Как не стать жертвой мошенников и не потерять 1,5 млн рублей — кейс Тинькофф Защиты
Клиентка поверила якобы «сотрудникам ФСБ» и поддельным документам. Рассказываем, какие приемы используют мошенники, и как себя защитить.
Россияне постепенно привыкают к звонкам от «служб безопасности банков» и чаще распознают мошеннические звонки с таким разводом. Поэтому злоумышленники в последнее время стали использовать более изощренные схемы для телефонного развода россиян. Они звонят от имени разных правоохранительных и государственных организаций, виртуозно подделывают документы, используют психологические уловки, чтобы заставить человека поверить, что его деньги в опасности, хотя это совсем не так.
Как именно мошенники втираются в доверие даже финансово грамотным людям, кто такие дропы и что нужно делать, чтобы защитить себя и свои деньги — рассказываем на примере случая с клиенткой банка, почти потерявшей 1,5 млн рублей.
При чем тут ФСБ и Центробанк
Банки постоянно напоминают клиентам, что нельзя верить всем подряд кто по телефону представляется службой безопасности банка и запрашивает данные карты — постепенно это начинает работать и жители России становятся менее восприимчивыми к таким сценариям. Поэтому мошенники — особенно когда речь идет о больших суммах — используют в качестве прикрытия другие организации: прокуратуру, нотариусов, Центробанк, ФСБ, МВД и других. Далеко не все обладает опытом взаимодействия с этими структурами, поэтому в таких случаях клиенты более вероятно поддаются обману.
Клиентке Тинькофф позвонили мошенники, представившиеся сотрудниками ФСБ, и начали запугивать тем, что организованная преступная группировка — финансовые мошенники — берут кредиты на людей, а потом скрываются с этими деньгами. Со слов звонившего, на клиентку тоже был оформлен кредит и, чтобы найти злоумышленников, ей необходимо содействовать в расследовании. А чтобы деактивировать текущий кредит, ей необходимо подать заявку на новый.
Мошенники обращались к ней по имени и отчеству, что помогло им втереться в доверие, а после первого разговора уже напуганную клиентку «переключили» на якобы “сотрудника Центробанка”.
Затем в мессенджер клиентке прислали поддельные документы и справки с описанием дальнейших действий. Документы действительно выглядели убедительно, содержали все печати, гербы и другие элементы. Все это заставило уже напуганную клиентку еще больше поверить в реальность происходящего.
На самом деле никакого кредита и расследования, конечно же, нет. На это указывали разные факторы:
— поддельное удостоверение, которое очень похоже на водительские права;
— статьи уголовного кодекса, не имеющие отношения к ситуации;
— факт того, что Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета;
— невозможность “деактивировать” кредит с помощью другого кредита и многое другое.
Но под действием психологического давления клиентка действительно берет на свое имя кредит на 1,5 млн рублей в другом банке, снимает эти деньги и кладет их через банкомат в «безопасную ячейку», которая в реальности — счет мошенников.
Получая деньги, мошенники стараются быстро их вывести на разные электронные кошельки и исчезнуть, но им это сделать не удалось, благодаря системе фрод-мониторинга Тинькофф Защиты.
Как Центр безопасности Тинькофф раскрыл схему и спас 1,5 млн рублей
Счет этой «безопасной ячейки» принадлежал одному из клиентов Тинькофф. Раньше этот счет не вызывал подозрений: им пользовались в обычном режиме, совершали покупки, платежи, небольшие переводы. Впоследствии этот клиент передал свой счет мошенникам — так он стал дропом.
Справка: дропы — это люди, которые оформляют на себя карты разных банков, а потом передают их мошенникам. Такие счета могут стоить десятки тысяч рублей.
Система фрод-мониторинга Тинькофф Защиты с помощью алгоритмов, усиленных искусственным интеллектом, умеет определять подобные дроп-счета, чтобы банк мог ограничить действия по ним.
После того как этот счет пополнили на большую сумму наличными через банкомат, система подала сигнал о рисковом случае, и сотрудник Центра экосистемной безопасности Тинькофф начал расследование. Рассмотрел активность по счету, обычные для него поступления, суммы транзакций, заметил смену типичного устройства и способа входа в мобильное приложение и другие факторы. По итогам расследования он понял, что счет был передан мошенникам. Чтобы злоумышленники не смогли вывести поступившие деньги, операции были ограничены, таким образом средства удалось спасти.
Сейчас все действия по счету ограничены, а его владелец больше никогда не сможет стать клиентом Тинькофф. Сотрудники Тинькофф на связи с полицией, клиенткой и сторонним банком, в котором она взяла кредит, помогают с процедурой возврата денег.
Как нужно было поступить. Два простых совета от Центра безопасности Тинькофф:
- Возьмите паузу, положите трубку и сделайте глубокий вдох и выдох. Если бы вашим деньгам действительно угрожала опасность и с вами связался сотрудник банка, действия с картой были бы уже заблокированы. Поэтому эти пять минут паузы ничего не изменят, зато у вас появится возможность не принимать решения в панике под давлением неизвестных вам людей.
Позвоните в ваш банк по номеру, указанному на карте, или запросите кредитную историю в Бюро кредитных историй. Узнайте, правда ли на вас числится неизвестный вам кредит, — скорее всего, нет, тогда просто продолжайте заниматься своими делами.
Мда, взять кредит, чтобы деактивировать кредит…
минус на минус равно плюс!
Я вот тоже не могу понять это как? Вот на что нужно было обратить внимание. Зачем государственным представителям это проворачивать? Когда они по внутренним могут решить вопрос.
"Как не стать жертвой мошенников и не потерять 1,5 млн рублей" - всё просто, достаточно не пользоваться услугами этого банка.
Кейс от тиньков банка «не пользоваться тинькоф банком»?
а какого банка услугами пользоваться?
Комментарий удален модератором
Меня Тинькофф спас единожды, когда я пытался купить PS5 за 50к. Не заметил, что нахожусь на сайте-подделке. Позвонил сотрудник Тинькофф, вежливо объяснил, что так делать не нужно. Обошлось, в общем.
Комментарий недоступен
А мне вот никто не позвонил..(
Давно уже есть же гетконтакт, Олег, Маруся и прочие определители с функцией пометок спам и мошенников. Изи определять,сбрасывать
Комментарий недоступен
Мошенники научились подделывать номер исходящего вызова на региональные мвд, ск и прочих силовиков. Прямо во время разговора просят загуглить номер телефона, что бы потенциальная жертва поверила, что говорит с реальным силовиком.
На ютубе есть примеры полных разговоров во время попытки смошенничать.
Положить трубку конечно хороший совет, но ещё слышал хороший приём — спросить у них чей Крым и тогда мошенники просто в ступор входят и сценарий ломается. Пробуем)
Ну знаешь ли, Крым, конечно, важен для каждой из сторон, но полтора ляма - это полтора ляма.
Работает, кстати, офигенно.
Если бы новым кредитом было можно деактивировать старый, я б так брал всегда))
Да, схемы становятся всё хитрожопее. Хорошо, что тут удалось отследить вовремя. У меня так друг лишился 300 тыщ, тоже доверился таким сотрудничкам из мвд
Куча статей конкретно про такую схему написано — ничего «хитрожопого»…
Интересно, а те кто продают себя как дропа, они че не боятся потом уголовного преследования? За полтора мульта могут даже и в розыск международный объявить же вроде, даже если реал чел продавший дропа улетел куда
Обычно это маргиналы, которым уже всё равно - главное сегодня получить несколько тысяч на бутылку или дозу, а что там через месяц будет - вообще неинтересно, до того момента ещё дожить нужно.
дропы не знают, что это за деньги, да им и плевать, как написали выше
Я пользователь Тинькофф Мобайл, мне спамеры звонят 2-3 раза в день. Защита не работает - это рекламный фейк
Напишите в ЛС ФИО, дату рождения, на какой номер и с какого номера звонили. Разберемся 👌
Странно. У меня почти всегда срабатывает.
Может мошенники со свежих номеров звонят.
Читаешь такие статьи, думаешь, ну как можно повестись на эти схемы, я никогда так не сделаю, я уже умная... ага))) Я так с авито доставкой лоханулась, впервые с ней столкнулась, не знала, как все работает и что доставку должен оформлять продавец, а не я. Нужно было оформить покупку, мне скинули ссылку и стали очень настойчиво просить срочно, срочно перевести деньги и оплатить доставку, чтобы мне успели отправить сегодня. Я не знаю, чем я думала, особенно когда перейдя по ссылке я ввела все данные карты, свс код, списалась приличная сумма и тишина. Пришло осознание, но было поздно. Я поняла, что была как под гипнозом. Авито поддержка лишь сказала быть осторожнее, карту заблочили, господа из полиции тоже сказали, что нужна кибер полиция (реально, сказали мол чего вы от нас хотите, просите у гос-ва кибер полицию). В общем, чем больше действий со стороны банка для защиты - тем круче, что нас пытаются уберечь от финансовых потерь.
Запомни-для того, чтоб тебя не наебали, есть одно правило - "ожидай, что каждый встречный хочет тебя наебать"
Да, недавно и у меня такая же ситуация была. Тоже совсем не знал как это работает, хоть и статьи прочитал про доставку.
Только я был продавцом и мне покупатель отправила ссылку. Кажется тоже все реквизиты ввел и нужно было еще указать сколько у меня на счете.
Я почти повелся и слава Богу остановился, когда увидел, что смс пришло, где нужно ввести код или подтвердить перевод не помню. Подумал, что что-то не так.
Я потом их в ватсапе мариновал вопросами точно ли все нормально, якобы я деньги отправил, чтобы понервничали. Только через 2 дня поняли, что я их развожу :)
Мильон раз обсосанная тема. Просто бросать трубки и все на этом!
Ну, допустим, не получилось, и голову включить вовремя не получилось, что дальше? А дальше все, деньги ушли. Поэтому кто бы что ни говорил про тиньк, но блок в таком именно кейсе это збс.
то есть вы не допускаете, что кому-то принципиально может быть важным брать трубку на каждый звонок?
А как же потроллить? Да и чем больше провисит на трубке мошенник, тем меньше людей он сможет обмануть. Я всегда стараюсь такие разговоры растянуть максимально
Лох не мамонт, но в цирке выступает) Типа ликбез по финбезу всегда актуален будет, как и сами мошенники.
Никогда бы не поверил, что нормальные образованные люди на такое ведутся, если бы мама моя кандидат наук таким же макаром не отдала мошенникам 180к
слушай, там уже дошло до того что разводят сотрудников самого ЦБ так что не удивительно. проблема действительно имеет место быть
Нормальные и образованые очень неточное определение. На такое ведутся люди с не развитым критическим мышлением и узким кругозором
А я Олежику доверила общаться с органами и службами безопасности. Очень ржу всегда:
Бла бла бла, блабла бла…. Хитрый жук решил нагреть лоха!. Класс
да чет жесть какая-то, с неизвестных не беру трубку, боюсь как огня
Но теперь через воцапп пробуют звонить с неизвестных!
Это наши клиенты и мы их доим!
Добротная статья, автору зачот.
Слышал ещё, что часто рассказывают про доверенности якобы оформленные на меня. тут же трубку бросаю
никогда бы не подумал, что ктото в здравом уме может на такое вестись, но недавно тетя бывшая полицейская повелась на подобную схему, правда сумма в 100 раз меньше
Комментарий недоступен
Так а зачем тогда полиция. Просто взяли и отдали деньги жертве)
Ккак ни прискорбно,но чем сложнее схема мошенничества, тем сложнее процесс возврата денег. Чаще вроде как слышал, вообще невозможно вернуть или доказать чтото..
Сейчас очень легко получить левую карту, левую сим-карту, купить смартфон анонимно. Полученные средства очень легко перевести на темную сторону в ту же крипту. Даже теоретически не могу придумать как полиция может эффективно помогать в возврате сворованных денег.
Очень помог бы закон, о блокировке на сутки средств при переводе на новые реквизиты, но врятли на это кто-то пойдет.
это не работает так. там много согласований, да и в целом даже если банк блочит клиента,то не имеет права просто так на пустом месте сделать перевод без согласия или разршенеия органов.
Да если б так все было просто) "без суда и следствия" как говорится)) не, там только через полисменов
Добрый вечер!
Столкнулась с мошенническими действиями со стороны Тинькофф банка.
С 05.11.2022 банк удерживает мои деньги и создаётся ощущение что, он уже их присвоил себе. Я подавала несколько заявлений на закрытие договора банковского счёта (согласно ГК РФ договор банковского счёта может быть расторгнуть по заявлению клиента)
Банк игнорирует мои заявления и нарушает мои гражданские права. Верните мне мои деньги!
Комментарий недоступен
Здравствуйте.
Мы не удерживаем деньги клиентов. Подскажите, пожалуйста, ваши ФИО и дату рождения в лс. Чтобы мы смогли все проверить.
Здравствуйте.
Мы не нарушаем законы. Сейчас мы проводим внутреннее расследование, ускорить его не можем. Карту заблокировали согласно пункту 4.5 УКБО.
На данный момент нужно ждать результатов проверки.
Блин, это полная жесть. урок за 1,5 млн — не хило + проценты, щас у этой чувихи наверное счастья полные штаны, что выплачивать не придется
На всю жизнь запомнит, адреналина на 1,5млн))
И жертвы, и скамеры никуда не денутся похоже. Но вот такая инициатива банка - хорошая тема.
Главная ошибка женщины-невозврат кредита-проблема банка. Соответственно, и взятый на нее кредит-проблема банка.
Чтобы не стать жертвой мошенников достаточно не становиться клиентом Тинькофф.
Эхх, жалко, что мой любимы банк, которым я несколько лет пользовался, брал кредит и закрыл его без просрочек, без оснований, не запросив документы, просто заблокировал меня по фз-115. Обращался в поддержку, ответили, что нужно отправить документы, которые запросили сотрудники, я сказал, что запроса не было, в ответ получил, что банк может заблокировать не объясняя причин(( Обращался не один раз, говорил, что готов представить все документы, которые нужны, а ответом всегда было, что банк не может изменить свое решение( Спасибо, Тинькофф
Здравствуйте.
Вы у нас обслуживались не только как физическое лицо, но и как юридическое лицо.
По счету юридического лица мы обратили внимание на следующие факторы:
1. Со счета не производили оплату налогов по деятельности, а также не производили оплату налогов с фонда оплаты труда;
2. По счету преобладает транзитный характер операций: денежные средства поступают и сразу уходят со счета с незначительными, по сравнению с объемами, остатками по счету;
3. Более 30% средств расходовали без указания за что производится оплата (за какие товары услуги), но при этом, зачастую, расчеты производили по обязательствам третьего лица;
4. Более 33% средств перевели на свой счет физического лица с последующим снятием наличных и переводами на счета других физических лиц.
На это мы обязаны по закону обращать внимание и поэтому запросили документы для подтверждения реальности деятельности. На подобные факторы рекомендует обращать внимание ЦБ в 18-МР и 375-П.
Вы не предоставили документы в полном объеме, а по предоставленным документам мы не смогли подтвердить экономическую выгоду в расчетах и наличие ресурсов для ведения бизнеса и возможности оказания услуг.
По итогам проведения расследования мы не готовы продолжать сотрудничество, с нашей стороны рекомендовали закрытие счета.
Учитывая операции по счету физического лица, мы приняли решение об ограничении дистанционного обслуживания и использования карты в соответствии с условиями договора, на основании пунктов 4.5 общих положений и 7.3.9 общих условий обслуживания расчетных карт.
Комментарий недоступен
Приветствуем. Не блокируем карты без оснований. Напишите, пожалуйста, ваши ФИО и дату рождения нам в ЛС. Хотим проверить ситуацию.
Ну не знаю. Все эти схемы блокируются простой проверкой в той компании/организации, от лица которой выступают мошенники.
Тупая ситуация, почему нельзя подключить определитель? Я уже год как не беру с незнакомых номеров.
Блин, люди, говрят им говорят, что это бред и надо трубки ложить, а они всё равно верят.
Здравствуйте, написал, надеюсь, получу ответ
все это приходится слушать по 50 раз от вашей поддержки, когда вы блокируете платежи! вы им платите за решение проблемы или за трату чужого времени и чтению по скрипту?
Здравствуйте.
Напишите, пожалуйста, ваши ФИО и дату рождения нам в личные сообщения. Хотим проверить консультации.
Может вы лучше расскажете как не стать жертвой бесконечных звонков об услугах от вашего банка после оформления карты?
Мы подключаем дополнительные услуги только с согласия клиентов. Также вы можете обратиться к нам в чат, либо по телефону и попросить больше не звонить с предложениями.
Как можно верить даже настоящим сотрудникам ФСБ???
Комментарий недоступен
Тинькофф, скажите пожалуйста, навредит ли мне слив "следователю" таких данных:
1. Сообщил в общих чертах какие продукты открыты в банке.
2. Сообщил примерную сумму последней операции (перевод).
3. Сообщил примерную дату транзакции.
Все, больше я ничего не ссобщал.
Чтобы отвязались сказал вслух что я такой то ФИО (мошенники в курсе) отказываюсь от содействия и готов понести ответственность. Все, сразу отрубились. Эта фраза, записанная в разговоре, может мне аукнуться в будущем? Фин. Защита за 99 р в месяц включена.
Здравствуйте. Мы не можем знать всех схем мошенников и не рекомендуем передавать третьим лицам подобную информацию. Также вы можете прочитать эти статьи о защите от мошенников: https://journal.tinkoff.ru/scams/, https://journal.tinkoff.ru/pro/bezopasnost/ и https://www.tinkoff.ru/cards/credit-cards/tinkoff-platinum/faq/credit-card-security/how-to-protect-yourself-from-fraud/?internal_source=search_help.
Комментарий удален модератором