Как мы сделали интерактивный курс о том, чему нельзя научить в онлайне
Цифровые технологии сегодня всё чаще смешиваются с физическими объектами. Отсюда возникают примеры активностей в формате «фиджитал» (от англ. physical + digital). В статье мы рассказываем о том, как использовали такой подход в корпоративном обучении.
В Tele2 сделали интерактивный курс для маркетологов и трейд-маркетологов с элементами физического опыта. Так мы развиваем у команды практические навыки, которым не научишь через экран. Благодаря новому формату мы больше не проводим сложные очные тренинги, хотя раньше казалось, что только так можно разобраться в плотности бумаги, качестве печати и глубине цвета.
Онлайн-обучение захватывает мир, но у него есть недостатки
Часть навыков невозможно передать через экран, особенно, если они связаны с чем-то физическим. Можно выучить наизусть правила тенниса, но без практики в реальной жизни держать ракетку не научишься.
Для практической отработки навыков обычно проводят очные тренинги, а это нелегко и недешево, когда команда большая и распределенная. Мы собирались обучить маркетологов и трейд-маркетологов навыкам создания и проверки печатных рекламных материалов, но не стали возвращаться к модели тренингов и придумали альтернативу.
Мы сделали фиджитал-курс: объединили онлайн и практику
Авторы разработали курс, в котором цифровую теорию подкрепляют упражнения с печатными материалами — можно тренироваться и определять виды брака на листовках, открытках, конвертах и буклетах.
Учебные материалы помогают сформировать практический навык: их можно оценивать визуально и наощупь, примерять и сравнивать ошибочные образцы с идеальными. Материалы для практики соответствуют этапам работы маркетологов и трейд-маркетологов. В одном из модулей нужно проверить файл с макетом в программе, а в следующем — вскрыть конверт с уже распечатанными листовками, определить бракованную и правильную версию и перечислить все ошибки.
Практика приближена к проверке материалов в типографии: ученики сравнивают бракованный и правильный образцы листовок. Все практические материалы для курса каждый ученик получает в специальной поясной сумке, которую удобно брать с собой даже после обучения, например, при приемке продукции на производстве.
В сумке ученики получают веера фирменных цветов, лупу, микрометр, чек-листы и памятки, а также примеры бракованных и корректных печатных материалов для тренировок. Кроме того, авторы курса дополнили набор небольшими приятными мелочами вроде стикеров для хорошего настроения.
Добавили в курс обучение soft skills на основе креативной метафоры
До разработки программы курса авторы провели глубинные интервью с менеджерами по маркетингу и трейд-маркетологами. Выяснили, с какими глобальными проблемами сталкиваются сотрудники в работе.
После интервью стало ясно, что в курсе важно учесть не только технические знания и физический опыт работы с материалами, но и человеческий фактор.
В курсе было важно научить сотрудников правильной коммуникации с подрядчиками и показать, как менеджер может влиять на весь процесс производства, а не надеяться на добросовестность подрядчика.
Решили эту задачу вместе с esprezo — компанией, которая разработала методологию курса. Там предложили использовать креативную метафору, чтобы лучше прокачать soft skills сотрудников.
Авторы курса вдохновлялись пиксаровским мультфильмом «Головоломка». В основе метафоры идея о том, что в каждом сотруднике уживаются разные «герои» — энергичный Менеджер, лёгкий Дзен, надёжный Умелец, точный Профессор и эмпатичный Дипломат — со своими сильными сторонами и областями для роста. В процессе обучения менеджеры должны разобраться, каких качеств им не хватает, и направить силы на развитие.
Уникальность каждого героя было важно отразить визуально. Чтобы образы были характерными, авторы курса отказались от стоковых фотографий и подобрали актёров по типажам персонажей. Ориентировались на то, какое настроение ярче всего передают актёры: для Менеджера была важна энергия и напор, а для Дипломата — открытость, уверенность и готовность разрулить любую ситуацию.
С каждым провели отдельную фотосессию: актёры по очереди демонстрировали эмоции, которые нужны по мере раскрытия характеров их героев в курсе. «Проявлять эмоции» помогали рисованные руки, которые символизировали лейтмотив тренинга – «Всё в твоих руках».
Герои сопровождают учеников весь курс в анимационных роликах: они разбираются с типичными рабочими ситуациями в своем рабочем чатике, узнают новое и находят выход.
В конце каждого модуля ученики видят, в чём стал сильнее тот или иной герой, а, значит, и сам сотрудник.
Чтобы связать знания из курса с реальными кейсами, добавили в обучение жизненные примеры, за которые сотрудники ценили традиционные очные тренинги. Историями и советами поделился руководитель направления производства и качества бренд-материалов Михаил Гуляев в формате коротких роликов.
Что получилось
Мы разработали одновременно полезное компании и интересное сотрудникам фиджитал-обучение. Ученики узнают себя в героях, замечают свои сильные стороны и зоны для прокачки, а каждый модуль соответствует конкретному этапу в рабочем процессе: проверке макета, составлению ТЗ и приёмке тиража.
Теорию сотрудники изучают через лонгриды, анимационные ролики, чек-листы и памятки из сумки, а потом тренируются с инструментами и образцами печатной продукции.
Мы узнали впечатления о новом курсе у тех, кто его уже прошел.
Как педагог, плюсую. И элементы геймификации, и наглядный материал — круто. Хотел бы придраться, но пока, с первого взгляда, не к чему
Рады, что вам понравилось! Передадим комплименты команде)
Михаил! Крутой проект.
Передадим Михаилу) Спасибо!
Отличный пример использования геймификации!
Кстати, а вы знали, что 70% сотрудников не чувствуют сопричастности на работе, но при введении геймифицированного обучения мотивация возрастает на 45%(исследование проводил институт Гэллапа).
Хотелось бы в будущем увидеть продолжение этого кейса и узнать результаты, которых достигла компания: цифры, отзывы рядовых сотрудников, преодоленные трудности и другие данные в долгосрочном разрезе.
Интересные данные, спасибо! Идею с продолжением кейса берем на вооружение)
класс! а можете поделиться размером целевой аудитории и стоимостью проекта?
Марина, бюджет, увы, не раскроем. Что касается целевой аудитории, то на данный момент это 500 человек. Но курс рассчитан на длительное время, поэтому пройдет его еще больше людей.
А можете поделиться, как просчитывали бюджет проекта? Сначала полностью была идея обдумана? Или что-то в процессе возникало? Уложились ли вы? И какие в итоге сроки выполнения всего этого обьема?
Классный проект, молодцы!
Благодарим за высокую оценку!
Не до конца понял, а в чём фиджитал? В создании неподвижных образов с эмоциональной окраской? Чем-то напомнило стенд департамента занятости на GeekPicknik, там тоже сделали упор на эмоции, одели VR очки и показывали зарисовки, на которых надо было их определить. И вот сидишь в этих очках, а что-то не то.
Безусловно геймификация это здорово и невозможно делать какие-то выводы не попробовав, но мне кажется ничто не заменит работу в настоящей команде, пусть и в лабораторных условиях, по возможности с куратором / наставником. А яркие роли получить на этапе отбора.
Дмитрий, мы тоже любим очные тренинги и работу в команде) Но в сегодняшних реалиях мы гибко реагируем на внешние изменения, поэтому внедряем новые интерактивные форматы. А фиджитал в нашем тренинге реализуется благодаря двум составляющим: digital-часть – это все, что в онлайне, physical – это сумка с практическими материалами, которые используются по мере прохождения курса. Что касается работы с куратором, то у нас отлично выстроены коммуникации внутри компании – куратор всегда на связи, и в каждом макрорегионе есть эксперты, которые могут подключиться при необходимости.
Очень классный кейс! Спасибо, что поделились)
Рады, что вам понравилось)
Очень приятно сделано! Вы молодцы! История с мышками - шок и красота :)