Обзор рынка домашней 3D печати

Рынок домашних 3D принтеров является одним из наиболее стремительно развивающихся рынков за последние годы. Если еще несколько лет назад такая вещь как «домашний 3D принтер» относилась к области экзотики, то сейчас уже такой девайс становится обыденностью.

Варвара Киселева
Врач, маркетолог, исследователь, мама

Одновременно стремительно расширяется и область применения таких принтеров в быту. Изначально такими принтерами обзаводились в основном те, кто увлекался техническим моделированием. Но сейчас 3D принтер работает дома у многих художников, ювелиров, у автолюбителей, велосипедистов, рыбаков, домашних мастеров и вообще у тех, кто имеет какое-либо хобби. Поскольку наличие такого девайса позволяет не только экономить кучу времени, которое раньше уходило на поиски запчастей и аксессуаров, но и быстро изготовлять детали и изделия собственной разработки.

Этому также способствует постоянно снижающаяся цена на принтеры и расходные материалы, которая в наши дни уже позволяет приобретать устройство «про запас», на всякий случай, если потребуется изготовить какую-то сломанную деталь бытового прибора или утерянный аксессуар.

Поскольку существующие технологии 3D печати весьма разнообразны, следует уточнить, что говоря о рынке домашних 3D принтеров, мы имеем ввиду принтеры, работающие по технологии FDM (Fused Deposition Modeling), которая подразумевает создание трёхмерных объектов за счёт нанесения последовательных слоёв термопластичного пластика, продавливаемого в расплавленном состоянии через нагретое сопло. Именно эта технология за счет простоты и дешевизны смогла быстро завоевать домашний рынок.

На сегодняшний день существует огромное количество материалов, которыми осуществляется 3D печать в домашних условиях, включая специальные композиции с керамическим, древесным наполнителем, а также с металлической пудрой.

Использование подобных материалов позволяет получать изделия и внешне и по эксплуатационным характеристикам мало отличающихся от изделий из дерева, керамики и метала.

Что касается собственно пластика, то в настоящее время для бытовой печати доступно более десятка разновидностей с различными преобладающими свойствами: прочностными, декоративными, различной термостойкости. Есть также эластичные пластики, позволяющие печатать изделия, напоминающие изделия из резины.

Следует заметить, что рынок домашних принтеров фактически разделен на два сегмента: рынок готовых принтеров, на котором оперирует ограниченное количество производителей, и DIY рынок, на котором предлагаются наборы деталей и конструкторы для самостоятельной сборки принтеров. Последний сегмент существенно превышает первый, как по количеству продаваемых устройств, так и по денежным оборотам, несмотря на то, что DIY устройства в разы дешевле, чем готовые принтеры заводской сборки. В настоящее время это, пожалуй, единственный рынок, на котором DIY версии преобладают в такой степени.

Существует определенная специфика DIY-рынка. Хотя здесь отсутствует и официальная стандартизация, тем не менее тут исторически возникли, хотя неофициальные, но достаточно жесткие стандарты по размерам, сопряжениям, допускам и посадкам, а также по параметрам сигналов и разъемов электронных устройств, которым вынуждены следовать все новые производители, появляющиеся на рынке.

В итоге, в ходе конкуренции между производителями комплектующих рынок оказался поделен между ограниченном числом производителей комплектующих для 3D принтеров. Это привело к тому, что подавляющее большинство DIY наборов для самостоятельной сборки состоят из одних и тех же компонентов, и пересекаются по своему составу на 60-80%. Отличия между ними заключаются в конструктивных особенностях реализации.

Фактически, фирмы, продающие подобные наборы, продают свою интеллектуальную собственность, заключающуюся в разработке конкретной конструкции. Конкуренция между производителями (поскольку все наборы оснащены одними и теми же деталями идентичного качества) осуществляется на уровне реализации сервиса и техподдержки покупателей.

При этом подавляющее большинство DIY принтеров представляет собой клоны серии Prusa с открытым исходным кодом для моделирования. Эта серия была разработана чешским инженером Josef Průša специально как модель для самостоятельной сборки. Открытый исходный код, а также простота конструкции, допускающая многочисленные возможности реализации в сочетании с низкой стоимостью, сделали Prusa самой продаваемой в мире серией 3D принтеров.

Мощный толчок популярности 3D принтеров дала пандемия COVID-19, поскольку энтузиастами 3D печати были созданы группы, которые, особенно на начальных этапах пандемии, смогли наладить на местах печать остродефицитных деталей, расходных аксесуаров и комплектующих для медицинского оборудования в COVID-клиниках, а что в буквальном смысле спасло тысячи жизней. Это явление получило широкую огласку в прессе и вызвало в обществе бурный рост интереса к возможностям 3D печати.

<b>Клапаны Вентури для аппаратов искусственной вентиляции легких, распечатанные на 3D принтере.</b>
Клапаны Вентури для аппаратов искусственной вентиляции легких, распечатанные на 3D принтере.
<b>Тампоны для взятия мазков из носоглотки, распечатанные на 3D принтере.</b>
Тампоны для взятия мазков из носоглотки, распечатанные на 3D принтере.
<b>Маска для ныряния, переделанная при помощи 3D печати в антиковидную маску</b>
Маска для ныряния, переделанная при помощи 3D печати в антиковидную маску

В итоге, вопреки прогнозам, продажи 3D принтеров во время эпидемии не только не упали, но и даже возросли. Особенно это касается DIY – наборов, заказываемых по почте.

<b>Рост рынка в период пандемии и прогноз роста до 2024 года в млрд. долларов США. Данные Wohlers Associates © Statista</b>
Рост рынка в период пандемии и прогноз роста до 2024 года в млрд. долларов США. Данные Wohlers Associates © Statista

В обзоре использованы материалы и фотографии Wohlers Associates, Research and Markets, Fortune Busness Insights, Technavio, 3dnatives.com.

Спасибо за интерес к моей статье! В своем анализе я постаралась осветить все текущие особенности рынка 3D-принтеров.

Если вам интересны подобные посты и не боитесь больших аналитических текстов — подписывайтесь на мой профиль, буду делиться своими исследованиями.

Также буду благодарна за предложенные темы для следующих публикаций.

11
4 комментария

Варвара, а вы не пробовали писать менее "казённым", менее маркетинговым языком? Ощущение от статьи - будто энциклопедию читаешь.

1
Ответить

Спасибо за мнение! 🙂
Статьи стараюсь ориентировать на корпоративного читателя, потому и слог соответствующий. Возможно, для VC нужно будет адаптировать будущие тексты под другой формат, подумаю над этим. Благодарю за внимание к статье 🙂

Ответить

Кстати, добавлю, что сама по себе тема три Дэ печати - интересна и перспективна.
Но среднему читателю виси был бы интересен личный опыт в этом плане, обзоры и отзывы про конкретным моделям, обсуждение проектов, заготовок, материалов и т. п.
Сухие полу-маркетинговые материалы практически не заходят, потому что несут очень мало практической ценности.

Ответить