На iPhone 12 Pro можно снять рекламный ролик. Но вот 5 причин, почему оно того не стоит

«Да мы сами на iPhone такое можем снять» — это фраза, ставшая привычным мемом за последние 5–7 лет. Так агентству могут возразить клиенты, недовольные слабой картинкой рекламного ролика, так пишут в комментариях к вирусной рекламе на YouTube.

На iPhone 12 Pro можно снять рекламный ролик. Но вот 5 причин, почему оно того не стоит

Впечатляющих роликов, снятых на iPhone, действительно становится всё больше. Например, Burberry снял модный показ на iPhone 5s ещё в 2013 году. С тех пор появилось даже несколько фильмов, полностью снятых на телефон. Среди них короткометражка режиссёра «Ла-Ла Ленд» и хоррор Стивена Содерберга.

Получается, красивый рекламный ролик можно снять на iPhone? Если коротко: да, но это сложнее, чем работать с камерами, а стоить будет примерно столько же. Давайте разберёмся по порядку:

1. У iPhone 12 Pro Max несколько отличных камер, но это всё ещё камеры смартфона

Новые iPhone выходят каждый год, камера становится всё лучше. Производитель обращает на это внимание: например, на обновления камеры делают ставку на презентациях. Все знают: покупая новый iPhone, вы получаете отличную камеру.

Прямым текстом это не говорят, но важная идея маркетинга iPhone в том, что снимки и видео на камеру смартфона сопоставимы по качеству со снимками с настоящих полноразмерных камер. Версия Pro, которая появилась в последних двух поколениях, тоже сигнализирует, что как минимум часть смартфонов Apple подойдут для тех, кто серьёзно увлечён фотографией.

Из-за регулярных улучшений и качественного маркетинга складывается впечатление, что iPhone может заменить профессиональное оборудование. Это не совсем так: профессиональное оборудование позволяет специалисту использовать свои навыки и добиваться однородного предсказуемого результата. Камера смартфона, наоборот, рассчитана на то, чтобы помочь человеку без навыков получить приличный снимок в любых условиях.

Камера смартфона — это система из трёх элементов: маленькая матрица, множество статичных линз и программное обеспечение. Последнее — самый важный элемент, который помогает создавать красивую картинку. Вы почти не контролируете результат и не сможете гибко настроить фокус, диафрагму и параметры ISO. Результат съёмки в основном зависит от того, как сработает программное обеспечение.

Например, У iPhone 12 Pro три камеры: сверхширокоугольная, широкоугольная и телефото. Но внутри каждой из них — маленькая матрица, на которую попадает мало света, поэтому её возможности ограничены. Все три камеры полагаются на алгоритмы, которые дорабатывают картинку.

Камера в смартфоне всегда будет уступать профессиональной, потому что полноразмерный аналог обладает большой матрицей и лучшим динамическим диапазоном. К тому же профессиональную камеру можно настроить вручную, а камеру от iPhone настраивают алгоритмы Apple.

2. Чтобы снимать на iPhone, нужно докупать оптику, стабилизаторы и микрофоны

Если вы всерьёз решите снимать на iPhone, вам потребуется дополнительное оборудование. Применять периферию и комплектующие от обычных камер не получится: придётся искать аналоги именно для смартфонов. Часто они уступают по качеству профессиональному оборудованию.

Оптика. На рынке можно найти специальные объективы для iPhone, которые расширяют возможности камеры. В iPhone 12 Pro уже есть аналог широкоугольного и телеобъектива, поэтому для него более полезными будут, например, анаморфные линзы и макрообъектив. Пока для новинки ещё нет аксессуаров, а для предыдущих поколений подойдёт вот такой набор от Sirui.

Штативы и стабилизаторы. В современных смартфонах есть автоматическая стабилизация, которая помогает снизить эффект тряски во время съёмок с рук. Но для профессиональной картинки обязательно потребуется стабилизатор.

Звук. Ни в одном рекламном ролике или фильме, снятом на iPhone, не используется звук от встроенного микрофона. Иначе вы бы сразу заметили, что со звуком что-то не так. Как и во время съёмок на камеру, придётся докупать или брать в аренду микрофоны и рекордеры. Начиная с 7-го поколения, у iPhone нет разъёма для наушника и микрофонов, так что записывать картинку и звук всё равно придётся раздельно.

<p>Кадр из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DcM8DcCoZulw%26amp%3Bab_channel%3DApple&postId=171677" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ролика</a>, снятого на iPhone 11 Pro</p>

Кадр из ролика, снятого на iPhone 11 Pro

<p>Кадр из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DMAJwbyu-2mE%26amp%3Bab_channel%3DApple&postId=171677" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ролика</a>, в котором описывают процесс съёмок. Чтобы получить такую картинку, камере смартфона, как и настоящей камере, нужна стабилизация, свет и профессиональный оператор</p>

Кадр из ролика, в котором описывают процесс съёмок. Чтобы получить такую картинку, камере смартфона, как и настоящей камере, нужна стабилизация, свет и профессиональный оператор

3. Чтобы настроить камеру на iPhone, потребуются сторонние приложения

В приложении «Камера» на iPhone фокус и ISO выставляются автоматически. Вы нажимаете пальцем на нужное место на экране, а камера подстраивает параметры и алгоритмическую обработку, чтобы обеспечить фокус на выбранном участке.

Чтобы обойти часть алгоритмов Apple, которые управляют камерой, и выставить параметры вручную, можно использовать сторонние приложения, например, Halide. С ними можно указать параметры ISO, выдержки и баланса белого.

Но даже со сторонней поддержкой камера не станет полноценно управляться. Вы будете использовать другие алгоритмы для обработки и автоматической настройки: они дают чуть больше свободы, профессионалу всё равно будет неудобно с ними работать.

4. Работать со светом будет сложнее, чем на съёмках с обычной камерой

Как и в случае с полноразмерными камерами, качество картинки в помещении обеспечивает свет. Чем больше света на площадке, тем лучше. Грамотный специалист поставит несколько источников света и отражающих поверхностей так, чтобы все нужные детали были видны, а двойных и тройных теней на стенах не появилось.

Свет позволяет экспериментировать и создавать атмосферу. Например, можно поместить источник света позади героя, то есть выставить так называемый контровой свет. Тогда вокруг персонажа в кадре возникнет световой контур, это даст драматический эффект.

Если снимать на iPhone, арсенал световых решений будет органичен. Например, снимать на камеру смартфона в контровом свете будет сложно: вспомните, когда последний раз пытались снять на смартфон человека или пейзаж против солнца.

5. Камера — это не главная статья расходов в видеопродакшене, поэтому сэкономить не получится

Главная причина, по которой нет смысла снимать на iPhone, не в том, что для качественной картинки потребуется много вспомогательных устройств. Любой камере нужны свет и стабилизация. Она в том, что стоимость профессионального продакшена практически не изменится, если заменить обычную камеру на iPhone.

Камера — не главное в продакшене: гораздо дороже стоит работа сценаристов, продюсеров и съёмочной команды.

Аренда площадки, расходы на оборудование и гонорары актёрам не снизятся, если заменить профессиональную камеру на камеру смартфона. На операторе сэкономить тоже не получится: чем опытнее специалист, тем лучше он справится с камерой, даже если эта камера находится в смартфоне.

Видео, снятое на iPhone, будет сложнее обрабатывать: картинка с камеры смартфона получается блёклой и плохо поддаётся цветокоррекции. Постпродакшен может затянуться, расходы вырастут. При этом, нет гарантий, что в итоге получится красиво. Возможно, вы потратите на обработку видео больше времени и ресурсов, чем обычно, а результат всё равно будет уступать по качеству роликам, снятым на полноразмерные камеры.

Ролик, снятый на iPhone, в видеопродакшене будет стоить столько же, сколько ролик, снятый у него же на привычную камеру. Все остальные элементы останутся на месте, и процесс не получится закончить быстрее или дешевле.

В 2018 мы попробовали снять на iPhone X отчётный ролик с мероприятия. Снимали его не для клиента, а просто ради эксперимента. Использовали только стабилизацию, дополнительного света не ставили.

Получилось спорно: картинка нам не очень понравилась, снимать было неудобно, результат был непредсказуемый. Выигрыша в удобстве или стоимости съёмок не заметили: на площадке всё равно было два оператора, а на постпродакшене работы даже прибавилось.

Подведём итог: снимать на iPhone можно, но оно того не стоит

Камера на iPhone улучшается с каждым поколением. На iPhone периодически снимают рекламу и даже фильмы. Теоретически на смартфон можно снять всё что угодно. Но есть несколько проблем:

  • В iPhone 12 Pro Max три камеры, но это всё ещё камеры смартфонов. У них маленькие матрицы и меньше динамический диапазон. Результат сильно зависит от алгоритмов, его сложно предсказать. Профессионалу будет неудобно работать со смартфоном в качестве камеры.

  • Как и обычной камере, iPhone нужны объективы, стабилизаторы и микрофоны. При этом аксессуары для смартфонов чаще всего уступают по качеству аксессуарам для камер и служат вынужденной заменой, а не удобным инструментом.

  • Чтобы настроить камеру iPhone, нужно использовать сторонние приложения. В стоковом приложении Apple нельзя вручную выставить, например, баланс белого и параметры ISO.
  • Работать со светом будет сложнее. Как и для обычной камеры, для камеры смартфона нужно много света, но ставить его придётся осторожнее, чем обычно. Например, камеры смартфона плохо работают с контровым светом.

  • Сэкономить не получится, потому что камера — это капля в море расходов профессионального видеопродакшена. Съёмки будут стоить столько же, потому что главные расходы — это интеллектуальная работа креативной команды и часы специалистов на съёмочной площадке.

Используйте iPhone 12 Pro Max для бытовых съёмок или, например, для отчётных роликов с внутрикорпоративных мероприятий. Он отлично справится с такими задачами и снимет с вас кучу головной боли по поводу настроек камеры и обработки результата. Но если вы решите снимать рекламу или, например, онлайн-курс, и съёмки на iPhone — это не основа концепции, советуем использовать обычные камеры.

2323
25 комментариев

«2. Чтобы снимать на iPhone, нужно докупать оптику, стабилизаторы и микрофоны»
А снимая на камеру этого делать не нужно?

11
Ответить

Такое ощущение, что остальное пропустили мимо ушей. Автор же пишет, что даже после всей этой оптики затраты на постпродакшен выше. При этом не получится качества, как в камере. 

3
Ответить

Т.е. Apple снимала ролик, при этом использовала профессиональные линзы, микрофоны и прочие приблуды? При это гордые надписи - снято на iPhone. Мда... Когда наглое вранье  про экологию с наушниками и зарядками накладывается на этот факт репутация Apple превращается в тыкву.

5
Ответить

Ага, the highest-quality video in a smartphone и снизу приписка мелким шрифтом, что ипользовано дополнительное оборудование. Так можно сказать, что на iPhone можно летать в космос, надо только использовать дополнительное оборудование. 

11
Ответить

типичная рекламная тема, я не защищаю эпл, но хочу сказать, что они далеко не единственные в такого рода рекламных махинациях. а "снято на айфон" это чисто маркетинговый ход

3
Ответить