Точка «5G»: как сети «пятого поколения» изменят нашу жизнь

Похоже, именно телеком стал той отраслью, которая медленно и верно заставляет граждан погружаться в новые технологии и цифровую реальность. Все эти 3G, 4G, LTE, NFC, IoT и прочие странные аббревиатуры, за которыми стоят серьёзные технологии, уже давно перешли из лексикона специалистов в лексикон обывателей. И, что самое интересное, все понимают, о чём идет речь.

Сегодня мы поговорим про сети 5G, которые станут доступны для коммерческого использования только в 2020 году, но дают о себе знать уже сейчас. Что в этих «пятых» сетях нового, откуда такой хайп и как поменяется рынок в условиях 5G.

Что такое 5G

Начнём с азов. Чтобы представить, как 5G повлияет на нашу жизнь, нужно сначала понять, как оно устроено. Вопрос этот я попросила прокомментировать эксперта, генерального директора макрорегиона «Москва» Tele2 Игоря Жижикина.

Сеть 5G — это новый сверхбыстрый стандарт беспроводной передачи данных, не уступающий оптическим сетям связи, с пиковыми скоростями до 10 Гбит в секунду в оптимальных радиоусловиях и 1 Гбит в секунду на краях сот и для «сверхмобильных пользователей», перемещающихся быстрее 300 км/ч.

Это принципиально новая технология, и она отличается от четвёртого поколения по многим параметрам. Поколение 5G нельзя по привычке оценивать по единственному традиционному параметру — скорости передачи данных. Для сетей 5G также важна устойчивость связи в условиях большого количества абонентов в пределах действия базовой станции, быстрый отклик устройства, малое энергопотребление и ряд других параметров. Для соблюдения всех этих условий в настоящее время ведется разработка нового поколения базовых станций и сложных антенных конструкций с программным управлением.

Игорь Жижикин

У сетей 5G есть еще одна особенность. Например, базовая станция 4G может получиться из базовой станции 3G удаленно, переустановкой ПО. Это значительно упрощает переход от сетей третьего поколения к 4G. К сожалению, в случае с 5G это не работает, требуется замена оборудования. А значит, процесс потребует существенных финансовых вложений от операторов связи.

Но операторы всё равно заинтересованы в развитии новых сетей, проводят активное тестирование уже сейчас и показывают устройства, работающие в новых сетях. Понятно, что операторы связи — коммерческие предприятия, и просто так деньги тратить не будут.

Зачем нам вообще 5G

Что такого привлекательного в этих новых сетях? Почему именно переход на 5G считают родоначальником будущей новой технический революции? И нужен ли нам вообще этот переход?

Даже если сейчас случится чудо, и в одну ночь операторы возьмут, да и построят сеть 5G, для нас ничего не изменится. Потому что для работы в сети нужны специальные устройства. А их пока нет, есть только опытные образцы. Так, В 2017 году на Международном телекоммуникационном форуме в Барселоне компания ZTE представила первый в мире смартфон, работающий на гигабитных скоростях. Также сейчас ведутся разработки 5G-модемов.

При этом сети LTE и LTE advanced вполне могут удовлетворить все потребности абонентов, а дома и в офисе у нас есть высокоскоростной проводной интернет, который способен давать ещё более высокие скорости. Так зачем нам 5G и почему все с ним так носятся?

Существующих сегодня скоростей достаточно, чтобы смотреть видео в онлайне в HD-качестве, поэтому мы прогнозируем, что 5G будет иметь скорее прикладной, чем бытовой характер. Сеть пятого поколения даст развитие формату M2M (межмашинное взаимодействие) и сэкономит потребление электроэнергии для увеличения срока взаимодействия с устройствами, позволит развивать совершенно новые сервисы: беспилотное управление автомобилями и организацию «умного» движения в масштабах целого города.

Технология 5G будет задействована в таких областях, как автомобилестроение, ЖКХ, «умный» город, здравоохранение, системы для дома и других.

Игорь Жижикин

То есть обывателю такие скорости на самом деле не нужны. Эти скорости, а главное, быстрый отклик, нужны для общения машин. Хотя проводной интернет реально окажется под угрозой, если сотовая сеть способна дать хорошие скорости при условии гораздо большей мобильности. Тут всё будет зависеть от доступности устройств и самого мобильного интернета.

Так что конкуренция проводного и мобильного интернета, скорее всего, перейдёт в ценовую плоскость: при хорошей доступности 5G-устройств и мобильного интернета перспективы проводного интернета окажутся совсем не радужными.

5G: для людей или для машин

Как мы уже говорили выше, в стандарте 5G важны не только высокие скорости, но и сверхбыстрое время отклика. Именно этот показатель даст импульс для развития М2М. Время отклика критично для беспилотников и организации цифрового городского пространства.

«Умным» домам, «Умным» городам и системам безопасности тоже нужны хорошие скорости, маленький отклик и поддержка большого количества устройств одновременно.

Приведу пример. 12 июня «Мегафон» в партнёрстве с КамАЗом показал первый в России беспилотный шаттл, работающий в 5G. Сам шаттл разработан КамАЗом совместно с ФГУП «НАМИ», на нем можно проехать от фан-зоны к стадиону «Казань Арена» во время ЧМ-2018. Дело в том, что презентация шаттла стала возможной только в организованной «Мегафоном» тестовой зоне 5G, в сетях четвёртого поколения сделать это бы не удалось.

Во время презентации для журналистов я расспросила создателей шаттла о перспективах городского автомобильного движения вообще и в сетях 5G в частности.

Сейчас постепенно происходит вытеснение частных автомобилей из городов. В скором времени беспилотные автомобили заменят такси, каршеринг и автобусы. Уже сейчас на рынке есть автомобили с высоким уровнем автономности. Чаще всего это автомобили премиум-класса.

Они умеют держать полосу, тормозить, самостоятельно парковаться. Следующий шаг — «кортежи» из грузовиков (цепочка из автомобилей, следующих строго на расстоянии 15-20 см друг от друга, что позволяет значительно экономить топливо, тем самым снижая вред для окружающей среды), беспилотные логистические тележки на заводах. И только потом наступит время беспилотного общественного транспорта.

Ещё одним преимуществом беспилотного транспорта станет снижение аварийности на дорогах. Не секрет, что в развитых странах население стремительно стареет. Пожилой человек может почувствовать себя плохо за рулем, что в свою очередь может привести к аварии. «Умные» машины в таких случаях способны брать управление на себя, снижая аварийность и делая дорожное движение более безопасным.

Алексей Гогенко

Так что, похоже, цепочка такая: 5G нужен для машин, а вот уже сами машины — для людей. Хотя представить такую реальность даже немного страшно: на всех простых работах — роботы, по городу снуют беспилотники, повсюду камеры, датчики, микрофоны. Всё просто, безопасно и удобно.

Безопасно ли? Как показывает опыт с беспилотником, сбившим велосипедиста, а также разбившийся о стену дрон Почты России, ошибки «человеческого фактора» вполне свойственны и машинам. Хотя машины в целом всё же точнее и не подвержены эмоциям.

Но, кроме гипотетической опасности «восстания машин», такие технологии таят в себе вполне реальный риск безработицы. Учитывая, как много функций может взять на себя искусственный интеллект, можно прогнозировать существенную безработицу, особенно в сфере физического труда.

Перед показом первой VR-трансляции футбольного матча в сети 5G от «Мегафона», Сергей Солдатенков, генеральный директор ПАО «Мегафон», как раз затронул эту тему. Он считает, что рутинные процессы будут заменены роботизированными цифровыми решениями, а люди смогут посвятить себя более высокоинтеллектуальным профессиям, масса которых появится в связи с той же цифровизацией.

Уже сейчас компании испытывают кадровый голод и находятся в поиске сотрудников, которые будут работать с новыми технологиями. А дальше потребность в квалифицированных сотрудниках будет только расти. Проблема в том, что не все смогут переквалифицироваться. По мнению Сергея Солдатенкова, без работы могут оказаться от 4 до 10 млн человек в России. И это проблема уже самого ближайшего будущего.

Так что помимо интересных перспектив, переход на 5G таит в себе и определённые риски как для компаний, так и экономики в целом. Хотя многие риски со временем можно нивелировать. Людей можно обучить, ПО оптимизировать, процессы сделать более эффективными. Всё новое «рождается в муках». Зато будущее, о котором мы в детстве мечтали, читая фантастические романы, уже через несколько лет может стать реальностью.

0
61 комментарий
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Августин Макдональд

Чётко и по делу. Спс

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Калашников

К слову этот беспилотник - автобус, движущийся строго по прямой и разворачивающийся в одних и тех же местах на огороженном отрезке длинной примерно 2 км. Зачем ему нужны все эти технологии для меня не ясно, на этом участке и заводная игрушка бы так же ездила.

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Ну этот конкретный так ездит, потому, что пока нет законодательных норм по движению беспилотников. Вот он и ездит со скоростью 6км/час по прямой почти. Хотя может больше, но нельзя вне опытного полигона. Гораздо веселее дела обстоят с беспилотными поездами, там же рельсы и управление проще. Tele2 тут беспилотный Сапсан нормально протестили. В московском метро беспилотные поезда тоже испытывали.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Pavel Ivanov

Для радужного будущего нужно ещё вырастить несколько поколений инженеров, которые смогут всё это поддерживать. Сейчас даже в сфере веб-разработки (а она не самая сложная по наукоёмкости) огромный дефицит мозгов, компании борются за каждого сотрудника. Я не представляю, кто в будущем будет обслуживать всех этих дронов, беспилотников, эти "умные города", алгоритмы машинного обучения и прочее...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Низовцев

Какой дефицит, какая борьба? Вот открываю я hh, а там зарплаты обычного непьющего рабочего, выпускника ПТУ с конкурсом 0 (сварщик, фрезеровщик) уже сравнялись с обычным "веб-разработчиком". Машинное обучение - да, но это уже далеко от уровня типичного веб разработчика.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Антонина Самсонова
Автор

Согласна! Толковых айтишников днем с огнем не найти. Но сейчас многие ВУЗы готовят хороших айтишников, есть целевые наборы. Много компаний берут совсем "зеленых" и обучают. Знаю, т.к. сын собирается в следующем году поступать на информатику и мы уже много где побывали и ВУЗы посмотрели. Процесс идет. Хотя и не так быстро, как хотелось бы.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Баженов

Автобус норм, но вот 5г)))) отъезжаю за 117км от мск, не то что инет, связь через раз работает.

Ответить
Развернуть ветку
Damir Aysin

117 км?? Вы попробуйте съехать с Новой Риги ( ~30 км от МКАД)на бетонку в сторону Звенигорода - там километра 2 чёрной дыры) связи нет вообще у МТС, и Edge у мегафона)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Алексей Шатаев

Да кто вы такой что бы у вас все работало!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Syzygy
Хотя проводной интернет реально окажется под угрозой, если сотовая сеть способна дать хорошие скорости при условии гораздо большей мобильности.

Ну вот откуда такие глупости берутся? Вы тарифы на проводной и мобильный интернет сравнивали? За ту сумму, который даст безлимитный провод у сотовых операторов можно получить гигабайт 10, может 20. Для смартфона мемасики смотреть пойдёт, всё остальное мимо.

5G нужен для машин

Ещё одна глупость от сотовиков, которым надо впарить свой продукт. Ни одна существующая система автопилотирования (Google, Tesla, BMW, etc.) не ориентируется на сотовые сети, тем более 5G. И не планирует. Во-первых, и без них всё неплохо. Во-вторых, если ориентироваться на сотовые сети, то что делать там, где покрытия нет? Превращаться в тыкву? Удачи.

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Про проводной Интернет: я же написала, все зависит от цены. Хотя я сама часто просто забываю подключаться к домашнему Wi-Fi, хватает мобильного на планшете. Иногда и скорости лучше:(
Про 5G для машин: имеются в виду не только автомобили, но и весь M2M: системы безопасности, роботизированная техника, умные города, умные дома, умные ЖКХ и иже с ними. Вот тут 5G сильно пригодится!

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Я решила сосредоточиться на будущем, а не углубляться в технологию. На будущее приму к сведению. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатаев

Я правильно понимаю что в этот раз нашим операторам не получиться втюхивать под видом 5g нечто иное как это было с предыдущим поколением данной технологии?

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Нет, тут все четко: 5G и есть 5G. Такой путаницы, как LTE и LTE Advanced (который и есть 4G, в отличие от просто LTE) не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Argetkina

впечатляет!

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Даааа! Будущее ожидается очень интересное!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Damir Aysin

«базовая станция 4G может получиться из базовой станции 3G удаленно, переустановкой ПО»
Полный бред! 3g и 4g - совершенно разные технологии с применением совершенно разного оборудования. Сортовым апгрейдом не отделаться.
Либо они путают переход с Lte ->LTE-A

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Ну так LTE как бы не 4G, технически, 4G - LTE-А

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Borisov

Великолепно написанная захватывающая атмосферная статья. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Спасибо огромное! Очень приятно!

Ответить
Развернуть ветку
Mitya Gizatov

Мастерство заголовка

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Заголовок - это отдельное искусство:) и +100 к просмотрам, если угадать:)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Это вид сзади, правда спереди она выглядит примерно также:) Она же беспилотная, ей все равно, в какую сторону ехать. Вид спереди на фото

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Я спокойно пережил 3G, 4G, думаю и 5G пережить ибо сижу на 2G. Особенно я надеюсь пережить плоские шутки г-жи Самсоновой

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Хм, а чего на 2G? Кнопочные телефоны и никак иначе?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Антонина Самсонова
Автор

Ух ты!!!! Спасииибо!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Киреев

Если декларируется пониженное энергопотребление, значит упадет мощность, а это значит уменьшение размера сот, увеличение количества ретрансляционного оборудования. Может быть, этим отчасти и вызваны слова об узкой специализации новой технологии?

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Ну строить 5G будут, скорее всего, "целево" и только в больших городах, где правда нужна такая инфраструктура. В "полях" скорее всего останется родной LTE

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кедов
с пиковыми скоростями до 10 Гбит в секунду в оптимальных радиоусловиях и 1 Гбит в секунду на краях сот

Помнится, у йоты в тестовый период скорость была под 15 мбит, сейчас под 2 мбит максимум. У мтс раньше скорость тоже хорошая была, 20-25 мбит, но не было безлимита, а потом появился безлимит и скорость ограничили до 1 мбита. Так что, единственный плюс от 5g сетей это стабильность связи и бОльшая плотность абонентов на одну базовую станцию.

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова
Автор

Самый большой плюс 5G - отклик, ну и плотность абонентов, да. То что надо для M2M

Ответить
Развернуть ветку
Yota — официально

Здравствуйте! Дмитрий, во время тестового периода нагрузка на базовой станции могла быть меньше или были более лучшие радио условия по Вашему адресу. Скорость может постоянно меняться из-за особенностей беспроводной технологии передачи данных и нам бы хотелось понять, почему скорость у Вас снизилась до таких значений.

Напишите, пожалуйста, Ваш номер и точный адрес в личные сообщения нашей группы ВК (vk.me/yota), а также опишите всё более подробно. Будем ждать информацию от Вас!

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Yurieva

"Следующий шаг — «кортежи» из грузовиков (цепочка из автомобилей, следующих строго на расстоянии 15-20 см друг от друга"
И как обгонять такую колонну грузовиков на трассе?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Korolev

Тоже этот вопрос промелькнул. Сейчас-то сложно три фуры Магнита подряд обгонять, они всё реже выдерживают расстояние.

Хотя, к тому моменту просто запретят частный транспорт и всё!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Николаев

Тут товарищи жалуются, мол зачем это нужно. Мотивируют: 2 есть, 4-я устраивает. Как вы думаете, прогресс возможно ли остановить? Жившие до нас боялись паровозов и еропланов. Так и будем всего бояться и отвергать?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шипулин

Есть результаты исследований, свидетельствующих о нарушениях ДНК, бесплодии, онкологии и других негативных последствиях регулярного микроволнового излучения для человека.
Высокая плотность вышек и устройств в сети 5G, их близость к человеку будет подвергать людей риску.

По этой причине весь цивилизованный мир борется с развертыванием 5G сетей https://www.5gspaceappeal.org/the-appeal до проведения полномасштабных медицинских исследований и подтверждения их безопасности.

До тех пор форсирование развертывания 5G можно расценивать не иначе, как угрозу национальной безопасности и геноцид русского народа.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 61 комментарий
null