{"id":13719,"url":"\/distributions\/13719\/click?bit=1&hash=37b45e8fe8a3625aef844bacce12930f8ac4bfdf7a80e1fcdab7e733d5e7289d","title":"\u0417\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u0442\u044c \u0432 \u043e\u0434\u0438\u043d\u043e\u0447\u043a\u0443 \u0431\u0440\u0435\u043d\u0434 \u2014 \u0438 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c \u0435\u0433\u043e \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u0435","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"67c99c35-0857-5d4a-9a03-08ce9292f882","isPaidAndBannersEnabled":false}

Не наличными и не картой: оплата QR-кодом

Рассказываем о самом перспективном направлении в сфере мобильных платежей в 2020-м

Раньше мы наводили смартфоны на QR-код, чтобы узнать какую-то скрытую дополнительную информацию в музее или возле какой-то достопримечательности. Или оживляли с помощью дополненной реальности персонажа с упаковки пачки хлопьев, потому что детям это нравится. Потом мы использовали QR-коды, чтобы быстро оплатить квитанции ЖКХ и другие обязательные к уплате «приятности».

В шальном 2020-м с помощью QR-кодов юридические лица теперь могут принимать оплату за товары и услуги. А вы можете купить кофе в кофейне возле дома, где нет терминала (а наличку вы с собой никогда не носите). И оплатить новые ноготочки в салоне красоты. И рассчитаться за ремонт подвески в старом-добром автосервисе у знакомого Толяна. Говорят, для владельцев бизнеса такой способ оплат куда дешевле и проще эквайринга.

Так ли это, выясняем в этом материале. А попутно расскажем, откуда QR-коды вообще взялись, как устроена оплата с их помощью, для какого бизнеса они могут стать палочкой-выручалочкой и что нам всем готовит ближайшее технологическое будущее в сфере мобильного банкинга.

QR-коды: откуда взялись и зачем нужны

QR-коды придумали в 1994 году на японском автозаводе Denso Wave, дочернем предприятии гиганта Toyota. Их разработали, чтобы увеличить скорость компонентного сканирования на заводах по производству автозапчастей и в распределительных центрах (с обычными штрих-кодами производительность труда была низкой).

Новый тип кода, QR (quick response — быстрое реагирование), вмещает в себя больше информации, которая быстро считывается сканирующим устройством — отсюда и увеличение скорости сканирования.

До 2002 года QR-коды были в ходу в промышленности, но как только на рынок вышел первый мобильный телефон со встроенным сканером QR-кодов, всё изменилось. Коды стали появляться на товарах в магазинах, в рекламе по телевизору и в журналах, в музеях и туристических местах, и даже — на кладбищах.

Китайцы уже давно используют QR-коды как способ мобильных платежей в приложениях WeChat и AliPay: с их помощью можно оплатить стрит-фуд в палатке или подкинуть виртуальной мелочи уличным музыкантам, не нося с собой ни грамма «налички». Популярность этого способа оплаты в Китае стремится к 100%: местная банковская система настолько сурова, что жителям куда проще использовать коды, чем заводить собственную банковскую карту.

В России безналичные платежи с каждым годом всё популярнее, а за 6 месяцев с момента первых жёстких карантинных мер из-за коронавируса в марте 2020-го их объём вырос ещё больше — на 67%. Тут и бесконтактные способы оплат сыграли, и в целом режим изоляции, когда большинство заказывали продукты, товары и услуги на дом через приложения и онлайн-сервисы, оплачивая все свои удовольствия банковской картой.

Но рынок безналичных платежей в РФ живёт не только Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay и банковскими картами. 28 января 2019-го Центральный банк запустил Систему быстрых платежей (СБП), которая отвечает за оплату с помощью QR-кодов.

СБП как ответ Сбербанку

Когда вы обедаете с друзьями в кафе, а потом вам приносят общий счёт, что происходит дальше? Как правило, вам говорят: «ой, ну ты оплати картой, а я тебе переведу». И чаще всего это будет означать онлайн-перевод средств со счёта на счёт через Сбербанк Онлайн. Это ваши частные дела, без проблем, переводите.

Но Центробанку сильно не нравилось, что в мелких точках продаж (продуктовых ларьках, столовых, салонах красоты, автомойках, автосервисах), где нет эквайринга, юридические лица предлагают, помимо наличных, переводы Сбербанк Онлайн как способ оплаты за товары и услуги. Ведь фактически это уход от налогообложения. Собственно, отчасти ради этого и была придумана СБП — чтобы вывести из тени малый бизнес, предложив ему простой инструмент для оплат в виде QR-кодов.

На фоне этого Сбербанк встал в позу и отказался входить в число банков, подключенных к СБП. Точнее, отказывался до тех пор, пока «сверху» не сказали, что ждут присоединения системно значимых банков в СБП до конца 2019-го. Сбербанк тянул с этим до весны 2020, но потому всё-таки пришлось (ещё и на штраф от ЦБ нарвался).

Но даже сейчас, чтобы сделать перевод через систему быстрых платежей в приложении Сбера, надо сильно постараться: для начала – включить возможность отправки таких переводов вручную, в дебрях личного кабинета. Иначе, даже если кто-то что-то вам будет переводить через СБП, транзакция попросту не пройдёт.

Где спрятаны СБП-переводы внутри приложения Сбербанка и как их активировать.

По данным от представителей банка ВТБ, которыми они любезно поделились с порталом РБК, клиенты их банка отправили клиентам Сбера переводов на общую сумму в 300 млн руб (за всё время функционирования СБП). При этом объем неудачных попыток, возникших из-за «особых настроек» для СБП в приложении Сбера, составил 3 млрд руб.

С оплатами с помощью QR-кодов у Сбера тоже не всё просто: Сбербанк не входит в число 20 банков, в приложении которых этот способ оплат от СБП разрешен. Вместо этого у самого популярного банка страны свой собственный сервис «Плати QR», который интегрирован в POS-терминалы «Эвотора» (который тоже, кстати, принадлежит Сбербанку). Но некоторые пользователи жалуются, что работает это всё через ж... не очень:

Критика пользователей POS-терминалов «Эвотор» (источник)

Как устроена оплата QR-кодами

Как мы уже выяснили, QR-код — это графическая метка. Внутри неё может быть зашита самая разная информация: номера телефонов или адреса сайтов, ссылки на скачивание приложений или на электронные счета в мобильных банках.

Чтобы рассчитаться QR-кодом, нужно приложение банка, поддерживающего такой способ оплаты (таких банков сейчас 20 + 2 платежных системы + особняком стоящий Сбер). А вот чтобы принять такую оплату, предпринимателю или организации, помимо счёта в банке и особого приложения (об этом чуть ниже), нужно определиться с видом QR-кодов — от этого зависит процедура оплаты. Вариантов всего три:

Статический QR-код — генерируется только один раз, размещается в виде наклейки у физической кассы в торговой точке или на экране POS-терминала. Чтобы оплатить товары или услуги таким способом, покупатель открывает приложение банка, сканирует QR-код. Продавец тем временем пробивает товары на кассе и сообщает сумму к оплате. Покупатель вводит в приложении сумму и жмёт «оплатить». Платеж уходит в банк продавца, которому сразу же приходит уведомление об операции.

Важный момент: продавец обязан выдать физический чек. Если такой способ оплаты установлен на сайте продавца, чек придётся выслать по электронной почте (предварительно заставив покупателя её оставить).

Динамический QR-код — одноразовый, генерируется под каждую конкретную операцию и действителен всего несколько секунд. Работает ещё проще: продавец генерирует код, который сразу включает сумму платежа, а покупатель сканирует его в приложении мобильного банка и оплачивает покупку. В этот же момент продавцу приходит уведомление от банка, что платеж прошел. Физический чек необходим и здесь.

Для генерации кода продавцом есть два варианта:

  • вручную в приложении;
  • встроенный алгоритм генерации кодов в ПО кассового оборудования.

Для оплаты QR-кодом на сайте также потребуются данные клиента для отправки ему чека об операции через сервис онлайн-фискализации. Код генерируется автоматически под каждую конкретную покупку, а на сайт передаётся с помощью API.

Как работают динамические QR-коды на сайте

Как выглядит оплата с помощью QR-кода на сайте Wildberries. Сумма платежей через СБП у этого интернет-ритейлера выросла на 741% в октябре по сравнению с сентябрем 2020 (источник).

Пользовательский QR-код — тоже одноразовый, но генерируется покупателем в приложении банка. Продавцу остаётся только считать его сканером на кассе. Пока такой функционал есть только у сберовского «Плати QR».

Как оплатить QR-кодом покупку, если ты физлицо

Для многих жителей России QR-коды пока — тёмный-тёмный лес: согласно опросу НАФИ, 35% россиян ничего не знают о СБП, а 47% — «что-то слышали». «В теме» пока лишь 18% респондентов, и что самое удивительное, среди наименее осведомленных групп не только жители небольших городов, но и молодежь в возрасте 18-24 лет.

Если вы и сами плохо представляете, как это всё работает, то повторяйте за нами: пришёл в торговую точку, выбрал товар, отсканировал QR-код на кассе и купил. Но так ли всё просто на самом деле?

Мы заглянули в приложения трёх популярных банков, где доступна оплата с помощью QR-кодов.

Где находятся иконки для сканирования QR-кода в приложениях: левый верхний угол у Сбербанка и Открытия, нижняя строка на странице «Платежи» у Тинькова

И хотя такие платежи позиционируются как супер-быстрые для бизнеса, для клиента это не совсем так — мы посчитали количество действий для того, чтобы просто приступить к оплате:

Сбербанк
1) открыть приложение;
2) ввести код-пароль;
3) нажать на иконку QR-кода на главном экране;
4) сканировать.

Открытие
1) открыть приложение;
2) ввести код-пароль;
3) нажать на иконку QR-кода на главном экране;
4) сканировать.

Тинькофф
1) открыть приложение;
2) ввести код-пароль;
3) открыть вкладку «платежи»;
4) нажать на иконку QR-кода;5) сканировать.

Минимум 4 шага вместо того, чтобы просто поднести телефон с ApplePay или SamsungPay к терминалу и нажать дважды на нужную кнопку. Или вместо того, чтобы поднести карту к терминалу (до 1000 рублей ведь даже пин-код вводить не надо). За это, собственно, такой способ оплат и критикуют пользователи.

И это мы ещё не стали учитывать нюансы с типом кода: если код статический, пользователь также тратит время на ввод суммы платежа. Сюда же приплюсуем человеческий фактор и неверный ввод цифр. И вот вам уже очередь недовольных кофеманов у кассы кофейни или недоброжелательных автолюбителей у кассы автосервиса.

У некоторых покупателей есть сомнения в удобстве системы (источник)

Другая проблема для клиентов — риски. Вот вы стоите в очереди: сзади десятки пар глаз. А в вашем приложении на главной странице (там же, где иконка QR-кода) видна сумма на вашем счёте, да и код-пароль вы вводите у всех на виду. При краже вашего смартфона этих данных достаточно, чтобы перевести все средства на другой счёт.

Ещё одна ложечка дёгтя — кэшбеки. Пользователи банковских карт уже так привыкли к ним, что расставаться вряд ли захотят: поэтому при выборе способа оплаты скорее выберут карту, чем QR. Хотя Сбер обещает, что при оплате с помощью сервиса «Плати QR» покупателю всё равно будут начислять бонусы «Спасибо».

В 2019-м году Ростелеком поговаривал о внедрении в СБП функционала оплаты покупок с помощью считывания биометрии лица через Единую биометрическую систему (которую уже запустили в 2018-м). Эта опция должна была упростить процедуру оплаты для физических лиц: никаких смартфонов, входов в мобильный банк и сканирований QR-кода. Также поговоривали о том, что банк «Русский стандарт» уже разрабатывает что-то подобное для себя. Но дальше разговоров дело не сдвинулось.

Но пока в офлайне такое средство платежа пользователям не нравится, в онлайне — всё наоборот: оплата с помощью QR отменяет необходимость вводить данные банковской карты. А значит, процедура оплаты упрощается и ускоряется. Поэтому здесь перспективы роста могут быть существенными. Остаётся только сделать так, чтобы о СБП и возможности оплачивать что угодно QR-кодами узнало как можно больше людей.

Как подключить оплату QR-кодами для бизнеса

Если вам будет достаточно статического QR-кода, то процедура несложная:

  • выбрать банк, поддерживающий СБП;
  • открыть расчетный счёт;
  • скачать приложение;
  • распечатать QR-код и повесить его на видном месте (у физической кассы или на сайте на странице оплат).

С динамическими QR-кодами чуточку сложнее: если хотите максимально ускорить процесс генерации — понадобится интеграция банковского сервиса по API с вашим кассовым ПО (или покупка собственного кассового ПО с уже встроенной опцией генерации, как у Сбербанка). Для сайтов — интеграция банковского сервиса с онлайн-кассой по API.

Бизнес уже распробовал схему: в сентябре 2020 число таких операций в СБП выросло на 61% по сравнению с августом. Это 213 тысяч переводов в пользу юридических лиц.

Другая статистика говорит, что по данным на октябрь 2020 «Тинькофф банк» подключил к СБП больше всего компаний (67,4% от общего числа). И это несмотря на то, что в его приложении покупателям надо сделать на шаг больше, чтобы приступить к оплате QR-кодом. Возможно, такой всплеск интереса со стороны предпринимателей связан с тем, что в банке упростили процедуру подключения для клиентов-юрлиц.

И всё больше крупных сетей уже внедрили QR-коды в процесс оплаты на своих сайтах: это и упомянутый Wildberries, и «Детский мир«, и «Ситилинк».

Это, к примеру, оплата QR-коду на сайте «Ситилинк».

На сайте «Детского мира» QR-кодом могут оплачивать покупки клиенты не всех банков-членов СБП. Поэтому будьте внимательны при выборе банка под такие расчёты — если большинство ваших клиентов всегда платили с карт Сбера, то придётся идти у него на поводу с его «Плати QR».

Главное преимущество QR-кодов для офлайн-бизнеса — это проще и дешевле, чем эквайринг:

  • не нужно никакое дополнительное оборудование — будет достаточно приложения на смартфоне;
  • моментальное зачисление и возврат платежей (при эквайринге вывод средств может занимать дни, а здесь — секунды);
  • комиссия за операции ниже.

Для бизнеса в онлайне платежи с помощью QR-кодов — скорее, шаг навстречу удобству клиента. Хотя, если каждый второй посетитель будет выбирать такой вариант оплаты вместо банковской карты, владельцам интернет-магазинов тоже удастся сэкономить на затратах на эквайринг.

Размер комиссии для платежей с помощью QR-кодов

В 20 банках, разрешающих оплату через QR внутри СБП — 0,4%:

- для бизнеса в сфере медицины, образования, транспорта, ЖКХ, телекоммуникаций, ценных бумаг, информационных и почтовых услуг;

- для реализации потребительских товаров, лекарств и БАДов,

- для страховых компаний, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и благотворительных организаций.

0,7 % — для всего остального.

Комиссия между банками-участниками СБП пока отсутствует.

В Сбербанке свои тарифы:

0,6% — для организаций социальной сферы (госуслуги, паркинги, гаражи, аптеки, больницы, пассажирские перевозки);

1% (но не более 10 000 рублей за транзакцию) — туристические услуги, автомобили, недвижимость;

1,5% — прочие сферы бизнеса.

Оплачивать в «Плати QR» можно только картами Сбербанка и банка Тинькофф (вот это поворот!).

Неприятно, что информацию об оплате с помощью QR для юридических лиц на сайтах банков-участников СБП найти практически невозможно. Мы прошерстили ресурсы банков из первой десятки рейтинга портала Банки.ру: страницы с описанием условий нашлись только у Сбера и ВТБ. Две платежные системы (Яндекс.Деньги и WebMoney) тоже не отличились.

Поэтому пока, чтобы подключиться к такому виду платежей, придется общаться с менеджером. Исключение — Тинькофф банк: при наличии счёта и интернет-эквайринга заявку можно оформить в личном кабинете самостоятельно.

Какому бизнесу подойдёт такой способ оплаты

В первую очередь, малому бизнесу с небольшой проходимостью в офлайне и без желания подключать эквайринг:

  • службы доставки,
  • кофейни и кулинарии,
  • фитнес-клубы,
  • хостелы,
  • салоны красоты,
  • цветочные магазины,
  • киоски,
  • небольшие торговые точки и городские рынки.

В этом случае будет достаточно заключить договор с банком, завести приложение и разместить статический QR-код в торговой точке или на сайте. Для бизнеса, уже оснащенного кассами, QR-коды могут помочь сэкономить на комиссии по привычному эквайрингу.

Статистика от банка Тинькофф говорит, что в октябре 2020 по числу оплат с помощью QR-кодов в топе были станции техобслуживания, автотехцентры (50% от всего объёма), сервисы бронирования билетов на концерты и в театры (24%), сервисы по покупке авиа- и ж/д- билетов и оплате услуг туроператоров.

Стоит ли прикручивать такой способ оплаты у себя на сайте — решать вам. Но тенденции говорят, что платежи с помощью QR-кодов набирают обороты и в бизнесе, и у пользователей (как бы непривычно им ни было). Поэтому, если ваш бизнес в одной из выше упомянутых сфер, и у вас есть сайт — почему бы не продублировать функционал там (особенно, если оплатить услуги и раньше можно было в онлайне).

В других сферах бизнеса — если ваша основная аудитория не 60+, тоже пожалуйста. Так уже сделали крупные ритейлеры и один из наших давних и больших клиентов — «Орматек».

Так выглядит оплата через QR-код на сайте «Орматек»

Оплата заказа на “Орматеке” работает через Райффайзен. Там все просто: шлём запрос в API с суммой заказа, получаем динамический одноразовый QR-код, выводим клиенту и сохраняем в заказ. Порадовало, что API банка простое и понятное.

Александр, разработчик Сибирикс

Будущее QR-кодов

В 2021 году у СБП в планах реализовать однократные или регулярные списания средств в пользу бизнеса.

Также на 2021 год Банк России планирует запуск переводов между юрлицами в рамках СБП. Пока еще не решили, что будет служить идентификатором юридического лица внутри системы. Среди предложений — Merchant ID, идентификатор, который компания получает при регистрации в СБП. Это решение сможет упростить расчёты между представителями малого бизнеса.

А пока систему дорабатывают и улучшают, кто-то уже ей успешно пользуется. Даже несмотря на критику со стороны пользователей и сомнения в эффективности технологии. Но похоже, мир мобильного банкинга уже никогда не будет прежним.

Так что ищите в заведениях QR-коды, чтобы оплачивать товары и покупки, и пробуйте этот инструмент для бизнеса как настоящий трендсеттер, чтобы быть на шаг впереди конкурентов. Не понравится — всегда успеете вернуться к привычным банковским картам и бесконтактной оплате с мобилок.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Сергей Галич

Отличная статья!  
Вот только никак не найду как прикрутить на сайт wordpress woocommerce QR-оплату 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зимненко

Тоже интересно. Если узнаешь, Сергей, напиши, если не сложно :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

Тоже интересует данная возможность, интересно нашли решение или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зимненко

Пока нет(( Если найду. Отпишусь ;)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

я нашел  Payment QR WooCommerce, вроде ни чего, пока тестирую))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зимненко

Отлично! Спасибо за наводку. Пошёл тестировать :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

Напишешь, если сможешь перевести кнопку "Continuar" (продолжить) я не смог ее перевести , остальное вроде перевел )))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зимненко

Так. Короче. Заходишь в редактор плагинов, находишь этот плагин, потом идешь по этому пути: payment-qr-woo/assets/woopro-front.js - 226 и 231 строки - исправляешь на "продолжить и все гуд". Правда, я не въехал как выставлять при его использовании каждую отдельную цену на товар и это меня пока озадачивает. Да, кстати, при обновлении WP или плагина придется заново править перевод, но ты думаю в курсе. Русскую версию, если нада, могу скинуть, которая не пострадает при обновлении. Кроме этого словечка "продолжить", блин. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

И да по поводу новой цены, тут используется статический QR  код, сумму вводит сам покупатель, динамический не нашел плагина, походу еще нет

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зимненко

Блин, фигово, что динамического нет. Это тогда жесть будет просто, если на каждый товар делать условно свой код. Ладно для масеньких магазов, у которых до 100 товаров, там большой печали нет. Картинка весит всего 1Кб, а для больших? Это же жесть и кошмар... 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

нет !!!идешь в банк в котором открыт счет и там дают QR код( частникам помоему пока нельзя) вставляешь его и вуаля, клиент сканирует и проваливается в платеж, вводит сумму и все))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зимненко

Клиент у нас ленив, заморачиваться не будет, мыслю)))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

Ну тогда пусть вводит данные карты))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зимненко

А вот здесь, либо сцыт, либо вводит)))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

я пробовал, там в приложении сбербанка онлайн выводится кому платишь, просит только сумму указать.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зимненко

Хм. Не тестил ещё.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

Вот так сделал)))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зимненко

Ну да, я также сделал. У меня нормально отображаться стало на русском.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

Еще вопрос, при нажатии на завершении покупки всплывает "Por favor, sólo se permite cargar la imagen" красным цветом, не знаю где найти эту фразу для перевода, если нашел то скинь плиз координаты, заранее благодарю

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

ААА нашел, Кэш почистить просто надо было, все перевелось))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

Переустановил и сразу перевел, все получилось))))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ловчицкий

Не получается, переводил уже вчера эти две строчки, но все равно  "Continuar" вылазит(((

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 22 комментария
null