О судьбе отечественного оборудования для сетей 5G. Часть II Внешние и внутренние противоречия

Первоначально опубликована на хабре.

Здравствуйте! В прошлый раз мы рассмотрели отечественный телеком рынок в целом, с фокусом на подсистему радиодоступа, определили его размер, характерные черты и обозначили вопросы для дальнейшего углубления.

В этой же части предлагаю углубиться в смежную тему: какие внутренние и внешние факторы влияют на постановку вопроса о создании собственного оборудования связи. Что это – просто имиджевая и популистская мера, о которой все забудут через несколько лет или за этим стоят реальные материальные экономические предпосылки? Попробуем немного приблизиться к ответам на данные вопросы.

Отдаю себе отчет, что тема скользкая, неоднозначная и можно легко скатиться в категорию диванных экспертов. Но, как мне кажется, без рассмотрения этих вопросов, будет сложно делать далеко идущие выводы о перспективах развития радиоэлектроники в нашей стране, не учитывая комплекс внешних и внутренних обстоятельств.

Виток напряженности и при чем здесь 5G.

Мы живем во времена серьезных потрясений: экономические противоречия как внутри отдельных государств, так и между крупнейшими экономическими блоками накаляются до невиданных в предыдущие десятилетия пределов. На наших глазах переходит на новый уровень противостояние империалистических держав, прежде всего США и Китая: количество санкций, запретительных мер, ограничений торговли, достигло максимума за последние десятилетия, что позволило ряду исследователей говорить о наступлении этапа временной де-глобализации (Комолов, 2018).

Пройдемся по ярким примерам проявления нарастающих противоречий, близких к теме 5G и радиоэлектроники, в контексте противостояния США и Китая:

<i>Рисунок 1 Формирование двух технологических блоков (декаплинг?)</i>
Рисунок 1 Формирование двух технологических блоков (декаплинг?)

США

  • Как и в случае с оборудованием 2G/3G/4G, государство запретило использовать на сетях 5G ведущих операторов (Tier-1) продукцию китайских компаний Huawei, ZTE и т. д. (United States Congress, 2019)

  • Показательна программа “Снести и заменить” (“Rip and replace”), в рамках которой государство выделяет $ 1.9 млрд. на закупку «демократического» оборудования для замены Huawei, ZTE, Hytera и проч., установленного на сетях региональных небольших телеком операторов в США (Federal Communications Comission, 2021). Недавний пример – региональный оператор Triangle, который выбрал американского производителя Mavenir для замены Huawei (fiercewireless, 2021)

  • Были наложены санкции на поставку наиболее продвинутых чипов и любых технологий с американской составляющей 25+% для оборудования и смартфонов 5G в сторону Huawei. Под ограничения попали даже операционные системы, такие как Google Android (sputniknews, 2020)

  • Продолжение политики по продвижению «Сделано в США» (The White House, 2021), включая возвращение выведенных ранее высокотехнологических производств

  • Принятие постановления о развитии инноваций и конкуренции с государственным финансированием до $250 млрд для противостояния технологической экспансии Китая, включая создания альянсов и партнерств в Индо-Тихоокеанском регионе в противовес китайским компаниям. Из них $52 млрд будут потрачены на развитие полупроводниковой промышленности. Отдельный блок инициатив в рамках постановления направлен на развитие телекоммуникаций и поддержку западных альтернатив Huawei и ZTE, включая американские компании-разработчиков ПО и систем радиодоступа. (United States Congress, 2021)

  • Субсидии до $65 млрд предусмотрены в рамках «инфраструктурных пакетов» на развитие сетей передачи данных, что будет поддерживать дополнительный рынок сбыта для производителей оборудования из западных стран (senate OF THE united states, 2021)

Великобритания

  • Примечательно, что именно Великобритания, как ближайший союзник США, выступила с инициативой создания группы D10 – стран, «свободных» от Huawei в деле развития 5G (Agence France-Presse, 2020)

  • Был введен запрет на использование оборудования Huawei для развертывания новых сетей 5G. Кроме того, к 2027 году операторы мобильной связи обязаны «вычистить» свои сети от «расово-неверных» базовых станций китайского поставщика (BBC, 2020)

  • Местное министерство связи (Department for Digital, Culture, Media and Sport) разработало стратегию по диверсификации цепочек поставок оборудования для сетей 5G, включающий более широкое использование открытых мульти-вендорных архитектур (т. н. Open RAN) и привлечение японских производителей таких как NEC, на освободившееся место Huawei (Department for Digital, Culture, Media & Sport, 2020)
  • Правительство страны приняло программу «Проект Гигабит» с государственным бюджетом в 5 млрд. фунтов с целью обеспечения покрытия 85% домохозяйств к 2026 году гигабитным Интернетом. часть из этих денег, как ожидается, будет потрачено в том числе и на развертывание сетей 5G (ispreview, 2021)

Япония и Корея

  • Стоит отметить, что Япония и Корея – одни из немногих стран условно «западного» блока, в которых имеются свои собственные производители оборудования (радиодоступа, прежде всего) для сетей 5G: Samsung, NEC, Fujitsu, Rakuten-Altiostar, KMW являющиеся достаточно продвинутыми на международном уровне. Япония, к примеру, предлагает налоговые льготы, вычеты и другие стимулы для операторов (начисление дополнительных очков при распределении частот за использование Made in Japan) или разработчиков отечественного оборудования – называлась цифра в 70 млрд. йен в качестве поддержки (Disruptive Asia, 2019) (Reuters, 2020) (japantimes, 2020)
  • Оба азиатских тигра имеют серьезные экономические интересы, связанные со Штатами и другими союзническими странами в сфере развития технологий связи и расширения рынков сбыта:
  • Например, США и другие страны, блокирующие китайских производителей, заинтересованы в наличии японских и корейских альтернатив (Carnegie Endowment for international peace, 2020). Можно уже видеть первые ласточки – новый оператор DISH в Америке будет использовать оборудование от Fujitsu, новый оператор в Германии «1&1» будет закупать решения у оператора-вендора Rakuten (rakuten. today, 2021), который недавно поглотил молодого американского производителя решений радиодоступа Altiostar, а в Великобритании NEC организовала лабораторию по тестированию технологий 5G Open RAN (Nikkei Asia, 2020).

  • Корея на общегосударственном уровне приняла программу «5G+ Strategy» еще в 2015 году, включающую субсидии и стимулы для операторов и разработчиков оборудования и одной из первых стран в мире провели распределение частот под новую технологию (World Bank Blogs, 2020)
  • Можно также отметить успехи корейского Samsung на этой нише – совсем недавно они выиграли первый крупный контракт в Европе в Англии по постепенной замене оборудования Huawei у оператора Vodafone (BBC, 2021) и укрепляют свое присутствие на американском, индийском и японском рынках

  • США и Япония в середине апреля 2021 года договорились потратить совместно $ 4.5 млрд. на разработки в сфере 6G, что также будет помогать компаниям двух государств (Nikkei Asia, 2021)

Индия

  • Эта огромная страна становится альтернативой Китаю в качестве придатка-сборочной фабрики и офшоринга человеческих ресурсов, в то время как Китай делает попытку перейти к капиталоемкой экономике (tecnova INDIA, 2020). Один из многочисленных примеров — японское Министерство Экономики объявило программу субсидий для компаний, которые перенесут свои производства из Китая в Индию или другие страны индокитайского региона (The Economic Times, 2020)

  • С другой стороны, в Индии создается экосистема компаний производителей ПО и электроники, пусть и низкого передела, которые попадают в орбиту влияния крупнейших трансатлантических технологических корпораций. Можно выделить такой громадный конгломерат как Reliance India Limited (RIL) с годовым оборотом в (!) $87.1 млрд, в который в том числе входит холдинг Jio Platforms, включающий в себя оператора Jio:

<i>Рисунок 2 Сферы деятельности Jio Platforms – больше, чем оператора связи</i>
Рисунок 2 Сферы деятельности Jio Platforms – больше, чем оператора связи
  • В Индии (сюрприз!) тоже есть тренд на «импортозамещение». В рамках инициативы 5G Made in India Reliance Jio объявила первой, что сети 5G она будет строить на индийском оборудовании и ПО. На практике это вылилось в то, что она приобрела поставщика ПО для с индийскими корнями RadiSys, вложилась в ряд стартапов и, наконец, заключила договор с одним из важнейших разработчиков технологий 5G – американской Qualcomm (чипы, спецификации стандартов, одно из крупнейших патентных портфолио в мире), на базе электроники которого будет строить «свои» 5G системы (Times of India, 2020)

  • Другой индийский конгломерат-гигант Tata Group с общим оборотом всех своих компаний в $106 млрд также имеет амбиции получить кусочек пирога, при запуске сетей 5G Made in India и договорилась с оператором Bharti Airtel о начале работ по созданию своих технических решений (India Times, 2021) (Tata. com, 2021), как думается своих компетенций без наличия крупного западного технологического партнера даже у Tata не хватит:

<i>Рисунок 3 Бизнес-империя Tata Group</i>
Рисунок 3 Бизнес-империя Tata Group

Европейский Союз, Канада, Австралия, Новая Зеландия

  • По факту оборудование китайских производителей под запретом для использования на сетях 5G в Канаде, Новой Зеландии, Австралии, Франции, Италии, Норвегии, Швеции, Дании, Чехии и т. д. Также весьма резонансная история связана с арестом в Канаде финансового директора Huawei Мен Ванжоу, которую удерживают уже больше года по обвинению в нарушении американских санкций (!) в отношении Ирана (Guardian, 2020)

  • В Европейском союзе Германия держится особняком (видимо в силу наличия субъектности и экономических интересов, связанных с Китаем) в части отсутствия формального запрета на использования китайского оборудования 5G. Тем не менее, под давлением ЕС, процесс по усложнению жизни «нечестивцам» идет своим чередом: в апреле 2021 года было принято постановление в сфере информационной безопасности (IT-Sicherheitsgesetz 2.0), которое вполне может вылиться в ограничения для Huawei (Politico, 2021)

  • Европа — это родина крупнейших за пределом Китая разрабочиков стандартов и оборудования для сетей 5G (Ericsson, Nokia) и сложные отношения Китая и США могут негативно отразиться на судьбе этих компаний — в виду ответных ограничений на рынке Китая с одной стороны и амбиций США, Японии и Кореи по развитию своих поставщиков с другой.

Китай

А что же происходит в (империи зла) Поднебесной?

  • Сегодня это крупнейший рынок 5G с точки зрения как абонентов, так и объемов запуска сетей – 70% всех базовых станций 5G в мире (900+ тысяч) и 80% всех абонентов (400+ миллионов). (Research And Markets, 2021)

  • Задача стать лидером в разработке стандарта и собственных технологий 5G была поставлена еще в далеком 2012 году Министерствами Информационных Технологий, Промышленности и Науки. Она была материализована в рамках государственного плана Made in China 2025, стоимость которого даже сложно оценить (South China Morning Post, 2018). Как Китай вырвался на передовую в развитии новых стандартов связи - отдельная интересная история, берущая начало еще в 90х, и заслуживающая отдельного обзора

  • Дополнительный стимул для массированного запуска сетей 5G придала программа «Новая Инфраструктура» стоимостью 100 млрд. юаней, запущенная в 2020 году (CGTN, 2020)
  • Компании из Китая суммарно обгоняют другие страны по объему essential патентов 5G (The Wall Street Journal, 2019), а Huawei по разным оценкам занимают большую долю рынка оборудования, обгоняя Ericsson и Nokia

  • Большим ударом для Китайской радиоэлектроники оказались санкции США в части поставок чипов с Тайваня (и крупнейшей фабрики TSMC). Huawei вынужден был закупить их впрок и остается открытым вопрос, насколько им хватит этих запасов (FierceWireless, 2020) . Кроме того, появляется все больше данных, что идет поступательная целенаправленная работа по обеспечению своего собственного производства на современных технологических нормах (<14 нм) на базе китайской компании SMIC, но это вопрос нескольких лет (prnewswire, 2020).
  • Будучи крупнейшим рынком сбыта 5G, Китай не закрывается от зарубежных компаний (Nokia и Ericsson) и регулярно выделяет небольшую часть для импорта, в случае если он способен удовлетворить высочайших техническим требованиям. Но недавно политика и санкции затронули и эту область, а именно – в ответ на запрещение китайского оборудования в Швеции (родине Ericsson), китайские операторы сократили долю Ericsson на последних тендерах 5G до смехотворных 2-3% (Telecoms.com, 2021). Ранее сокращение доли рынка постигло и финскую компания

  • Отдельно стоит отметить агрессивную экспансию китайских технологических компаний во внешний мир, воодушевляемую правительством. Наряду с традиционной инфраструктурой – трассами, мостами, железными дорогами, в 21 веке именно цифровая инфраструктура становится фактором контроля над группой стран-периферии и рынками сбыта. (State Council of People's Republic of China, 2021). Объектами экспансии становятся рынки Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Восточной Европы.

Внутренние противоречия

Что касается нашей страны – то после крымских событий и череды санкций, многие российские власть- и капитал-имущие, кажется, осознали, что «рубильник» в прямом смысле в сетях связи наши западные и восточные партнеры могут очень легко отключить в прямом смысле слова. Для этого достаточно прекратить поставки и обслуживание оборудования, которое в России не производят. Без зарубежного оборудования и кадров дальнейшее развитие инфраструктуры связи просто остановится. Это общая характеристика полу-периферийной экономической системы страны: во многих других отраслях промышленности зависимость от импорта тоже очень высока. Можем провести мысленный эксперимент и попробовать ответить себе на вопрос «а где у нас доля зарубежных технологий не является преобладающей?» Мне найти положительный ответ не удалось, что подтверждается и выводами исследователей (Донцова О.И, 2019) и компетентных органов (Счетная Палата РФ, 2019).

Предлагаю уделить внимание важнейшему противоречию, проистекающему из полу-периферийной сущности экономической системы нашей страны (актуальной не только для России, но и других стран, занимающих подобное положение в мировом разделении труда, не говоря уже о странах чистой периферии). Капитал в такой стране часто специализируется на ренте от сбыта определенных ресурсов: сырье, люди, услуги и т.д. В силу внешних непредвиденных факторов (нарастание конкуренции, конъюнктура рынка) такая система может столкнуться с существенными проблемами, если участие в неэквивалентном обмене с внешним миром будет неожиданно ограничено внешними контрагентами. Именно поэтому мы видим шизофренический настрой со стороны как государства, так и российского капитала:

  • С одной стороны - многие признают, что менять статус-кво особо не хочется - всех всё устраивает и хорошо бы, если бы ехали и дальше так, как едем. Если утрировать – продаем нефть и другое сырье – покупаем заморские компьютеры и машины.

    Рекомендую информацию из последнего отчета, по структуре российского экспорта, например, (РЭЦ, 2021) подтверждающую на практике данный тезис, особенно если смотреть на него в динамике за последние 5-10 лет.

  • С другой стороны – опасность более жестких санкций становится совсем не иллюзорной. Ограничения на трансфер в Россию технологий двойного назначения (Rubinstein, 2021) США уже ввели. О возможности использовать 5G в военных целях можно легко узнать, например из планов США и НАТО: (Mehta, 2021), (Andrea Gilli, 2020) и (DANO, 2020)), что может послужить поводом и для дальнейшего ужесточения ограничений, вплоть до запретов на поставки оборудования для гражданского использования операторами.

    Показателен пример Крыма, куда не то, что китайские компании не спешат делать поставки для местных операторов, но даже не работают отечественные операторы «большой четверки» и многие другие крупнейшие экономические субъекты включая госкомпании, опасающиеся санкций (Колташов, 2021).

  • амбиции державы, посягающей на лидерство в регионе, вроде бы подталкивает предпринимать какие-то действия по дальнейшей экономической интеграции постсоветских стран. Для выполнения этой задачи, невозможно обойти стороной развитие своей промышленности для экспорта в эти страны и формирования собственной периферии .. или нет?

    На базовом примитивном уровне известно, что (рекомендую популярную книжку норвежского экономиста (Райнерт, 2021)) богатые страны стали богатыми не в последнюю очередь за счет специализации на капиталоемком производстве продукции с высокой добавленной стоимостью и дальнейшем неэквивалентном обмене его на сырье и ресурсы, в том числе и людские, со странами-колониями и периферией

  • Именно слабая товарная диверсификация и ориентация на сырьевые товары схожих групп (где страны ЕАЭС скорее конкурируют, а не кооперируют друг с другом) называется одной из основных проблем дальнейшего развития ЕАЭС (Акопова, 2021) , что становится в том числе и барьером для дальнейшей интеграции

  • В международном контексте противостояния США и Китая, проиллюстрированном выше, руководство России, как кажется, надеется, что удастся пропетлять между двух огней. И уж тем более для российского капитала это было бы идеальным сценарием. Данный вывод косвенно следует из начавшегося диалога с администрацией Байдена и богатого представительства западных стран на ПМЭФ-2021 и их глубокой интеграции в российскую экономику во многих отраслях. У российского правящего класса есть интерес на обоих направлениях и впадать в зависимость от одного Китая, видимо, мало кто хочет.

Как все вышеизложенное вяжется со стратегией «энергетической сверхдержавы»? Каким образом, если 30 лет хоронили и не инвестировали в свои технологические предприятия и научно-исследовательские центры в сфере связи, из пепла создать что-то новое? И главное – зачем? Если есть надежда, что можно как раньше продав нефть с газом, купить готовые товары, особенно если удастся договориться с Западом и\или Китаем.

Это сложные вопросы, но попробуем приблизиться к ответу на них, взглянув чуть более пристально на основного субъекта экономики России - капитал. В следующей части :-)

Из информации, которую мы рассмотрели выше, можно сделать следующие выводы:

  • Технологии 5G, наряду с кибербезопасностью (трудно сказать, насколько обоснованно) все таки стали одной из многих арен не просто соперничества, но жесточайшего противостояния между основным гегемоном США (+союзников) против «поднимающегося с колен» Китая.

  • Если посмотреть чуть глубже - в стане союзников тоже есть свои противоречия и не всегда удается найти консенсус (см. Германия - ЕС). Происходит попытка передела рынка оборудования связи и большое число хозяйствующих субъектов имеют противонаправленные интересы.

  • Рассуждая про потенциал создания отечественного оборудования 5G (напомним, что это сложившийся стандарт, защищенный патентами), невозможно закрыть глаза на разворачивающуюся борьбу на внешнем рынке и существующее напряжение. Как мы можем предположить, даже уже принятые сакнкции в отношении России вполне могут при желании быть применены и в отношение 5G (передача технологий двойного назначеия) - вопрос очень творческий.

  • Развитие 5G и других новейших стандартов связи - это почти всегда большая общенациональная задача, которая курируется на уровне государственных (см. Япония, Корея, Китай, США..) и даже надгосударственных (ЕС) стратегий и планов (страшное слово) с соответствующим стимулированием и межотраслевой координацией. То есть "с наскока" никто ранее не надеялся занять свое место на этом рынке (если только речь не про рынок сбыта).
Начать дискуссию