{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

«Вы больше не владеете вещами, которые покупаете»: Vice о том, как производители искусственно состаривают устройства Статьи редакции

Почему желание Sonos перевести пользователей на новые аудиосистемы может ударить по экологии и безопасности данных.

Перевод колонки Vice.

В современную интернет-эпоху всё очевиднее факт, что потребители больше не владеют купленными вещами. Вместо этого мы тратим большие деньги на продукты, которые могут легко потерять функции или, что ещё хуже, — перестать работать исключительно по прихоти производителя. Например:

  • Хабы управления «умным» домом за $300 Revolv перестали работать после того, как производителя купила Google.
  • Sony отключала функциональность игровой консоли PlayStation 3 после продажи.
  • Без объяснения причин прекращается доступ к купленным электронным книгам и цифровым копиям фильмов.
  • Принтеры перестают печатать без платной подписки на чернила.

Последний пример — компания Sonos, которая 22 января объявила клиентам по почте, что с мая 2020 года перестанет поддерживать «устаревшие» звуковые системы: они не будут получать обновления безопасности и программного обеспечения.

«Устаревшие продукты были представлены в период между 2005 и 2011 годами. Учитывая возраст технологии, они не имеют достаточно памяти или вычислительной мощности для поддержки будущих инноваций», — говорится в электронном письме Sonos.

При этом «умные» колонки всё ещё работали, а пользователи, выложившие за них сотни и тысячи долларов, восприняли новость негативно.

I've been "investing" in @Sonos since 2007. Now they want to cripple my WHOLE Sonos ecosystem and obsolete the rest of my devices!

Do they really think a few years later I will now buy a whole new £3000+ system from them again?

Absolutely NOT! Never again!

#boycottSonos

В своём блоге Sonos заявляет, что у владельцев устаревшего оборудования есть два варианта: они могут продолжать пользоваться продуктами, понимая, что больше не получат новых функций, исправления ошибок или обновлений.

Или же воспользоваться программой trade-in старых устройств с получением 30% скидки на покупку новой аудиосистемы Sonos.

Первый вариант потенциально может создавать клиентам проблемы с безопасностью, так как устройства интернета вещей регулярно взламывают. В октябре 2019 года Sonos запустила программу trade-in, но в январе 2020 года компанию обвинили в расточительности из-за условий соглашения.

Пользователи старых аудиосистем могут активировать услугу trade-in и мгновенно получить скидку в 30%, но при этом на старом устройстве автоматически запускается 21-дневный обратный отсчёт для перехода в «режим переработки».

В этом режиме не только стираются данные пользователя — устройство отключается и становится полностью неработоспособным. Затем пользователь должен самостоятельно отнести устройство в пункт переработки или отправить его в Sonos.

Sonos не разрешает повторно активировать или продавать продукты, в которых запущен «режим переработки». Это делает практически бесполезной программу trade-in, которая была создана с целью минимизировать воздействие на окружающую среду.

Решение Sonos оставить покупателям два невыгодных варианта символизирует всю технологическую индустрию, в которой безопасность, устойчивое развитие и права потребителей остаются на заднем плане, считает эксперт Натан Проктор. Он руководит кампанией «Право на ремонт» организации Public Interest Research Group, которая призывает ремонтировать устройства, а не утилизировать.

«Эта проблема становится эпидемией», — сказал Проктор, отметив, что миллионы неподдерживаемых и устаревших устройств, подключённых к интернету, создают серьёзные риски безопасности в сфере интернета вещей, тогда как эту индустрию и так критикуют за недостаточную конфиденциальность и безопасность данных пользователей.

По словам Проктора, принудительное устаревание не только побуждает людей отказываться от хорошей и рабочей техники, но и создает её «срок годности», о котором потребителей не предупреждают во время покупки.

Должна быть некоторая прозрачность вокруг устаревания устройств. Нужно придумать, для чего можно использовать эти устройства, если они не могут быть постоянно подключены к интернету.

Я думаю, что производители должны нести ответственность за то, чтобы у них был план действий, а не просто создание устройств-зомби.

Натан Проктор

Некоторые компании разрабатывают специальные сервисы для переквалифицирования устаревших устройств. Так, в 2017 году Samsung совместно с iFixit запустила инициативу Galaxy Upcycling, в которой предложила разработчикам использовать старые устройства в сторонних задачах, например, создании майнинг-фермы или игровых аркадных автоматов.

А уже несуществующий производитель «умных» часов Pebble выпустил исходный код прошивки, чтобы привлечь сообщество разработчиков и подарить старым часам вторую жизнь.

​Переработка iPhone Apple

Но большинство компаний гораздо больше заинтересованы в поднятии интереса и продаже следующей линейки продуктов, чем тратить деньги на то, чтобы старые клиенты остались довольны.

Эти компании просто пренебрегают [старыми покупателями]. Ситуация с Sonos похожа на первый выстрел. Вероятно, будет волна похожих случаев в ближайшие пару лет. И в итоге люди начнут серьёзно переживать из-за этого.

Натан Проктор

Эксперты по безопасности, например Брюс Шнайер, давно утверждают, что интернет вещей — это сломанный рынок, который создаёт как видимое, так и «невидимое» загрязнение.

Например, устаревшая «умная» камера может быть взломана и задействована во время распределённой атаки на популярный сервис. И когда-нибудь атака будет достаточно серьёзной, чтобы общественность обратила внимание на эту угрозу, считает Шнайер.

До этого момента разрозненные организации пытаются сформировать принципы устойчивости, безопасности и конфиденциальности пользователей.

Например, ежемесячный журнал Consumer Reports с обзорами продуктов работает над открытым стандартом, который будет включать в себя оценку безопасности и конфиденциальности. Это может помочь покупателям избежать недобросовестных производителей, прежде чем подключать к интернету новое устройство.

В целом большинство компаний и правительств остаются безразличными к этой угрозе. Но пока у людей ещё есть шанс придумать систему, которая поможет не причинить огромного урона планете в обмен на одноразовые вещи, считает Проктор.

0
149 комментариев
Написать комментарий...
Марк Стручков

Купил я значит колонку lg с алисой, так эта ман% не обновляется. Lg валит все на яндекс, яндекс на lg а я сосу %#* потому что, уже полгода эти колонки не получают обновления

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Интересно, колонка устарела после вскрытия упаковки или выноса из магазина?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Russian Buddha

Пусть страдают хипстеры

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Fedorov

У LG вообще плохо с обновлениями, как я понимаю. Мой LG G7, флагман 2018 года, последний раз обновлялся в октябре того же 2018 года.

Ответить
Развернуть ветку
Cooler Sollt

а тема занятная, на лекарствах пишут срок годности, теперь надо таких говнопроизводителей обязать писать срок использования, их техногенного мусора. Заодно глядишь снова появится бытовая техника с 3-5 лет гарантии. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Малахов

Не понимаю .ять, какое ОБНОВЛЕНИЕ может быть у КОЛОНОК?!! 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Дмитрий Александрович

Странная статья, сначала мимоходом упоминается реальное хамство производителей в виде отключения функций оплаченных потребителем устройств, а затем спускают всех собак на Sonos, который всего-навсего прекращает выпускать программные апдейты для устройств, выпущенных 15 (!!!) лет назад. При этом никак не ограничивая их дальнейшее использование.

Кто находит такую практику возмутительной - тому, видимо, повезло никогда в жизни не держать в руках технику Xiaomi, на которую обновления перестают прилетать уже спустя полгода-год после релиза (имею на руках Mipad, который так и не обновился с андроида 4.4, сетевой спикер, последнюю прошивку к которому выпустили нарочно запоротой, и сяомовский роутер свежего поколения, который, судя по всему, идеальным с конвейера вышел, т.к. за последний год на него ни одного апдейта не прилетело).

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

На Самсунге тоже не шлют обновления, если устарело. 

Вывод: не надо предупреждать об этом официально, чтобы пользователи ничего не заметили и не нервничали

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Anton Volnykh

Все не совсем так. В моём случае от поддержки отключается устройство, которое перестали производить в 2016м, и ему совсем не 15 лет. Дальнейшее использование ограничивается тем, что вы не сможете использовать «старое» устройство в связке с «новыми» — Сонос заявили что сейчас работают над планом как именно это разграничение будет работать. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Vikarti Anatra

Всего навсего? Они не только поддержку прекращают - они еще и "режим переработки" сделали, после которого устройство нельзя использовать.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Hecatecoin

Нужно сроки эксплуатации техники принимать как мировой стандарт. К примеру смартофон должен работать и получать обновления прошивки в течении 3-5  лет. Холодильник, стиралка и другая домовая техника 8-10 лет. 

Чем больше срок тем выше класс будет оборудования ... А если что то сломалось из-за производителя, то снять с него последнее штаны покупатели должны.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Konstantin Safonov
Холодильник, стиралка и другая домовая техника 8-10 лет. 

Вы заплатить-то за это готовы или на лишь словах не против, а как надо будет деньги отстегнуть, сразу купите с алиэкспресса без поддержки, но вдвое дешевле? Саппорт, внезапно, стоит компании денег и та, не желая нести убытки, переложит расходы на пользователя. 

А если что то сломалось из-за производителя, то снять с него последнее штаны покупатели должны.

Тот же вопрос. Усиление проверки качества / риски судебного разбирательства — это прогнозируемые расходы, которые будут заложены в цену.

Как заметили ниже в комментариях, существуют компании, которые продадут вам товар вдвое дороже аналога, но будут поддерживать его годами и это происходит без дополнительного регулирования. Вы может просто быть их клиентом, а не пытаться заставлять остальных оплачивать свои левацкие фантазии.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Syzygy

Статья весьма манипулятивная.

1. За купленный книги MS деньги вернула. Никто никого не кинул.
2. Отсутствие обновлений - это стандартная практика у всех. Начиная с какого-то времени устройства больше не поддерживаются.
3. Если вы купили устройство, а затем оно перестало работать - это повод для обращения в суд. В течении срока гарантии производитель обязан его поддерживать. Та же самая ситуация, что и с простым железом. Попробуйте добиться заводского ремонта, если гарантийный срок вышел. Фиг добьётесь.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Викторович

1. При чем здесь книги и MS?

2. Да

3. Ставим срок гарантии месяц. Через 3 месяца вырубаем дивайс. Заставляем купить новый. Так нормально считаете? 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
LETS DO SMTH

Стиральная машина Kuppersberg вышла из строя (сломался электронный чип) ровно чернз месяц после окончания гарантии. После разговора с мастером выяснилось, что в в машинке 26 микросхем и у всех ломается именно данный модуль. Не покупайте у этих мошенников что-либо!!!

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Shevchenko

Вы купили говно, зарегистрированное русскими с якобы немецким названием и удивляетесь, что оно сдохло по окончании гарантии... Фэнтастик каунтри.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Середов

 Так купили бы оригинал Kuppersbusch а не этот треш. А то купят Абибас вместо Адидаса а потом удивляются почему качество такое видите ли плохое .... 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Викторович

Вы понимаете разницу между мошенничеством и поломкой? 

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

DELETED

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Чето не понял, колонки, которым более 10 лет, перестанут получать обновления? При этом  могут продолжать быть использованы или вообще сданы за 30%? А в чем проблема?

Очевидно, что фикс. Стоимость может иметь железка. Постоянная поддержка софта - постоянная работа, которая должна оплачиваться. 

Если потребителей старого говна не много, то решение вполне адекватное

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков

Да пиздец, этому железу уже реально 15+ лет, его невозможно поддерживать. Уважаемый журналист хочет невозможного

Ответить
Развернуть ветку
Аналитика на Диване

Сложно что-то читать у Vice - это основная помойка американского интернета

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexey Pakhomov

Не понимаю нытья про колонки — они же продолжат работать, выполнять основную функцию, и вполне нормально, что последний софт нельзя поставить на девайс 9-15 летней давности.

Про чернила — это отдельная линейка принтеров, которые стоят почти даром, и позволяют _бесплатно_ печатать какие-то несколько листов в месяц (чернила, если закончатся, бесплатно пришлют). А для полноценного использования надо покупать подписку (но чернила опять же пришлют бесплатно после окончания).

Мне вот больше пример с Apple Watch показателен. Исторически часы были аксессуаром, который мог передаваться по наследству. А теперь это обесценилось настолько, что 5-летние часы стоят в районе 0. А 3-летние упали в 2 раза (при условии запечатанной упаковки).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Все как "Овертон" завещал.

Ммм, что там такого инновационного в софте появилось, что старые системы никак не потянут? Там ИИ завезли, квантовые вычисления или что? "Стандарт поменялся", а необходимость ВООБЩЕ новый стандарт вводить, кроме попытки продать одно и то же дважды имеется? Или это новый ".docX", который поразительно отличается от ".doc"?

От тактики HP "сыр в мышеловке" уже воротит. Сначала жить можно. Потом ой, пользователи благодарны, распространяем на все принтеры, ЗАТО цена на чернила в 2 раза дешевле. Потом ой, цена 1,3х, ой 1,5х, ой 1,7х, ой 2х.... не хотите - ну идите к конкурентам, принтер на помойку только занесите. Смысл в том, чтобы сделать можель подписки "нормальной и естественной".

А скотобазный Хром, которому 16гб мало - тоже скажете "ну что такого, что старые компьютеры не могут странички открывать, это норма"?

А с часами, наоборот (ИМХО), не показательно: условную 5-летнюю омегу можно и толкнуть и детям оставить, а умные часы, честно говоря, изначально уж очень оверпрайснутые были, так что ... Справедливая цена?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Малахов

Еще до Apple Watch электронные часы перестали передаваться по наследству.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Nogin

первые "звоночки", интернет-технологии, на которых завязана поддержка и эксплуатация купленных устройств, давно влияют на жизнь, и это не только колонки или "умные дома", холодильники, операционные системы и даже системы безопасности и видеонаблюдения, так, отнюдь не дешевые камеры домофонов одного производителя подключены к облаку, где хранят всю записанную информацию, через месяц бесплатного использования облака нужно оплатить абонентку или камера переходит в "демо-режим", который основательно режет ее функции 🤷🏻‍♂️ такими темпами скоро для утюга нужно будет оплачивать абонентку 🤦🏻‍♂️ покупка уже не означает возможность использования

Ответить
Развернуть ветку
Frazimah .

Ну, так себе... Если продолжает работать, но не получает обновлений и новых функций - это ладно. Работает же, как и раньше. Производитель не обязан вечно поддерживать устройства и добавлять новые функции. К тому же, это может быть вообще технически невозможно. Плохо, когда производитель начинает пакостить, замедлять и портить работоспособность старых устройств обновлениями или вообще они перестают работать. 

Ответить
Развернуть ветку
A.A. Rayskiy

Если смартфон не получает обновления через 5 лет, это в целом логично,

но вот ситуации когда на старом телефоне перестают работать ранее работавшие вацап, ig и другие, это в корне неправильно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smolnikov

Из первой ситуации и вытекает второе, что вотсап заточен под новые версии ОС, а не под старые. Ну и просто новый вотсап может иметь уже другой формат общения с сервером.

Ответить
Развернуть ветку
SL Potapenko

Просто обновлять прошивку уже проданных устройства экономически нецелесообразно, поэтому обычно максимум что делается - исправление критических багов
Лучшее что можно сделать - передать исходники энтузиастам в опенсорс

Ответить
Развернуть ветку
Hecatecoin

Только нужно законодательно это сделать... Перестали поддерживать продукт , сделайте код для работы с ним свободным.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Александр Привалов

Нормальная логика, чо. Когда их товаром начинают пользоваться бесплатно - включается шарманка про "каждый труд должен быть оплачен, бла-бла-бла...". А держать в голове, что за кусок говна они подсовывают потребителю в рыночных отношениях
 им как-то не хочется.
Ну ок, а пользователям тогда проще как в Форсаже грабить грузовики с товаром и забирать его бесплатно. Ну потому что покупать его для потребителя "экономически нецелесообразно".

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Ловко сонос всех нахлобучил. В первый раз когда увидел их «умную» колонку пару лет назад - сразу было понятно: лохотрон. В мире HiFi всегда была акустика отдельно, ресиверы отдельно. Те, кто вкинул тысячи евро в этот зоопарк - наивные фантики.

А если серьезно, будет весело лет через 10 посмотреть, как боинг и аэйрбас будут сажать самолеты на землю, а ловкие ребята джейлбречить какой-нибудь 737 max.

Что лично меня радует, так это то, что с таким системным подходом, разработчикам дефицит работы не грозит

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

В авиации очень важна сертификация и документы.

Технически джейлбречить можно и сейчас, но нести эти риски никто не готов.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Dmitrii

Может просто не покупать продукты с вендор локом?

В системах умного дома не зря стараются завязать все устройства через свой хаб, не завися ни от производителя, ни от интернета.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Russian Buddha

А зачем покупать этот шлак?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Petriyov

Забыли "Самсунг Смарт ТВ" выпуска до 2010г -отключена поддержка ЮТуб-виджета.
г

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мусин

Еще и Скайп прибили...

Ответить
Развернуть ветку
Стас Анисимов

У меня один вопрос к потребителям зачем покупать ЭТУ шелуху?

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Ivanov

Дивный новый мир. «Чем старое чинить – лучше новое купить.»

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

В статье написано "не получит обновлений".  По мне так это логично - никто не будет выпускать обновления вечно...
Хотя бы потому, что это затраты - программисты бесплатно не работают.

Вопрос в том, насколько эти обновления нужны.   Огромное количество техники прекрасно работает без "обновнений" годами.

Другие  примеры, когда устройство становится фактически "не работоспособным" - это плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Толмачев

так есть еще заводской предел прочности - гарантия+2 месяца. Потом обязон что-то из строя выходить начнет. Уже замечено ))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Звонов

Отличный кейс И. Маску, для поднятия продаж на новые версии авто.....

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Машанов

просто минимум, что требуется от продавца, - честность. при продаже он должен явно и однозначно взять на себя обязательство поддерживать продукт не менее определенного времени, а пользователь/собственник должен понимать, на какое время НОРМАЛЬНОГО использования продукта он может рассчитывать. в результате механизмы конкуренции должны подталкивать пользователя к покупке у продавца, который предоставляет продукт тех же параметров, но с наиболее длительным сроком пользования. проблема в том, что сейчас этот минимум честности от продавца законом не требуется (точнее, продавцы нашли способ обойти законы, написанные без учета новых реалий).

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Каморов-Богдановский

Ничего не понимаю. Какое обновление у моих колонок "Радиотехника" с проигрывателем винила "Арктур"??? Вы чо там курите???

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Sharonov

Apple сейчас отказывается чинить мой iMac 2011 года, утверждая, что этот компьютер "винтажный"и для его починки нет запчастей!!!

Причина поломки - блокировка в результате действия пользователя по iClouD !!!

То есть Apple отказывается снимать блокировку компьютера!

p.s. Все документы о приобретении есть и предоставлены в Аппле.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Святогоров

Блин, вы угараете? У вас кипит с того, что производители перестают поддерживать старые системы и требуют, что бы их продукцией пользовались в соответствии с лицензионным соглашением? Окей, давайте вспомним, что недавно Микромягкие перестали поддерживать 7ю винду. Кто-то до сих пор сидит на этой лицензии, что теперь, ради небольшого количества олдфагов MS должны торати в год сотни тысяч, а то и миллионы долларов? Че у вас с этого не кипит? Или может вас смущает, что YouTube блокирует и удаляет пиратский контент? Ой, а может вас смущает, что в супермаркете вам не выдают бесплатно еду, которую вы до этого купили и уже съели?

Народ, очнитесь, с каждым днем технологии развиваются все быстрее. Компаниям так же не огонь, что пориходится все чаще и чаще обновлять ПО и модельный ряд. Выход нового на рынок, даже у таких гигантов как Яблоко или Микромягкие сопряжен со значительными затратами и потерями клиентов. Специальное состаривание это уже давно не более чем миф. Сейчас все стареет само по себе достаточно быстро.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

вы отрицаете очевидные вещи. вся бытовая техника сейчас с искусственным старением, а в европе принимают специальный закон против этого. добро пожаловать в реальность.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Andrey Shevtsov

Именно поэтому я отошёл от интернет-бизнеса и погрузился в товары. Именно производители товаров будут править этим миром уже очень-очень скоро

Ответить
Развернуть ветку
146 комментариев
Раскрывать всегда