Бизнес & Изобретательство

Придумать новую идею, на которой можно заработать миллион — мечта заразившая многие умы и распространившаяся по миру быстрее, чем всем известный вирус.

На этой мечте, как грибы растут разные стартапы, инвест-фонды, акселераторы и прочие объединения в попытках создать инновации, которые помогут разбогатеть. Хотя многие из них всего лишь пытаются создать бизнес и инновации для них — модный термин, привлекающий внимание клиентов и инвесторов.

Источник фото https://pixabay.com/images/id-4396854/
Источник фото https://pixabay.com/images/id-4396854/

Есть ли связь между прорывной идеей и богатством? Должен ли предприниматель или бизнесмен быть изобретательным и креативным? Если в основе бизнеса будет лежать какое-то изобретение, то это поможет добиться успеха?

Мы знаем из истории многих выдающихся изобретателей, разбогатевших на своих изобретениях:

  • Альфред Нобель (Nobel) — изобретатель, шведский инженер, химик, предприниматель, учредитель международной премии «Nobel Prize».
  • Томас Эдисон — изобретатель, американский предприниматель, основатель компании «General Electric Company»
  • Генри Форд (Ford) — изобретатель, американский инженер и промышленник, основатель компании «Ford Motor Company».
  • Вернер фон Сименс (Siemens) — изобретатель, немецкий артиллерист (по образованию), основатель компании «Siemens».
  • Кинг Кэмп Жиллетт (Gillette) — изобретатель бритвенного станка, американский бизнесмен, основатель компании «The Gillette Company» Джордж Истмен (Eastman) — изобретатель камеры Kodak, американский бизнесмен, основатель компании «Eastman Kodak»
  • Роберт Бош (Bosch) — изобретатель, инженер и немецкий промышленник, основатель компании «Robert Bosch GmbH»

Их всех объединяет то, что они смогли заработать на своих изобретениях и построить успешные компании. Некоторые к ним относят Илона Маска, как уже современного изобретателя-инноватора.

Если Вам известны именно его изобретения или инновации, то присылайте в комментариях, мы их разберём отдельно…

Но насколько легко повторить этот успех?

Вот пример — у компании «Аргентариум» (argentarium.ru), как раз такой бизнес с изобретением в основе.

Суть изобретения: используется материал «пластичное серебро» с составом: серебро + примеси, которое можно лепить, как пластилин, а соответственно, делать ювелирные изделия любой формы. После обжига в печи все примеси удаляются и остаётся только серебро, т.е. полноценное ювелирное изделие.

Суть бизнеса: продажа самого материала, сопутствующих товаров, готовых ювелирных изделий и обучающих курсов по изготовлению (аналог мастер-классов по лепке глины).

В целом не видно ничего инновационного кроме самого материала. Если фирма является официальным дистрибьютором, в данном случае от Mitsubishi Materials Group, владеющего патентом, то бизнес защищён от рисков со стороны конкурентов, желающих создать аналогичный бизнес. Всегда можно будет подать в суд и возместить потери.

Можно проверить, что фирма является официальным дистрибьютором по ссылке.

Источник фото https://pixabay.com/images/id-1341500/
Источник фото https://pixabay.com/images/id-1341500/

Но не все знают, что изобретательство уже давно стало отдельным миром со своими сложными правилами, законами и уловками для обхода этих законов. А бизнесу, построенному на изобретениях, придётся с этим миром работать, и нет возможности спрятаться. Хотя и может казаться, что успешный предприниматель = изобретатель, т.к. именно такой образ транслируют кино и СМИ. Уважаемые Читатели могут сами погуглить «патентные войны» и «патентные тролли», чтобы одним глазом взглянуть на возможные проблемы, которые открываются с той стороны.

Поэтому такой бизнес всё равно остаётся рисковым, просто риски возникают не те, что обычно прописывают в бизнес-плане. Чтобы их предсказать нужно быть вхожим в мир авторских прав и интеллектуальной собственности. Ниже в доп. ссылках будет полезный материал по для погружения в эти темы.

Достаточно легко найти, что похожие изобретения (скорее всего, с другим патентом) принадлежат, как минимум ещё 2 компаниям — Aida Chemical Industries Co. Ltd Япония) и Metal Adventures Inc. (США). А это означает, что каким бы ни казался защищённым бизнес, в основе которого лежит изобретение, он очень быстро может перестать быть уникальным, т.к. появятся аналоги. И тогда уже нужно будет конкурировать чем-то другим.

«Т. Миткова: На предприятии трудится почти 5000 человек. Здесь выпускают около 800 моделей только матрасов различных типов, форм и названий. За сутки их производят более 6700 штук. Стандартных и на заказ. Полная автоматизация при такой номенклатуре продукции — невозможна. Труд тяжелый в буквальном смысле. Пружинный матрас весит от 30 до 90 килограммов. За смену работник, собирающий матрасы, может подготовить около сотни изделий к финальному этапу обшивания.
В. Седов: В мире эту операцию выполняют мужчины. В России мужчины категорически не встают за швейную машинку.
Т. Миткова: Так, подождите, у нас здесь женщины.
В. Седов: У нас стоят женщины. Мы много лет назад поймали то, что через два, три, четыре года женщины получали серьезные заболевания рук. И мы тогда обратились к производителю: у нас женщины работают, давайте мы сделаем так, чтобы на конвейере пусть стоит какой-то робот. Переворачивает матрас и вот в принципе уже лет 20 назад впервые для нас было сделано оборудование, которое автоматически переворачивает матрас. После того, когда производитель, по нашему запросу сделал это, это стало, естественно, доступно для всего мира.»

Источник: «Крутая история»: «Повелитель снов» Интервью] // Youtube. Канал НТВ. 18 дек. 2019 г. Режим доступа: https://www.youtube.com/watc? v=pF8fGLse-Yg Дата обращения: 2021.10.04 фрагмент 0936 1048
Источник фото https://pixabay.com/images/id-2791670/
Источник фото https://pixabay.com/images/id-2791670/

И нельзя забывать, что изобретения различного уровня по-разному принимаются в обществе.

Подробнее про уровни: Генрих Саулович Альтшуллер ввёл пятиуровневую классификацию изобретений по их качественному уровню — вот как это лаконично описано в одной из последних книг автора:

«Первый уровень: применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи. Второй уровень: выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных. Третий уровень: изменена исходная задача, изменено привычное решение. Четвёртый уровень: найдены новая задача и новое решение. Пятый уровень: найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач, проблем».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 36., Источник: Классификация уровней изобретений / инноваций по Г.С. Альтшуллеру Фрагмент] // Портал vikent.RU. Режим доступа: https://vikent.ru/enc/396/ Дата обращения: 05.10.2021

Чем выше уровень, тем непонятнее, а значит не востребованнее изобретение будет у широкой аудитории. А бизнес это всё-таки про среднестатистического потребителя, который тяжело принимает что-то новое и непонятное. Как тут не вспомнить проект SixDegrees.com, который стал предшественником всех современных социальных сетей, но в 2001 году (во время кризиса доткомов) закрылся, как многие другие. Хотя все возможности, которые делают такими популярными современные соцсети, там уже были. По мнению основателя «сервис просто опередил свое время».

Выводы, которые можно сделать из вопроса совместимости бизнеса и инноваций:

  • На настоящих изобретениях будет проблематично заработать, т.к. они будут непонятны и не приняты.
  • Мелкие изобретения будут востребованы, но надо учитывать, что скоро они станут известны и доступны Конкурентам. И тогда нужно будет искать какое-то новое конкурентное преимущество. Если им останется только само изобретения, то конкуренты обойдут.

Поэтому для бизнеса будет актуальнее вопрос не изобретения чего-то нового, а внедрения уже чего-то известного, но не применяемого широко.

Упомянутые в статье Личности и важные понятия

Альфред Нобель (Nobel) — изобретатель, шведский инженер, химик, предприниматель, учредитель международной премии «Nobel Prize». Подробнее: https://vikent.ru/author/222/

Томас Эдисон — изобретатель, американский предприниматель, основатель компании «General Electric Company». Подробнее: https://vikent.ru/author/68/

Генри Форд (Ford) — изобретатель, американский инженер и промышленник, основатель компании «Ford Motor Company». Подробнее: https://vikent.ru/author/973/

Вернер фон Сименс (Siemens) — изобретатель, немецкий артиллерист (по образованию), основатель компании «Siemens». Подробнее: https://vikent.ru/author/2782/

Генрих Саулович Альтшуллер [15.10.1926 — 24.09.1998] – один из нескольких результативных мыслителей в истории.

Создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ); Алгоритма Решения Изобретательских Задач (АРИЗ); Регистра научно-фантастических идей; Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ) – все написания даны в авторской редакции.

Свои научно-фантастические рассказы и публикации для детей подписывал псевдонимом Генрих Альтов.Источник: https://vikent.ru/altshuller/

Используемые материалы и доп. ссылки:

1) интеллектуальная собственность и цитирование

2) «Бизнес и творчество. Ювелирное искусство в массы» https://www.youtube.com/watc? v=xv5cstvwe_w

3) «Ювелирная студия Аргентариум» https://www.argentarium.ru/store

4) Company Profile Mitsubishi Materials Trading Corporation https://www.mmtc.co.jp/en/company/pdf/index_pdf01.pdf

6) Cеребросодержащая пластичная металлическая глина EZ960 https://www.metalclaystudio.ru/EZ960sterling

7) Ювелирные мастер-классы https://www.artclayrussia.ru/uchitelya

Г.С. Альтшуллер считал, что изобретением можно считать только, когда оно выше 3-го уровня↩

44
1 комментарий

Как курсовую почитал.

Ответить