Создать рынок фитнес-трекеров и продать компанию Google за $2,1 млрд: история Fitbit Материал редакции

Несмотря на скандал с химическими ожогами от браслетов и конкуренцию с Apple, компания остаётся второй по объёмам продаж «умных» часов в мире.

В закладки
Эрик Фридман и Джеймс Парк​ Inc.com

1 ноября 2019 года Google объявила о покупке Fitbit. На момент сделки компания — второй по величине поставщик «умных» часов в мире, который уступает только Apple.

Свой первый фитнес-трекер Fitbit выпустила в 2009 году. За последние десять лет компания начала выпускать технологичные весы, детские браслеты и «умные» часы.

Кроме того, Fitbit не раз становилась объектом нападок конкурентов, политиков и учёных, а после покупки одного из конкурентов Pebble — и фанатов.

От прототипа в деревянной коробке до первого выпущенного трекера

Fitbit основали в 2007 году Джеймс Парк и Эрик Фридман. Парк (в прошлом спортсмен-любитель) искал не только идеи для стартапа, но и способ вернуть былую форму.

Парк с Фридманом занимались разработкой программного обеспечения в b2b-стартапе Epesi Technologies и работали над сервисом для обработки фотографий Windup Labs. Последний купила Cnet Networks — впоследствии Парк два года занимал в ней позицию директора по развитию продуктов.

На старте у Fitbit было $400 тысяч капитала и печатная плата в деревянной коробке в качестве прототипа. Продукт для рынка они сделали спустя год и показали на ежегодной конференции TechCrunch50. Предзаказы оформили 2000 посетителей.

Джеймс Парк на TechCrunch50

У основателей Fitbit не было производственного опыта. Но появились деньги: в октябре 2008 года они привлекли $2 млн от фондов True Ventures, SoftTech VC и Angel Investors.

Парк и Фридман отправились в Азию и провели там три месяца, выбирая поставщиков компонентов и налаживая производство.

Когда продукт был почти готов, основатели обнаружили неисправность антенны Fitbit.

Я сидел в своём гостиничном номере и думал, что мы пропали. Но решение нашлось — мы буквально залепили проблемный участок платы пеной, чтобы антенна заработала.

Джеймс Парк
генеральный директор Fitbit

К концу 2009 года у Парка и Фридмана было 25 тысяч предзаказов и готовый продукт. Первая версия трекера была выполнена в виде прищепки для одежды. Устройство собирало информацию о пройденном расстоянии, примерном количестве сожжённых калорий и качестве сна.

Bluetooth ещё не использовался — трекер соединялся с док-станцией, и она отправляла данные в облако. Вся информация синхронизировались с аккаунтом владельца Fitbit на сайте компании.

Fitbit​ Engadget

У трекера был монохромный дисплей. Особенностью Fitbit стала роза, которая «расцветала» на экране в том случае, если пользователь проходил 10 тысяч шагов.

Кроме того, с помощью Fitbit можно было получить доступ не только к своей статистике, но и к статистике друга, соседа, коллеги или родственника.

​Fitbit Engadget

Благодаря сборке трекеров в Юго-Восточной Азии удалось сократить их себестоимость — она составила $17,36 при цене Fitbit в $99. Первые партии продавались напрямую с сайта Fitbit, что позволило разработчикам получать всю сумму с продаж без комиссии магазинам-посредникам.

После отгрузки всех предзаказанных трекеров Fitbit начала продавать устройства в сетях магазинов электроники. Первым партнёром стала BestBuy, пустившая устройства Fitbit сначала в 40, а потом и в 650 своих магазинов.

Ставка на социальность

Fitbit выделяла на рынке функция доступа к статистике других пользователей. Редактор издания Wired Питер Рубин рассказывал, что многие владельцы Fitbit стали больше двигаться только для того, чтобы посоревноваться с друзьями.

Я соревновался не с одним человеком, а со всем человечеством. С приятелем из колледжа, который, став отцом, стал накручивать 4000 шагов до начала рабочего дня. С коллегой, который шёл до офиса пешком, пока я выбирал поездку в автобусе.

Чёрт, однажды я даже прикрепил свой Fitbit к лодыжке во время четырёхчасовой велопоездки! Шалость удалась — я получил письмо от конкурента, который задавался вопросом, как я набрал столько шагов.

Питер Рубин
редактор Wired

Благодаря открытости данных пользователи могли не только соперничать друг с другом, но и использовать их в суде. Например, в декабре 2014 года адвокат спортивного тренера сослался на данные Fitbit, чтобы доказать нетрудоспособность своего клиента после несчастного случая.

А в 2016 году данные Fitbit были помогли доказать лжесвидетельствование в суде. 44-летняя жительница Пенсильвании Жанин Рисли заявила в полицию об изнасиловании неизвестным, пробравшимся в её дом.

Один из полицейских обнаружил в комнате потерпевшей Fitbit. Данные с трекера показали, что ночью Жанин не спала во время инцидента, как утверждала, а гуляла вокруг дома. Изнасилование оказалось выдумкой.

Публичность данных привела и к негативным последствиям — в 2011 году Fitbit столкнулась с первыми проблемами, связанными с конфиденциальностью информации пользователей.

Данные Fitbit по умолчанию были публичными. Позже выяснилось, что владельцы трекеров делились в том числе и данными о сексуальной активности.

Fitbit исправила уязвимость, сменив режим по умолчанию с публичного на частный.

В августе 2014 года американский сенатор Чарльз Шумер назвал Fitbit «кошмаром для конфиденциальности» и заявил, что компания может предоставлять данные об активности пользователей третьим лицам.

Шумер призвал Федеральную торговую комиссию США требовать от компаний уведомлять потребителей, если их данные могут быть проданы третьим лицам, и разрешать пользователям отказываться от предоставления информации. Fitbit заявила, что никогда не продавала данные и готова сотрудничать с сенатором в решении вопроса о конфиденциальности.

В сентябре Fitbit объявила, что сделает политику конфиденциальности более прозрачной, а также наняла юридическую фирму Podesta + Partners для общения с политиками.

Новые функции и расширение ассортимента

В 2011 году компания представила свой второй продукт — Fitbit Ultra. Устройство получило высотомер, цифровые часы, секундомер и функцию Chatter — подбадривающие уведомления в начале тренировки. Цена осталась прежней — $99.

Fitbit Ultra​ Pocket-lint

С появлением функции Chatter связана история, которая отражает корпоративную культуру Fitbit. Менеджер по продукту Павел Рисенберг рассказал авторам блога «Медгаджетс», что изначально функцию придумал ведущий инженер компании — что не входило в его обязанности. Она получила положительную обратную связь от пользователей Fitbit.

Они [сотрудники Fitbit] должны думать о продукте и вкладывать свои идеи в него вне зависимости от того, какие позиции занимают и над чем конкретно работают.

Павел Рисенберг
менеджер по продукту Fitbit

В 2012 году компания выпустила Fitbit One и Fitbit Zip — первые трекеры, которые использовали Bluetooth для соединения со смартфоном. Информацию об активности можно было просмотреть в iOS- и Android-приложениях. Цена Fitbit One составила $99,95, Fitbit Zip — $59,95.

В январе 2012 года Fitbit анонсировала свои первые «умные» весы Aria. Они могли использовать Wi-Fi, умели измерять вес, процент жира и индекс массы тела — все данные агрегировались в аккаунте Fitbit.

Fitbit Aria​ CNET

В 2013 году компания запустила в продажу трекеры Fitbit Flex и Fitbit Force. Однако последнюю модель уже в начале 2014 года сняли с производства из-за аллергической реакции пользователей на никель, и флагманским устройством компании стал Flex. Модель была водонепроницаемой и позволяла пользователям менять ремешки.

Fitbit Flex​ Popular Science

Долгое время в устройствах компании не было GPS-датчиков. Как объяснял сооснователь компании Джеймс Парк, цель Fitbit — создавать носимые устройства, которые будут справляться со своими функциями, например, выводом на экран уведомлений. А воспроизведение музыки, звонки и GPS лучше оставить смартфонам.

Первым трекером с GPS стал браслет Fitbit Surge, анонсированный в конце 2014 года наряду с Charge и Charge HR c функцией автоматического измерения пульса.

В этих моделях появляются уведомления о вызовах. Surge сохранил функции предшественника Fitbit Force, получил GPS и несколько видов тренировок. Чуть позже «умные» часы Fitbit Surge будут замечены на запястье Барака Обамы.

По итогам 2012 года убытки Fitbit составили $4 млн, по итогам 2013 года — $52 млн. Однако в 2014 году компания не только отбила расходы, но и получила прибыль — $132 млн. Продажи в тот год составили 10 млн устройств, и компания заняла около половины рынка фитнес-трекеров.

Суды

В марте 2013 года лондонский производитель фитнес-трекеров Fitbug подал в суд на Fitbit. Причина иска — ряд намеренных заимствований, включая подозрительно похожее название. Fitbug не смогла доказать вину компании в суде, а также опоздала с иском на пять лет (судья заявил, что почти одинаковые наименования компаний не были тайной с 2008 года) — спустя два года разбирательств Fitbit победила.

Также в 2013 году компания представила Fitbit Force — наиболее функциональную на тот момент модель с экраном и встроенным высотомером.

Покупатели стали массово жаловаться на аллергию на никель. Исследователи из Комиссии по безопасности потребительских товаров предположили, что полученные владельцами Fitbit Force пятна на коже могли быть химическими ожогами. В феврале 2014 года Fitbit отозвала проданные Fitbit Force у пострадавших и вернула им деньги за трекер и доставку.

Fitbit Force​ Mashable

В 2015 году компанию атаковал конкурент — производитель фитнес-трекеров Jawbone. По заявлению истца, Fitbit специально переманила сотрудников Jawbone, чтобы получить конфиденциальные данные, бизнес-планы и производственные секреты. Ответчик подал встречный иск о нарушении патентов, но позже отозвал его — Jawbone вскоре разорилась.

Кроме того, в 2016 году компанию обвинили в неточности измеряемых данных. Доктор Эдвард Джо сравнил результаты замеров с теми, что выдают медицинские приборы, и обнаружил, что даже несколько устройств Fitbit, надетых на одну руку, показывают разные данные.

В ответ компания предоставила результаты своих исследований и заявила, что продукты Fitbit — не медицинские приборы, для диагностирования проблем с сердцем стоит обращаться к врачу.

Коллаборации и сотрудничество с брендами

В августе 2013 года некоммерческая организация и один из крупнейших частных медицинских центров Mayo Clinic использовал трекеры Fitbit для исследования процессов восстановления пациентов после операций на сердце.

Учёные выявили среднее количество шагов для разных демографических групп исследуемых и предположили, что значимые отклонения от этой нормы могут свидетельствовать о том, что прооперированный не поправляется так быстро, как должен. Результаты были опубликованы в журнале «Анналы торакальной хирургии».

Часть аудитории Fitbit получила после соглашения с корпорацией HTC в 2014 году. С этого времени приложение компании предустанавливается на смартфоны тайваньского бренда.

В то время HTC занимала 1,6% на глобальном рынке смартфонов, а в рейтинге самых популярных смартфонов 2014 года от издания ZDNet модель HTC One M8 с двумя операционными системами заняла сразу две строчки — шестую и десятую.

HTC

А в октябре 2014 года устройства Fitbit исчезли с полок розничных магазинов Apple.

Кроме того, приложение Fitbit не поддерживало интеграцию с анонсированным в свежей iOS 8 сервисом HealthKit («Здоровье»). Обмен данными между сервисами и сейчас работает через специальные синхронизирующие сервисы.

Fitbit одной из первых начала вступать в коллаборации с модными брендами. Одна из модификаций Fitbit Flex выпускалась совместно с Tory Burch. Компании выпустили латунные браслеты и кулоны за $195 и $175, а также относительно бюджетные ремешки за $38 с логотипом в форме буквы T.

Джеймс Парк в интервью Wareable заявил, что расширение линейки аксессуаров привлекло внимание женской аудитории, что фактически означало «удвоение рынка».

Fitbit продолжает сотрудничать с модными брендами и сейчас: «умные» часы Versa доступны в дизайне от Kim Shui, а браслеты Alta — в оформлении от Public School.

Поглощение Pebble и победа фитнеса

В 2016 году Fitbit купила конкурента Pebble за $30–40 млн. Fitbit обещала, что 40% сотрудников не потеряют работу, но почти сразу же сообщила: новых часов не будет, как и поддержки старых.

Глава Pebble Эрик Мигиковски признал, что Pebble неправильно оценила рынок носимых устройств, а идея носить подобие iPhone на запястье не прижилась.

Активным людям нравится использовать устройство, считывающее биометрические показатели и отслеживающее занятия.

Мы не поняли этого в 2014 году — если бы мы тогда позиционировали себя как производителя «умных» часов для фитнеса, то, возможно, всё было бы по-другому.

Эрик Мигиковски
глава Pebble

Несмотря на существующее и поныне противостояние «умных» функций и фитнес-трекинга, Джеймс Парк считает, что в итоге мы все будем пользоваться примерно одинаковыми устройствами.

Я думаю, что скоро рынок нельзя будет разделить на фитнес-трекеры и «умные» часы. Fitbit всегда будет фокусироваться на отслеживании активности, но я вижу, что остальные функции приходят даже в узкоспециализированные категории устройств.

Когда-нибудь вы не отличите наручные «умные» устройства от фитнес-браслетов — они просто будут идентичными.

Джеймс Парк
генеральный директор Fitbit

В 2018 году Fitbit с 5,5 млн проданных устройств заняла второе место на рынке «умных» часов по количеству продаж, уступив Apple. По данным IDC, Fitbit входит в пятёрку главных производителей носимых устройств, конкурируя с Xiaomi, Apple и Huawei.

В число актуальных устройств, которые можно купить на официальном сайте компании, входят «умные» часы Versa Lite Edition, Versa 2 и Ionic по цене $159,95, $199,95 и $249,95 соответственно. Fitbit Ionic — самое дорогое устройство компании. Часы имеют классический набор функций для отслеживания активности, отличаются угловатым дизайном и наличием GPS.

Fitbit Ionic

Актуальные фитнес-трекеры: Charge 3, Inspire Family и детский Ace 2. Флагман — Charge 3, заменивший одноимённую версию второго поколения.

Fitbit Charge 3

Кроме того, Fitbit продаёт аксессуары к своим устройствам, «умные» весы и подписку на Fitbit Premium — сервис с индивидуальными рекомендациями по фитнесу.

Fitbit Premium

Google покупает Fitbit

1 ноября 2019 года Google объявила о покупке Fitbit за $2,1 млрд. Вице-президент Google Рик Остерло сопроводил заявление традиционным текстом о вкладе Fitbit в рынок трекеров и заявил, что потенциал технологий компании будет усилен ресурсами Google.

Fitbit была настоящим пионером в отрасли и создала привлекательные продукты и лояльное сообщество пользователей.

Работая в тесном контакте с командой экспертов Fitbit и объединяя лучшие технологии, программное обеспечение и оборудование, мы предложим инновации в носимых устройствах и создадим продукты, которые принесут пользу ещё большему количеству людей во всём мире.

Рик Остерлох
вице-президент Google

Также Остерло уточнил, что Google не собирается подвергать риску конфиденциальность частных данных об активности и использовать их при разработке рекламных алгоритмов.

{ "author_name": "Павел Прокофьев", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0440\u0430\u0441\u043b\u0435\u0442\u044b","google","fitbit"], "comments": 2, "likes": 13, "favorites": 51, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 91108, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 05 Nov 2019 16:00:12 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 91108, "author_id": 389020, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/91108\/get","add":"\/comments\/91108\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/91108"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199117, "last_count_and_date": null }
2 комментария
Популярные
По порядку
1

Они убили Пеббл! Сволочи!

Ответить
1

Fitbit уничтожил Pebble.
гореть в аду им за это

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }