реклама
разместить

Нужны ли миру рисоварки, или как продать национальную бытовую технику другим странам

Знаю, что большинство знает об устройстве под названием мультиварка и почти ничего не знает о его предке, "этническом" девайсе родом из Японии — рисоварке. Возможно, вам покажется странным — неужели такую технику можно продавать где-то кроме Азии?

Все равно, что изобрести гречковарку или оливьерезку и попробовать вывести эти продукты на мировой рынок. Тем не менее, у них это получилось — по данным 2006 года в мире было продано 43 миллиона этих изделий. Как предпринимателя, меня заинтересовала эта история.

Нужны ли миру рисоварки, или как продать национальную бытовую технику другим странам

Оглавление:

Что мы знаем про приготовление риса

Думаю, что большинство читателей vc хотя бы несколько раз в жизни варили рис. У вас есть любимые сорта? Вы покупаете всегда один и тот же бренд или разные? Смотрите ли вы на упаковке рекомендации по времени варки?

Я — человек, который любит все упрощать и автоматизировать. Если на свете существует бытовая техника, которая избавит меня от лишней задачи, скорее всего, скоро она окажется у меня на кухне. С рисом история похожая. Промыть, засыпать 1 стакан на 2 стакана холодной воды, довести до кипения на большом огне, затем сколько-то минут готовить на малом, следить, чтобы не выпарилась вся вода до того, как зерна станут пригодными для употребления, контролировать, чтобы рис не прилип, не сгорел, не превратился в кашу… Не знаю, как вам, но мне кажется, что слишком много мороки для такого простого блюда.

Зачем японцам понадобилась рисоварка

Но, как мы знаем, в Азии едят рис намного чаще. В Японии регулярный семейный обед должен включать тарелку риса. При этом японцы довольно разборчивы, и не согласятся на абы что. Нужно, чтобы при варке часть крахмала почти превратилась в сахар, чтобы рис был довольно сладким на вкус, также важно, чтобы зерна были отдельными, влажными. А теперь давайте представим, как это все готовилось раньше.

На протяжении веков большинство японских поваров готовили рис с помощью камадо — плиты в форме короба, увенчанной тяжелой железной кастрюлей. Это было очень тяжело, при этом занимались этим исключительно женщины. Нужен сильный огонь, пока вода и рис не закипят, потом слабый огонь и снова сильный огонь — а это сложно с дровяной печью. Японкам приходилось вставать на рассвете и несколько часов просто готовить рис.

В 1923 году Mitsubishi Electric выпустили простую промышленную модель, а в 1930-х годах японские военные использовали в полевых условиях мультиварку. Но до рисоварки для дома оставалось еще много лет.

История изобретения чудо-девайса

В конце 1940-х инженер Масару Ибука сделал первую попытку создания домашней рисоварки, но потерпел неудачу. Его компания в будущем станет известна как Sony, и прототип того девайса стоит сегодня в их корпоративном музее в Синагаве.

Прототип рисоварки Sony

Первый успех в разработке рисоварки ждал компанию Toshiba. В начале 1950-х Сёго Ямада путешествовал по Японии, продвигая электрическую стиральную машину Toshiba. По пути он расспрашивал домохозяек — что является для них самой трудной задачей в быту? об их самой трудной задаче. Оказалось, что сложнее всего им готовить рис три раза в день, а в некоторых частях страны его и вовсе все еще варили с помощью камадо.

Рисоварка National
Рисоварка National

Первая сложность, с которой столкнулись в процессе создания — как заставить рисоварку выключаться в нужный момент. Когда вода в кастрюле с рисом полностью испаряется, температура контейнера быстро повышается (поскольку температура воды не может превысить 100 ℃, но температура риса может). Секретным ингредиентом оказался биметаллический переключатель: он выключал рисоварку, выгибаясь, когда температура в кастрюле превышала 100 ℃.

Также было сложно удерживать выделение тепла из кастрюли. В итоге было решено сделать рисоварку из двух кастрюль — одна внутри другой, которые будут покрыты тремя слоями железа. В этот момент продукт был готов к запуску на внутреннем рынке.

К сожалению, приборы оказались довольно дорогими, и многие не решались их покупать. Тогда Ямада продемонстрировал, что рисоварка готовит не только рис, но и такикоми гохан (привередливое блюдо из риса с соусом на основе сои), которое часто пригорало. В этот момент продажи пошли в гору: в течение года Toshiba ежемесячно производила для реализации 200 000 рисоварок.

Уже в следующем году свои рисоварки начали производить Matsushita Electric, более известные нам как Panasonic. В 1956 году компания выпустила рисоварку с одной кастрюлей: такое устройство требовало меньше металла, и, соответственно, стоило дешевле.

Гонконг: путешествие рисоварки из Японии в другие страны

Рисоварки произвели революцию в женских обязанностях — теперь стало возможно использовать освободившееся время для других дел. В Японии в более 50% домохозяйств появились рисоварки в первые годы после их изобретения.

В 1959 году рисоварки привлекли внимание проживающего в Гонконге Уильяма Монга, генерального директора компании Shun Hing. Ему понравилось удобство электрической кастрюли, а еще она хорошо подходила для местных условий жизни, когда многие люди жили в коммунальных квартирах и вынуждены были делить кухни. Однако в послевоенное время людей нужно было убеждать в ценности рисоварки, тем более что японские продукты в то время имели плохую репутацию. Монг убедил National (бренд бытовой техники Matsushita Electric, теперь Panasonic), добавить окошко на крышке. Так, по его мнению, люди могли бы видеть, как готовится рис, а также знать, когда добавить китайскую колбасу к рису — а это всегда происходит непосредственно перед готовностью риса.

Это была чуждая концепция для японских инженеров, поскольку в Японии используют алюминиевую крышку и никогда не открывают ее во время приготовления риса. Но раз китайцам это было нужно, они решили сделать. И это сработало очень хорошо.

Для National/Panasonic выход на гонконгский рынок открывал новые горизонты — тогда это был свободный порт, из которого товары могли ходить по всему миру. Научившись слушать потребителей и локализовывать свой продукт под нужды новой страны, компания могла воспроизвести свой успех снова, и не навязывать никому идею идеального японского риса.

Как продвигать национальный бытовой прибор на мировом рынке

У японского рынка оказалась своя специфика: там потребители считают что рисоварка предназначена исключительно для приготовления на пару белого риса и отказываются готовить что-либо еще в кастрюле. Так в 1965 году провалилась идея американской корпорации General Mills, которая решила предложить японкам печь торты в рисоварке (некоторые модели вполне для этого подходят). Идея испачкать маслом и запахами ванили «священную» кастрюлю для риса показалась домохозяйкам кощунственной. В то время как функция выпечки пирога в рисоварке быстро стала хитом в Гонконге, и Shun Hing даже попросили включить функцию выпечки тортов во все модели более высокого класса. Кроме того, гонконгские потребители спокойно делали в рисоварке и мясо и овощи на пару, что могло шокировать японцев.

National спокойно принимали особенности внутреннего рынка и стремились к экспансии в новые страны. К концу 1960х годов продукция компании распространилась по Азии и среди азиатских диаспор в Европе и Северной Америке. Следующим шагом было привить культуру использования рисоварок в других обществах, где рис чуть менее популярен. Из статистики ООН компания узнала, что 112 стран мира производят и потребляют рис. Их цель была — достичь все эти страны.

Для разработки зарубежных моделей нужно было рассматривать рисоварку не просто как кастрюлю для варки риса а как универсальную мультиварку. Иначе ее было не продать. Также, чтобы гарантировать, что новый кухонный прибор понравится международным потребителям, команде пришлось адаптировать рисоварку для использования различных сортов риса и широкого спектра рецептов.

Как только компания находила перспективный рынок, инженер приезжал в страну и спрашивал местных жителей, какие сорта риса популярны, как они готовят рис, какой дизайн и цвет им нравятся. Затем они работали вместе с местными консультантами, чтобы убедиться, что приготовленное ими блюдо из риса имеет оригинальный вкус. После того как этап проектирования завершался, они создавали местную книгу рецептов и проводили кулинарные демонстрации в подходящих для этого местах.

Локализация рисоварки в Иране

Вероятно, одним из наиболее ярких примеров локализации этого кухонного девайса является его разработка для иранского рынка. Иранцы привыкли готовить длиннозернистый рис с золотистой корочкой. Сперва это поразило японских инженеров, поскольку в Японии никто бы и не подумал дать пригореть рису. Но и здесь они смогли адаптировать технологию: придумали прототип, которыи автоматически готовил рис на пару, а при нажатии дополнительной кнопки можно было подрумянивать его в самом конце. Вместо алюминиевой кастрюли использовали антипригарную версию с фтористым покрытием: она помогала получить гладкую непрерывную золотую корочку.

Нужны ли миру рисоварки, или как продать национальную бытовую технику другим странам

Если до этого корпуса рисоварки чаще всего были покрыты белой эмалью, чтобы имитировать тонкий фарфор, то над дизайном для Ирана снова пришлось озадачиться. В итоге, команда разработала альтернативную иранскую модель в блестящем серебре. Но и на этом новшества не закончились. Частью стратегии продаж National были коммерсанты, которые ходили из дома в дом и устраивали демонстрации. В мусульманской стране об этом не могло быть и речи. Тогда компания выбрала другую маркетинговую стратегию — домашние вечеринки. Поскольку и цена на продукт здесь была в 2 раза выше, чем традиционная белая рисоварка, сам девайс предназначался для богатых домохозяек. И они высоко его оценили. Позже инженеры усовершенствовали технологию поджаривания корочки, а к 1974 году национальная иранская рисоварка стала бестселлером: ежемесячныи объем продаж достиг 10 000 единиц, что было признаком успеха компании в международных продажах.

Если вам понравилась колонка, подписывайтесь на мой блог здесь на vc.ru или телеграм канал «Репродуктор Белоусова». В нём я пишу о гаджетах, трендах, бизнесе и публикую конспекты интересных деловых книг.

1919
реклама
разместить
17 комментариев

рисоварки у нас тут продаются как мультиварки :-)

5

Комментарий недоступен

у кого тут есть рисоварка дома признавайтесь

1

Комментарий недоступен

2

У меня. Рис для суши по другому просто заманаешься варить. Либо недоварится либо сгорит.

2

не знаю как всему миру, ну китайцам и корейцам нужны

1
Раскрывать всегда
Госдума приняла законопроект о запрете рекламы на «нежелательных» и «запрещённых» сайтах — например, в Instagram* и Facebook*

За нарушение грозят штрафы.

3333
1414
22
11
"Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране" Да вроде бы эти деньги не депутатам Госдумы уходят.
реклама
разместить
Китайская DeepSeek обновила модель V3: в соцсетях заметили, что она «лучше» рассуждающей R1 в программировании

Компания заявила, что новая версия сравнима с Claude 3.7 Sonnet и превосходит GPT-4.5.

66
22
11
Запрет на рекламу в Instagram, Facebook и X. Как повлияет на рекламный рынок в России и что делать дальше?
Запрет на рекламу в Instagram, Facebook и X. Как повлияет на рекламный рынок в России и что делать дальше?
Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.

Парень открыл ПВЗ Озона и делится цифрами за полгода работы. Без прикрас, всё как оно есть на самом деле.

Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.
4242
66
55
33
Большое помещение на 2 входные группы, мог бы и Озон и ВБ одновременно открыть, а теперь ВБ отжирает половину выручки
Дубайский YallaMarket с основателями из России решил закрыться после четырёх лет работы

Компания не смогла выстроить устойчивую бизнес-модель, а финансовые ресурсы и энергия команды «иссякли».

1414
77
11
11
11
На Kickstarter представили ручку-трансформер Zero Mk2 — её можно носить в кошельке как банковскую карту

Состоит из 54 деталей. Собирается за 3-4 секунды.

1515
88
44
33
22
О, это же легендарная финка нквд от корейских мастеров!
Как финансовые маркетплейсы помогают управлять деньгами онлайн

Привет, это команда Сравни. C 2020 года в России активно развиваются финансовые маркетплейсы, которые упрощают управление деньгами и делают банковские продукты доступнее для всех. Мы создаем платформу, в которой можно найти лучшие условия по вкладам, кредитам, страхованию и инвестициям. И все это без визита в банк и ненужной бумажной волокиты. Подр…

Как финансовые маркетплейсы помогают управлять деньгами онлайн
11
Петербургская полиция приступила к проверкам курьеров на электровелосипедах «на постоянной основе»

В феврале 2025 года местные депутаты предложили запретить ездить на них по тротуарам.

Источник фото: «РИА Новости»
1010
44
22
11
Щемите эти электропомойки полностью. Так их!
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?

Ещё вчера бизнес спокойно крутил рекламу в Instagram*, запускал прогревы в WhatsApp и закидывал бюджеты в Facebook*. А сегодня — всё. Госдума приняла закон, который официально запрещает рекламу на всех платформах, признанных экстремистскими или нежелательными.

44
реклама
разместить
Госдума приняла законопроект о борьбе с телефонным и кибермошенничеством

Он в том числе запрещает массовые звонки без согласия, передачу SIM-карт третьим лицам и позволяет назначить «уполномоченное лицо» для подтверждения банковских операций.

1515
66
Меры хорошие. Но никак не воздействуют на коренные причины процветания телефонного мошенничества. Готовность людей поверить в любой бред, уверенно сказанный начальственным тоном. И общий упадок критического мышления.
Блогеры начнут брать деньги по серым схемам, большинство перейдёт в Telegram: участники рынка — о том, к чему приведёт запрет рекламы в Instagram*
55
Неудобная правда о телеграм каналах: Почему многие сдуваются через 5 месяцев?

Вот бизнес в Телеграм. Я проанализировал 117 каналов, и понял, кто зарабатывает на каналах, а кто нет

Неудобная правда о телеграм каналах: Почему многие сдуваются через 5 месяцев?
88
11
[]