бота в WhatsApp👇🏼👇🏼👇🏼

Начать дискуссию