{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Вопросы и ответы: из-за чего счёт бизнеса может попасть под блокировку и как этого не допустить

Рассказываем о проверке контрагентов, переводах физлицам, работе с несколькими банками и «белой» обналичке.

Зачастую добросовестные компании проводят рискованные с точки зрения законодательства операции из-за отсутствия информации о том, как корректно работать со счётом. В этом материале комплаенс-ассистенты банка для предпринимателей «Точка» объясняют риски нарушения требований 115-ФЗ. Они рассказывают, как вести бизнес, чтобы не попасть под подозрения банка, и как избежать блокировки счёта.

Что такое комплаенс и зачем он нужен?

Служба банковского комплаенса — это система контроля и управления рисками. Специалисты анализируют операции по счетам клиентов банка и оценивают, насколько деятельность соответствует требованиям законодательства.

Основная задача комплаенса — противодействовать теневому бизнесу. Если банк видит опасную, подозрительную или непонятную операцию, служба банка запрашивает у клиента документы, чтобы убедиться в реальности бизнеса.

На чём основана работа комплаенса?

На 115-ФЗ, рекомендациях и письмах Центрального Банка. Требования законодательства направлены на то, чтобы усложнить работу компаниям-однодневкам, которые участвуют в длинных цепочках для обналичивания денег, оптимизации налогов или легализации чёрных доходов.

Какие операции привлекают внимание банка?

Рискованные операции похожи на незаконные схемы: обналичивание, оптимизация налогов или отмывание денег.

Внимание привлекают:

  • Снятие наличных — по рекомендациям Центрального банка лимит наличного расчёта между юридическими лицами в рамках одного договора — 100 тысяч рублей.
  • Налоговый разрыв — это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены, и уже уплаченный НДС.
  • Переводы на личные счета — такие операции для Центрального банка выглядят как обход оплаты социальных выплат или обналичивание.

Кроме того, чем больше оборот проходит по счёту бизнеса, тем сильнее его контролируют специалисты банка.

К чему может привести внимание службы комплаенса?

В зависимости от уровня риска специалисты банка могут:

  • Запросить документы. Банку нужно разобраться в бизнесе и понять, реальный он или нет. Для этого у клиента банка могут запросить чеки, счета или договоры с контрагентами.
  • Установить лимит на исходящие операции или заблокировать счёт. Это мера, которая помогает бороться с подозрительными и опасными операциями. Если клиент отказывается предоставлять информацию по сомнительному платежу, банк имеет право отказать в проведении операции. Служба комплаенса снимет лимиты, когда убедится, что с операциями всё нормально.
  • Прекратить обслуживание клиента. Если в ходе расследования специалисты не смогут убедиться в реальности бизнеса, то банк попрощается с таким клиентом.

Как не попасть под блокировку счёта?

Проверять контрагентов. Одна из причин внимания — операции с ненадёжными контрагентами. Например, с компаниями, которые не платят налоги и помогают другому бизнесу обналичивать деньги. Банк или налоговая могут посчитать, что компании, которые работают с такими партнёрами, тоже участвуют в схемах обнала или оптимизации налогов.

Вести документы без ошибок. Задача службы комплаенса — подтвердить реальность операций по счёту бизнеса. Единственный способ сделать это удалённо — запросить у предпринимателя документы, которые подтверждают деятельность бизнеса.

Не перегибать с обналичкой. Предприниматели, которые снимают или выводят наличные из бизнеса, попадают в зону риска — у банка могут возникнуть вопросы. Это не относится к ИП, которые оказывают услуги без прямой себестоимости. Например, к бухгалтерам или дизайнерам. Они могут вывести из бизнеса все деньги, если налоги оплачены вовремя.

Вовремя платить налоги. Банку важно, чтобы бизнес работал законно. Поэтому не стоит скрывать доходы от налоговой, лучше всё честно показывать в декларациях. Можно платить поквартально, чтобы налоговая нагрузка была постоянной и равномерной на протяжении всего года.

Как правильно проверить деловую репутацию контрагентов?

Избежать рисков достаточно просто — перед проведением операции с новым контрагентом проверьте информацию о его компании в открытых источниках. Например, запросите выписку из ЕГРЮЛ на сайте ФНС, проверьте ИНН контрагента вот в этом списке или картотеке арбитражных дел.

На что обратить внимание при проверке контрагента?

Обязательно стоит обратить внимание на следующие факторы:

  • Когда зарегистрирована компания, чем она занимается.
  • Где зарегистрирована компания, на какой территории ведёт свою деятельность.
  • Есть ли сайт, социальные сети, реклама.
  • Есть ли реальные отзывы клиентов.

Например, проверить компанию контрагента можно на сайте банка «Точка». Сервис подскажет, с кем из контрагентов можно спокойно вести дела, а с кем — быть начеку. Отчёт о проверке можно получить на почту.

С какими компаниями лучше не вести дел?

Главный маячок — отсутствие информации. Например, опасны компании, которые были зарегистрированы несколько лет назад, но не представлены в интернете. Или компании, которые оказывают не те услуги, которые должны по ОКВЭД, или находятся по адресам массовой регистрации.

Специалисты банка также могут использовать закрытые источники. Например, посмотреть, есть ли у контрагента задолженность по налогам, какая у него прибыль, сколько оформлено сотрудников, были ли проблемы с банками.

Как правильно оформлять документы?

Важно подробно прописывать в договорах, счетах и актах описание товаров или услуг, их количество и стоимость. Если этого не сделать, то банковское расследование может затянуться, а вместе с ним и блокировка операций по расчётному счёту.

Как законно вывести деньги из бизнеса?

  • Заплатить дивиденды (например, перевести деньги на личный счёт и оплатить НДФЛ 13%).
  • Снять деньги, чтобы заплатить физическим лицам. Для этого потребуется агентский договор или договор гражданско-правового характера.
  • Снять деньги, чтобы оплатить компании товары или услуги. Это возможно, если сумма договора не превышает 100 тысяч рублей.

Что делать, если у бизнеса несколько счетов?

Налоги лучше всего платить по всем. Если по счёту есть операции, но нет выплат налогов, то служба комплаенса запросит документы. Это не значит, что налогов нужно платить больше. Значит, нужно разделять платежи в бюджет по рабочим счетам.

В сентябре Банк «Точка» запустил услугу консультации с комплаенс-ассистентами в своём приложении. Помощники консультируют по налогам, снятию и переводу денег, сопровождают и мониторят транзакции, проверяют сделки и операции и анализируют выписки из других банков. Ассистенты посоветуют, как безопасно вести бизнес, чтобы его не тормозили неожиданные запросы документов, и предупредят о рискованных операциях.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Константин Шелковников

Подскажите, а с какого времени "оптимизация налогообложения" стало чем-то плохим и наказуемым? Я понимаю ещё наказывать за уклонение от уплаты налогов.... Если я безошибочно максимально заявляю входящий НДС к вычету, это разве не оптимизация? Если за счёт резервов по сомнительным долгам я уменьшаю налог на прибыль, это ведь тоже оптимизация? И все, теперь я плохой человек?

Ответить
Развернуть ветку
Точка
Автор

В статье идёт речь про излишнюю и нелегальную оптимизацию. вычет исходящего НДС — не оптимизация, а подсчёт НДС. Учёт дебиторской задолженности — вполне легальный способ уменьшение налога на прибыль. 

Ответить
Развернуть ветку
Константин Шелковников

Ну вообще, если у меня в этом квартале очень много входящего НДС (закупка перед сезоном), а исходящего мало, то если я заявляю весь НДС к вычету, то возможно я привлеку внимание налоговой и она мне хоть и выплатит его (да, налоговая мне заплатит НДС, а не я ей), но только после проверки. Поэтому я, конечно, в этом периоде не включу весь НДС в декларацию, а законно (в течение 3х лет) приму его, когда мне понадобится уменьшить платеж по НДС. И это и есть оптимизация. Очень плохо, что банк, который сейчас стал ещё одним контролирующим органом стал бороться с оптимизацией. Получается, что банк за непродуманный бизнес. А непродуманный бизнес имеет шанс закрыться достаточно быстро. Было бы лучше, если бы Банк как раз советовал, как оптимизировать налогообложение. Сообщал бы в своих рассылках, за какие параметры по налогам не стоит заходить, чтобы не привлечь внимание налоговой (в каждом регионе ведь есть свой процент НДС к уплате, ниже которого у налоговой загорается "лампочка" о проверке). У Точки ведь неплохие рассылки с аналитикой (хотя и чуток искажённой из-за упрощённого анализа). Могли бы тогда и рассылать что-то вроде: обратите внимание, Константин, налоговая теперь могиторит всех при уплате НДС менее ХХ% от входящего. А ещё можно вам вот так законно сделать: бла-бла-бла. Тогда банк на стороне клиента. А так, функции контроля на себя берете, а вроде как банк для клиента должен быть, а не наоборот. Хотя, честно говоря, у своих компаний счёт у нас открыт именно в Точке, так как мозг по факту никто нам не парит и работать удобно (если бы ещё наши предложения по юзабилити интернет банка и приложения допили бы....)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Шелковников

-

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

Налоговая может под любым предлогом блокернуть счет. Это страна такая. 

Ответить
Развернуть ветку
Tural M

только хотел написать, мне несколько раз в месяц блочили по абсолютно надуманным причинам, из-за их же ошибок

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

да пиздец, второй месяц подряд блокируют, типа какую-то программу новую они поставили и отчетность не сходится

Ответить
Развернуть ветку
Tural M

подруга-бухгалтер, рассказывала, что в начале года они отправили отчеты, а у налоговой были обновления в проге и все снеслось, и они начали штрафы высылать фирме, в суде только смогли доказать

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

единственное дело банка - предоставить счет и брать свою комиссию за операции. но вместо этого банки сейчас превратились в полицаев и могут запретить тебе пользоваться твоими же деньгами. и ведь никто даже и не возмущается особо

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bolshov

Не банки законодательство придумывают - они под еще более жестким контролем и вынуждены тратить деньги и средства на проверки, содержание всех этих комплаенсов и т.п. Иначе бы их услуги были дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

Место просто проклятое...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Викторович

От 115 страдают все банки. С одной стороны на весах клиенты, которые могут попасть под сомнения, с другой - обнальщики и ЦБ. И, конечно, есть предприниматели честные, но и тех, у кого рыльце в пушку - предостаточно. Однозначности вообще в этом вопросе нет. 
И ещё. Ведь это очевидно, что где удобно предпринимателям, там удобно и обнальщикам. Вот только, где слишком удобно всем, и риска больше. Лицензия она сегодня есть, а завтра ее нет

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

По-человечески списком причин воспользуются обнальщики, чтобы скрафтить идеальную с точки зрения безопасности, проходящую все внутренние проверки фирму для обнала и отмыва.

 Ни один банк не раскрывает свои внутренние механизмы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Ну конкретно этот - реклама сервиса помощи предпринимателям банка Точка. Остальные, в общем-то, так или иначе, тоже с двойным дном.

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Раскольникова

Да ну, тут можно сказать разжевали непонятные моменты, дали рекомендации — какая никакая польза. Не без рекламы, но все же 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Угу, просто попался пользователь, у которого Точка купила рекламу... Нет, стойте!...

Ответить
Развернуть ветку
Точка
Автор

Мы всегда рассказываем о причине запрос документов. Пишем её, когда запрашиваем документы. Если есть вопросы, сотрудники Комплаенса Точки ответят в чате или по телефону.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

А что за документы нужны если ведется реальный бизнес, а не фейк?
Акты о выполненных работах до сих пор требуются? Вроде бы нет.
А банк требует? А если в договоре написано, что работы считаются автоматом принятыми если нет претензий, без бумажного акта?

Договоры просто вордовские файлы?
А надо ли требовать от клиента, чтобы он подписывал и печать?
По идее это ведь мои риски, главное я им услугу оказал и деньги получил, как свидетельство наличия договора.
Просто малый бизнес редко хочет с бюрократией работать.

Ответить
Развернуть ветку
Точка
Автор

Комплаенс-менеджеры анализируют не только документы, но и компании, бизнес. Договор должен быть подписан как свидетельство, что стороны согласились на оговоренные условия. Если по нему акты не предусмотрены, мы их и не запросим. Просто вордовский файл без подписи и печати нельзя назвать документом по сделке. Например, вы оказали услугу и получили деньги на свой счёт в банке. Должен быть документ, подтверждающий, что деньги поступили по определённому договору. Это нужно не столько для банка, как для вас и клиента. В случае, если вам вдруг не заплатили, именно подписанный документ будет доказательством всех ваших договорённостей. Да и клиенты обычно сами заинтересованы в том, что их не обманут и окажут услугу. Обычный вордовский файл таким подтверждением быть не может. Иначе легко можно показать какой-то другой документ или даже поменять в нём любые условия.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Ну это да, но на мелкие суммы многие не заморачиваются, высылаешь реквизиты, сумму, ну договор с факсимиле в ворде. А обратные документы уже не ждешь, принимаешь этот риск, но за то избавляешься от бюрократии. Тем более если контрагенты из других регионов... 

Просто для банка не понимаю, ну если мошенники, ну так печать то нарисовать не проблема, даже мокрую заказать за 400 рублей если надо... в чем фишка этих требований... подписи, а их кто проверяет в банке, графологов вызывают?... Секретари, офис-менеджеры обычно расписываются без каких либо доверенностей... также любой может подписать....

Поэтому это все фейк, требования ради требований, мошенники все рисуют, или реально исполняют, если это их компании, а вот нормальному бизнесу палки в колеса.

Ответить
Развернуть ветку
Точка
Автор

Содержание договора важнее подписей и печатей, но подпись — тоже важная штука. Повторимся, что мы смотрим не только на подписи и печати, а анализируем бизнес и операции в целом. Документы, скорее, дополняют эту картину. 

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда