Свет! Камера! Мотор! На что снимать свое лучшее путешествие.
Итак, Его Величество Контент! Каждый раз, когда при очередном выезде мы пакуем целую сумку исключительно со съемочным оборудованием, возникает немой вопрос: «А как мы до этого докатились?». С одной стороны, всё это отнимает кучу денег, времени и сбивает темп путешествия. С другой — даёт возможность жить вашему впечатлению после трипа и вновь разжигает давно пережитые эмоции с новой силой.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, там мы делимся актуальной информацией в "режиме здесь и сейчас".
Дальше дисклеймер: мы ни разу не профессиональные видеографы, монтажёры или колористы. Всё, что мы умеем и о чём будем говорить дальше, — компиляция тонны совершенно разной информации из YouTube и личного опыта, основанного на бесчисленном количестве проб и ошибок.
Всё, ответственность с себя сняли, дальше будем умничать. Погнали!
Глобально всё, что мы используем, можно поделить на несколько подзаголовков:
• Основная камера
• Экшн-камера
• Воздушная съёмка
• Аксессуары
• Софт
По этому списку и пойдём.
Основная камера
Размышляя на тему: «А какая камера лучше всего подойдёт для съёмок путешествий?», ответ будет до банального прост: «Та, которая у тебя есть». Действительно, качественно снять можно и на iPhone, хоть это и будет требовать некоторых доработок и не даст таких широких возможностей постобработки, как хотя бы средняя камера. Но всё же. Нам в руки попадались и Panasonic, и Sony, и Blackmagic, поэтому смело можем сказать — выбор был осознанным.
Есть ряд критериев, на которые тебе неплохо было бы обратить внимание при выборе девайса:
• Форм-фактор. Камера должна быть максимально компактной, имея при этом весь необходимый набор функций. Так как мы путешествуем в основном на мотоциклах, размер имеет значение.
• Цена. И здесь мы имеем в виду не только цену самой камеры, но и стоимость объективов. Поэтому наш выбор — не Full Frame матрицы… Так, чувствую, что необходимо пояснить, о чём это мы. Во многом на финальное качество картинки будет влиять размер матрицы твоей камеры. Здесь как с наследством — чем больше, тем лучше. Те, кто снимают профессионально, скажут, что это далеко не самый главный фактор и есть ещё значение пикселей, качество процессора и много ещё чего. Да, это так, но! Здесь всё же блог о путешествиях, а не о камерах, поэтому для среднего пользователя все эти нюансы опустим.
Глобально мы выбираем между матрицами полноразмерными (Full Frame), урезанными (Crop) и микро (Micro 4/3). Это влияет на то, с каким объёмом света будет работать камера, какого размера в итоге у тебя будет картинка, какие объективы ты сможешь использовать, насколько резким будет изображение, как хорошо камера будет отрабатывать в темноте… Полноразмерные здесь самые сильные, но и объективы для них на порядок дороже.
И вот мы уже видим обратную корреляцию: чем меньше размер матрицы, тем дешевле объективы, в среднем по больнице. Здесь тебе необходимо спросить себя: «Сколько ты готов потратить на камеру?», «Как часто нужно будет снимать в условиях низкой освещённости?», «Сколько объектов ты готов с собой возить?». Всё это формирует итоговую стоимость этого удовольствия. Учитывай, что в путешествиях, в особенности экстремальных, камера будет царапаться, у неё будут появляться сколы… Тебе будет её жалко. И есть огромная разница между жалостью к сету за 100к и за 350к, согласен? Отлично, едем дальше.
• Функционал. Тут всё про начинку. Во-первых, поворотный дисплей. Иногда (часто) есть момент, когда ты хочешь проронить крупицу мудрости, глядя в объектив и видя себя в дисплее, — очень приятный бонус. Автофокус! Очень важная функция при одиночной съёмке себя любимого. Да, руками тоже можно, но иметь возможность переключаться на автофокусировку — вообще не лишняя опция.
Ещё мы любим поснимать в драматичном слоу-мо а-ля Зак Снайдер, накидать спидрампов и трогательной музыки на посте, поэтому камера должна уметь снимать в 120 FPS и выше. В путешествиях мы стараемся быть максимально мобильными и лишнего с собой не брать. По этой причине стабилизаторы с нами не ездят. Камера должна обладать матричной стабилизацией.
Ну и главное — цветовые диапазоны и пространства: мы любим красить свои ролики и задавать этим своё настроение. Камера должна уметь снимать в логарифмическом формате в 10 бит и выше.
Так. Снова чувствую, что накидал терминологии. Извиняюсь, исправляюсь:
• FPS — количество кадров в секунду. Глаз человека видит 24 кадра в секунду, поэтому, чтобы замедлять картинку плавно, нам необходимо выставлять значение, кратное этому числу. И выходит: чтобы замедлить картинку в 2 раза, выставляй 50 кадров в секунду, в 4 — 120, в 8 — 240… ну дальше ты понял. Хорошее слоу-мо начинается от замедления в 4 раза, а всё, что меньше 50 FPS, замедлять нельзя.
• Стабилизация — тут понятно, влияет на тряску изображения при съёмке с рук.
Про диапазоны не будем. Тема длинная и сложная. Можно снимать сразу готовую картинку, и тогда никакие логарифмические форматы не будут нужны. Это необходимо только в случае, если впоследствии видео красить хочется самому и получать какой-то уникальный результат.
Объективы. В этой части хочется напомнить, что вы всё ещё читаете блог о путешествиях. Объективы бывают фиксированные и с возможностью зума. Нет, не так.
У объектива есть ряд важных параметров:
• Светосила (она же диафрагма) — влияет на то, сколько света через линзу дойдёт до матрицы, насколько резкой будет итоговая картинка и будет ли она иметь приятное кинематографичное размытие фона. Измеряется она в показателях F (для исключительно видеообъективов — T). Чем ближе цифра к значению 0, тем выше его способность пропускать свет, размывать фон и всё вышеперечисленное. Условно F1.4 будет иметь большую светосилу, нежели F2.8. Также светосильные объективы (очевидно) лучше снимают в условиях недостаточной освещённости.
• Фокусное расстояние — ещё один важнейший параметр (вы всё ещё хотите снимать ваши путешествия?). Измеряется в миллиметрах от матрицы до стекла объектива. Бывают:
• сверхширокоугольные (а-ля фишай),
• широкие (как на iPhone x0,5 и x1,0),
• средние,
• длиннофокусные (он же телевик),
• сверхдлиннофокусные.
Здесь важно знать, что если мы хотим получить картинку без искажений по пропорциям, то выбирать нужно 50 мм — это соответствует тому, как видит человеческий глаз. Чем цифра ниже (ближе к значению 1), тем шире становится изображение, но и искажается всё куда сильнее.
На вашем объективе всегда указано фокусное расстояние для Full Frame матриц. Если вы выбрали камеру с урезанной или микро матрицей, нужно будет произвести несложный математический расчёт (если из статьи будет не понятно, какой именно, — напишите в комментариях).
И да, бывают объективы с фиксированным фокусным расстоянием и зумы. Фиксированные имеют только одно расстояние, условно 50 мм, а зум может иметь более широкий диапазон — 30-120 мм. Обычно в видео зумы используются крайне редко, так как имеют:
• меньшую резкость,
• больший размер и вес,
• более высокую цену,
• проблему с фокусировкой и ещё ряд проблем.
Однако снимают и на них, и тоже хорошо получается.
Фух, вроде бы разобрались.
А на что снимаем мы?
Рады, что вы спросили!
Наш выбор — Fujifilm XT-4. Это камера с кроп-матрицей (ну теперь вы знаете, что это такое, ведь да?), с возможностью снимать в 10 бит и логарифмическом формате. Поворотный дисплей, удобные настройки абсолютно всего, слоу-мо… в общем, всё, о чём мы писали выше, здесь есть. В комплекте с ней работает объектив Fujinon с фокусным расстоянием 35 мм и диафрагмой 1.4, а также советский Гелиос 44 мм, F2.
Так, теперь ещё чуть-чуть технической информации. Если у вас не полноразмерная матрица, то числа фокусного расстояния для вашей камеры будут неверными, и необходимо их умножать на фактор урезанности вашей матрицы (кроп-фактор). Например, кроп-фактор нашего Fujifilm XT-4 равен 1.5 (это можно узнать в инструкции к камере). Это означает, что фокусное расстояние объектива (в нашем случае 35 мм) нужно умножить на 1.5, что равняется 52.5 мм — то самое среднее расстояние без искажений.
Эта камера имеет невероятную мягкую, ламповую картинку, а на случай, если вы не хотите сильно мучиться в покрасках, — имеет предустановленные имитации плёнок Fujifilm. То есть включил и снимай.
Это не лучшее решение по автофокусу и съёмке ночью, и по резкости также не дотягивает до Sony A7 III, но во всём этом нет какой-то драматической разницы. Однако комбинация возможностей, получаемой картинки, количества оптики и цены — не оставили нам выбора.
Кстати о цене:
Мы очень не рекомендуем смотреть в сторону официальных магазинов в 2024 году. Лучший вариант — привезти за вменяемый прайс самому или воспользоваться услугами байеров, в конце концов. И объектив, и камера сейчас стоят каких-то немыслимых денег (около 220 тысяч за комплект).
Мы покупали её в период доллара по 54 ₽, и вышла она около 80 тысяч.
Объектив Fujinon был куплен на Авито за 30 тысяч.
Гелиос — 2 тысячи рублей.
Про него стоит рассказать отдельно. Это советский объектив, не имеющий никаких автоматических функций. Картинка получается с некоторыми дефектами, которые при определённой творческой задумке можно использовать как преимущества. Нам очень нравится то, что получается при работе с этой линзой, и он всегда ездит с нами в качестве второго.
Отдельно про iPhone.
Так как мы теперь тут все люди учёные, можем говорить о высоких материях. Конечно же, размер телефона не позволяет установить там хоть какое-то конкурентное подобие нормальным матрицам. Всё, что iPhone показывает, — это программные фильтры. Все размытия, резкости, зумы… всё это работа процессора и набора умных пресетов. Однако выход есть.
Есть такие компании: Moment и Sirui.
Эти ребята делают всё для мобильной съёмки, но главное, что можно у них приобрести, — объективы для телефона.
Работает это очень здорово. Специальный чехол, на который накручиваются сменные линзы любым фокусным расстоянием. И вот с этим можно получать очень недурные результаты. В комплект ко всему этому можно приобрести ещё мобильный стабилизатор, который сильно повысит качество съёмки. В общем, выглядит как полноценное решение. Ах да, ещё нужен будет софт. Приложение на телефон для съёмки с полным управлением параметрами, которое тоже стоит каких-то денег, но! За 25 тысяч рублей можно собрать неплохой такой кит. Есть о чём подумать.
На этом первая часть официально закончена.
Дальше про экшн-камеры и квадрокоптеры.
Спасибо. Пока!