Технологии Доверия

Digital IQ в России: как измерить цифровую зрелость российских компаний

Совместное исследование PwC в России и ABBYY Russia.

В PwC мы глубоко изучаем влияние цифровых технологий в крупном бизнесе уже не один десяток лет. Первое глобальное исследование Digital IQ наши эксперты провели еще в 2007 году.

Именно с помощью цифровых технологий Amazon и Alibaba задали новый мировой стандарт e-commerce, Netflix показал, что можно создавать персонализированный видеоконтент для миллионов пользователей, а Domino’s – что заказать пиццу можно не только по телефону или в ресторане, но и еще десятком способов.

В 2020 году значение цифровых технологий для бизнеса осознают, пожалуй, все. Но только 5% компаний в мире делают все необходимое, чтобы обеспечить окупаемость своих проектов. По оценке экспертов PwC, именно эти участники рынка обладают высоким уровнем цифрового интеллекта. В этом году мы сфокусируемся на измерении Digital IQ российских компаний.

Что такое Digital IQ

Большинство людей имеют представление об IQ человека. Это оценка интеллектуальных способностей личности, включая логическое мышление, умение формулировать гипотезы, нестандартный подход к решению задач. По аналогии Digital IQ – это корпоративный показатель, индекс цифровой компетентности, который можно измерить по ряду ключевых параметров:

  • Зрелость программы цифровой трансформации. Вместо разрозненных ИТ-проектов лидеры последовательно внедряют технологии в наиболее значимые бизнес-процессы. Они чаще рассматривают трансформацию в долгосрочной перспективе – 96% из них имеют четкое представление о направлении цифровизации.

    Например, американский производитель сельскохозяйственной и тяжелой техники John Deere активно инвестирует в развитие персонала, чтобы привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов. Компания постепенно сокращает производство стандартного оборудования и все больше применяет в своей продукции интеллектуальные решения с элементами компьютерного зрения и анализа больших данных. Новые технологии помогают фермерам быстрее выявлять заболевшие посевы и сокращать применение пестицидов.

  • Уровень развития цифровых продуктов и каналов продаж. К примеру, это направление активно развивает IKEA. В числе экспериментов компании – разработка приложения с элементами дополненной реальности. С его помощью клиенты могут посмотреть, как мебель бренда будет выглядеть в их собственной комнате.

    Кроме того, компания предлагает пользователям бесплатную онлайн-библиотеку дизайн-проектов, в которой есть варианты интерьера даже для однокомнатных «хрущевок». Один из масштабных проектов – создание технологий «умного дома» для массового потребителя. Эта инициатива предполагает конкуренцию или сотрудничество с такими гигантами, как Google и Facebook.

  • Изучение клиентского опыта и умение предсказывать потребности пользователей на основе данных о них. Яркий пример на глобальном рынке – это музыкальный сервис Spotify, который летом 2020 года пришел и в Россию. Компания постоянно расширяет возможности для персонализации плейлистов.

    Так, недавно она запатентовала технологию искусственного интеллекта, которая способна воспринимать частоту, высоту, тон и громкость голоса. На основе этой информации сервис подберет треки, которые смогут вовремя поддержать, подбодрить или порадовать пользователя.

  • Понимание, как устроены бизнес-процессы в компании. Невозможно улучшить то, о чем не знаешь с достаточным уровнем детализации. Этим принципом руководствовался глобальный производитель упаковочных материалов, бумаги и лесоматериалов Stora Enso, когда приступил к трансформации бизнеса.

    У Stora Enso более 26 тысяч сотрудников в 30 странах. Общей проблемой всех подразделений была непрозрачность процессов и большое количество вариаций, в частности, на производственной линии. Компания использовала несколько разных информационных систем в зависимости от локации, из-за чего было невозможно централизованно собирать данные о деятельности предприятий в режиме реального времени.

    Поэтому на первом этапе эксперты собирали данные о деятельности компании. Преобразования запускали постепенно, так как каждое изменение затрагивало ключевой участок бизнеса, требовало глубокого погружения в детали. Непрерывное внедрение инноваций, выстроенное с помощью анализа данных о процессах, позволило компании работать и трансформироваться одновременно. Некоторые компании используют для анализа такие интеллектуальные платформы, как Process Intelligence.

А что в России

В последние годы предпринимались попытки оценить цифровую зрелость российского бизнеса, но выводы таких исследований, как правило, неоднозначны.

Так, большинство крупных компаний в России говорят о том, что у них есть стратегия цифровой трансформации, но понимают под этим термином разные вещи. Для кого-то внедрение новой CRM – уже цифровая трансформация. Для другого - это полное обновление всех информационных систем предприятия. А для третьего – это объединение сервисов в единую экосистему.

Вместе с нашим партнером ABBYY – мировым разработчиком технологий в области интеллектуальной обработки информации и анализа бизнес-процессов – мы проводим опрос сотрудников крупных российских компаний, чтобы узнать: кого участники рынка считают лидерами в применении современных технологий, как определяют уровень цифровой зрелости бизнеса, какие решения необходимы сегодня, чтобы сохранять конкурентоспособность, и что препятствует реализации стратегий цифровой трансформации. Наша цель — выявить ключевые особенности и направления деятельности компаний в сфере цифровизации в России.

Мы планируем собрать мнения экспертов из разных отраслей бизнеса, которые уже имеют успешный опыт внедрения и использования наиболее востребованных технологий, участвуют в реализации масштабных проектов и понимают, что препятствует достижению высоких результатов.

Мы обязательно поделимся с вами итогами исследования. Следите за обновлениями!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null