Как начинающему дизайнеру найти работу, если постоянно отказывают

5 шагов, чтобы сделать отказ своей сильной стороной.

Как начинающему дизайнеру найти работу, если постоянно отказывают
Юлия Мироненко
Дизайнер ТеДо

Много моих знакомых-дизайнеров рассказывали, что окончили хорошие курсы по дизайну, сделали портфолио, но так и не смогли найти работу. Получали отказ за отказом и, решив, что цель недостижима, ушли в другие сферы. Конкуренция за начальные позиции зачастую довольно острая, и нужно что-то оригинальное, чтобы выделиться из общей массы и не потерять мотивацию. Только личные ноу-хау и настрой на развитие помогают преодолеть препятствия, найти точки роста и дойти до заветного офера.

Я искала работу в 2023 году, прошла множество собеседований и прочла массу статей на тему «Как улучшить резюме/портфолио». Одна статья противоречила другой, а в большинстве своем они мало соотносились с реальностью или просто устарели.

По итогам года неспешного поиска «той самой работы» я пришла к собственной методике улучшения скиллов, резюме, портфолио, которая поможет и будет актуальна даже спустя время.

Подход подразумевает изменение тактики после каждого отказа. На собеседованиях редко говорят, почему кандидат не подходит для должности, поэтому многие просто отчаиваются.

Получить заветный офер мне помог адаптированный подход дизайн-мышления, тот самый «Дабл даймонд».

Предлагаю разобрать алгоритм улучшения резюме.

  1. Осознать проблему — анализ конкурентов. На этом этапе человек получает отказ на уровне отклика. Находится в смятении и не понимает, в чем проблема. Действия: найти примеры лучших резюме и сравнить со своим, сравнить требования вакансии со своим резюме, выписать недостающие скиллы. Попросить о консультации более опытных знакомых.
  2. Определить пробелы — составить список проблем (нет скиллов здесь и там, резюме плохо структурировано, общие фразы, нет описания целевых навыков).
  3. Выстроить задачи по приоритету — составить план устранения пробелов в градации от «быстрее всего» до «дольше всего».
  4. Найти варианты решения — поиск оптимальных способов устранить уязвимые места, от самообразования до курсов и тренингов. Выбор формата резюме (Notion, google docs и т. д.).
  5. Реализация — претворить планы в жизнь.
Через эти пять этапов можно провести все, что надо улучшить: резюме, портфолио, интервью-самопрезентация, навыки.
Через эти пять этапов можно провести все, что надо улучшить: резюме, портфолио, интервью-самопрезентация, навыки.

Как понять, что улучшать? В ходе собеседования фиксируй вопросы и внимательно следи за реакцией собеседника. Знание отраслей, опыт, скиллы – что конкретно интересует рекрутера? Именно это будет следующей зоной роста в первую очередь и отправной точкой для этапа «Осознать проблему».

Очень рекомендую: откажись от предубеждения «здесь не повезло, повезет в другом месте», используй предложенную тактику для улучшения себя и своих навыков.

Как понять, что двигаешься в верном направлении? С каждой новой попыткой ты продвигаешься по этапам отбора все дальше. Как правило, в компаниях несколько стадий отбора кандидатов:

  1. Проверка резюме
  2. Проверка портфолио
  3. Устное собеседование с рекрутером
  4. Собеседование очно или по видеосвязи с руководителем/командой
  5. Написание тестового задания (опционально)
  6. Офер

Каждый этап собеседования требует подготовки и детальной проработки, может, даже не единожды. Но благодаря этому будет расти качество.

Рассмотрим кейс предложенной тактики на личном опыте. Этап: собеседование по видеосвязи с руководителем.

Я улучшила свои компетенции и резюме, и меня пригласили на онлайн-собеседование. Изначальная тактика – рассказать немного о себе и образовании, о своем проекте в портфолио, отвечать на вопросы. В целом стандартная. На собеседовании всплывали вопросы, к которым я не подготовилась заранее. Как результат – отвечала общими словами, сумбурно и из-за волнения пропускала некоторые этапы проекта.

Итог: «Спасибо, мы с вами свяжемся». Никто, конечно же, не связался.

После пары таких собеседований понимаешь, что где-то упущение и его надо выявить.

Используем предложенную тактику:

  1. Проблема — отказ на этапе собеседования. Конкретизация проблемы: hard skills соответствуют, портфолио соответствует, значит, дело в самом выступлении и самопрезентации. Проводим анализ конкурентов: процесс самопрезентации похож на публичное предложение некоего проекта. Для структурности выступление необходимо разделить на этапы (например, о себе, о своем опыте, о проекте со всеми этапами работы над ним и т. д.). Помимо этого, спикеры используют презентацию, чтобы ничего не забыть и не потеряться, для наглядности и примеров.
  2. Составить список проблем — структура, презентация, наглядные примеры, ответы на частые вопросы.
  3. Приоритизация — сначала составляем план, по нему рисуем презентацию, в нее добавляем примеры интерфейсов из портфолио, стараемся включить туда ответы на вопросы, которые были ранее на собеседованиях.
  4. Какие есть варианты решения — собрать красивую презентацию в Figma, на вопрос руководителя «Расскажите о себе» предложить двигаться по презентации и попутно отвечать на возникающие вопросы.
  5. Реализация — нарисовать презентацию и на очередном собеседовании предложить такой формат рассказа.
Итог: данный подход позволил выделиться на фоне конкурентов, показать себя как системного человека, который высоко заинтересован в работе в данной компании. Презентация помогла руководителю в полной мере получить информацию о человеке и его проекте, узнать все этапы работы над проектом, используемые методы, задать интересующие его вопросы и увидеть доказательства (примеры интерфейса из кейса). При этом обе стороны сэкономили время.

Данный метод позволяет научиться думать, адаптироваться к специфичным требованиям разных направлений и компаний, ведь со временем даже самые классные советы по трудоустройству могут устареть.

Но без советов никуда, поэтому предлагаю ответить на следующий вопрос: что сейчас ожидают от младших дизайнеров руководители крупных компаний?

Я провела несколько интервью с дизайн-лидами, дизайн-директорами, IT-рекрутерами, и теперь могу дать несколько рекомендаций по каждому из этапов.

Этап 1. Резюме

  • Профильное образование
    Важно, но не сильно. Если у начинающего дизайнера нет высшего профильного образования, а только курсы, важно то, как и почему он выбрал конкретный курс, а не просто наличие сертификата. Курс должен быть содержательным, информативным, соответствовать направлению, в котором дизайнер ищет работу.
Нужно пытаться как можно раньше идти на стажировки. Чем раньше, тем лучше. Хорошо, если на момент окончания университета уже есть небольшой опыт работы.
Павел Солодовников
Дизайн-лид ТеДо
  • Формат составления резюме
  • Очень важно, как оно оформлено. В первую очередь резюме попадает к рекрутеру, у которого их целая кипа. Резюме должно позволять быстро считать всю основную информацию. Яркий фон или любые дизайнерские излишества здесь не нужны. Достаточно стандартного оформления на белом фоне со структурой, как на hh.ru. Информация должна быть лаконичная, без воды‎. Описание опыта и навыков должно соответствовать должности, на которую претендует соискатель. Если планируешь работать в продуктовом дизайне, должно быть и резюме продуктового дизайнера, а не коммуникационного или ux-исследователя. Можно указать учебные достижения на том или ином проекте или на стажировках. Это повышает шансы перейти на следующий этап.
  • Ссылки на портфолио
    Лучше всего в резюме указать ссылки на Behance, где лежат 1-3 свежих проекта, – в первую очередь рекрутер будет искать именно их. Бывает, что руководители рекомендуют завести собственный сайт-портфолио, ведь уже по этому сайту можно будет увидеть hard skills.
  • Релевантность
    Откликаться надо только на те вакансии, описание которых совпадает с навыками и опытом в твоем резюме.

Этап 2. Портфолио

Портфолио лучше всего отражает навыки дизайнера, наглядно показывает, что он умеет делать и насколько это подходит под требования конкретной позиции.

  • Структура, наличие и описание всех этапов работы над проектом
    Стоит больше внимания уделить структуре изложения. Погрузи читателя в контекст: какие задачи стояли, какие проблемы надо было решить, через какие этапы пришлось пройти. К каким результатам все это привело? Можно упомянуть какие-то методологии (CJM, JTBD, Персоны и т.д.). Но не вставляй их бездумно: обоснуй использование конкретных методик, опиши, на какие вопросы они помогли ответить. Очень важно показать через портфолио логику и умение думать и решать конкретные задачи, пусть даже учебные.
  • Оформление портфолио
    Не перегружай свой портфолио декоративными элементами вроде наклоненных экранов, развернутых мокапов и т.д. Это смотрится эффектно, но мешает увидеть непосредственно интерфейс и отвлекает от сути. Помимо этого, все текстовые описания (цели/задачи/результаты и т.д.) должны быть краткими и лаконичными, с большим количеством картинок, отражающих суть и примеры.
  • Кейсы, релевантные направлению продукта компании
    Лучше всего, когда хотя бы один кейс отражает опыт работы в продукте, похожем на тот, над которым работает команда с твоей вакансией. Это как отдельный плюсик, который выделит на фоне конкурентов, ведь так подсветится твой интерес в конкретной сфере. Но не все руководители считают этот пункт обязательным или решающим. Намного важнее уметь разбираться в задаче и погружаться в продукт на основе методологий.
  • Внимание к деталям и чистота
    Важно внимательно проверять свой текст на ошибки, опечатки, точки в конце предложений.
  • Актуальность
    Портфолио необходимо обновлять, пересобирать каждый раз, когда растут навыки.
Важно сделать хорошее портфолио.
Можно придумать два-три интересных вам концепта и сделать на их основе портфолио. Это может быть приложение, которого не существует, но которое именно вам интересно и в котором есть интересные идеи.
Костя Горский
Сооснователь hirehire.ai и hirehire.me, ex-Intercom, ex-Yandex

Этап 3. Собеседование

Цели собеседования — понять soft skills и то, насколько кандидат подходит в команду. Насколько знает терминологию, говорит ли на «‎дизайнерском»‎ языке, ведь это поможет быстрее найти общий язык с руководителем и командой. Уточняющие вопросы по портфолио помогают понять, насколько кандидат самостоятельно выполнял кейс или насколько большим был его вклад, если кейс командный.

  • Осознанность. На этом этапе необходимо показать высокий уровень осознанности и мотивацию развиваться в профессии. Рассказать, почему именно в эту компанию есть желание попасть и что компания может получить от совместной работы.
  • Защита тестового задания. Если собеседование проходит после тестового задания, руководитель даст возможность защитить, объяснить и обосновать какие-то решения, используемые в тестовом задании. Готовься к этому заранее. На этом этапе необходимо показать высокий уровень осознанности и мотивацию развиваться в профессии. Рассказать, почему именно в эту компанию есть желание попасть и что компания может получить от совместной работы.
Не бояться. Не унывать. Не сдаваться.
Если очень хочется работать продуктовым дизайнером, стоит откликаться на вакансии снова и снова.
Не сдаваться даже после нескольких отказов.
Вова Зимин
Дизайн-директор Яндекс Плюс
88
4 комментария

Много моих знакомых-дизайнеров рассказывали, что окончили хорошие курсы по дизайну, сделали портфолио, но так и не смогли найти работу.Да, этим знакомым-дизайнером был я. Пошёл в грузчики, но затем последовал советам из статьи и теперь я продакт или как там его в конторе или как там её.

3

Приоритизация — сначала составляем план

Проблема — плохо училась в школе
Решение — проходим курсы русского языка