Как мы сделали интерактивный курс о том, чему нельзя научить в онлайне

Цифровые технологии сегодня всё чаще смешиваются с физическими объектами. Отсюда возникают примеры активностей в формате «фиджитал» (от англ. physical + digital). В статье мы рассказываем о том, как использовали такой подход в корпоративном обучении.

Как мы сделали интерактивный курс о том, чему нельзя научить в онлайне

В Tele2 сделали интерактивный курс для маркетологов и трейд-маркетологов с элементами физического опыта. Так мы развиваем у команды практические навыки, которым не научишь через экран. Благодаря новому формату мы больше не проводим сложные очные тренинги, хотя раньше казалось, что только так можно разобраться в плотности бумаги, качестве печати и глубине цвета.

Как мы сделали интерактивный курс о том, чему нельзя научить в онлайне

Онлайн-обучение захватывает мир, но у него есть недостатки

Часть навыков невозможно передать через экран, особенно, если они связаны с чем-то физическим. Можно выучить наизусть правила тенниса, но без практики в реальной жизни держать ракетку не научишься.

Для практической отработки навыков обычно проводят очные тренинги, а это нелегко и недешево, когда команда большая и распределенная. Мы собирались обучить маркетологов и трейд-маркетологов навыкам создания и проверки печатных рекламных материалов, но не стали возвращаться к модели тренингов и придумали альтернативу.

Мы всегда уделяли большое внимание качеству наших рекламных материалов. Мы учим сотрудников, как правильно производить различную продукцию, какие существуют технологии, как контролировать качество. Раньше такие тренинги были очными. Когда пришло время перевести их в онлайн, мы поставили перед собой задачу – не потерять в качестве этого обучения. Как сделать это, когда слушатель остается один на один с ноутбуком? Дополнить диджитал-часть практическими материалами, с которыми можно физически взаимодействовать по мере прохождения курса.

Михаил Гуляев

,

Руководитель направления производства и качества бренд-материалов Tele2

Мы сделали фиджитал-курс: объединили онлайн и практику

Авторы разработали курс, в котором цифровую теорию подкрепляют упражнения с печатными материалами — можно тренироваться и определять виды брака на листовках, открытках, конвертах и буклетах.

Учебные материалы помогают сформировать практический навык: их можно оценивать визуально и наощупь, примерять и сравнивать ошибочные образцы с идеальными. Материалы для практики соответствуют этапам работы маркетологов и трейд-маркетологов. В одном из модулей нужно проверить файл с макетом в программе, а в следующем — вскрыть конверт с уже распечатанными листовками, определить бракованную и правильную версию и перечислить все ошибки.

Пример листовки из сумки с практическими материалами.
Пример листовки из сумки с практическими материалами.

Практика приближена к проверке материалов в типографии: ученики сравнивают бракованный и правильный образцы листовок. Все практические материалы для курса каждый ученик получает в специальной поясной сумке, которую удобно брать с собой даже после обучения, например, при приемке продукции на производстве.

В сумке ученики получают веера фирменных цветов, лупу, микрометр, чек-листы и памятки, а также примеры бракованных и корректных печатных материалов для тренировок. Кроме того, авторы курса дополнили набор небольшими приятными мелочами вроде стикеров для хорошего настроения.

Добавили в курс обучение soft skills на основе креативной метафоры

До разработки программы курса авторы провели глубинные интервью с менеджерами по маркетингу и трейд-маркетологами. Выяснили, с какими глобальными проблемами сталкиваются сотрудники в работе.

После интервью стало ясно, что в курсе важно учесть не только технические знания и физический опыт работы с материалами, но и человеческий фактор.

Исследование, которое мы провели, показало, что наша аудитория в своих ошибках с рекламными материалами предпочитает перекладывать ответственность на кого-то другого – типографию, менеджера на производстве и т.д. Мы видели свою задачу в том, чтобы донести до сотрудников с помощью тренинга – все в ваших руках.

Кира Кузнецова, Старший менеджер по развитию онлайн-обучения Tele2

В курсе было важно научить сотрудников правильной коммуникации с подрядчиками и показать, как менеджер может влиять на весь процесс производства, а не надеяться на добросовестность подрядчика.

Решили эту задачу вместе с esprezo — компанией, которая разработала методологию курса. Там предложили использовать креативную метафору, чтобы лучше прокачать soft skills сотрудников.

Авторы курса вдохновлялись пиксаровским мультфильмом «Головоломка». В основе метафоры идея о том, что в каждом сотруднике уживаются разные «герои» — энергичный Менеджер, лёгкий Дзен, надёжный Умелец, точный Профессор и эмпатичный Дипломат — со своими сильными сторонами и областями для роста. В процессе обучения менеджеры должны разобраться, каких качеств им не хватает, и направить силы на развитие.

Мы остановились на идее «Головоломки», потому что хотели показать внутри курса не только важные технические аспекты – чем отличается цифровая печать от широкоформатной и сколько времени сохнет краска, но и человеческую составляющую. Показать, что в какой-то момент нужно врубить «менеджера» и пушить подрядчика, а когда-то лучше побыть «дипломатом», не перегнуть и договориться о лучшем решении. Важно не только ставить ТЗ подрядчику, а корректно выстраивать коммуникацию, вовремя вспоминать про задачи, контролировать или отпускать контроль, когда это необходимо. И вся прелесть в том, что в каждом сотруднике эти навыки уже есть, нужно только научиться этим правильно пользоваться.

Даниил Фишкин,

Креативный директор esprezo

Уникальность каждого героя было важно отразить визуально. Чтобы образы были характерными, авторы курса отказались от стоковых фотографий и подобрали актёров по типажам персонажей. Ориентировались на то, какое настроение ярче всего передают актёры: для Менеджера была важна энергия и напор, а для Дипломата — открытость, уверенность и готовность разрулить любую ситуацию.

С каждым провели отдельную фотосессию: актёры по очереди демонстрировали эмоции, которые нужны по мере раскрытия характеров их героев в курсе. «Проявлять эмоции» помогали рисованные руки, которые символизировали лейтмотив тренинга – «Всё в твоих руках».

Герои сопровождают учеников весь курс в анимационных роликах: они разбираются с типичными рабочими ситуациями в своем рабочем чатике, узнают новое и находят выход.

В конце каждого модуля ученики видят, в чём стал сильнее тот или иной герой, а, значит, и сам сотрудник.

Чтобы связать знания из курса с реальными кейсами, добавили в обучение жизненные примеры, за которые сотрудники ценили традиционные очные тренинги. Историями и советами поделился руководитель направления производства и качества бренд-материалов Михаил Гуляев в формате коротких роликов.

Что получилось

Мы разработали одновременно полезное компании и интересное сотрудникам фиджитал-обучение. Ученики узнают себя в героях, замечают свои сильные стороны и зоны для прокачки, а каждый модуль соответствует конкретному этапу в рабочем процессе: проверке макета, составлению ТЗ и приёмке тиража.

Теорию сотрудники изучают через лонгриды, анимационные ролики, чек-листы и памятки из сумки, а потом тренируются с инструментами и образцами печатной продукции.

Мы узнали впечатления о новом курсе у тех, кто его уже прошел.

Тренинг отличается от всего, к чему мы привыкли, начиная от мелочей из сумки и заканчивая профессиональными тонкостями в теории. Интересно, что границы между онлайн-обучением и офлайн стираются благодаря практическим материалам из курса. Очень удобно, что видеоформат не растянут, а содержит краткую информацию в легкой форме повествования с шутками, после чего можно применить все свои навыки, не отходя от ноутбука. Остальная информация отражена в формате текста, и в сумке есть основные поинты из пройденной темы. В финале обучения даже у бывалых сотрудников многое структурируется в голове. Очень порадовали такие приятные мелочи, как витамины и стикеры, которые превысили все ожидания об онлайн-обучении.

Оксана Чурсина, Менеджер по маркетинговым проектам макрорегиона «Юг» Tele2
Как мы сделали интерактивный курс о том, чему нельзя научить в онлайне

Очень интересный курс в необычном формате. Понравилось подробное видеонаполнение (короткие ролики про различные виды печати, резки, обработки материалов). Чередование выступлений тренера с чтением чата позволило продуктивно пройти курс (в моем случае — повторить материал). Возможность повторно пройти проверочные задания и исправить неверные ответы позволяет закрепить материал.

Отдельный восторг от практики: сумка с материалами для прохождения просто бомба! На реальных образцах очень удобно изучать ошибки, искать их и сверяться с теорией.

Сергей Смолин,

Менеджер по маркетинговым проектам макрорегиона «Урал» Tele2

1515
16 комментариев

Как педагог, плюсую. И элементы геймификации, и наглядный материал — круто. Хотел бы придраться, но пока, с первого взгляда, не к чему

4
Ответить
Автор

Рады, что вам понравилось! Передадим комплименты команде)

Ответить

Михаил! Крутой проект.

3
Ответить
Автор

Передадим Михаилу) Спасибо!

Ответить

Отличный пример использования геймификации!

Кстати, а вы знали, что 70% сотрудников не чувствуют сопричастности на работе, но при введении геймифицированного обучения мотивация возрастает на 45%(исследование проводил институт Гэллапа).

Хотелось бы в будущем увидеть продолжение этого кейса и узнать результаты, которых достигла компания: цифры, отзывы рядовых сотрудников, преодоленные трудности и другие данные в долгосрочном разрезе.

2
Ответить
Автор

Интересные данные, спасибо! Идею с продолжением кейса берем на вооружение)

1
Ответить

класс! а можете поделиться размером целевой аудитории и стоимостью проекта?

2
Ответить