Что не так с новым шлемом от Valve Steam Frame
Valve представила свой новый VR-шлем Steam Frame (ранее проект Deckard) — автономное устройство на платформе SteamOS с возможностью потоковой игры с ПК (PC VR). Я активно пользуюсь VR и слежу за этой темой, поэтому внимательно изучил информацию и хочу поделиться личными впечатлениями о плюсах и минусах этого шлема.
Конструкция
- Шлем стал легче — это плюс. Основной модуль с полным оголовьем, динамиками, лицевой накладкой и аккумулятором сзади весит около 440 г. Это один из самых лёгких VR-шлемов в своём классе.
- Но расположение батареи на затылке, как и в китайских ободах для Quest, мешает — особенно если попытаться откинуться на спинку кресла. Ощущаешь преграду раньше, чем ожидаешь.
- Аккумулятор соединяется с фронт-модулем проводом. Это добавляет лишний шнур в конструкции. Хотя во время активного VR-сеанса вы его, скорее всего, не заметите.
- Глянцевая передняя панель (похожая на маску) — спорное решение. Быстро пачкается и выглядит странно. Мне больше нравятся гарнитуры с матовой поверхностью, которые не пытаются имитировать обычные очки. В случае Apple Vision Pro глянец оправдан наличием дисплея, здесь — нет.
- Лицевая подушка на магнитах и панкейк-линзы — уже стандарт для рынка, хорошо что сделали.
- Возможность снять переднюю часть с экранами и линзами — спорный момент. Пока не ясно, зачем это нужно. Легко представить, как вечером после сеанса случайно отстегнёшь её и уронишь.
Экран и оптика
- В Steam Frame установлены LCD-дисплеи. Хотелось бы, конечно, micro-OLED — будет неидеальный чёрный и контраст, как у Quest 3. Но OLED-панели дороже, и большинству пользователей хватит LCD ради экономии.
- Регулировка расстояния между линзами (IPD) есть. Диоптрийной подстройки нет — жаль, но понятно. Специальные линзы докупить — не проблема.
Контроллеры
- Вместе со Steam Frame Valve представила и новые Steam Frame Controllers. Контроллеры стали массивнее, чем у Quest — это минус. Но больше датчиков отслеживания — это плюс.
- Встроен полный набор кнопок, как у обычного геймпада. Удобно для плоских игр — не нужно искать геймпад на ощупь. Но в VR лучше, когда не надо задумываться, какую кнопку нажимать.
- Минус — по два курка под указательный палец. Решение спорное. Иногда и без того путаешься когда нужно нажать курок, а когда триггер, а тут их стало ещё больше.
Подключение к ПК
Valve наконец-то решила главную проблему VR-геймеров! В комплекте Wi‑Fi-донгл стандарта 6E, который создаёт прямое соединение с ПК без настройки и с низкой задержкой.
Кажется, что Quest в угоду своей экосистеме стараются ограничить PC VR, а Valve наоборот - делает его проще и комфортнее.
- Донгл подключается через USB-A. Почему не USB-C? В 2025 году это странно. Steam Machine, представленная вместе со шлемом, также оснащена четырьмя USB-A и всего одним USB-C. Зоопарк кабелей остаётся.
Камеры и трекинг
- Камеры чёрно-белые. Это плюс для приватности, но минус для функциональности. А значит, сканера помещения, как у Quest, нет и вряд ли будет. Теоретически можно подключить внешнюю камеру, но никто не станет делать серьёзный функционал под периферию. Соответственно, AR-игр с полноценным вписыванием в комнату тоже ждать не стоит. После того как я увидел, как Quest 3 сканирует помещение и позволяет реализовать геймплей вроде лазертага это стало важной функцией.
- Добавили трекинг глаз, это отлично. В 2025 году выпускать шлем без eye-tracking уже странно. Eye-tracking повышает погружение и снижает нагрузку на систему за счёт фовеированного рендеринга система повышает качество изображения там, куда вы смотрите. И главное, что это работает без участия разработчиков игр.
Совместимость игр
Вместе с анонсом Valve представила новый open-source компонент SteamOS — FEX (эмулятор). Это аналог Apple Rosetta, но для Linux и игр. Steam Frame работает на ARM (Snapdragon 8 Gen 3), а большинство ПК-игр это x86. Windows-игры идут через Proton, а через него запускается FEX, который выполняет x86-код на ARM. Это большой шаг. Ранее Apple сделала подобное с Rosetta 2 на macOS. Теперь целая библиотека SteamVR будет доступна на ARM-устройстве.
Подход Valve
Не могу не отметить фразу из описания Steam Machine: «Кто мы такие, чтобы указывать, как вам распоряжаться своим компьютером». Это лучшее, что можно прочесть в пресс-релизе большой компании. В этом весь подход Valve, жаль, что не все корпорации разделяют его в своих продуктах.
Общие впечатления
Steam Frame — хороший шлем. Минусы есть, но они не критичны. Для PC VR это, пожалуй, лучший массовый вариант на сегодня.
Valve продолжает развивать VR там, где Apple и Quest уже смотрят в сторону AR очков. Хочется верить, что как Steam Deck оживил рынок портативных ПК, так и Steam Frame даст новый толчок развитию VR.