🔥Погрузится в девство - это возможно!!! "Яндекс Музей". Ретро-техника: ПК, гаджеты, приставки, консоли

🔥Погрузится в девство - это возможно!!! "Яндекс Музей". Ретро-техника: ПК, гаджеты, приставки, консоли

Вы когда-нибудь чувствовали запах горячего пластика смешанный с волнением? Вспоминали голос друга с детства, с которым бурно играли в Dendy, Sega или Sony? Именно это со мной случилось на днях в "Яндекс Музее", куда я недавно заглянул на выставку ретро-техники. И это был не просто осмотр экспонатов – это был билет на машине времени прямиком в самый центр моего детства!

🎲В первую часть выставки куда я зашёл - это были компьютеры.

Множество моделей, которые я даже в глаза не видел раньше👀

🔥Погрузится в девство - это возможно!!! "Яндекс Музей". Ретро-техника: ПК, гаджеты, приставки, консоли

Ниже распишу несколько моделей и краткую информацию по ним, в том числе их ключевые особенности, которые выделяли на тот момент времени (если есть неточности в моих описаниях - то прошу не кидать в меня помидоры т.к. я не профи в этом 🙂, лучше в коммент поправку написать, а я исправлю в статье).

Amstrad CPC 464

Amstrad CPC 464 — культовый 8-битный домашний компьютер, выпущенный в 1984 году. Бюджетный, но мощный для своего времени компьютер со встроенным кассетным приводом, ставший хитом в Европе.

Ключевые особенности:

  1. Встроенный кассетный привод: Главная особенность (464 = 64K RAM + кассетник).
  2. Процессор: Zilog Z80A (4 МГц).
  3. Память: 64 КБ ОЗУ.
  4. Видео: Способен выводить цветную графику (до 16 цветов из палитры 27) и текст.
  5. Комплект: Часто продавался с зеленым монитором (в США - с цветным).
  6. Цена/Качество: Дешевле конкурентов (ZX Spectrum, C64), но надежнее.
  7. Значение: Очень популярен в Европе (особенно в Британии, Франции, Германии, Испании). Много игр и ПО.

Apple iMac G4

Apple iMac G4 
Apple iMac G4 

Apple iMac G4 (2002–2004) — революционный моноблок от Apple. Икона дизайна Джони Айва, объединившая мощь (для того времени) и элегантность в форме "настольной лампы".

Ключевые особенности:

  1. Дизайн-легенда: Прозван "iLamp" или "Лампа". Плоский экран на гибкой хромированной "руке".
  2. Экран: 15" или 17" ЖК (актуально на фоне ЭЛТ).
  3. Процессор: PowerPC G4 (700 МГц — 1.25 ГГц).
  4. Комплект: Встроенные динамики, оптический привод, клавиатура/мышь (белый пластик).
  5. Значение: Эталон дизайна, показал важность эстетики в ПК. Переход Apple на ЖК.

Apple II

Apple II (1977) — первый массовый персональный компьютер Apple.

Ключевые особенности:

1. Для всех: Один из первых ПК, готовый к работе прямо из коробки (не набор для сборки).
2. Инновации: Цветная графика, звук, открытая архитектура для расширения.
3. Платформа: Старт для тысяч программ и игр, сделал компьютеры популярными дома и в школах.
4. Успех: Огромный коммерческий успех, который сделал Apple крупной компанией.
5. Готов к работе: Первый массовый ПК, не требующий сборки.
6. Цветная графика: В отличие от большинства конкурентов.
7. Встроенный BASIC: Язык программирования прямо в ПЗУ.
8. Открытая архитектура: 8 слотов расширения для периферии.
9. Компактный корпус: Включал клавиатуру.
10. Электронная таблица VisiCalc: «Убийственное приложение» для бизнеса.

Macintosh 128k

Macintosh 128k (1984) — первый массовый Mac.

Ключевые особенности:

  • Графический интерфейс (GUI): Окна, иконки, управление мышью.
  • «Из коробки»: Всё в одном корпусе (монитор, дисковод).
  • Знаменитый рекламный ролик «1984»: Позиционировал себя как прорыв.

IBM 5151

IBM 5151
IBM 5151

IBM 5151 — монохромный монитор с зелёным ЭЛТ-экраном (люминофор P39), выпущенный в 1981 году для IBM PC. Разрешение — 720×350, частота обновления — 50 Гц. Подключался к компьютеру через TTL-интерфейс и не имел собственного выключателя питания.

Ключевые особенности:

  • Монохромный ЭЛТ: Зелёный свечение люминофора P39, щадившее глаза.
  • Высокое текстовое разрешение: 720×350 для чёткого отображения символов.
  • TTL-интерфейс: Цифровой сигнал, аналоговый.
  • Специализация под текст: Идеален для ПО вроде электронных таблиц и редакторов.
  • Зависимое питание: Включался/выключался вместе с системным блоком (через кабель IBM 5153).

Рядом с IBM 5151 стоит Siemens Nixdorf PCD-4Lsx

Siemens Nixdorf PCD-4Lsx — это IBM PC-совместимый настольный компьютер на базе процессора Intel 80386, выпускавшийся в начале 1990-х годов. Относился к линейке Siemens PCD, где цифра «4» указывала на поколение процессора (80486), но в данном случае модель использовала 386-й процессор. Имел форм-фактор LPX и поддерживал до 32 МБ оперативной памяти. Компьютер позиционировался как бюджетное решение и мог поставляться без жёсткого диска. Производился в Германии, в том числе на мощностях бывшего предприятия Robotron.

ZX Spektrum 128k

ZX Spectrum 128K
ZX Spectrum 128K

ZX Spectrum 128K (1986) — расширенная версия популярного 8-битного домашнего компьютера ZX Spectrum.

Ключевые особенности:

  • 📦 Увеличенная память: 128 КБ ОЗУ (против 48 КБ в базовой модели) и 32 КБ ПЗУ с улучшенным BASIC13.
  • 🎵 Встроенный звуковой чип: Музыкальный сопроцессор AY-3-8910/8912 для трёхканального звука12.
  • 🖥 Две видеостраницы: Возможность быстрого переключения между двумя экранными областями (в банках RAM5 и RAM7) для создания графических эффектов46.
  • 🔄 Банковая организация памяти: Использование порта #7FFD для переключения 16-килобайтных банков памяти в адресном пространстве процессора Z8046.
  • ⚙ Режимы работы: Включают эмуляцию ZX Spectrum 48K для полной совместимости со старым ПО, а также расширенный BASIC 128K27.

Sinclair ZX

О линейке Sinclair ZX:

ZX Spectrum (1982)

  • 8-битный домашний компьютер, цветная графика (8 цветов), резиновая клавиатура, 16/48/128 КБ памяти, встроенный BASIC. Основа для тысяч игр и программ.

ZX81 (1981)

  • Ультрабюджетный чёрно-белый компьютер. Всего 1 КБ ОЗУ, плёночная клавиатура, микросхемы минимального количества. Продавался в виде набора для сборки.

ZX80 (1980)

  • Первый массовый компьютер Sinclair. Чёрно-белый, 1 КБ ОЗУ, плёночная клавиатура. Изображение пропадало при вычислениях.

Агат 7

Агат-7 (1985–1990) — советский 8-битный персональный компьютер для образовательных и бытовых задач.

Ключевые особенности:

  • 🖥 Архитектура: На базе процессора MOS 6502 (1 МГц), совместимость с Apple II+.
  • 💾 Память: 96 КБ ОЗУ (расширялась до 640 КБ), ПЗУ 2 КБ.
  • 📀 Накопители: Дисковод 5,25″ (140 КБ или 840 КБ на поздних версиях).
  • 🎮 Графика/Звук: Цветные и ч/б видеорежимы (до 256×256), звук через встроенный динамик (1 бит).
  • ⚙ Конфигурация: Модульная система с слотами расширения, поддержка периферии (принтеры, джойстики).

БК 0011M

БК-0011М (1989–1993) — советский 16-разрядный бытовой/учебный компьютер.

Ключевые особенности:

  • ⚙ Процессор: К1801ВМ1 на 4 МГц (против 3 МГц у предшественников).
  • 💾 Память: 128 КБ ОЗУ (в 4 раза больше, чем у БК-0010) с постраничной организацией и двумя экранными буферами.
  • 🎨 Графика: 4-цветная, но с выбором из 16 палитр (реально полезных — 11).
  • 📀 Накопители: Контроллер дисковода в стандартной комплектации.
  • ⌨ Клавиатура: Механическая, 74-клавишная (в отличие от мембранной у БК-0010).
  • 🔌 Совместимость: Частичная с PDP-11 и СМ ЭВМ.

Микроша

"Микроша" - 8-битный микрокомпьютер, клон "Радио-86РК", частично совместимый с оригиналом. С 1987 года серийно выпускался на Лианозовском электромеханическом заводе. Один из первых домашних персональных компьютеров в СССР.

Ключевые особенности:

  • ⚙ Процессор: КР580ВМ80А (аналог Intel 8080) на 1.77 МГц.
  • 💾 Память: 32 КБ ОЗУ, 2 КБ ПЗУ с монитором-загрузчиком.
  • 🖥 Видео: Монохромный вывод на телевизор (через модулятор), текст 64×25 символов, псевдографика 128×50 точек.
  • 📼 Хранение данных: Бытовой магнитофон (кассеты).
  • ⌨ Клавиатура: 68 клавиш, известна низким качеством и залипаниями.
  • 🎯 Назначение: Обучение программированию и основам вычислительной техники, простые игры.

Нафаня

Нафаня
Нафаня

Нафаня — советский 8-битный домашний компьютер, клон ZX Spectrum 48K, выпускавшийся в начале 1990-х годов. Существовало две основные версии:

  • От НПО «Аксон» (Москва) — Spectrum-совместимая модель.
  • От ЛОМО (Ленинград) — вариант на базе архитектуры «Радио-86РК» 23.

Ключевые особенности:

  • 🖥 Минималистичная схема: Всего 17 микросхем благодаря использованию специализированной БИС (заказной микросхемы с логотипом «Аксон»).
  • ⚙ Процессор: Советский аналог Zilog Z80 (Т34ВМ1) с тактовой частотой 3,5 МГц.
  • 💾 Память: 48 КБ ОЗУ, ПЗУ с интерпретатором BASIC.
  • 🎨 Графика: Разрешение 256×192 пикселя, 15 цветов.
  • 🔌 Периферия: Подключение к телевизору (через RGB или ВЧ-модулятор), магнитофон для загрузки программ с кассет, один порт для джойстика. Отсутствовал параллельный порт.
  • 🎮 Комплектация: Поставлялся в дипломате с блоком питания, джойстиком и кассетой ПО.

Галерея техники:

Древние технологии: механические калькуляторы, старые деревянные счёты

Рядом с ретро-компьютерами скромно стоят калькуляторы и даже деревянные счеты – напоминание о том, откуда все начиналось и как стремительно все изменилось.

Арифмометр "Феликс"
Арифмометр "Феликс"

«Феликс» — самый распространённый в СССР арифмометр. Назван в честь Феликса Дзержинского. Выпускался с 1929 по 1978 годы общим тиражом несколько миллионов.

механический калькулятор
механический калькулятор

Галерея калькуляторов:

Игровые консоли девства. Пушка !!!

Но сердце мое, конечно, бешено застучало в разделе игровых консолей. Вот он, святой грааль детства – джойстик от Dendy! Я будто снова почувствовал его пластик в ладонях. Сколько же часов было убито! Черепашки-ниндзя – кооператив с лучшим другом, споры кто играет дальше и бесконечные попытки пройти водопроводный уровень. Battletoads — одна из тех игр, что навсегда остаются в памяти. Battletoads & Double Dragon — кроссовер, где боевые жабы объединились с братьями Ли из Double Dragon. Ностальгию до сих пор вызывают те самые адские уровни сложности, особенно запомнилась, знаменитая гонка на антигравитационных скутерах, где малейшая ошибка в прыжке через препятствия означала мгновенную смерть....

Dendy
Dendy
Dendy
Dendy

Sega Mega Drive – это уже был выход на новый уровень.

Sega 
Sega 

Помните эти бессонные ночи в Mortal Kombat? "Finish him!" – звучало как гимн победы (или горького поражения). А как вгрызались в ковры и кресла, пытаясь выиграть в "Sonic"!

Потом пришла Sony PlayStation – революция в 3D. И вот он, момент истины: первый Silent Hill. Помните этот леденящий ужас? Туман, скрипящие радио, жуткие твари... Это была первая игра-страшилка, которая по-настоящему щекотала нервы и заставляла играть при включенном свете. По сравнению с этим современные хорроры кажутся иногда просто прогулкой в парке.

Галерея консолей:

Электроника
Электроника
🔥Погрузится в девство - это возможно!!! "Яндекс Музей". Ретро-техника: ПК, гаджеты, приставки, консоли

Портативная игровая консоль: волк и яйца, тетрис, гоночки!!!

А какие там были диковинки! Вот та самая легендарная электронная игра, где волк ловит яйца в корзину! Простые пиксели, монотонный звук – и невероятный азарт.

Электроинка. Ну погоди!
Электроинка. Ну погоди!

Казалось бы, примитив, но сколько радости! Это был наш портал в цифровые миры, задолго до смартфонов.

Галерея портативных игровых консолей:

Редкий винтажный JVC Videosphere Nivico TV Ретро Космос. Сделано в Японии
Редкий винтажный JVC Videosphere Nivico TV Ретро Космос. Сделано в Японии

Музей, в котором чувствуется ностальгия

Чем "Яндекс Музей" меня покорил? Здесь не просто пыльные экспонаты. Здесь чувствуется эпоха. Чувствуется азарт первых игр. Чувствуется детский восторг и воспоминания, когда впервые взял в руки джойстик. Чувствуется та самая магия открытия, когда мир цифровых развлечений только начинался и каждая новая игра была событием. Это музей не столько про железо, сколько про эмоции, которые это железо дарило миллионам.

⚠ Резюме: Обязательно к погружению!!!

Если ваше детство пахло горячими микросхемами, а звучало писком загружаемой с кассеты игры... Если вы помните, как "продували" картриджи, чтобы они заработали... Если слова "Dendy", "Sega", или "первый PlayStation" вызывают у вас теплую волну ностальгии – советую вам пойти в "Яндекс Музей".

Пройдитесь по залам, посмотрите - это невероятное путешествие назад, в то время, когда мир был проще, игры – сложнее (в плане прохождения!), а радость от нового уровня или пройденного босса была совершенно искренней и безмерной.

❗Совет: возьмите с собой друзей детства или детей. Первым – чтобы поностальгировать вместе. Вторым – чтобы показать, "как это было" до онлайн-мультиплеера и терабайтных библиотек игр. Поверьте, их реакция на "волка с яйцами" или на графику первой Mortal Kombat будет бесценной! Это живая история, наше цифровое наследие. И оно того стоит.

Вспомнили как это было из вашего детства ?
Да 🔥
Нет 🙅‍♂
Вот бы вернуться в детство (хотя бы на день)!
3
Начать дискуссию