Как не стать жертвой мошенников и не потерять 1,5 млн рублей — кейс Тинькофф Защиты

Клиентка поверила якобы «сотрудникам ФСБ» и поддельным документам. Рассказываем, какие приемы используют мошенники, и как себя защитить.

Как не стать жертвой мошенников и не потерять 1,5 млн рублей — кейс Тинькофф Защиты

Россияне постепенно привыкают к звонкам от «служб безопасности банков» и чаще распознают мошеннические звонки с таким разводом. Поэтому злоумышленники в последнее время стали использовать более изощренные схемы для телефонного развода россиян. Они звонят от имени разных правоохранительных и государственных организаций, виртуозно подделывают документы, используют психологические уловки, чтобы заставить человека поверить, что его деньги в опасности, хотя это совсем не так.

Как именно мошенники втираются в доверие даже финансово грамотным людям, кто такие дропы и что нужно делать, чтобы защитить себя и свои деньги — рассказываем на примере случая с клиенткой банка, почти потерявшей 1,5 млн рублей.

При чем тут ФСБ и Центробанк

Банки постоянно напоминают клиентам, что нельзя верить всем подряд кто по телефону представляется службой безопасности банка и запрашивает данные карты — постепенно это начинает работать и жители России становятся менее восприимчивыми к таким сценариям. Поэтому мошенники — особенно когда речь идет о больших суммах — используют в качестве прикрытия другие организации: прокуратуру, нотариусов, Центробанк, ФСБ, МВД и других. Далеко не все обладает опытом взаимодействия с этими структурами, поэтому в таких случаях клиенты более вероятно поддаются обману.

Клиентке Тинькофф позвонили мошенники, представившиеся сотрудниками ФСБ, и начали запугивать тем, что организованная преступная группировка — финансовые мошенники — берут кредиты на людей, а потом скрываются с этими деньгами. Со слов звонившего, на клиентку тоже был оформлен кредит и, чтобы найти злоумышленников, ей необходимо содействовать в расследовании. А чтобы деактивировать текущий кредит, ей необходимо подать заявку на новый.

Мошенники обращались к ней по имени и отчеству, что помогло им втереться в доверие, а после первого разговора уже напуганную клиентку «переключили» на якобы “сотрудника Центробанка”.

Чтобы помочь этих мошенников поймать, мне нужно сотрудничать с ними, взять еще один кредит, чтобы деактивировать свой первый кредит. Отказываться от сотрудничества нельзя, потому что за это может быть штраф или даже уголовное преследование

вспоминает разговор с мошенниками клиентка.

Затем в мессенджер клиентке прислали поддельные документы и справки с описанием дальнейших действий. Документы действительно выглядели убедительно, содержали все печати, гербы и другие элементы. Все это заставило уже напуганную клиентку еще больше поверить в реальность происходящего.

Как не стать жертвой мошенников и не потерять 1,5 млн рублей — кейс Тинькофф Защиты
Как не стать жертвой мошенников и не потерять 1,5 млн рублей — кейс Тинькофф Защиты
Как не стать жертвой мошенников и не потерять 1,5 млн рублей — кейс Тинькофф Защиты

На самом деле никакого кредита и расследования, конечно же, нет. На это указывали разные факторы:

— поддельное удостоверение, которое очень похоже на водительские права;

— статьи уголовного кодекса, не имеющие отношения к ситуации;

— факт того, что Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета;

— невозможность “деактивировать” кредит с помощью другого кредита и многое другое.

Но под действием психологического давления клиентка действительно берет на свое имя кредит на 1,5 млн рублей в другом банке, снимает эти деньги и кладет их через банкомат в «безопасную ячейку», которая в реальности — счет мошенников.

Получая деньги, мошенники стараются быстро их вывести на разные электронные кошельки и исчезнуть, но им это сделать не удалось, благодаря системе фрод-мониторинга Тинькофф Защиты.

Переписка клиентки с мошенником
Переписка клиентки с мошенником

Как Центр безопасности Тинькофф раскрыл схему и спас 1,5 млн рублей

Счет этой «безопасной ячейки» принадлежал одному из клиентов Тинькофф. Раньше этот счет не вызывал подозрений: им пользовались в обычном режиме, совершали покупки, платежи, небольшие переводы. Впоследствии этот клиент передал свой счет мошенникам — так он стал дропом.

Справка: дропы — это люди, которые оформляют на себя карты разных банков, а потом передают их мошенникам. Такие счета могут стоить десятки тысяч рублей.

Система фрод-мониторинга Тинькофф Защиты с помощью алгоритмов, усиленных искусственным интеллектом, умеет определять подобные дроп-счета, чтобы банк мог ограничить действия по ним.

«Тинькофф Защита» — это комплексная платформа безопасности. Она работает по принципу 360°: в автоматическом режиме 24/7 оценивает риски во время проведения любых операций, отслеживает подозрительные звонки, предотвращает атаки злоумышленников во всех сервисах и бизнес-линиях экосистемы, включая Тинькофф Мобайл, брокера Тинькофф Инвестиции, Тинькофф Бизнес и другие.

После того как этот счет пополнили на большую сумму наличными через банкомат, система подала сигнал о рисковом случае, и сотрудник Центра экосистемной безопасности Тинькофф начал расследование. Рассмотрел активность по счету, обычные для него поступления, суммы транзакций, заметил смену типичного устройства и способа входа в мобильное приложение и другие факторы. По итогам расследования он понял, что счет был передан мошенникам. Чтобы злоумышленники не смогли вывести поступившие деньги, операции были ограничены, таким образом средства удалось спасти.

Сейчас все действия по счету ограничены, а его владелец больше никогда не сможет стать клиентом Тинькофф. Сотрудники Тинькофф на связи с полицией, клиенткой и сторонним банком, в котором она взяла кредит, помогают с процедурой возврата денег.

Как нужно было поступить. Два простых совета от Центра безопасности Тинькофф:

  1. Возьмите паузу, положите трубку и сделайте глубокий вдох и выдох. Если бы вашим деньгам действительно угрожала опасность и с вами связался сотрудник банка, действия с картой были бы уже заблокированы. Поэтому эти пять минут паузы ничего не изменят, зато у вас появится возможность не принимать решения в панике под давлением неизвестных вам людей.
  2. Позвоните в ваш банк по номеру, указанному на карте, или запросите кредитную историю в Бюро кредитных историй. Узнайте, правда ли на вас числится неизвестный вам кредит, — скорее всего, нет, тогда просто продолжайте заниматься своими делами.

6969
89 комментариев

Мда, взять кредит, чтобы деактивировать кредит…

14
Ответить

минус на минус равно плюс!

3
Ответить

Я вот тоже не могу понять это как? Вот на что нужно было обратить внимание. Зачем государственным представителям это проворачивать? Когда они по внутренним могут решить вопрос.

Ответить

"Как не стать жертвой мошенников и не потерять 1,5 млн рублей" - всё просто, достаточно не пользоваться услугами этого банка.

13
Ответить

Кейс от тиньков банка «не пользоваться тинькоф банком»?

1
Ответить

а какого банка услугами пользоваться?

Ответить