Как соблюсти новые требования закона «О рекламе» и не сойти с ума: инструкция Точки

С 1 сентября начинают действовать изменения к закону «О рекламе», которые вводят требования к маркировке интернет-рекламы и передаче данных в Роскомнадзор. Как подготовиться к новым требованиям и чем поможет рекламодателям сервис Точка Реклама?

Что произойдёт после 1 сентября

Во-первых, нужно будет маркировать каждый рекламный онлайн-креатив, предназначенный для показа на территории РФ: объявления, видео, аудио, включая нативное размещение у блогеров. Делать это нужно будет с помощью специального токена, который будет размещаться в кликовой ссылке, а также в меню adChoice. Кроме того, нужно помечать креативы словом «реклама» и указывать рекламодателя или ссылку на него.

<p>Во многих форматах это требование уже соблюдено, но изменения в законе распространяет его на все форматы онлайн-рекламы</p>

Во многих форматах это требование уже соблюдено, но изменения в законе распространяет его на все форматы онлайн-рекламы

Исключения сделаны для email-рассылок, push-уведомлений и трансляций в интернете теле- и радиоэфиров. Кроме того, не считается рекламой информация о своих товарах и услугах, если вы размещаете её на своём сайте или в соцсетях, поскольку сами с собой договор не заключаете и себе за рекламу не платите.

Во-вторых, нужно будет передавать данные о взаиморасчётах между всеми, кто участвует в цепочке распространения рекламы. Например, индивидуальный предприниматель обращается в агентство, агентство размещает баннерную рекламу в Яндекс.Директе, а тот показывает баннеры на сайтах-партнёрах. В результате в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) будет стекаться вся информация: какой рекламодатель через какое рекламное агентство через какую рекламную систему какие креативы на каких сайтах размещает, а также данные о платежах между участниками цепочки.

Кого затронут изменения

Новые правила коснутся почти всех участников рекламного рынка:

  • прямых рекламодателей, то есть компании, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые рекламируют собственные товары и услуги.
  • посредников, если они получают деньги от рекламодателей. К посредникам, например, относятся рекламные агентства, фрилансеры и различные рекламные сервисы, которые пропускают через себя бюджеты клиентов.
  • блогеров, которые берут деньги у рекламодателей и рекламируют их продукцию.
  • рекламные системы, например, Яндекс и ВКонтакте, которые откручивают рекламу.
  • площадки – сайты или мобильные приложения, где показывается реклама.

В терминологии закона «О рекламе» посредники, блогеры и площадки называются рекламораспространители, рекламные системы – операторы рекламной системы (ОРС). Кроме того, закон вводит новых участников – ОРД (операторов рекламных данных). Это организации, которые собирают информацию от остальных участников, агрегируют и передают в ЕРИР.

Хотя по закону данные должны передавать и рекламодатели, и рекламораспространители, и ОРС, на практике всё, похоже, будет проще. Крупные игроки возьмут на себя все хлопоты по маркировке рекламы и передаче данных. Например, сервис Точка Реклама, который помогает предпринимателям запускать рекламу в Яндексе, ВКонтакте, MyTarget и Одноклассниках, попросит лишь ввести ИНН для предпринимателей и юридических лиц, а все остальные требования законодательства выполнит сам.

<p>Сервис <a href="https://reklama.tochka.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Точка Реклама</a> решит вопросы с маркировкой рекламы</p>

Сервис Точка Реклама решит вопросы с маркировкой рекламы

Изменения не коснутся систем автоматизации рекламы, например, таких как Marilyn, или систем аналитики. Также ничего не придётся предпринимать фрилансерам и агентствам, если клиент платит рекламной системе напрямую.

Как будет происходить передача данных

Закон не очерчивает чётко обязанности каждого из участников и предлагает им договариваться между собой. Например, кто-то один может передавать все данные, если обладает всей полнотой информации. Данные надо передавать в 2 этапа. Перед запуском рекламной кампании и после, когда уже есть отчётные данные.

Первый этап: до запуска рекламы

  • Участник цепочки передаёт информацию о рекламодателе, данные договора и рекламные креативы в ОРД.
  • ОРД присваивает креативам токен.
  • ОРД передаёт информацию в ЕРИР.
Как соблюсти новые требования закона «О рекламе» и не сойти с ума: инструкция Точки

Крупные игроки автоматизируют процесс передачи данных, поэтому токен будет присваиваться быстро, и маркировка не должна сказаться на скорости размещения рекламы. Однако проблемы могут возникать у блогеров или авторов телеграм-каналов, которым придётся вручную передавать данные в ОРД.

Второй этап: после запуска

По прошествии месяца, во время которого шло размещение рекламы, закон даёт 30 дней, чтобы передать цифровой акт, где указаны сведения о рекламной кампании. Цифровой акт будет содержать подробную информацию о рекламе. При этом он не имеет отношения к обычным актам об оказании услуг и является отдельным цифровым отчётом.

Как соблюсти новые требования закона «О рекламе» и не сойти с ума: инструкция Точки
  • Участник цепочки рекламного размещения передаёт в ОРД цифровые акты.
  • ОРД агрегирует информацию и передаёт её в ЕРИР.
  • Данные подгружаются в личные кабинеты, где участники цепочки смогут их увидеть.

Кроме того, доступ к этой информации будет у федеральных ведомств: Роскомнадзора, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной налоговой службы.

Чем грозит несоблюдение закона

Специальных норм за нарушение закона не предусмотрено, поэтому к нарушителям могут применять штрафы, установленные п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ:

  • для граждан – от 2 000 до 2 500 руб.
  • для должностных лиц – от 4 000 до 20 000 руб.
  • для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.

Хотя новые требования надо соблюдать уже с 1 сентября, Роскомнадзор заявил, что не будет штрафовать до марта 2023 года. Однако нормативными актами это обещание не закреплено. Кроме того, предусмотрен переходный период, который продлится до 31 октября. За это время должен быть утверждён список ОРД и отлажен документооборот между ОРД, ЕРИР и участниками цепочки.

Что делать бизнесу

Если вы самостоятельно размещаете рекламу на площадках, то, скорее всего, площадка сама будет маркировать рекламу и предоставлять её в ОРД. На это указывает и тот факт, что всё крупные рекламные системы создают собственные ОРД. Вот список компаний, которые являются кандидатами и, вероятно, получат статус ОРД:

  • Яндекс
  • VK
  • Ozon
  • МТС («Медиаскаут»)
  • Вымпелком («Первый ОРД»)
  • Сбер («ОРД-Лаборатория разработки»)
  • Национальная Медиа Группа («ОРД-А»)

Если вы рекламируетесь через посредника, например, пользуетесь услугами агентства, уточните, будут ли оно передавать данные в ОРД. Этот момент нужно отразить в соглашении к договору.

Если же вам нужно самостоятельно передавать данные в ОРД, то сделайте следующее:

  • Зарегистрируйтесь в Роскомнадзоре. Для этого откройте аккаунт в ЕСИА и получите усиленную квалифицированную электронную подпись.Регистрация в ЕСИА нужна только для доступа к личным кабинетам в ЕРИР. Для передачи данных в ОРД регистрация в ЕСИА не нужна. Доступ в ЕСИА предоставляется физическому лицу, а не компании.
  • Заключите договор с кандидатом в ОРД, чтобы заранее протестировать личный кабинет, если планируете передавать данные вручную, или API, если хотите автоматизировать этот процесс.

Чем поможет рекламодателям Точка Реклама

Как сервис, который помогает предпринимателям за несколько минут запускать рекламу в Яндексе, ВКонтакте, Одноклассниках и myTarget, мы отлично понимаем, что последнее, что хочется бизнесу, это разбираться в хитросплетениях закона о рекламе. Поэтому мы полностью автоматизировали этот процесс и взяли всё хлопоты на себя.

Если вы рекламируете товары и услуги через наш сервис напрямую, то от вас потребуется минимальный набор данных:

  • Для российского ИП или юридического лица только ИНН
  • Для российского физического лица: ФИО, ИНН и адрес регистрации
  • Для иностранного юридического лица: страна регистрации, регистрационный номер или аналог, ИНН или аналог в стране регистрации, название компании и форма собственности
  • Для иностранного физического лица: страна регистрации, телефон, номер электронного средства платежа, ФИО (отчество при наличии), место жительства (пребывания)

Если вы выполняете роль посредника, то нужно будет дополнительно указать реквизиты договора первичного рекламодателя и других посредников, если они есть.

<p>Как видите, заполнение данных выглядит несложно</p>

Как видите, заполнение данных выглядит несложно

Больше вам ничего делать не нужно. Мы сами промаркируем рекламу, запустим её и передадим необходимые отчёты в ОРД.

По существующим рекламным кампаниям внести данные нужно до 1 сентября, по новым – с момента запуска. По любым вопросам пишите нашим экспертам, они помогут разобраться с любыми нестандартными ситуациями. Обращайтесь к нам, и проблем с законом не будет.

1717
42 комментария

Так оператор ОРД еще не выбран, куда вы данные уже пересылать готовы?

А символично, ОРДа, ей надо налог платить - ясак, а главу ОРД ханом или тудуном именовать будут?

2
Ответить

В сентябре 2022 года кандидаты в ОРД будут работать в пилотном режиме. Можно выбрать один или несколько кандидатов и заключить с ними договоры. В октябре специальная комиссия, созданная при Роскомнадзоре, рассмотрит заявки от всех кандидатов и утвердит итоговый перечень ОРД.

Ответить

Полезно, спасибо!

1
Ответить

Рады, что статья пригодилась.

Ответить

Ну что у вас можно рекламу давать я понял. А где блогерам регистрироваться тема не раскрыта ? Вообще есть ОРД сейчас открытые для регистрации рекламных площадок или блогеров ?

1
Ответить

Блогер, в аккаунте которого размещается соответствующий материал, является лицом, обязанным отчитаться о размещении рекламы.
Соответственно, блогеру нужно заключать договор с ОРД для целей предоставления отчетности в ЕРИР. Список кандидатов в ОРД, известных на настоящий момент перечислили в статье.
Агентство, заключающее договор на размещение рекламы у блогера, может технологически помочь блогеру передать необходимую информацию в ЕРИР, однако ответственность за подачу своих данных при этом лежит на самом блогере.

Ответить

Давно хотел потестить Реклама и Точка. А тут такая шедевральная возможность на фоне изменений.

Ответить