{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как запустить стартап и не облажаться: гайд из 9 шагов

Допустим, у вас уже есть интересная идея для стартап-проекта - инновационная, меняющая технологию или предполагающая разработку абсолютно нового продукта. Вы даже понимаете, как реализовать задумку и, может, у вас уже есть команда. Но как идти против статистики, которая гласит, что 99,7% стартапов закрываются спустя год, и только 0,3% достигают успеха?

Мы собрали 9 важных советов, которые помогут подойти к решению трудностей и к развитию проекта так, чтобы он превратился в прибыльный бизнес.

№1. Составьте бизнес-план

Да, возможно это скучно и очень бюрократично, но на самом деле, по словам многих стартаперов, составление бизнес-плана помогает оценить задумку по разным параметрам, доработать проект по всем фронтам и, возможно, немного откорректировать концепцию. То есть, БП помогает лучше понять свой проект, систематизировать весь хаос и все идеи, осознать реальный потенциал задумки и просчитать количество, размер затрат и возможную прибыль.

Напомним, что бизнес-план состоит из таких разделов:

  1. Резюме.
  2. Описание компании.
  3. Описание проекта.
  4. Анализ положения дел в отрасли.
  5. Анализ рынков сбыта продукции и закупок сырья.
  6. Маркетинговый план.
  7. Организационный план.
  8. Финансовый план.
  9. Анализ рисков.

Также без бизнес-плана вы не сможете найти инвестора, если пока не имеете денег на самостоятельную реализацию проекта. В этом случае важно уделить внимание не только составлению самого документа, но и его презентации. Это можно сделать с помощью шаблонов для портфолио, презентаций, сайтов. Обязательно расскажите, какими будут рентабельность, окупаемость (ее срок).

№2. Сразу обдумайте маркетинговый план и бизнес-модель

Да, мы об этом упоминали в предыдущем совете, но повторим снова. Если вы не будете знать, кто ваш потенциальный клиент, зачем ему ваш товар, чем ваш продукт лучше аналогов, за какую цену его готовы купить. Для этого проведите SWOT-анализ, PEST-анализ, конкурентный анализ (вдруг ваша идея уже есть на рынке, но вы об этом просто не знали?).

Чтобы выбрать бизнес-модель, подумайте, как вы сможете зарабатывать на стартапе, продукте, какую финансовую стратегию выберете (например, низкие цены, но большое количество продаж или высокий средний чек, но меньшее количество покупателей). Подумайте, как потом сможете масштабировать бизнес-модель. Рассчитайте точку безубыточности (сколько нужно зарабатывать, чтобы выходить в 0) и доходности (свыше 0).

№3. Протестируйте идею в режиме реального времени

Если у вас есть большая аудитория, попробуйте собрать фокус-группу или провести опрос на предмет того, понимают ли люди, о чем ваш продукт, хотят ли им пользоваться, готовы ли за него платить. Если большой публики нет, протестируйте на друзьях, коллегах, одногруппниках, знакомых.

Спрашивать нужно следующее:

  • насколько полезен продукт Х?
  • насколько удобен в использовании?
  • какие есть минусы, недочеты?
  • какие есть плюсы, преимущества?
  • почему бы вы посоветовали/не посоветовали продукт Х?
  • чего, как вам кажется, не хватает?
  • вы считаете потенциальную стоимость продукта Х справедливой? если нет, то какую бы были готовы заплатить?

№4. Пропишите все основные процессы, систематизируйте их

Бизнес — это о системе и возможности автоматизировать рутину. А чтобы автоматизировать, нужно понимать, какие есть процессы, как они связаны между собой, что нужно для их внедрения, работы. Бизнес-процессы выглядят как воронки — всегда есть какое-то действие, которое может иметь несколько вариантов продолжения и так в несколько этапов. Важно их отследить, прописать и подумать, как автоматизировать или оптимизировать. Например, чтобы ускорить процесс общения с людьми можно прописать скрипты и просто отправлять в ответ на одинаковые вопросы готовые ответы.

№5. Рассматривайте разные способы получения денег на реализацию идеи

Большинство людей считает, что если стартап, то единственные 2 способа получения денег на его внедрение — это привлечение инвестора или кредит. На самом деле, многие успешные стартапы в СНГ смогли довести свои проекты до ума и перейти в бизнес за счет краудфандинга. Здесь важно запариться над маркетингом, упаковкой, презентацией проекта, продумать систему вознаграждения вкладчиков (дать скидку на продукт, продать продукт, другое). Так у вас будут и первые заработанные деньги, и первые клиенты.

Также не забывайте об участии в грантах, конкурсах с денежными призами, фестивалях идей или стартапов. На подобных мероприятиях есть инвесторы, которые уже после вашего выступления или подачи заявки смогут заинтересовать вашим проектом (и тогда «продать» им свою идею будет проще и быстрее) и возможность заработать какой-никакой, но стартовый капитал.

№6. Не бойтесь набирать команду

Если вы реализовать пункт 2 и продумали маркетинг, то о том, как платить зарплату, не стоит. Если даже с этим проблемы, то лучше сначала обратиться к бизнес-консультанту или специалиста по маркетингу за консультацией или помощью в построении системы продвижения. А если у вас есть инвестор и о команде подробно расписано в разделе с организационными моментами, то можно вовсе не бояться. Единственный совет — лучше не брать новичков, а сразу ребят уровня middle. Для них это возможность в команде с другими создать что-то стоящее, самореализоваться, еще больше прокачать свой профессионализм, для вас — квалифицированные сотрудники, которых не нужно обучать.

№7. Ежемесячно анализируйте успешность действий, прописывайте цели на ограниченное время

Без целей, составленных и четко прописанных, нереально отслеживать эффективность работы, ее успешность. Поэтому важно перед началом реальной работы прописать цели на весь проект, на год, на полгода, на квартал, на месяц, а потом провести декомпозицию и разделить их на еженедельные задачи. Обязательно составьте KPIs (если сами не можете, привлеките финансиста, экономиста, аналитика, бизнес-консультанта), чтобы на цифрах или других точных показателях отслеживать результаты работы и анализировать, корректировать свои действия.

№8. Принимайте участие в выставках, посещайте встречи стартаперов

Это полезно для обмена опытом, так как часто на встречах стартаперов есть опытные ребята, которые могут бесплатно помочь советом. А еще во время нетворкинга можно узнать о чужих факапах и том, как и выходили, чтобы потом такого же не допустить.

На выставках вполне реально найти первых или потенциальных клиентов. Вы можете как участвовать в таких мероприятиях, так и быть простыми посетителями. Во втором случае это позволит оценить конкурентов, в целом рынок и на каком уровня развития он находится.

№9. Сделайте крутую упаковку идеи, продукта

И снова возвращаемся к вопросу маркетинга. Упаковка важна на всех этапах — при поиске инвесторов или краундфандеров, при тестировании идеи, при первых продажах, при участии в выставках. В этом помогут шаблоны лэндингов, презентаций, резюме, портфолио, других сайтов. Также можно снять видео, организовать фотосессию. Главное — показать преимущества идеи, продукта.

Заключение

Мы не гарантируем, что этот гайд в полном объеме поможет вам вывести свой проект в бизнес, но как минимум пригодится, чтобы закрыть отдельные вопросы или найти новые идеи для развития стартапа. Ведь каждый проект уникален и не может иметь универсальных инструментов, советов. Поэтому тестируйте, экспериментируйте, фиксируйте результаты и улучшайте!

0
4 комментария
Alexander Felitsyn

Выпускник MВA писал?

Ответить
Развернуть ветку
Eugen Bayer

Чушь полнейшая

Ответить
Развернуть ветку
TemplateMonster
Автор

Евгений, здравствуйте! 
Благодарим за отзыв. 

Расскажите, пожалуйста, подробнее, с чем именно в данной статье Вы не согласны.

Ответить
Развернуть ветку
Eugen Bayer

все пункты в принципе, но один меня насмешил даже. Вы понимаете что такие вещи как риск менеджмент в венчуре практически невозможны для стартаперов. С дури на одной из тусовок говорил про анализ рисков лет 8 назад - выросло в то, что все о нем говорят нихрена не понимая о чем это вообще. Модно же.. Про инвесторов тоже смешно. Пожалуй напишу свой контр взгляд, как практика стартапов. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда