{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Главное за 2023 год: нейросети, живые 3D-чернила, Li-Fi, импортозамещение софта, iPhone 15 и многое другое

Это главные IT-новости года в подкасте Telegram-канала ForGeeks. 2023 год был весьма интересным. От расцвета нейросетей, переосмысливших наше восприятие искусственного интеллекта, до крупнейших сделок, запретов, новых гаджетов и т.п. Слушайте итоговый выпуск 2023 года, читайте и подписывайтесь на ForGeeks в Telegram. С Новым годом!

Подкаст ForGeeks

Да, эту картинку нарисовал Dalle-3 и мне тоже кажется, что это странно, но так оно решило сделать, взяв выжимку из заголовков этого поста.

Бум нейросетей

Для больших языковых моделей и машинного обучения 2023-й был столь же успешным, как и для игр, а может быть, даже более. Одна только OpenAI запустила GPT-4 и GPT-4 Turbo, которые точнее и быстрее работают с текстами, умеют распознавать картинки и содержат информацию о событиях, происходивших вплоть до весны 2023 года; открыла доступ к GPTs — конструктору собственных узкоспециальных чат-ботов на основе СhatGPT; обновила до третьей версии DALL-E — нейросеть, генерирующую изображения по текстовому запросу. Нейросетями активно занимаются и крупнейшие технологические компании в мире: Amazon запустила ассистента Amazon Q, нацеленного на помощь с решением бизнес-задач маркетологов, менеджеров проектов и продаж; компании Илона Маска сделали чат-бота Grok, который позиционируется как более свободный и надежный в сравнении с ChatGPT; а Google представила модель Gemini, которая якобы мощнее GPT-4.

И это не считая новых моделей, которые преобразуют текст в видео или 2D-изображения — в 3D. Да и развитие старых, в этом году Midjourney и Stable Diffusion вышли на совершенно другой уровень. Но, несмотря на обилие разработок и стремительный прогресс, главной новостью индустрии в 2023 году стало внезапное увольнение Сэма Альтмана, сооснователя и гендиректора OpenAI. Совет директоров компании объявил Альтману о его отставке буквально за несколько минут до того, как сообщил о его увольнении публично 17 ноября. Причиной, судя по всему, стали алармистские настроения нескольких членов правления, опасавшихся, что столь быстрое и глубокое машинное обучение, развитие технологий в OpenAI может угрожать человечеству. Но почти все сотрудники OpenAI публично поддержали Альтмана и грозили уйти вслед за ним, из-за чего компания могла попросту распасться. В результате Альтман победил: уже через пять дней после увольнения он вернулся на пост гендиректора OpenAI, а отстранивший его совет директоров поменяли. Случившееся, как ожидается, должно сделать OpenAI осмотрительнее в разработке нейросетей и их внедрении, но в то же время подтверждает: прогресс не остановить.

Конец монополий Apple и Google в магазинах приложений

Под прикрытием Коалиции за справедливость приложений (CAF) небольшие разработчики и известные мировые компании призывают к принятию срочных мер по регулированию, чтобы сделать магазины приложений конкурентоспособными и разрушить монополию Apple и Google. Созданная в сентябре 2020 года для борьбы с «монопольным контролем» технологических гигантов над экосистемой приложений, члены CAF рассказали Computer Weekly о своих претензиях на несправедливое отношение со стороны Apple и Google.

Это и взимание «налога на приложения», и непрозрачные процессы рассмотрения, которые усугубляются полным отсутствием связи и неясными правилами, и ограничительные условия, не позволяющие разработчикам напрямую взаимодействовать с собственными клиентами. В 2023 году Google проиграл суд с Epic Games, а Apple разрешили сторонние методы оплаты в App Store.

Стандартизация Li-Fi

Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE) добавил 802.11bb в качестве стандарта беспроводной связи на основе света Li-Fi (Light Fidelity — «световая точность»). Заявляется, что он обеспечивает более быструю и надежную беспроводную связь с большей безопасностью по сравнению с обычными технологиями, такими как Wi-Fi и 5G. Впрочем, Li-Fi вряд ли сможет полностью вытеснить даже обычный Wi-Fi, не говоря уж по 5G, поскольку радиоволны имеют неоспоримые преимущества перед системами оптической связи.

pureLiFi

Публикация же спецификаций IEEE должна позволить компаниям, производящим оборудование, приступить к тестированию систем совместимости нового стандарта с уже имеющимися. Впрочем, отсутствие формализованных спецификаций не помешало компании pureLiFi подготовить модуль Light Antenna ONE для интеграции в девайсы. Компонент длиной 14,5 мм предоставляется производителям для оценки новой технологии.

Крупнейшая сделка на рынке

Еще в начале 2022 года компания Microsoft объявила о планах купить разработчика видеоигр Activision Blizzard в рамках сделки, которая, вероятно, станет крупнейшей в истории технологического гиганта. Примерно через 20 месяцев, в октябре 2023 года, Microsoft наконец закрыла сделку по покупке за 69 миллиардов долларов. Microsoft столкнулась с рядом препятствий со стороны регулирующих органов и антимонопольного контроля, но в итоге вышла победительницей.

Эта покупка — важный шаг для Microsoft в стремительно развивающейся сфере видеоигр. Она также может иметь долгосрочные последствия для других технологических компаний, рассматривающих возможность подобных приобретений в будущем. Регулирующие органы по всему миру использовали эту сделку как возможность пересмотреть антимонопольное законодательство, а некоторые из них намерены полностью пересмотреть подход к рассмотрению потенциальных слияний в будущем.

Однако, 29 декабря 2023 года компанию покинул Бобби Котик, он 30 лет проработал в Activision, но в Microsoft ему места не нашлось.

Сфера в Лас-Вегасе

Потратив около 2,5 млрд долларов и четыре года на строительство, компания Madison Square Garden Entertainment в Лас-Вегасе все-таки открыла развлекательную площадку «Сфера». Простую концептуально — это огромное сферическое здание с LED-экранами внутри и снаружи — и в то же время причудливую, поражающую воображение своими масштабами. Это крупнейшее сферическое здание в мире, высотой 111 метров и шириной 157 метров. «Сфера» вмещает 18 000 человек, а площадь ее наружного экрана составляет 57 000 квадратных метров. Внутри она оснащена экранами высочайшего разрешения (16K) и 167 000 динамиков, что делает ее едва ли не самой эффектной площадкой и для рекламы, и для концертов и показов.

Другое дело, что «Сфере» необходимо много (очень, очень много) электроэнергии, и ее экономическая эффективность пока под вопросом. Вскоре после открытия здания его владельцы в квартальном отчете сообщили об убытках почти в 100 млн долларов, но уже в декабре заявили, что одни только выступления группы U2 и показы фильма «Открытки с Земли» Даррена Аронофски в «Сфере» принесли 75 млн долларов.

А ведь была еще и впечатляющая наружная реклама Xbox, Marvel’s Spider-Man 2, Call of Duty: Modern Warfare III, «Капитана Марвел 2» и других игр и фильмов. Даже если жизнь «Сферы» окажется короткой (что вряд ли), она точно будет яркой.

Живые трёхмерные чернила

3D печать — это удивительная технология, которая в последнее время привела к прогрессу в архитектуре, ирригации, здравоохранении и многих других областях. В двух словах, 3D принтеры используют процесс наслоения для «печати» целых объектов из специальных «чернил». Но с момента своего появления принтер страдал от специфического ограничения: чернил. Из-за того, что они должны вести себя одновременно как жидкость и твердое тело, конечные продукты процесса 3D печати часто могут быть слишком хрупкими или слишком податливыми — но в феврале 2023 года исследователи из Инженерной школы EPFL опубликовали в журнале Materials Today исследование, в котором подробно описано новое решение этой проблемы.

Это решение — живые бактерии, Sporosarcina pasteurii, критический ингредиент того, что команда называет «BactoInk». Специальные чернила можно использовать в любом стандартном 3D принтере, и для этого не требуется особый процесс печати, но готовый продукт, обработанный раствором, минерализуется и затвердевает в течение нескольких дней. По окончании процесса содержание минералов в объекте составляет более 90 процентов, что делает его гораздо более прочным, чем обычные объекты, напечатанные методом 3D. Команда предполагает потенциальное применение в медицине, в реставрации деликатных произведений искусства, таких как скульптуры и вазы, и — что, возможно, наиболее интригующе — возможность 3D печати искусственных коралловых рифов, которые могли бы помочь восстановить поврежденные морские экосистемы.

Возможный прорыв в квантовых вычислениях

Квантовые компьютеры ещё далеки от идеала, технология только начинает готовиться к прайм-тайму; IBM представила свою модель квантовых вычислений в облаке в 2016 году, а в 2019 году выпустила устройство — IBM Q System One, — которое доступно потребителю, хотя и по заоблачной цене. Но прорывы есть и здесь.

Проще говоря, квантовые устройства используют «кубиты», квантовый эквивалент цифрового бита, для обработки данных. Кубиты — это биты, созданные на основе квантово-механической системы, например электрона, и вместо того, чтобы быть запертым в одном или другом состоянии, как классический бит, кубит может существовать в обоих, ни в одном, ни в другом, или быть «запутанным» с другими кубитами. Короче говоря, их вычислительная мощность чрезвычайно велика — и хотя большинство существующих квантовых компьютеров имеют от 20 до 50 кубитов, компания Atom Computing разработала такой компьютер, который на порядки больше.

В октябре 2023 года компания объявила, что ей удалось создать систему с рекордным количеством квантовых бит — 1180. Сегодня квантовые вычисления не совсем подходят для практического применения из-за частоты ошибок — но с увеличением количества кубитов увеличивается и потенциал исправления ошибок, и, объявляя о своем достижении, основатель Atom Бен Блум объяснил, что он представляет себе «от сотен тысяч до миллионов кубитов в одной системе» — уровень масштабируемости, который теперь кажется вполне достижимым и который может иметь глубокие последствия для будущего криптографии, ИИ, медицинских исследований и многого другого.

Изменение российского ландшафта

Государство предлагает все больше льгот, а у конкурентов из «недружественных» стран все меньше возможностей. Все покупают отечественное. Последние четыре года российский ИТ-рынок рос быстрее мирового — 12% в год против 5% в год в среднем по миру. В сегменте программного обеспечения темпы роста были еще быстрее — 19,4% в год за период с 2019 по 2022 год. Российские ИТ-компании продолжают занимать доли рынка, освободившиеся после ухода иностранных вендоров, но это требует сил и денег: компании нанимают персонал, вкладывают в разработку новых продуктов и поглощают конкурентов. У крупнейших публичных компаний сектора в 2023 году выросла долговая нагрузка за счет увеличения этих расходов.

Рынок изменился быстро и кардинально: в начале 2022 года около 20% компаний, заказывающих услуги информационной безопасности, совсем не использовали решения российских разработчиков, а среди оставшихся 80% доля российского программного обеспечения не превышала 50%. К осени 2023 года доля тех, кто не использует продукты отечественных компаний, составляла всего 2%. Российские ИТ-компании продолжают расти быстрыми темпами, и в ближайшие годы эта тенденция сохранится. Согласно обновленным прогнозам Strategy Partners, российский ИТ-рынок вырастет с 3 трлн рублей по итогам 2023 года до 7 трлн рублей к 2030 году, а доля российских разработчиков в различных сегментах увеличится с 50 до 90%.

VR и игровые гаджеты

Главным шлемом виртуальной реальности мог стать PlayStation VR 2. Но что-то пошло не так. Индустрия все еще идет на спад, а PS VR2, вышедший в феврале этого года, не вызвал большого ажиотажа. За первые недели Sony продала лишь 600 тысяч экземпляров, и уже летом гарнитура стала доступна во многих магазинах техники со скидкой. Впрочем, хоронить устройство пока еще рано — надо дождаться, чтобы для этой платформы вышло достаточное количество хитовых игр. Куда больше шума благодаря мемам наделал Meta* Quest 3*, новый шлем, который позволял играть в VR-игры и совмещать просмотр фильмов, скроллинг соцсетей и работу и домашние обязанности; примерно это же нам обещает грядущий Apple Vision Pro.

Но есть небольшая загвоздка: шлем Apple будет стоить баснословные 3499 долларов (Quest 3*, для сравнения, в минимальной комплектации обойдется вам в 499 долларов), а выйдет только в начале 2024-го (по слухам, в феврале-марте). Станет ли дорогой, сложный в настройке и эксклюзивный прибор хитом продаж? Есть большие сомнения. Короче говоря, мы все еще не живем в фильме «Первому игроку приготовиться». Хотя там действие происходило в 2045-м, так что время еще есть.

Meta* Quest* 3* и Марк* Цукерберг*

Тем временем начал расти рынок портативных консолей. Steam Deck, вышедшая в 2022 году, положила начало революции портативок, которые равняются не на Nintendo Switch, а скорее, поглядывают в сторону переносного компактного ПК. В 2023 году гаджет Valve стали догонять Asus ROG Ally, которая предлагала куда большую производительность, Lenovo Legion GO и другие устройства, позволявшие запускать ПК-игры. Казалось, что Steam Deck с ее тусклым экраном осталась позади конкурентов, но осенью 2023 году Valve неожиданно выпустила новую его версию с OLED-экраном и несколькими минорными обновлениям, которые повышали производительность по сравнению с первой версией. Вероятно, в 2024-м мы увидим новый виток борьбы мощных портативок, и, по слухам, к ним может присоединиться Nintendo с условной Switch 2. Все-таки ее прошлая консоль вышла в 2017-м, и дико устаревшее железо явно пора менять, чтобы не остаться совсем в хвосте прогресса.

* Принадлежит компании Meta, она признана экстремистской организацией в РФ и её деятельность запрещена.

Блокчейн и криптовалюты

В 2023 году в области блокчейна были достигнуты значительные успехи, несмотря на нестабильность предыдущего года. Некоторые из основных разработок включают в себя следующие направления:

  • Прогресс в технологии нулевого разглашения (zero-knowledge): В этом году были представлены новые разработки в этой области, такие как zkSync Era и zkEVM от Polygon, которые улучшили эффективность блокчейна и снизили стоимость транзакций. Эти технологии позволяют верифицировать транзакции вне цепочки без раскрытия данных на основной сети.
  • Увеличение взаимодействия между различными блокчейнами: Были достигнуты важные успехи в области межблокчейновой интероперабельности, например, запуск Chainlink’s CCIP и сотрудничество LayerZero с Google Cloud и JPMorgan, которые способствуют связыванию различных частных и публичных блокчейнов.

Кроме того, в области блокчейна ожидается рост таких направлений, как Blockchain-as-a-Service (BaaS), улучшенные криптографические протоколы для повышения безопасности и конфиденциальности, а также расширение использования блокчейна в сфере Интернета вещей (IoT).

В 2023 году рынок криптовалют претерпел ряд значимых событий и изменений. Одним из ключевых моментов был уход Binance, крупнейшей криптовалютной биржи, из России. Binance продала свою российскую компанию новообразованной «коммьюнити-бирже» CommEX и полностью вышла из страны. Это решение последовало за сообщениями о том, что Министерство юстиции США расследует деятельность компании на предмет потенциальных нарушений санкций, связанных с Москвой.

  • В январе Bitcoin достиг годового минимума в $16,680, что задало определенный тон для крипторынка на весь год.
  • В феврале Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) закрыла программу стейкинга Kraken, что привело к штрафу в размере $30 миллионов.
  • В марте произошел крах Silicon Valley Bank, оказавший косвенное влияние на крипторынок.
  • В июне SEC подала иски против Binance и её генерального директора Чанпэн Чжао, а также против Coinbase по обвинениям в нарушениях американского законодательства о ценных бумагах.
  • В течение года было много разговоров о возможном утверждении SEC нескольких заявок на биржевые фонды (ETF) на биткоины, что вызвало рост крипторынка.
  • В ноябре Сэм Бэнкман-Фрид был признан виновным по всем семи уголовным обвинениям в мошенничестве.
  • Год завершился на высокой ноте, когда Bitcoin восстановил уровень в $44,000 впервые с апреля 2022 года.

От супергероики к кино по играм

2023-й сравнивают с 1999-м, который часто называют «лучшим годом в истории кино» (тогда на экраны вышли «Матрица», первый эпизод «Звездных войн», «Шестое чувство», «Бойцовский клуб» и уйма других культовых фильмов). Причина на поверхности — изобилие видеоигр, которые стали общепризнанными хитами (например, на Metacritic почти 30 тайтлов получили средний балл 90+ — это абсолютный рекорд). Что характерно, в этом году почти не было эксклюзивных блокбастеров Sony и Microsoft. Да, Marvel’s Spider-Man 2 и Starfield нашумели, продавались хорошими тиражами, но все же на значимых премиях лидировали мультиплатформенные игры (Alan Wake 2, Baldur’s Gate 3) или же эксклюзивы Nintendo (The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom). Споры о «лучшем годе в истории видеоигр» продолжаются в медиа, но это случай, когда у каждого участника дискуссии есть свое мнение, с которым трудно поспорить.

2023 год был полон сомнительных игр. Среди них — кооперативный шутер про вампиров Redfall. Всеми любимая студия Arkane, известная по культовым Dishonored и Prey (2017), внезапно выпустила мертворожденную игру с низкими оценками критиков и практически нулевым количеством игроков. Или амбициозный якутский ММО-шутер The Day Before, который был в топе ожидания у многих пользователей Steam, но оказался настолько плохим, что через четыре дня создавшая его студия Fntastic закрылась, пообещав вернуть деньги всем недовольным покупателям.

Одним из главных хитов в мировом прокате стали «Братья Супер Марио в кино»(1,3 млрд долларов), впереди них была лишь «Барби» (1,4 миллиарда). Совершенно внезапно выстрелил хоррор «Пять ночей с Фредди», который вышел одновременно и в кинотеатрах, и в цифре, и параллельный релиз не помешал заработать фильму 288 миллионов при бюджете всего в 20. А главным и обсуждаемым сериалом года стали «Одни из нас». Экранизации видеоигр существовали и раньше, но в 2023-м количество наконец-то перешло в качество, и пока супергероика стала постепенно угасать, все начали говорить о новом тренде. Совсем недавно были анонсированы новые фильмы по The Legend of the Zelda, God of War и Ghost of Tsushima.

Игры 2023 года

  • Лучшая приключенческая игра 2023 года: The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom
  • Лучшая многопользовательская игра 2023 года: Street Fighter 6
  • Лучшая VR-игра 2023 года: Resident Evil Village VR mode
  • Лучшее DLC 2023 года: Cyberpunk 2077: Phantom Liberty
  • Лучший эксклюзив 2023 года: Человек-паук 2
  • Лучшая игра 2023 года: Русы против ящеров
  • Худшая игра 2023 года: The Lord of the Rings: Gollum

Другие игры, которые не заслужили номинации: Hogwarts Legacy, Atomic Heart, Assassin’s Creed Mirage, Mortal Kombat 1.

Смартфоны года

  • Лучший флагман на Android: Samsung Galaxy S23 Ultra
  • Лучший флагман на iOS: iPhone 15 Pro
  • Лучшая альтернатива флагманам Samsung и Apple: Google Pixel 8 Pro
  • Лучший камерофон: Huawei P60 Pro
  • Лучший игровой смартфон: Asus ROG Phone 7 Ultimate
  • Лучший смартфон среднего уровня: Xiaomi Redmi Note 12 Pro
  • Лучший бюджетный смартфон: Xiaomi Redmi 12С

Как автор подкаста и Telegram-канала ForGeeks, хочу поблагодарить каждого из вас за ваше любопытство, что читали, комментировали и лайкали весь 2023 год наши материалы. За то, что вместе мы исследовали глубины искусственного интеллекта, погружались в мир блокчейна, открывали для себя последние новинки в мире гаджетов и многое другое.

На пороге 2024 года обещаю ещё больше рассказывать вам про самое интересное из мира технологий. От всей души желаю вам счастливого Нового года! Пусть он будет полон новых открытий, успешных проектов и, конечно же, множества классных технологий вам.

P.S. А пока режете салатики, можете послушать всё это в подкасте. Вот он, по ссылочкам: Apple GoogleВКонтакте Яндекс Другие платформы.

С наступающим 2024 годом!

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Elena Nazarova

Вообще вся история с увольнением и советом директоров напоминает начало какого-нить Терминатора или антиутопии

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кузнецов
Автор

Да. Но очень страшно было. Особенно с учётом слухов про то, что находится у Альмана в рюкзаке, с которым он не расстается

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

страшно это когда люди как бабки у подъезда на лавке бредовые фантазии обсуждают, дополняют, модифицируют и внедряют

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кузнецов
Автор

Страшно, когда люди 10 лет в школе учат язык, мама их учила быть добрыми, а они неграмотно токсичат. Пусть в Новом году вам будет хотя бы чуть полегче жить и проблема чужих фантазий будет вашей самой большой.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

чтобы ввести пароль самоликвидации не надо с собой носить чемодан, если конечно он не сделан на заводе слава ильичу. как учат языку вы и сами видите, да и на китайский пора переходить

Ответить
Развернуть ветку
Чех в чешках

Лол. Загуглил про рюкзак. Вроде похоже на разгон. А так, там скорее всего ноут и дезодорант

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кузнецов
Автор

Да наверняка =)

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Шибакова

Да уж 2023 год был точно очень насыщенным

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kalashinkova

Как же мне нравится читать итоги года на VC!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кузнецов
Автор

Это не совсем VC, конечно. Но пока я публикую текстовую часть тут, да

Ответить
Развернуть ветку
Василий Сергеев

Не знал что мер Новокузнецка пишет посты на VC! Уважуха!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кузнецов
Автор

Я ещё и главный архитектор Москвы! И солист группы Стекловата.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда