Онлайн-платежи в России, круто в 2010-м — полный ужас в 2020-м

Всем привет. Хочу сегодня немного «поныть» о том, как все плохо с приемом платежей через интернет в России, а также дать пару советов на тему, как улучшить ситуацию владельцам интернет-магазинов и веб-сервисов.

В закладки
Аудио

Речь пойдет об онлайн-кассах, которые появились и на протяжении уже двух лет являются обязательными к использованию благодаря замечательному 54-ФЗ.

Для тех кто не в курсе: активное внедрение онлайн-касс началось еще в 2017 году. С того времени все российские компании, которые хотят принимать платежи через интернет должны быть оснащены этим устройством. По закону это должен быть именно физический аппарат, внутри которого располагается фискальный накопитель (сакральное назначение которого до сих пор не поддается объяснению, ни с технической, ни с логической точки зрения). Аппарат подключен к интернету, когда покупатель проводит платеж на сайте, касса должна выбить электронный чек, который должен быть направлен покупателю на почту или через СМС, также в налоговую должна уйти информация о том, что было куплено, когда и по какой цене. За передачу этих данных отвечает специальная коммерческая организация, величающая себя “Оператор фискальных данных” или просто ОФД.

Что нужно было сделать, чтобы подключить прием платежей банковскими картами на сайте в 2010-м

  • Быть зарегистрированным, как ИП или ООО, а в некоторых случаях и как физ. лицо.
  • Быть способным ввести в поисковой системе запрос “Система онлайн платежей для сайта”.
  • Выбрать подходящую систему и заключить с ней договор на обслуживание.
  • Подключить платежную систему к сайту через API.

На весь процесс обычно уходило не более одного-двух дней, с момента появления потребности до момента, когда первый клиент уже расплачивался картой на вашем сайте. Все было просто и удобно. На внедрение компания не тратила ни копейки, за исключением привлечения технических специалистов для доработки сайта (если это требовалось).

Что нужно сделать, чтобы подключить прием платежей банковскими картами на сайте в 2020-м

  • Нужно обязательно быть зарегистрированным, как ИП или ООО. Ни о каких физ. лицах и речи не идет, если вы хотите соблюдать закон. Некоторые платежные системы, так перепугались, что даже с ИП по началу не работали после внедрения новых правил.
  • Необходим расчетный счет для ИП или ООО.
  • Нужно сделать квалифицированную электронно-цифровую подпись (КЭП), чтобы можно было зарегистрировать кассу в налоговой удаленно. Цена вопроса 1000-3000 рублей. Чтобы подпись вам одобрили, нужен личный визит в специальный удостоверяющий центр.
  • Нужно заключить договор с ОФД и оплатить их услуги. 3000 рублей в год.
  • Нужно приобрести кассовый аппарат 10000-30000 рублей и фискальный накопитель к нему 5000-10000 рублей. Фискальные накопители бывают двух типов, те что рассчитаны на 12 месяцев и на 36. После истечения срока действия, накопитель необходимо заменить на новый физически в кассе.
  • Нужно подобрать платежную систему, которая совместима с вашей кассой и ОФД.
  • Заключить договор с платежной системой. Сейчас, как правило, требуется физический договор на бумаге с подписью и печатью, или аналогичный документ подписанный КЭП.
  • Подключить платежную систему к сайту через API.
  • Зарегистрировать кассовый аппарат и фискальный накопитель в налоговой.
  • Фискализировать кассу (провести первую операцию по кассе, которая подтвердит, что все работает верно, и налоговая завершит ее регистрацию).
  • Начать принимать платежи и надеяться, что ничего не сломается.

На весь этот квест тратится от 14 до 30 дней и 20000-40000 рублей. Нужно две кассы? Не проблема, платите в 2 раза больше, будет две кассы. Начать делать регистрацию заранее, пока сайт еще в разработке, вы не можете, поскольку, чтобы платежная система одобрила ваш сайт, он должен быть полностью готов и наполнен информацией. Если платежная система вам откажет (им ничего не мешает это сделать без объяснения причин), то придется искать другую, которая может быть несовместима с вашим кассовым аппаратом. Поэтому не стоит торопиться его покупать.

Моменты, которые особенно расстраивают

  • Для использования КЭП вам потребуется специальный софт, который работает, чаще всего, исключительно на операционной системе Windows. У некоторых программ заявлена поддержка Linux и Mac OS, но найти что-то рабочее из этого не получилось. Так же я не видел ни одной компании, где выпускают электронные подписи, специалисты которой способны помочь с настройкой сего чуда на той же Mac OS. Обычно говорят, что мы можем настроить за столько-то денег, но только не на вашей операционке.
  • Кассы сделаны из комплектующих, которые произведены в Китае. Поскольку своих нет.
  • Фискальный накопитель имеет ограничение не только по времени, но и по количеству выбитых чеков. Если вы делаете частые транзакции, то он может закончится раньше положенного срока.
  • Если вы продаете товар с доставкой курьером, то вы должны выбивать два чека, один — когда вы приняли платеж, второй — когда клиент получил заказ.
  • Касса должна быть всегда подключена к интернету. Нет интернета, выключили свет, завис софт — чек не выбился. Нужно делать дополнительные усилия, чтобы это исправить.
  • Касса сломалась — ваши проблемы. В идеале нужна резервная.
  • Не выбили чек — вот ваш штраф.
  • Хотите сменить платежную систему — если новая система не работает со старой кассой, повторите весь процесс подключения с самого начала, будьте добры.
  • Подобно обычной кассе нужно открывать/закрывать смены, одна смена не может быть длиннее 24 часов по закону. Хорошо если в вашем аппарате есть автоматический режим открытия/закрытия, а если нет, то придется это делать вручную каждый день в одно и то же время.

Система не выглядит удобной и дружелюбной. Непонятно зачем она вообще нужна, ведь если платежи приходят на расчетный счет организации или ИП, то налоговая их вполне себе видит и вы в любом случае заплатите с них налог. Получается, что цепочка из платежной системы-кассы-ОФД не особо занимается чем-то полезным, но забирает на себя деньги и время. Интересно, есть ли подобный опыт в других странах? Легкое гугление результатов не дало, везде все работает так же, как у нас в 2010-м.

Как улучшить ситуацию

В корне — никак, закон есть закон, какой бы не был надо соблюдать. Но есть несколько моментов, которые помогут скрасить тяжелые будни, и которые я познал на собственном опыте:

  • Используйте фискальные накопители на 36 месяцев. Таким образом вам нужно будет их менять в три раза реже. Да, стоят они дороже, но вы сэкономите кучу времени и нервов.
  • Не покупайте физический кассовый аппарат для интернет-расчетов. Если принимаете только онлайн-платежи, и у вас нет наличного расчета. То лучшим для вас решением будет аренда кассового аппарата в одном из облачных дата-центров. Там касса всегда будет доступна через интернет, и отключение света для нее не страшно. Выбить чек вы всегда сможете удаленно. Оплата чаще всего по подписке, раз в месяц, выходит чуть дороже, чем свой кассовый аппарат, но снимает сразу целый пласт проблем, которые потенциально с ним могут возникнуть.
  • Если вы пользуетесь каким-либо сервисом онлайн-бухгалтерии, то в большинстве случаев у вас уже есть КЭП. С этого года она нужна для сдачи отчетности через интернет в налоговую. Поэтому нет смысла выпускать вторую, с огромной вероятностью для регистрации кассы в налоговой подойдет текущая.

И в заключении

По сути, вся эта пляска вокруг касс нехило поднимает порог вхождения в интернет-торговлю, и какому-нибудь мастеру, который делает изделия из кожи и хочет продавать их через интернет или студенту, который делает сайты на заказ, гораздо проще пользоваться удобным сервисом по быстрому переводу средств с карты на карту от зеленого банка, оставаясь “в тени” и не платя налогов. Не потому что он хочет нарушать закон, а потому что осилить это подключение не всем под силу. Получается, что государство ни только не стимулирует рост малого бизнеса за счет упрощения процедуры приема оплаты, но и поощряет “обходные” решения.

По истечению двух лет работы этой системы значительных улучшений в плане удобства она не претерпела, все по-прежнему сложно и долго. Остается надеяться, что в будущем, работать с ней станет все-таки проще, ведь если этого не случится, у малого и микробизнеса абсолютно нет возможности соблюдать 54-ФЗ в полной мере.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Брендошная", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 28, "likes": 28, "favorites": 53, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 114327, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 23 Mar 2020 05:35:56 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Ольга Павликова
Вирусный коронавирус, или пять причин не отказываться от коммуникаций в кризис
Вы не просто сохраните лояльных клиентов, но и «снимете все сливки» на вашем рынке, когда он восстановится.
0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

По уму, оно должно работать бесплатно вот так
Интернет-магазин - налоговая
Сейчас оно работает вот так
Интернет-магазин - онлайн касса - ОФД - налоговая.
Почему? Сами наверно знаете почему.
Скоро еще маркировка будет, ну а потом еще что-нибудь придумают. Время еще есть :)

Ответить
1

Было бы круто, если бы все было так...

Ответить
2

Очень много заблуждений!

Кассу можно поставить на учёт без электронной подписи.

При приеме средств на расчетный счёт выбивать чек нет необходимости. (Только от физ.лиц бьют)

На упращенках пока можно выбивать чеки без товарных позиций, просто к примеру "оплата заказа ИП Иванов И. И."

Аренда онлайн кассы выльется в 30000-40000 за каждый год, физическая касса в 20000 с накопителем на три года, экономия как минимум 70000 за три года

Ответить
6

"Кассу можно поставить на учёт без электронной подписи." - тогда нужен отдельный визит в налоговую за каждой операцией. Это не удобно, проще один раз подпись сделать.

 "При приеме средств на расчетный счёт выбивать чек нет необходимости." - если это прямой перевод на расчетный счет. Как много людей в рознице так оплачивают покупки? В основном платят банковскими картами. А там чек обязателен. 

 "На упращенках пока можно выбивать чеки без товарных позиций, просто к примеру "оплата заказа ИП Иванов И. И." - если розничная торговля вроде нельзя, точнее можно конечно, но можно получить штраф. По крайней мере мне в налоговой объяснили так год назад, может что-то поменялось за это время? 

 "Аренда онлайн кассы выльется в 30000-40000 за каждый год, физическая касса в 20000 с накопителем на три года, экономия как минимум 70000 за три года" - аппараты имеют свойство ломаться + это никак не спасает от перебоев с электричеством/интернетом. А в целом, согласен, дешевле. Но рисков больше.

Ответить
3

Это все проблемы 2-х летней давности, когда никто не мог сказать как делать.
Сейчас все ставится быстро, и есть куча готовых решений. Легко ставится за день два + ответ с налоговой что она зарегистрированна.
Выбирай что тебе подходит по объему и цене.

Ответить
0

"Используйте фискальные накопители на 36 месяцев. Таким образом вам нужно будет их менять в три раза реже. Да, стоят они дороже, но вы сэкономите кучу времени и нервов."
Нет, используйте те фискальные накопители, которые подхоят к вашей системе налогобложения и товару, который вы продаёте.

Не каждый товар можно продавать с помощью ФН 36. Там не только сроком отличаются эти "флэшки". Купите не тот - можете положить на полочку и любоваться.

Ответить
0

Насколько я знаю, есть ограничение для накопителей на 36 месяцев на торговлю  подакцизными товарами (но их через интернет и так нельзя продавать). А какие еще есть ограничения?

Ответить
0

Если Общая Система Налогообложения, то нельзя 36 применять. 

То есть если ты купил товар с НДС, и продаёшь его с НДС юрлицам,  а потом решил его ещё и в розницу приторговывать (а что нет, спрос ведь есть) - только 15 месяцев.

Ответить
1

Понял, спасибо, буду знать.

Ответить
–1

Добавлю - проблема действительно имеет место быть, но точно могу заявить:

Настроить ЭП (ЭЦП) для работы на МакОС занимает 2-3 минуты - лично на днях копировал ключи ЭП для работы в макбук (конкретно речь про файлы в формате *.key)

Но перед этим нужно было посидеть и поискать инструкции на сайте/форуме КриптоПРО. (Кому нужно - скину ссылку на нужную ветку, там требуется одно действие - добавить ключи в отдельную папку, ну и софт скачать бесплатный).

Ответить
0

Также про порог входа: для физлиц есть форма налогообложения «самозанятые» - «...без отчётности, онлайн-кассы, бухгалтера или посещения налоговой», как пишет сайт зелёного банка. Для них данная проблема не актуальна и не нужно сидеть «в тени».

Ответить
2

Это действительно хорошо, надеюсь, что в последствии, их не обяжут также заниматься подобной практикой, когда все выйдут из "тени".

Ответить
0

Когда это произойдёт - я считаю, что все движения денежных средств уже будут под колпаком электронных переводов, прозрачны для государства, как «в лучших модных домах Европы» и Америки. Правила игры тогда снова поменяют, но уже кардинально.

Ответить
0

КриптоПРО под маком у меня завелась, но ЭЦП не работала от слова "совсем", как я не пытался, возможно дело в моих кривых руках.

Ответить
0

Не ругайте себя - там все не просто, если с разбегу - что на Виндоус, что на Мак не разобраться. Попробуйте данную инструкцию с официального сайта КриптоПРО.

Желаю удачи - после того, как все получилось на Маке - получил непередаваемое удовольствие!

Ответить
1

Спасибо!

Ответить
0

Сергей Ленский, +

Ответить
0

Два визита, но не нужно ходить за подписями что в итоге экономит время и деньги

Не путайте перевод на расчетный счёт с оплатой картой.

До 23 года можно выбивать чеки без позиций, раньше было до 21, но продлили

Чек нужно выбить в течении рабочего дня, свет у вас отключат на неделю? У арендодателя берите бумагу подтверждающую отключение. Поломку можно объяснить в налоговой с подтверждающими документами, да и техника сейчас достаточно надежная

Ответить
–6

Что эта боянисто-капитанско-дилетантская хуерба делает на главной?

 Кассы сделаны из комплектующих, которые произведены в Китае. Поскольку своих нет.

Я в шоке! Неужели это правда, Божечки, куда мы катимся?

 Касса сломалась — ваши проблемы. В идеале нужна резервная.

Нет, не ваши, если касса на гарантии или тех. обслуживании. В обоих случая, при невозможности срочного ремонта, предоставят подмену.

 Касса должна быть всегда подключена к интернету. Нет интернета, выключили свет, завис софт — чек не выбился. Нужно делать дополнительные усилия, чтобы это исправить.

Все выбивается, а когда появляется интернет отправляется куда нужно.

 Не выбили чек — вот ваш штраф.

На первый раз предупредят.

Ответить
0

"Я в шоке! Неужели это правда, Божечки, куда мы катимся?" - ну типа это странно, когда государство обязывает покупать какое-то оборудование, которое даже само не произвело. Фактически поддерживая не собственную экономику, а стороннюю в принудительном порядке.

"Нет, не ваши, если касса на гарантии или тех. обслуживании. В обоих случая, при невозможности срочного ремонта, предоставят подмену." - я вот живу в Хабаровске, брал кассу в модульбанке (поскольку с Яндексом на тот момент она была единственная совместимая), она сломалась, позвонил им, они сказали, что починят, но в Хабаровске нет их сервисного центра. Поэтому нужно отправить кассу им почтой, 7 дней в одну сторону, 7 дней в другую + сколько там займет ремонт. Весь этот срок непонятно как платежи проводить.

"Все выбивается, а когда появляется интернет отправляется куда нужно." - как показывает практика, не всегда это происходит автоматически, этот процесс нужно контролировать руками. Поскольку изначально на вышеупомянутой кассе были сильные проблемы с прошивкой (как сейчас не знаю). И пару чеков как раз в момент таких отключений было пропущено. Ночью был выключен свет, в это время совершили покупку, платеж прошел, но чек не выбился, когда его дали. Касса об этом никак не сообщила, а то что ночью не было света пришлось догадываться уже постфактум.

"На первый раз предупредят." - что делать с последующими?)

Ответить
–4

  ну типа это странно, когда государство обязывает покупать какое-то оборудование, которое даже само не произвело. Фактически поддерживая не собственную экономику, а стороннюю в принудительном порядке.

Ну типа цель 54фз была не в поддержке отдельных производителей. Тем не менее, немало отечественные производители касс, оборудования и операторов сопутствующей инфраструктуры смогли построить на этом доходный бизнес.
 Хабаровске, брал кассу в модульбанке (поскольку с Яндексом на тот момент она была единственная совместимая), она сломалась, позвонил им, они сказали, что починят, но в Хабаровске нет их сервисного центра. Поэтому нужно отправить кассу им почтой, 7 дней в одну сторону, 7 дней в другую + сколько там займет ремонт. Весь этот срок непонятно как платежи проводить.

Надо было думать головой ДО покупки, можно было робокассу прикрутить и других вариантов достаточно, в том числе аренды, а отправлять, в экстренном случае, обычной почтой 7 дней в одну, 7 в другую сторону - это нужно вообще дебилом быть, и тогда, конечно, все будет непонятно.
  "На первый раз предупредят." - что делать с последующими?)

Выбивать чеки? Включить голову и решить проблемы с кассой? 

Ответить
0

Я не понимаю, зачем вы называете меня дебилом. Я не давал вам такого повода. Просто рассказал о проблеме с которой столкнулся.

Ответить
–3

Я вроде достаточно подробно в предыдущем комменте и повод описал, и почему вам все непонятно ответил.

Ответить
0

И трепетала грудь от праведного гнева, и белый плащ плескался на ветру.

Ответить
0

О, боты автора минусить подтягиваются, лол, тебя забанят за такое, прям еще одно подтверждение диагноза на самом деле.))

Ответить
0

"Касса должна быть всегда подключена к интернету. Нет интернета, выключили свет, завис софт — чек не выбился. Нужно делать дополнительные усилия, чтобы это исправить."

Работает без интернета месяц, затем автоматически блокируется. Можно раз в месяц подключать интернет, если постоянный по каким-то причинам невозможен.

Ответить
0

проще уйти в самозанятые. Там и чек в приложении Сбера можно выдать клиенту, и касса не нужна

Ответить

Прямой эфир