The Architect

9 soft skills, которые точно пригодятся в 2022. Часть 2

Продолжаем говорить об актуальных soft skills от сооснователя digital-агентства The Architect Саши Сучкова. Сегодня разбираемся, что такое эмоциональный интеллект, как работать со стрессом и что нужно делать, чтобы оставаться гибким в любой ситуации.

Эмоциональный интеллект

Что это?

Эмоциональный интеллект — способность понимать свои и чужие эмоции, мотивацию, намерения, и управлять всем этим. Например, если во время встречи вы видите, что команда устала — сделайте перерыв.

Зачем это?

Чем сильнее развит эмоциональный интеллект, тем больше вы востребованы на рынке труда. Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше взаимодействуют с коллегами в команде и быстрее растут. Кроме того, способность грамотно распределять собственный ресурс сказывается не только на отношениях с командой, но и на продуктивности.

Что мне с этим делать?

Наблюдайте за своими ощущениями и эмоциями окружающих. Подумайте о взаимосвязи этих эмоций с действиями — как они влияют на поведение и рабочий процесс. Следите за следующими показателями в команде:

1. Текущее положение на «балансборде» — «скука или тревожность». Уровень нагрузки и сложность задач должны быть такими, чтобы с одной стороны было интересно, а с другой — амбициозно.

Как следить:

— сверяться с сотрудниками, куда их кренит на балансборде,

— искать для заскучавших драйвовые задачи,

— снизить давление на тех, кому в моменте тяжело.

2. Навык работы в потоке. Маст хэв для тех, кто много занимается интеллектуальной работой.

Как следить:

— бороться с переключениями и отвлечениями,

— замерять самооценку, баланс сложности и интерес,

— думать над тем, как в текущем окружении повысить % работы в состоянии потока,

— работать с раздражителями.

3. Баланс позитивного и негативного фидбэка. Сначала ты копишь позитивный счёт эмоций, а потом начинаешь тратить и давать негативный фидбэк. Главное — не обанкротиться и вовремя начать снова зарабатывать позитивные коины.

Как следить:

— подмечать всё хорошее, что происходит вокруг,

— говорить об этом, как бы глупо это ни было,

— следовать принципу открытости во всем.

Почитать📖 Дэниел Гоулман, «Эмоциональный интеллект»

Управление стрессом

Что это?

Стресс — следствие череды событий, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Причиной могут быть не только сложные взаимоотношения с клиентом или соседом, с которыми вы поругались. Банально, ежедневным триггером может быть время, проведённое за рулем. После этого вы уже на взводе, и какая-то мелочь по проекту выводит вас из себя.

Зачем это?

Факт в том, что стресс — это дар наших предков, ведь «мы потомки тех, кто оборачивался на любой шорох в кустах». Стресс нужен для выброса адреналина в кровь, чтобы справиться с опасным моментом в нашей жизни. Все мы помним о реакциях — бей, беги, замри.

Вероятность того, что сегодня на нас нападёт тигр или медведь крайне низка, и поводов для стресса как бы нет. Но сейчас мы переживаем совсем из-за других вещей:

— Каждый день мы встречаем множество людей, которые ставят нашу полезность для «племени» под сомнение. Более того, с ними нужно взаимодействовать и договариваться. Ещё хуже — каждый человек даёт нам условную оценку, а их мы принимаем на свой счёт и часто додумываем.

— Формируется впечатление, что у каждого нашего действия есть оценка. Мы начинаем накручивать, что от нас мало практической пользы. Если на это накладывается череда неудач в проектах и агрессия со стороны руководителя, всё — можно взлетать.

Что мне с этим делать?

1. Научиться работать с причиной, а не со следствием. Как мы уже говорили, в течение дня происходят вещи, которые изматывают, выводят нас из себя, и задача — научиться видеть их. Поэтому нужно составить список того, что высасывает вашу энергию, а что её подпитывает.

2. Научиться любить то, что происходит. Если мы каждый день думаем о том, как надоело ходить на работу, учиться, заниматься уборкой, то сами для себя формируем эту реальность. Вопрос всегда в том, какую интерпретацию реальности мы выбираем. А мы можем выбрать интерпретацию в моменте.

3. Начать качать prefrontal neocortex. С точки зрения энергии, это самая молодая и слабая часть мозга. Она отвечает за принятие решений и напрямую связана с тем, как мы воспринимаем окружающий мир, как реагируем и переживаем стрессовые ситуации, насколько подконтрольно мы это делаем. То есть, чем больше мы прокачиваем префронтальную кору, тем выше вероятность сохранять здравомыслие и быстро находить решения во время стресса.

4. Пересматривать отношение к происходящему в моменте. Важно помнить, что у каждого из нас своя реальность, свои взгляды на нормальность. Убедите себя, что ни один человек не хотел вам навредить. В его вселенной он принял одно из лучших решений.

5. Заниматься чем-то новым или делать что-то непривычным способом. Всё новое качает префронтальную кору, то есть мускул осознанности. Как мы уже знаем, это помогает бороться со стрессом. Например, можно начать собирать пазлы, пробовать играть на музыкальных инструментах, поиграть в игру с новой механикой, пойти на курсы вождения.

6. Тренировка чувствования. Этот инструмент подойдёт, если вы чувствуете, что выгораете. Смысл в том, чтобы чаще находиться здесь и сейчас. Например, если вы едите, то старайтесь не отвлекаться на телефон. Почувствуйте вкус, текстуру, углубитесь в процесс.

7. Медитации. Для тех, кто не пробовал медитировать, рекомендуем начать. Это помогает работать со стрессом, даёт возможность в моменте оценить критичность ситуации и постараться найти правильное решение. В результате — вы меньше срываетесь и впадаете в панику, ощущаете контроль над сознанием, сохраняете порядок и уверенность в делах.

8. Любая спортивная активность. Просто выбрасывайте весь накопившийся за день стресс через работу надпочечников.

Почитать📖 Роберт Сапольски, «Психология стресса»

Способность работать под давлением

Что это?

Идеальных лабораторных условий не бывает нигде. Мы ежедневно испытываем давление: от сжатых сроков, от «многозадачности», от постоянного общения с людьми. В большей мере мы напрягаемся не от факта происходящего, а от страха перед последствиями, если что-то не сделать, сорвать сроки, накосячить в переговорах.

Зачем это?

Давление и страх — серьёзные враги. Мысли о провале проекта, потере клиента, увольнении и невозможности реализовать свои интересы не могут ни в каком соотношении делить пространство с работой. Если вы испытываете стресс, то с большей вероятностью потерпите поражение.

Что мне с этим делать?

Осознайте и примите 2 вещи:

1. Накосячить — это окей. Это болезненно, но не смертельно. На самом деле именно ошибки приносят нам большую пользу, опыт и, в конце концов, рост.

2. Оппоненту не важны ваши страхи, у него есть свои боли и опасения. Он боится точно так же, как и вы: не получить нужный результат, потратить время, а что еще хуже — деньги.

Чтобы снизить тревожность в отношении работы, научитесь планировать и приоритизировать задачи. Как инструмент используйте календарь или задачник. Когда вы начинаете фиксировать что-то, оно уже не кажется таким страшным и непонятным.

Планирование — тоже часть работы, но как бы её имитация. Вы еще не приступили к задаче, но структурировали её. Теперь у вас есть план, картинка, а значит, вы выполнили первый этап и поводов для беспокойства нет.

Адаптивность

Что это?

Всё очень быстро меняется. Теперь нас окружает VUCA-мир, где:

Volatility — нестабильность. Трудно предугадать скорость и объём изменений в мире.

Uncertainty — неопределённость. Нельзя предсказать направление будущих изменений даже на основе предыдущего опыта.

Complexity — сложность. Действия имеют такое количество взаимосвязей, что невозможно угадать последствия событий.

Ambiguity — неоднозначность. Невозможно определить цели или однозначно трактовать их.

Термин придумали американские военные в 90-х годах. Сегодня он используется в бизнес-среде для описания условий, в которых работают компании. Это — состояние современности, констатация того, что у нас почти не осталось никаких ориентиров.

Зачем это?

Эта модель даёт нам подсказку, какие навыки необходимо развивать. В первую очередь нужно внимательно слушать, что происходит вокруг, адаптироваться и обучаться. Но нам нужна способность не только учиться, а и отучаться от устоявшихся стереотипов и иллюзий, чтобы найти своё место в динамичном VUCA-мире.

Что мне с этим делать?

Чтобы жить в новом формате и эффективно взаимодействовать с VUCA-средой, важно развивать соответствующие навыки. Их описал Боб Йохансен в книге «Лидеры создают будущее: десять новых качеств для неопределённого мира». Автор считает, что лидеров нового поколения отличают Vision (видение), Understanding (понимание), Clarity (ясность) и Agility (быстрота). Это ответ на вызовы современного мира — модель VUCA Prime.

Спойлер: освоить эти качества поможет развитие навыков, которые мы разбирали выше и в первой части статьи.

Vision против Volatility

Это основная цель компании, идеал, к которому должна стремиться команда. Видение помогает мотивировать и вдохновлять. В лихорадочное время формирование видения будущего поможет противостоять кризису и выдержать конкуренцию.

Видение нужно определить и лично для себя. Это ответ на вопрос: «Кем вы видите себя через 10 лет?». Поможет сформулировать видение развитие навыков управления и принятия решений.

Understanding против Uncertainty

Старайтесь выходить за границы своих возможностей, будьте гибкими. Это то, о чем мы говорили в топике про управление стрессом — нужно качать префронтальную кору. Здесь важную роль играет навык принятия решений, переговоры, лидерство и эмоциональный интеллект.

Clarity против Complexity

В мире VUCA хаос наступает быстро. Научитесь оперативно определять, какую применить стратегию для скорейшего выхода из сложившейся ситуации и фокусируйтесь на главном. Освоить это помогут навыки принятия решений и менеджмента, способность работать под давлением, лидерство и управление стрессом.

Agility против Ambiguity

В мире VUCA ценится быстрота и гибкость. Быть гибким — значит прорабатывать все возможные варианты и готовить несколько решений по каждому из них. Здесь подразумевается способность эффективно общаться, принимать решения и исполнять задачи.

Каждый новый день — новые вы. Не нужно откладывать развитие на следующий год или очередной понедельник. Определяя направление движения, выбирайте универсальные навыки, которые могут пригодиться в разных сценариях будущего.

Конец года — самое время, чтобы подвести итоги, поменять взгляды и построить планы. Ставьте новые цели, прокачивайтесь, работайте. Если вы в поиске себя или нового направления развития, познакомьтесь с нами поближе. Может, в новом году вы станете частью команды The Architect?

Be brave!

Подписывайтесь на наш инстаграм:

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null