Федор Вирин, Data Insight: свежие прогнозы для интернет-бизнеса

В гостях «ПрактикаDays» Фёдор Вирин, аналитическая компания Data Insight

«ПрактикаDays» — это сообщество предпринимателей и топ-менеджеров, меняющих настоящее и создающих будущее. Мы каждый день говорим в эфирах о ритейле, технологиях и предпринимательстве с руководителями абсолютно разных компаний, от домашних стартапов до международных корпораций.

Самое главное, чего мы хотим, — смотреть шире на свой бизнес, свою работу, видеть тренды, чувствовать происходящие вокруг изменения и вместе создавать свое будущее.

Фёдор Вирин, аналитическая компания Data Insight

Записи всех эфиров на youtube канале:

Что у тебя поменялось за последние несколько месяцев, что мы не виделись?

Появились два новых проекта: обучение топ-менеджмента компаний цифровой трансформации и создание советов директоров и наблюдательных советов в компаниях, и два новых продукта: исследования для брендов в онлайн-продажах FMCG и исследования онлайн-продаж товарных категорий по географии и подкатегориям. Плюс новый поток в «Вышке» ─ обучение полностью онлайн, может, появится еще и офлайн-набор осенью. Плюс исследования в IAB Russia по рекламодателям, которые мы выпустили.

Неожиданные запросы приходят от клиентов, сильно отличающиеся от запросов полугодичной давности. Это и исследования для крупных международных брендов по маркетплейсам, и запросы от среднего ритейла, которые уже попробовали сделать первые шаги в онлайне за эти 3 месяца, но ищут дальнейших, более сложных действий. Большое количество запросов приходит по поиску нового персонала.

Если несколько месяцев назад в бизнесе началась паника (все пытались что-то сделать, у кого-то получалось, у кого-то нет), то сейчас пришло некоторое понимание того, что происходит, куда двигаться дальше и какие специалисты необходимы для решения тех задач, что мы пока решать не умеем.

Во всей этой мешанине я вижу образование нового слоя интернет-магазинов, которые приходят из большого устойчивого бизнеса и которые до кризиса не думали или почти не думали об онлайне. Это в большей степени долгосрочно изменяет интернет-торговлю, которую мы знали раньше.

То есть сейчас в тренде выход больших международных брендов на маркетплейсы, их трансформация и резкое ускорение нового онлайна для средних и крупных компаний?

Правильно, хотя для брендов выход на маркетплейсы не новость. Они стали акцентировать на этом внимание, ведь из-за закрытия офлайнового ритейла у них высвободилось большое количество ресурсов.

Если говорить о текущей динамике на онлайн-рынке, как она меняется?

Последние две недели, как мы выбрались из карантина, видим снижение количества заказов и среднего чека. Люди, которые вышли на работу, стали меньше заказывать домой, а значит ─ посылки стали мельче и легче. Эти два фактора любопытны, но катастрофы никакой нет. Сейчас происходит снижение до уровня конца марта─начала апреля.

Позже, когда население чуть пресытится офлайном, начнется постепенный рост. К показателям 2019 года прогноз: 60-70% по заказам (против прогнозируемых в конце прошлого года 50-55%), 33-35% ─ по деньгам (вместо 25-27%). (Примечание: С эфира прошло уже некоторое время, за которое был сделан новый прогноз, он доступен на https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020_2024).

В прошлый раз ты говорил про категории и отрасли, у которых доходы выросли или наоборот, неожиданно упали. Есть какие-то интересные изменения теперь, после выхода из карантина?

Есть несколько категорий, которые получили резкий всплеск в конце карантина и сразу после его окончания. Это, как ни странно, спорттовары. Люди соскучились по физической активности, но боятся идти в спортклубы или не имеют возможности. Также снятие ограничительных мер совпало с началом летнего сезона, поэтому сейчас невероятно высокий спрос на велосипеды.

Есть еще одна категория, спрос на которую пока не такой массовый, но, судя по всему, будет набирать силу ─ outdoor товары. Отдых за рубежом отменили и неизвестно, когда границы откроются, да и с внутренним туризмом тоже непонятная ситуация: перебои в работе гостиниц, транспорта. Поэтому люди планируют активный отдых с выездом на природу на своей машине, с палатками, надувными лодками и прочими элементами «дикого» туризма.

Мне бы хотелось, но я не вижу заметного роста продаж одежды, подарков. Пока нет и существенного спада в алкогольной продукции. Все остальные категории пока остаются на уровне: продукты, лекарства.

Что интересного в аналитике для маркетплейса? Намечается какой-нибудь новый тренд? Может, Ozon догонит Wildberries?

Никаких существенных трендов и изменений. Они оба хорошо растут, да и все остальные маркетплейсы тоже. В принципе сохраняется все, что было запланировано. Просто происходит это чуть быстрее, чем предполагалось в прошлом году. Wildberries, как и Ozon, предполагали вырасти на 100% за год, это получается у обоих чуть быстрее.

В недавних исследованиях мы заметили, что увеличилось число сервисных компаний, которые оказывают услуги по выходу на маркетплейс. Кстати, очень интересно узнать, как обстоят твои дела с этим.

На удивление, очень хорошо. Никаких проблем не возникло, за исключением мелких нюансов с товаром. Вся планируемая партия полностью ушла со склада поставщика. Этот бизнес требует большой отдачи, но в принципе за две недели самой горячей поры я влез без проблем на все крупные маркетплейсы.

Есть действительно простой способ выйти на маркетплейсы ─ отдать большую часть работы фирмам-подрядчикам: то есть составить прайс-лист своей продукции, а дальше передать товар логистам, которые бы уже раскидали его по складам маркетплейсов. Правда, такой подход съедает значительную часть и без того небольшого в этом бизнесе дохода, зато это достаточно простой способ выйти.

Какой товар ты собирался поставлять?

СТМ по презентационному оборудованию, магнитно-маркерные доски, которые по габаритам должны были пройти на площадки маркетплейсов. Есть и свои СТМ, но их укладывать в плоскость маркетплейсов неинтересно и невыгодно, потому что это оборудование туда не пролезает из-за своих габаритов, веса и других характеристик.

Предпринимательство в нашей стране активно развивается, благодаря тому, что, даже работая в найме, любой человек может выйти на маркетплейс через подрядчиков.

Вопрос к тебе: чего ожидать, с точки зрения продаж, осенью-зимой? Е-коммерс стал проседать из-за снятия ограничительных мер, офлайн, в свою очередь, набирает обороты, но не дотягивает до тех показателей, что были в прошлом году.

Все, что произойдет в будущем, определяется временем и силой второй волны карантина. Мы уже наблюдаем вторую волну в ряде стран, где ранее ситуация стабилизировалась и количество новых случаев заболевания стремилось к десятку. Я не располагаю достаточной информацией, чтобы понимать что будет происходить дальше, потому что я не доверяю нынешней статистике и не понимаю, почему был снят карантин.

Скорее всего, повторения сценария не избежать. И это особенно страшно для офлайн-бизнеса, особенно ресторанного, который вложил немалые средства, чтобы вновь запуститься. Если второй волны не случится или она будет незначительной, то рост онлайна составит в районе 30-32% в деньгах и 55-60% в заказах, по отношению к прошлому году.

Также бонусом будет усовершенствованная логистика, потому что она сейчас активно развивается, и получим, точнее, уже получили 10-15 миллионов новых покупателей. Ускоренный рост количества покупателей обусловлен вовлечением тех, кто либо никогда не покупал в онлайне ,либо давно этого не делали. Этот прогноз устойчивый и долгосрочный.

Сейчас малый бизнес хочет использовать свой опыт удаленной работы, чтобы максимально эффективно поработать во вторую волну карантина, если она будет. Более молодая аудитория очень быстро отскочит от изменившейся реальности и вернется к привычному потреблению, но для старшего поколения опыт онлайн-покупок станет очень важным в формировании привычек, то есть обратно их будет не выдернуть в офлайн.

У меня нет информации, что рост происходит за счет более взрослого поколения. У нас есть много неохваченных е-коммерсом и из молодой аудитории. По косвенным данным, всплеска онлайн-активности пожилых людей нет. Много людей среднего и юного возраста, по каким-то причинам предпочитавших ранее офлайн, перешли в онлайн и привыкли, поэтому эта аудитория здесь и останется. Это скорее не старики, а группа, которая в маркетинге называется «позднее большинство», то есть люди, которые, в силу своего характера и образа мыслей дольше других сопротивляются инновациям.

Есть ли у тебя аналитические данные по антикризисным мерам, которые предпринимают средние и крупные е-комы?

Борис, ты (в силу размера бизнеса, склада характера) очень быстрый и многие вещи ты делаешь за недели. Большие компании обычно так делать не умеют, им требуется больше времени на принятие и согласование стратегий и решений. Со времени последнего нашего разговора (1,5 месяца назад) некоторые крупные компании только начали понимать, что нужно, а чего не надо делать, поэтому рано говорить об аналитических данных.

По консалтинговым запросам я вижу интерес к СТМ и мобильными приложениям. Как оказалось, большое количество компаний задумывается над разработкой своих приложений. На базе исследований IAB Russia (каждый месяц мы делаем опрос среди членов ассоциации) видим спрос рекламодателей и агентств на новые рекламные и аналитические инструменты.

3
Начать дискуссию