Цифровая трансформация аптек: дарк-сторы, карманные фармацевты и продвинутые бабушки
Поговорили о будущем фармрынка с руководителями семи аптечных сетей: «Ригла», АСНА, «Вита», «Максавит», «Фармаимпекс», «Фармия», «Магнит Аптека».
COVID-19 застал всех врасплох, стал катализатором быстрых изменений в бизнесе и законодательстве. К таким резким переменам оказались не готовы даже лидеры рынка. В самых разных индустриях мы увидели плеяду быстрых решений, ускоренных релизов и неожиданных альянсов.
А что же фарма? О цифровой трансформации в аптеках говорили давно, но реальных действий было мало. Это инертный рынок, к тому же связанный по рукам и ногам бесконечными регуляциями. Лекарства — товары первой необходимости, при этом до недавнего времени не существовало даже правил их доставки. Как аптеки справляются с вызовами времени, и что их ждет в будущем — обсудили с представителями российских сетей.
Привычки и дороги
Онлайн-аптеки растут в мире в среднем на 15% в год. В России хоть рост и составляет 75% (Data Insight), но доля онлайна пока едва превышает 5-10%. Несмотря на внушительную цифру в процентах, в абсолютных цифрах это все еще капля в море.
Когда идет по накатанной
Во многом дело, конечно, в привычках. Менять привычный уклад мы не очень любим, особенно когда нам за 40.
А сами аптеки не сильно торопились в онлайн не только из-за отсутствия правил доставки — ведь заказать самовывоз можно было уже давно. У аптек не было потребности формировать привычки, они идут за своей аудиторией.
Пандемия не оставила выбора — старые представления перестали работать, и бабушки давно не те, что раньше.
Постепенно к онлайн-сервисам привыкали — в столицах больше, в регионах меньше. Но аптеки развивались по модели «у дома», поэтому онлайн занимал небольшую долю.
Нет хорошей логистики — нет онлайн-продаж
Логистика долгое время оставалась открытым вопросом. Во многом из-за неповоротливости регуляторов, которые зашевелились только после пандемии. До этого доставка была просто запрещена. Некоторым сетям и маркетплейсам удалось обходить запрет — Озону даже без явных нарушений, но спроса особого не было.
Спрос на онлайн-фарму
В нашем обзоре аптечных приложений мы спрашивали о любимых способах покупки лекарств. Выяснилось, что 62% ходят в аптеку пешком, 23% заказывают через приложение и 15% — через сайты.
38% онлайн-покупок — это довольно много. Да, из-за коронавируса привычки поменялись, но и аудитория vc.ru достаточно продвинутая. В любом случае, у людей сейчас есть спрос на онлайн-фарму, но удастся ли его сохранить?
Но есть потребность в человеческом общении, которую онлайн полностью не закрывает. Это не дает гарантии, что продажи вернутся к прежнему уровню.
Фарма без фармацевта
Когда мы исследовали аудиторию аптек, столкнулись с тем, что для покупателей фармацевт часто выступает в роли почти-терапевта. У него есть база постоянных клиентов, к нему часто обращаются за советом.
Еще одна проблема в том, что в онлайне теряется доверие к провизору. Буквам в чате мы доверяем не так, как живым людям.
И не нужно забывать, что в интернете есть свои механики продвижения, которые можно использовать.
Маркетплейсы — неизбежное зло
О легализации доставки лекарств аптеки и агрегаторы с маркетплейсами спорили долго и много. Недавно правительство наконец утвердило правила. Доставлять лекарства смогут аптеки, у которых лицензия не моложе года, есть сайт или приложение, своя курьерская служба или договор с курьерской компанией.
Мнения в индустрии разделились. «Ну ужас, идиоты!», «Наконец, очень своевременно» — это лишь две цитаты из бурных дискуссий в профессиональных чатах.
Одни считают, что маркетплейс дает продажи.
Другие считают, что маркетплейсы — как героин. Сегодня приятно, а завтра вы без них уже не выживете.
Третьи видят их ценность в отдельных случаях.
Как маркетплейсы повлияют на рынок
Маркетплейсы получат свой кусок рынка — никто не сомневается. По разным оценкам, это будет 5-15%. Наибольшая опасность, конечно, угрожает маленьким аптечным сетям.
А теперь представим, что пострадает крупная аптека. Как это отразится на рынке?
Несмотря на стресс, рынок онлайн-фармы растет. Возможно, в поисках решения стоит посмотреть на смежный ритейл и электронную коммерцию.
Уход в другую отрасль — выход или тупик?
Когда лекарства продаются в телефоне, покупателей нужно привлекать чем-то новым. Поэтому многие задумались, как сделать аптеки местом притяжения трафика.
В трансформации аптеки в многофункциональные точки есть несколько подходов. Первый повторяет путь «Магнита» по совмещению фуд- и фарм-ритейла. Хороший инструмент здесь — единые программы лояльности, вроде той, что мы помогли сделать «Магниту».
Второй подход — взглянуть на опыт других стран, найти способ диверсифицировать риски и стать чем-то новым.
Но такая диверсификация может стать и размытием.
К чему все идет
О будущем российских аптек мы спросили тех, кто это будущее во многом определяет.
— Для персонализации нужны рекомендательные системы. Но самописные решения и аналоги Retail Rocket придется дорабатывать под ограничения отрасли, например, что рецептурные препараты советовать нельзя, — поясняет Артем Графов, e-commerce директор «Фармаимпекс». Через пять лет он надеется на обмен данными с производителями, чтобы строить сегментации и делать точечные предложения, как у того же Озона.
Скорее всего, привычных нам аптек вокруг станет меньше, их площадь, скорее всего, тоже. Часть покупок уйдет в онлайн, ассортимент офлайна станет уже — редкое закажут в сети, хранить имеет смысл только популярное и сопутствующее.
Нынешний год — переломный для многих индустрий, а для аптек в особенности. Все крупные игроки осознают необходимость изменений, но каждый представляет их по-своему. Покупка лекарств в онлайне станет привычным делом, а соотношение сил с агрегаторами и маркетплейсами претерпит значительные изменения.
Ситуация меняется стремительно, каждую неделю происходят важные события, которые сильно влияют на расклад сил на рынке. Например, пока мы готовили этот материал, Яндекс добавил поиск и бронирование лекарств в аптеках в свои сервисы Здоровье и Карты.
Со своей стороны желаем новых побед всем участникам этого исследования.
Вы можете сколько угодно вкладываться в логистику и UI, но какой в этом смысл если клиент не может расшифровать каракули врача.
Киллер фича для аптечного приложения: распознавание каракулей врача на фотографии рецепта 😂
Интересно где мнение специалистов ГК Эркафарм (Столетов, Самсон фарма и т.д.)?
Как-никак доля рынка у данного игрока очень весомая!
Мы занимаемся доставкой продуктов на дом, как запартнерится с аптекой?
дарк-сторы=драг-сторы=аптеки
А раскрыть мысль можно?