Каких роботов производят в России для медицины, промышленности, грузоперевозок и образования Материал редакции

Обзор рынка робототехники: кто занимается производством роботов и какие есть перспективы у отрасли.

В закладки
Аудио
Робот-консьерж Promobot Promobot

На рынке робототехники выделяют два основных направления — промышленное и сервисное. В России обе отрасли только формируются, но больший потенциал есть у производства сервисных роботов, считают аналитики «Сбербанка» и Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР).

Промышленная робототехника

«Заходить на рынок промышленной робототехники надо с продуктом, который сможет существовать в условиях серьёзных требований, — говорит генеральный директор компании “Битроботикс” Святослав Стесин, создатель первого в России промышленного дельта-робота. — Речь не столько о программном обеспечении, сколько об инженерных решениях».

В 2018 году в России было продано 860 промышленных роботов (на 147 больше, чем в 2017 году), только 5% из них — отечественного производства. На 10 тысяч работников в России приходится всего четыре робота (в Европе — 106, в США — 91, в Азии — 75).

По информации НАУРР, разработка промышленных роботов, как правило, — дополнительный бизнес российских компаний. Роботов редко производят серийно — в основном это изготовление штучных экземпляров под заказ.

С 2016 года казанская компания «Аркодим» поставляет промышленных роботов-манипуляторов на производства в Москве, Ростове-на-Дону, Рязани, Новосибирске. Популярные модели — робот-сварщик, упаковщик, работник конвейера.

Роботов производят в Казани и Новосибирске. Стоимость базовой комплектации — от 900 тысяч рублей.

Робот-манипулятор «Аркодим»

«Аркодим-про»

В 2018 году «Аркодим» вместе с университетом «Иннополис» создал первого в России коллаборативного робота (кобота). В отличие от обычного промышленного робота, он не может травмировать людей, которые работают на производстве. Сейчас компания ищет заказчиков на новый продукт.

Московская компания «Битроботикс» в 2014 году создала первого российского промышленного дельта-робота. Его используют в отраслях FMСG (fast moving consumer goods — «товары повседневного спроса»).

Сейчас четыре таких робота работают на хлебозаводах «Простор» и «Черёмушки» в Москве. В проработке у компании ряд проектов на рынках кондитерской, молочной и мясоперерабатывающей промышленности, бытовой химии, парфюмерии и косметики.

Дельта-робот «Битроботикс» Robohunter

Мы пока пионеры на российском рынке производства решений по автоматизации технологических процессов FMCG.

Это процессинг, укладка и упаковка товаров при строгих требованиях к гигиеническому дизайну, непрерывной эксплуатации и высокой производительности.

Мы сами пишем софт, проектируем и производим роботов, конвейерные системы, рамы. То есть внедряем уже готовое инженерное решение. Закупаем только общепромышленную автоматику: тачпады, пневматику, двигатели и периферию.

Стартапов в нашем сегменте пока нет. Если они будут появляться, мы готовы их поддерживать и вкладывать в них — соответствующие ресурсы имеются. На рынке товаров повседневного спроса большие предпосылки для замены человека роботами. Стоимость человеческого труда и затраты на его привлечение растут, а в регионах есть проблемы с кадрами.

Святослав Стесин
генеральный директор «Битроботикс»

В июле 2019 года компания получила статус резидента особой экономической зоны «Технополис Москва» и раунд в $2 млн. По словам Стесина, серийное производство на территории технопарка планируют запустить в марте 2020 года.

Стартап Aripix Robotics — молодой игрок на рынке промышленной робототехники. С 2017 года компания выпускает шестиосевого робота-манипулятора Aripix A1.

В ноябре 2018 года стартап привлёк $500 тысяч инвестиций и стал резидентом технопарка «Мосгормаш». На эти деньги Aripix Robotics планирует организовать серийное производство.

Робот-манипулятор Aripix Aripix Robotics

Компания получила больше 40 предзаказов от заводов Ahmad Tea, «Москабель», «Иннотех», Волжского шинного завода. Стоимость Aripix A1 — 2 млн рублей.

Сейчас компания производит трёх роботов в месяц, а к началу 2020 года планирует увеличить этот показатель до 15 роботов. Запланированная выручка к концу 2019 года — 15–20 млн рублей в месяц.

Сервисная робототехника

Рынок мировой сервисной робототехники ещё формируется и растёт быстрее промышленной. По прогнозам экспертов, с 2019 по 2021 год продажи профессиональных сервисных роботов в мире ежегодно будут увеличиваться в среднем на 21%, и у России есть потенциал, чтобы занять долю рынка.

В России нет единой системы учёта компаний сервисной робототехники. По оценкам НАУРР, на этом рынке работают около сотни предприятий, но данные экспертам предоставляют только десять из них.

За 2017 год продажи этих десяти компаний выросли на 50% и составили 340 млн рублей. Самые прибыльные отрасли — роботы для общественных пространств (144 млн рублей), обучение (108 млн рублей), медицина (49 млн рублей). Дальше идут логистика (19 млн рублей) и сельское хозяйство (12 млн рублей).

Около 20% (303 робота) российских сервисных роботов в 2017 году ушли на экспорт. Доходы от продажи за рубеж профессиональных роботов составили 45 млн рублей, персональных — 6 млн рублей.

По данным лаборатории робототехники «Сбербанка», наиболее перспективные направления в сервисной робототехнике — логистические роботы, беспилотники, промышленные экзоскелеты и персональные ассистенты.

Медицина: «Экзоатлет»

Стартап «Экзоатлет» с 2016 года серийно производит и продаёт медицинские экзоскелеты для реабилитации людей, которые не могут ходить после травм или инсульта.

Экзоскелет для реабилитации «Экзоатлет»

Компания выпустила больше 100 экзоскелетов. Их купили 26 российских клиник. В 2018 году экзоскелет сертифицировали в Южной Корее. Тогда же «Экзоатлет» привлёк $5 млн инвестиций от южнокорейской компании Cosmo and Company Co. До конца 2019 года компания планирует выйти на рынки Европы, США и Японии.

Новая разработка «Экзоатлета» — Exoatlet Bambini для реабилитации детей и подростков, которые не могут ходить. На этот проект компания получила 116,8 млн рублей из федерального бюджета. В 2020 году «Экзоатлет» планирует завершить испытания продукта, а в 2021 году — начать продажи.

Ассистенты: Promobot и «Вера»

За шесть лет Promobot превратился из студенческого стартапа в компанию, которая поставляет человекоподобных роботов в 35 стран. Роботы Promobot умеют общаться, отвечать на вопросы, распознавать лица и эмоции.

Они работают администраторами, хостес, музейными гидами, консультантами, консьержами в банках, бизнес-центрах, жилых комплексах, торговых центрах.

Розничная цена Promobot в России — около 1,2 млн рублей. Компания производит 18 роботов в месяц, ежемесячный оборот превысил 26 млн рублей.

В 2018 году Promobot подписала контракт на пять лет с американской компанией Intellitronix о продаже 2800 роботов. Эта сделка может принести компании до $56,7 млн.

Promobot

Promobot входит в тройку ведущих мировых компаний-производителей роботов, которые используются в индустрии сервиса. Мировой рынок делят три компании: французско-японская Aldebaran Robotics, китайская Quihan и российская Promobot.

В отличие от нас, конкуренты неприбыльны и более пяти лет пытаются выйти на окупаемость. С 2015 года мы выпустили четыре версии робота, а наши коллеги — по одной.

С точки зрения продукта в сервисной робототехнике — Россия на пять лет впереди остального мира. Но с точки зрения сбыта — пока отстаёт.

У России есть всё, чтобы стать лидером в робототехнике, в том числе талантливые программисты, которые успели стать международным брендом.

Тормозит развитие то, что робототехника, как любой инновационный бизнес, на первых этапах требует навыков продаж, маркетинга, продвижения, чем российские робототехники похвастаться не могут.

Олег Кивокурцев
сооснователь Promobot

Робота-рекрутера «Веру» в 2016 году вывел на рынок стартап Stafory. «Вера» умеет отбирать резюме кандидатов на сайтах, звонить им, анализировать ответы, распознавать эмоции и проводить видеособеседования.

Робот-рекрутер «Вера»

Услугами «Веры» воспользовались около 200 компаний, в том числе МТС, PepsiCo, «Альфа-банк», «Ростелеком» и IKEA. Цена на пакет услуг стартует от 500 тысяч рублей.

За время существования проект привлёк 300 млн рублей инвестиций. Из них 226 млн рублей компания получила в 2018 году для выхода на зарубежные рынки. У стартапа есть клиенты в Объединённых Арабских Эмиратах, Сербии и Индии. В планах — выход на рынок США.

Логистика: Ronavi

Ronavi Robotics (входит в группу компаний «ТехноСпарк») — первая российская компания, которая разработала логистического робота и в 2019 году начала его серийное производство. Робот может перемещать большие грузы на складах без участия человека.

Логистический робот Ronavi Ronavi

Рынок логистической робототехники в России пока отсутствует. Но это означает, что есть огромный потенциал для роста этого сегмента.

Чтобы предложить рынку качественный продукт по правильной цене, производителю складских роботов необходимо пройти три глобальных стадии: разработать прототипы, запустить серийное производство, снизить производственную себестоимость.

Ronavi Robotics — единственная в России компания, которая запустила серийное производство в России и Нидерландах, то есть прошла вторую стадию, — и вывела на российский рынок серийный продукт по конкурентной цене.

Из мировых компаний в Россию зашёл только один китайский стартап год назад, но коммерческих поставок пока не было. Существуют также три-четыре российских стартапа, которые иногда показывают прототипы роботов на выставках.

Первую партию роботов для европейского рынка мы произведём до конца 2019 года. Для нас это один из целевых рынков сбыта.

Иван Бородин
генеральный директор Ronavi Robotics

Одно из конкурентных преимуществ Ronavi — цена. Российский робот стоит $30 тысяч, а его аналоги на мировом рынке — от $30 тысяч до $70 тысяч. Компания собирается снизить цену до $10 тысяч, когда выйдет на производство в тысячу роботов в год.

Беспилотники: Skyf

Созданный казанской компанией ARDN Technology беспилотник Skyf — первый в мире промышленный дрон, который поднимает грузы до 250 кг. Беспилотники могут выполнять разные задачи — от сельскохозяйственных работ до тушения пожаров.

Грузовой дрон Skyf

Skyf

Тестовые полёты грузовых дронов прошли в конце 2018 года. Компания уже заключила соглашения с партнёрами из Саудовской Аравии (доставка запчастей для нефтегазового гиганта Saudi Aramco), Вьетнама (перевозка грузов в порту), Японии (тушение пожаров в небоскрёбах и дроны-строители вместо подъёмных кранов).

В создание дронов инвестировали более 640 млн рублей. Серийное производство дронов запланировано на 2020 год. В приоритете у Skyf бизнес-модель оплаты лётных часов. Но возможна и продажа аппаратов, стоимость которых составляет около 15 млн рублей за штуку.

Компания запустила собственную блокчейн-платформу Skyfchain и провела ICO на $5 млн. Проект поддержали почти 8000 инвесторов из 56 стран.

Образование: «Трик» и «Роббо»

Мировой лидер на рынке образовательной робототехники — датская компания Lego. Но она делает роботов только для детей младших классов.

А для старших — когда нужно изучать сенсоры, языки программирования — есть российские компании «Роббо» и «Кибертех», обе находятся в Петербурге.

С точки зрения качества продукции они — самые успешные компании. С точки зрения объёма производства — входят в топ-100.

Олег Кивокурцев
сооснователь Promobot

Кибернетический конструктор «Трик» разработала петербургская компания «Кибертех» в 2014 году. В наборе есть всё для сборки робота, который «слышит», «видит» и разговаривает.

Конструктор «Трик»

В 2015 году «Кибертех» наладила серийное производство конструкторов и вышла на оборот в несколько миллионов рублей за три месяца. Тогда же начались зарубежные продажи во Францию, Сингапур, Китай, Германию.

Сегодня роботы «Трик» используют более 500 учебных заведений в России и за границей. Их стоимость колеблется от 41 тысячи до 122 тысяч рублей.

Компания «Роббо» создаёт конструкторы, которые учат робототехнике и программированию, и продаёт франшизы «Роббо Клуб». Общий объём вложений в оба проекта в компании оценивают примерно в $2 млн.

Наборы «Роббо», которые позволяют собрать робота и написать для него программу, купили около 50 школ в России и около 70 за рубежом: в Финляндии, Англии, США и Таиланде. Средний чек такой покупки — 400–500 тысяч рублей. Также «Роббо» продала более 90 франшиз.

Конструктор «Роббо» «Роббо»
{ "author_name": "Мария Цыплёнкова", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u043e\u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u0430","\u0440\u043e\u0431\u043e\u0442"], "comments": 23, "likes": 16, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 80998, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 30 Aug 2019 13:25:28 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 80998, "author_id": 335750, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/80998\/get","add":"\/comments\/80998\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/80998"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199117, "last_count_and_date": null }
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Все о проблемах... что за привычка ругать, жаловаться... я например очень обрадовался что такие компании у нас вообще есть и у многих уже весьма неплохие для малого бизнеса контракты, плюс ко всему готовность конкурировать с международными игроками.

Ответить
2

От нас сваливают почти все! Все что осталось это по сути принудительно!

Ответить
0

Скажу про пром роботов. Никакого толка не будет, пока роботы каждого стартапа будут использовать свой софт и свой принцип программирования.

Революция в работе с информацией случилась с ПК только после появления более-менее универсальной платформы (WIntel). С роботами, думаю, будет так же.

Сейчас же ROS еще не особенно универсальна! Технические компоненты для коботов дорогие. Не-коботы не особенно перспективны в пром сфере - дорого делать полностью роботизированный отдельный участок, не всё можно сделать, и особенной выгоды от роботизации не будет - чем это будет отличаться от автоматизации?!

Ответить
0

промышленных роботов разве стартапы производят?

Ответить
0

У грандов индустрии типа kuka уже давно свои личные платформы и «все своё». Напоминает мне ibm с system 360 своего времени.

Не будет толку с проприетарным решением - потому как в победу единого производителя на этом рынке я не очень верю. Максимум - самый удачный игрок сумеет лицензировать свой софт / платформу всем желающим и недорого (как сделал arm).

Ответить
0

Проблема вообще в том, что это узкоспециализированное железо, да еще и с энтерпрайзовым использованием - так что взрывного роста по аналогии с ПК / Интел не будет. Проще говоря - простому энтузиасту, кодящему по вечерам, в этой среде просто нечем заниматься. Но вообще такой платформой в будущем могут стать человекоподобные андроиды с продвинутым AI - таким, для которого еще пока даже тулзов нет. Но это лет через 10 - 20.

Ответить
0

Я вижу пром революцию в том, что недорогие стандартизированные роботы (манипуляторы, тележки, тех зрение/сенсоры, инструменты / манипуляторы) и приличный софт для единой совместимой платформы - вот они смогут сделать автоматизацию элементов процесса производства (логистики?) выгоднее найма людей.

Это и будет - революция.

Ответить
0

С большим удовольствием заменил бы всех сотрудников роботами. Только где такие роботы?

Ответить
0

У нас в RobotsCity. Давайте мы вам поставим роботов-портье.

Ответить
0

Робот-портье всего лишь довесок к живому человеку. Он что, данные в УФМС передаст о госте или ключ электронный сможет выписать? В большом отели номеров на 600 он может пригодиться в качестве информационного стенда но пока и только. Вот был бы робот пылесос для уборки и мойки коридоров за приемлемые деньги, вот это было бы тема.

Ответить
0

Ну, сами мы таких не делаем, но являемся официальными дистрибьюторами и интеграторами вот таких роботов уборщиков : https://www.linkedin.com/posts/gaussian-robot-shanghai_unmannedcleaningrobot-scrubberrobot-activity-6562717199889465344-nwUa

Ответить
0

И, кстати, почему вы думаете, что наш робот электронный ключ не сможет выписать или выгрузить данные о госте в отчетность? Это совершенно рутинные задачи, которые как раз таки робот спокойно может делать.

Ответить
1

Если может, то отлично. Готовы взять такого робота на практику:)

Ответить
1

Супер, готовы предоставить практиканта. Если по результатам практики будете готовы взять робота на работу))

Ответить
0

О таких и подобных роботах я знаю. Даже больше скажу, уже давно был робот-пылесос для уборки именно коридоров в гостиницах. Он даже умеет с этажа на этаж перебираться. На лифте. Но цена...
Был бы ценой хотя бы как две-три румбы, тогда было бы интересно.

Ответить
1

Ну, три румбы это, конечно, no chance. Но я бы не сказал, что цены космические. Кстати, если решите нашего гуманоидного робота на практику взять, то можем попробовать решить ваши проблемы с пакетной выгрузкой отчетности в госуслуги ( с нами сотрудничает как раз один из 3 авторов софта госуслуг))

Ответить
1

отлично, буду рад узнать условия и описание робота. может быть, напишите мне на почту?
certero собака 88000.ru

Ответить
0

))) так нельзя!

Ответить
0

в мексике

Ответить
0

Судя по изображению ПЕЧАЛЬНЫХ!

Ответить
0

так они не для работы сделаны, а для понта, а рабочих купят за рубежом, если конечно технологии продадут

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }