{"id":13753,"url":"\/distributions\/13753\/click?bit=1&hash=71c4aec1d0d36c3e02bbee27c7077bb451b2e126ca03b4970b80229e13d4831f","title":"\u0420\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440: \u0431\u0440\u0430\u0437\u0438\u043b\u044c\u0441\u043a\u0430\u044f \u0431\u0438\u0440\u0436\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"ba7ce226-a103-5c8d-a1ed-0b3694458099","isPaidAndBannersEnabled":false}

От рок-н-ролла к предпринимательству — история Бориса Колесникова

Борис Колесников, самарский предприниматель и владелец проектов Skifmusic.ru, Foodzz.ru и Shopozz.ru, рассказал «Нетологии», как в 17 лет открыл собственный интернет-магазин, зачем ему офлайн-магазин и с какими сложностями столкнулся.

Борис Колесников

Большая мечта рокера-школотрона

Мне 31 год, и интернет-коммерцией я занимаюсь уже 16 лет.

В юности я увлекался музыкой, играл на гитаре. Сначала у меня был школьный ансамбль, а потом появилась группа посерьезнее. Мы регулярно выступали в культовых клубах Самары и гастролировали по регионам.

Мне, как любому нормальному пацану-гитаристу, хотелось играть на крутой американской гитаре. В местном музыкальном магазине продавалась гитара Jackson Dinky. Позже эта фирма стала частью компании Fender. Гитара стоила больше $1000 — бешеные деньги по тем временам. Поэтому я мог только мечтать о ней.

В 2003 году я был еще школьником, а мама работала простым врачом. Я подрабатывал на каникулах, откладывал заработанное, но этого все равно не хватало на покупку. В итоге я начал искать другие варианты, как приобрести инструмент.

Я стал много зависать на музыкальных узкоспециализированных форумах. Там я познакомился с американцем, который хорошо разбирался в гитарах. Он вызвался помочь с покупкой. Так вышло, что инструмент, который в России стоил больше $1000, обходился всего в $300. И это вместе с доставкой из США.

Америка для меня была так же далеко, как Марс. Я даже не представлял, где она находится и реально ли получить оттуда товар. Но я поверил в возможности, собрал деньги и перевел их своему новому знакомому. И вот спустя два месяца пришла огромная коробка. Внутри лежала моя гитара!

Это стало для меня открытием — я купил свою мечту через интернет. С этой гитары начался мой путь в бизнесе и ecommerce.

В 17 лет открыл интернет-магазин

Сначала я просто заказывал разный музыкальный стафф для себя. Я много выступал с группой, знакомился с другими музыкантами. Один за другим они просили помочь купить инструменты за границей и для них. Россия нулевых сильно отличалась от России сейчас. Многие классные товары были в дефиците даже тогда.

Так я начал доставлять музыкальные товары в Россию. В 17 лет у меня появился интернет-магазин Skifmusic. Я учился в лицее информационных технологий, поэтому сайт для магазина я сделал сам. Выкладывал туда фото гитар, которые приобретал специально под каждого клиента. Потом стало интересно привозить более крутые — винтажные — инструменты для онлайн-продажи по всей России.

Первое время моим партнером по доставке оставался тот американец — он находил нужные инструменты, проверял их и отправлял в Россию. Потом я сам освоил eBay, Amazon, Craiglist (аналог «Авито»). Договорился с одним складом в Москве, чтобы они принимали товары из США и перенаправляли их до конечных клиентов.

Основными каналами поиска покупателей были личные знакомства, сарафанное радио и тематические музыкальные форумы.

Спустя 3 года с начала моего интернет-бизнеса я понял, что нужен офлайн-магазин. В то время переводить деньги онлайн было небезопасно. Поэтому многие люди не решались покупать инструменты в интернете.

Тем более у какого-то школьника с музыкального форума. Понадобился «живой» магазин, чтобы покупатели больше доверяли — купить легче, если сначала посмотреть и потрогать товар вживую.

Так, в 2009 году я открыл первый офлайн-магазин Skifmusic в Самаре. Это было непросто, потому что ведению бизнеса я нигде не учился. Пришлось осваивать все методом проб и ошибок.

Мой первый офлайн-магазин

Я накопил 250 тысяч рублей и с помощью родителей взял еще 500 тысяч рублей в кредит. Эти деньги ушли на аренду помещения, ремонт, закупку инструментов и оборудования для магазина.

Подходящее помещение в 17 м² я нашел в торговом центре недалеко от другого крупного музыкального магазина. Был расчет, что люди по пути из этого магазина захотят зайти и ко мне.

Я планировал закончить ремонтные работы за три месяца, но подрядчики подвели и не сделали весь объем работ к сроку. В итоге пришлось самому три дня безвылазно проторчать в магазине, чтобы успеть подготовить его к открытию.

В части оснащения магазина тоже были мелкие неурядицы. Чтобы подвешивать гитары, нужны были специальные крепления. А стоили они на заказ слишком дорого. Но я нашел обычного сварщика, который за небольшие деньги наделал похожих креплений сколько нужно.

Уже после начала работы офлайнового магазина столкнулся с проблемой, что инструментов становится больше, а места в помещении — меньше. Да и соседние магазины жаловались на постоянный шум от гитар.

Через год магазин переехал в помещение на 70 м². Аренда стала выше, но зато я расширил ассортимент: стал завозить клавиши, профессиональный звуковой и световой аппарат.

Несмотря на проблемы, магазин начал приносить прибыль с первого месяца работы. У меня была куча знакомых музыкантов, которые теперь ходили только ко мне. А покупатели из других городов и регионов уже не боялись оформлять заказы через интернет — видели, что магазин реально существует.

ИП я зарегистрировал только с момента открытия офлайна. Тогда же официально нанял двух сотрудников, исправно платил налоги. Оплата труда была по стандартной схеме: оклад + % от продаж.

В 2011 году, окончив университет, я решил открыть магазин в Москве. В этом был смысл, потому что клиенты онлайн-магазина были в основном оттуда. Кроме того, почти все наши поставщики и склады находились там же.

Я знал, что хочу открыть точку в огромном арт-пространстве на ул. Правды. Там много репетиционных баз и студий звукозаписи. Это сразу обеспечило бы большой поток клиентов.

Но с первого раза мне не повезло: подходящего помещения под магазин не нашлось. Через несколько дней я предложил арендодателям переделать за свой счет один из пустующих коридоров арт-центра. Они согласились, и я снова ударился в стройку и ремонт.

В этот раз я вложил уже около 2 млн рублей, но продажи стали только лучше.

За 15 лет проект Skifmusic стал одним из крупнейших онлайн-магазинов музыкальных товаров в России. В нем более 50 тысяч товаров. Проект продолжает расти и развиваться.

​Сайт Skifmusic

Так появился отдельный проект по оснащению коммерческих помещений и уличных пространств профессиональным музыкальным оборудованием. Недавно мы инсталлировали Московскую набережную в Чебоксарах. Появилась подзвучка на расстоянии 2 км — теперь люди гуляют под музыкальное сопровождение.

Запустил новый проект — сервис покупок за границей

Развивая Skifmusic, я вдруг осознал, что зациклился на музыкальных инструментах. Помимо этого люди ищут в интернете технику, одежду, игрушки, запчасти на авто и другие товары. Возникла мысль осваивать новые ниши для бизнеса.

Так в 2009 году появился проект Shopozz.ru — сервис покупок за границей. Он помогает людям покупать товары в магазинах, которые не отправляют товар в Россию. А если и отправляют, то сервис позволяет экономить на консолидации.

Например, вы покупаете товары в нескольких магазинах. Это могут быть Victoria’s Secret, Amazon, eBay и другие. Купленные товары приходят на наш склад в штате Денвер, США. Штат этот безналоговый, поэтому там минимальные цены на все — никаких налогов. Мы консолидируем, складываем и отправляем покупки в Россию и СНГ.

В этой нише тоже не обошлось без трудностей и ошибок. Например, в 2011 году американская таможня остановила партию доставок, потому что мы не предусмотрели в наших внутренних бизнес-процессах проверку входящих от клиентов покупок, которые они самостоятельно совершают для переправки в Россию нашими силами (mail forwarding).

Несколько месяцев шло разбирательство, и мы проиграли — посылки были уничтожены, а нам пришлось вернуть клиентам около $50 000. После этого мы перестроили процессы и досконально проверяем все, что приходит на склад.

Тем не менее, за 10 лет Shopozz.ru наработал базу более 500 тыс. клиентов. Если смотреть по рынку, то проект входит в тройку самых крупных кроссбордеров, связанных с посредническими услугами в России.

Освоил сегмент доставки еды

Несколько лет назад я снова начал искать сферы для eCommerce. Много путешествовал и делал наблюдения. Я заметил, как на Западе развит рынок доставки продуктов питания. Россия только начинала двигаться в этом направлении, но семимильными шагами.

В итоге я запустил ряд проектов, связанных с доставкой еды. Одним из таких проектов стал Foodzz.ru — служба доставки продукции «У Палыча». Это гиганты в сегменте кондитерских изделий и просто крутые ребята. Но они ничего не понимали ни в доставке, ни в интернет-продажах.

Сначала Foodzz.ru стал официальным сервисом по доставке тортов и пирожных в нашем родном городе — Самаре. Сейчас делаем это еще в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

Несмотря на успех, я как-то задумал расширить ассортимент за счет продуктов повседневного спроса: соль, сахар, соки и другое подобное. Несколько месяцев готовили проект. Внесли на сайт около 2000 новых товаров. Но продажи не увеличились.

До меня дошло, что я не учел предложения конкурентов («Ашан», «Перекресток»), у которых ассортиментная сетка была на десятки тысяч товаров. На их фоне наших товаров было недостаточно.

Также я не учел, что многие сервисы уже осуществляли доставку в течение нескольких часов после заказа. А мы только на следующий день.

В итоге проект по внедрению новых товаров пришлось свернуть. Но выводы я сделал. А также ввел возможность доставки товаров через два часа после заказа.

Советы начинающим предпринимателям

Соревнуясь с конкурентами в ценообразовании, ориентируйтесь на маржинальность вашего бизнеса. Например, в музыкальной сфере она составляет 25–30%.

Помните, что большинство людей готовы покупать даже дорогие товары. Главное — научиться правильно продавать. Предлагайте вашим клиентам дополнительные консалтинговые или сервисные услуги, чтобы оправдать стоимость покупки.

Выбирайте узкую специализацию вашего интернет-магазина. Лучше хорошо разбираться в одной конкретной нише товаров, чем сразу в нескольких, но не конкурентно с более крупными игроками на рынке.

Инвестируйте не только в бизнес, но и в образование.

Читайте профессиональную литературу, получайте знания на онлайн-курсах, посещайте профильные конференции и выставки.

Все мои проекты объединяет одно — это бизнес, связанный с современными технологиями. Они нужны, чтобы освобождать время потребителя на более приятные и полезные вещи, чем беготня по бесконечным рынкам и торговым центрам.

За 16 лет в бизнесе я проделал нелегкий, но интересный путь от покупки первой гитары через интернет до запуска нескольких крупных проектов. Я многому научился за это время и теперь сам преподаю основы eCommerce новичкам, каким был я сам.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Павел Гросс-Днепров

С неймингом у человека реально проблемы. Ужасные названия и домены соотвественно.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Семенов

Согласен. Пару раз натыкался на shopozz.ru, чисто из за названия закрывал)

Ответить
Развернуть ветку
Boris Kolesnikov

а что не устроило "по делу"?)))

Ответить
Развернуть ветку
Boris Kolesnikov

в Фейсбуке уже обсудили этот момент с Вами) очень субьективный подход, конечно, у вас) 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Я в 14 лет так свои проекты называл

Ответить
Развернуть ветку
Boris Kolesnikov

а сейчас как называете?))

Ответить
Развернуть ветку
Timur

Главное, из всех ситуаций делать правильные выводы ✊

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null