10 мифов про Систему быстрых платежей для бизнеса

Принимать оплату и проводить возвраты через Систему быстрых платежей (СБП) крупный, средний и малый бизнес может уже на протяжении года. Это дешевле, чем классический эквайринг, так же удобно, просто и безопасно.

Несмотря на очевидные преимущества, сервис до сих пор буквально окутан мифами, которые порождают страхи и недоверие со стороны бизнеса. Развеиваем 10 самых популярных и рассказываем о реальных преимуществах и недостатках СБП для бизнеса.

10 мифов про Систему быстрых платежей для бизнеса

О будущем и настоящем

Система быстрых платежей или СБП – это платежная система, создание которой инициировал Центральный Банк. Разработкой и поддержкой системы занимается НСПК (Национальная система платежных карт). Большинство клиентов банков знают СБП как удобный сервис моментальных переводов клиентам других банков по номеру телефона с минимальной комиссией или совсем без нее. Чтобы делать или получать такие переводы, нужно просто дать согласие в настройках мобильного банка. Сервис стал доступен в феврале 2019 года, с момента запуска им воспользовались, по словам представителей НСПК, 25 млн россиян.

Но СБП – это не только переводы между физлицами (c2c). В сентябре того же года были реализованы c2b-сценарии: клиенты онлайн- и офлайн-магазинов и других сервисов получили возможность платить за товары или услуги через СБП. Комиссия за платежи для бизнеса существенно ниже, чем в классическом эквайринге, и составляет от 0,4 до 0,7%. Причем для малого бизнеса до конца года действует акция с 0% ставкой во многих банках. Сегодня оплата товаров и услуг через СБП доступна клиентам 50 российских банков; за время существования сервиса более 615 тысяч россиян совершили 1,7 млн платежей на общую сумму 10 млрд рублей. Растет и количество компаний, подключивших СБП: если в начале 2021 года, по данным НСПК, их было 60 тысяч, то в июне уже 130.

СБП не ограничивается и этими рамками, сейчас банки и регулятор прорабатывают b2b-сценарии.

Несмотря на все преимущества и перспективы, СБП встречается с недоверием из-за недостатка знаний о ней у бизнеса и клиентов. Кроме того, Система постоянно развивается, и проблемы, которые были актуальны полгода-год назад, сегодня с большой вероятностью уже решены. Команда корпоративного бизнеса Райффайзенбанка собрала все сомнения, с которыми приходят клиенты – средний и крупный бизнес, и рассказала, где миф, а где правда.

Миф №1. СБП – это только QR-код

Одно из самых распространенных заблуждений. Чтобы оплатить товар или услугу через СБП, необходимо по ссылке, содержащей информацию о платеже, перейти в мобильное приложение банка. СБП позволяет поместить эту ссылку не только в QR-код, но и в платежную ссылку, и даже в NFC-метку. Таким образом, клиент может сканировать код с помощью камеры смартфона, поднести телефон к терминалу оплаты, нажать на кнопку «Оплатить» в интернет-магазине или мобильном приложении. Во всех этих случаях ссылка приведет клиента в мобильный банк для подтверждения платежа.

Миф №2. Нельзя оплатить смартфоном при покупке через приложение

Вынесли этот пункт отдельно, так как в последние несколько месяцев стали часто слышать от клиентов вопрос: «Как отсканировать камерой смартфона QR-код, если интернет-магазин открыт на самом смартфоне?». Никак, но это и не нужно. Для этого сценария в СБП есть механизм диплинков, которые вставляются в кнопки «Оплатить». Нажав кнопку, клиент попадет в свой мобильный банк так же, как если бы он сканировал QR-код. Посмотреть, как СБП работает с мобильного, можно в нашей демо-зоне.

Не миф. Единственное, чего пока нельзя делать через СБП – это платить крупными чеками. Сейчас максимальный порог платежа установлен ЦБ на уровне 600 тысяч рублей. Обсуждается возможность поднятия лимита на платеж еще выше.

Однако приятным бонусом для бизнеса, станет ограничение для банков на сумму комиссии за транзакцию. С 1 октября она не должна будет превышать 1,5 тысячи рублей. Так, за платеж 600 тысяч рублей банк спишет не положенные 2,4 тысячи рублей комиссии (при ставке 0,4%), а лишь 1,5 тысячи, что кардинально выгоднее, например, карточного эквайринга.

Миф №3. В СБП нет подходящего сценария для нашего бизнеса

СБП предлагает гибкие сценарии, которые подходят для самых разных направлений бизнеса и не уступают по возможностям карточным оплатам. Это и QR-коды для десктопа, и диплинки для сайтов, их мобильных версий и приложений. Классические магазины могут разместить QR-код для оплаты на экране кассы, на платежном терминале с возможностью оплаты по NFC, на экране любого стороннего приложения, и, конечно, на документах, посылках и пречеках. Чтобы обеспечить эти возможности, мы разработали специальный QR-код с ограниченным временем жизни. Касса или терминал оплаты самостоятельно создает его и проверяет статус оплаты. Код умеют генерировать и мобильные терминалы, которыми можно снабдить курьеров.

Не миф. В СБП пока нет повсеместной поддержки рекуррентных платежей – оплаты по подписке. По такой модели работают сервисы такси, онлайн-кинотеатры, доставка еды, онлайн-школы и другие сервисы с абонентской платой – очень значительная часть бизнеса. Заказывая такси, клиент только выбирает, с какой карты он будет платить, а сервис сам, без дополнительного подтверждения от клиента, спишет нужную сумму по завершении поездки. Или, например, человек оформляет подписку на онлайн-кинотеатр, и сервис начинает каждый месяц списывать фиксированную абонентскую плату со счета клиента без какого-либо участия с его стороны.

Хорошая новость в том, что рекурренты появились в августе. Мы и несколько других банков уже провели платежи в пилотной группе, а значит, клиентам осталось ждать запуска сервиса совсем не долго. Следом функциональность будет постепенно масштабироваться на все банки. Сейчас в Райффайзенбанке доступна полноценная тестовая среда для партнеров в двух сценариях: просто подписка и оплата с возможной последующей подпиской.

Миф №4. СБП роняет конверсию

Многие предприниматели думают, что непривычный способ оплаты отпугнет покупателей: «не поймут, как оплатить, уйдут и больше не вернутся». Да, все новое поначалу непонятно. Но ведь нет необходимости заставлять покупателя платить через СБП: можно оставить ему выбор, реализовав параллельно оплату по коду и картой. В таком случае у бизнеса будет возможность проанализировать, как СБП влияет на конверсию. Еще до заключения договора мы предоставляем бизнесу демо-зону и тестовую среду, чтобы понять, как работает сервис и какая часть клиентов им воспользуется.

Кстати, по словам некоторых клиентов банка, подключивших сервис, мобильный сайт с возможностью оплаты через СБП выглядит современно, потому что процесс очень напоминает Apple Pay или Google Pay. Покупатель нажимает кнопку «Оплатить», открывается мобильный банк, и все, что ему нужно сделать – подтвердить оплату. Не нужно брать в руки пластиковую карту, вбивать ее номер и другие реквизиты.

Не миф. С оплатой на кассе в классическом магазине действительно могут возникать сложности – из-за косвенных причин, не связанных с самим сервисом. Например, покупатель со смартфоном с устаревшей версией Android может долго сканировать QR-код, или на экран кассы с кодом попадут солнечные лучи, и он начнет бликовать. Сейчас мы проверяем ряд гипотез, как ускорить и упростить действия на кассе, чтобы оплата списывалась с минимумом дополнительных действий со стороны клиента. Например, с запуском привязок счетов в СБП и рекуррентных платежей, покупатели смогут позволить магазину автоматически списывать оплату покупок, просто привязав свою карту в приложении к программе лояльности. Тогда сценарий кардинально упростится: достаточно будет предъявить код программы лояльности из мобильного приложения магазина, а деньги будут списаны автоматически.

Не миф. В СБП нет кэшбэка от банка или платежной системы – что, однако, никак не мешает бизнесу применять локальные программы лояльности. И существенная экономия на ставке комиссии (разница может составлять 1,5-2%) может дать бизнесу необходимые ресурсы на это. Выгода будет обоюдной: у бизнеса появится точка контакта с клиентом, которая позволит лучше узнать его потребности, а клиент в ряде случаев получит скидку такого же размера или выше, чем процент кэшбэка.

Миф №5. «Зачем нам СБП, если и так все работает?»

СБП не вытеснит традиционные способы приема платежей, однако определенно займет свою нишу благодаря удобству и низким затратам в сравнении с классическим эквайрингом. Мы видим рост заинтересованности в сервисе со стороны предпринимателей. Отчасти интерес к нему как к способу сэкономить подогрели ограничения и новые требования, с которыми вынужден справляться бизнес во время пандемии.

Миф №6. Для запуска СБП нужна сложная интеграция

Подключение может вообще не требовать интеграции и занять 5 минут, если бизнес выберет базовый сценарий – распечатает статический QR-код и разместит его на кассе. В остальных случаях подключение модулей происходит по API, и если на стороне клиента из сегмента крупного или среднего бизнеса есть пара разработчиков и человек, готовый погрузиться в процесс, то интеграция до первых транзакций занимает обычно не более двух недель.

Чтобы ускорить процесс интеграции, мы сразу даем бизнесу тестовую среду, а все вопросы с определением ставки, согласованием и заключением договора решаются параллельно.

Нет разработчиков? У нас есть партнеры, готовые помочь с настройкой подключения под ключ – например, компания Paykeeper подключит форму оплаты почти на любой сайт.

Появляются и новые возможности. В отличие от классического эквайринга, в СБП покупатель не оставляет данные своей карты. Поэтому даже в сложных сценариях подключения, например, при оплате внутри мобильных приложений, нет требований сертификата безопасности PCI DSS.

Миф №7. Нет Сбера

Уже есть. Банк объявил о запуске с 1 июля сервиса оплаты услуг и товаров по QR-коду для своих клиентов, и в августе закончил подключение всех плательщиков к системе. Вместе с тем мы ожидаем, что клиенты банка узнают больше о возможности оплаты через СБП и начнут ими активно пользоваться.

Миф №8. Нет возвратов

Возвраты в СБП есть с лета 2020 года. При этом средства возвращаются на счет покупателя моментально, в отличие от обычных карточных возвратов, которые могут идти и неделю. Это достигается за счет двух моментов. Во-первых, зачисление через СБП на счет компании происходит потранзакционно и моментально, а значит, и вернуть деньги можно сразу. Во-вторых, сервис преимущественно построен на онлайн API, а не, например, реестрах, и банки могут быстро обмениваться друг с другом и с СБП информацией.

Миф №9. Нет возможности зарезервировать средства до оплаты

Многие клиенты, привыкшие к «холдам» в классическом эквайринге, ошибочно полагают, что не смогут пользоваться СБП. Холд позволяет компании заморозить определенную сумму средств на счету клиента, чтобы удостовериться, что, когда точная стоимость товара прояснится или услуга будет оказана, магазин сможет получить оплату. К примеру, покупатель заказывает в онлайн-магазине килограмм картошки и платит за него 100 рублей. Собирая заказ на складе, сотрудник магазина упаковал только 970 грамм. Чтобы переплаченные 3 рубля вернулись покупателю моментально, а не через неделю, в классическом эквайринге используется механизм холда – заморозить 100, а по факту списать 97 рублей.

С возможностью возвращать покупателю деньги моментально, которую предлагает СБП, механизм холдирования средств просто не нужен. Компания может списать бОльшую сумму, а затем моментально вернуть клиенту разницу.

Миф №10. Оплата через СБП небезопасна

Она настолько же безопасна, как и управление своими счетами в мобильном приложении банка. Если вы доверяете своему банку и пользуетесь его приложением, то можете платить через СБП и спать спокойно. Дело в том, что сама оплата проходит в контуре банк-клиента, то есть на стороне кредитной организации, в ее мобильном приложении. Безопасность приложений крупнейших банков сегодня находится на очень высоком уровне. К тому же, чтобы зайти в свой мобильный банк при оплате, покупателю, как и всегда, нужно ввести код или отпечаток пальца, а затем подтвердить платеж. Если покупатель совершает платеж через СБП онлайн, нет необходимости оставлять в форме на сайте данные банковской карты, а значит, нет угрозы для их компрометации в случае, если интернет-страница фишинговая.

Непонимание и страхи вокруг нового сервиса – это вполне нормальное явление, и они будут рассеиваться по мере развития самой СБП и сервиса, который предоставляют банки, – а они постоянно развиваются и меняются в лучшую сторону в ответ на требования рынка и клиентов. Кончено, традиционные способы приема платежей – наличными и картой – в обозримом будущем никуда не денутся, но СБП точно займет свою нишу как еще один удобный, быстрый, безопасный и дешевый способ приема платежей. И поймать эту волну можно уже сейчас.

1212
38 комментариев

Итак, опишу свой опыт недавнего подключения к сбп через втб.
Какие минусы встретил:
Из-за того, что технология новая, никто ничего про нее не знает и на технические вопросы ответить не может. Пока что технология откровенно сырая.

Проблема 1: я как физик получаю ссылку, открываю ее и у меня открывается приложение тинькова, а оплатить я хочу через приложение втб.
Для того, чтобы поменять на айфоне приложение по дефолту нужно скачивать отдельное приложение, которое сделано именно для этой цели (представляете как вы будете объяснять это клиентам. Думаете, конверсию это не уронит?!). Скачал, открыл. Нажимаю на ссылку и вижу выбор приложений: сбер, альфа, тиньков…. Втб нет.
Никто в втб не в курсе о каких-то ссылках сбп. Впрочем, как и в других банках (мучил все тп банков в надежде понять как менять дефолтное приложение. Ответ получил только в вк группе самого сбп)
2. Фискализация. Мне нет смысла в этой технологии без автоматической фискализации. Втб сам ее не предоставляет. У Лайф пэй вроде как есть такая услуга. Оплатил ее. В лайфпэй попросили спросить у втб terminal id. Втб не знает ни о каком терминал айди. Как ребята из лайфпэй будут решать эту проблему я пока хз. И как так получилось, что интеграция с втб у них есть, но втб ничего для этого не дает. Сам счет втб открыл только из-за интеграции с лайфпэй. Счет, кстати, ужасный. Втб лет на 5 примерно отстают от того же сбера  в этом вопросе. Ну и приложение от втб, генерируещее ссылки и куары очень простые без многих функций, которые хотелось бы видеть.

Если мне удастся найти способ нормальной интеграции сбп с лайфпэй и расчетник не будет дорогим по тарифу, буду с удовольствием пользоваться.

3

Спасибо за развернутый комментарий.

1) Действительно есть проблема с выбором конкретных банков, особенно на iOS. ВТБ еще не поддержали прямые ссылки на свой банк, но в этом году все банки поддержат. Тогда в интерфейсе платежной формы будет выбор банка и прямое ее открытие. Мы уже пилотируем эту схему и она появится на платежной форме из коробки без переинтеграции у всех клиентов.
2) LifePay у нас в партнерах: https://e-commerce.raiffeisen.ru/api/doc/solutions.html#tag/lifepay Инструкция по подключению и тп - все доступно. Проблем быть не должно. :) 

Поддержка - болезненный момент для банка, т.к. либо одно окно, но сложности с компетенцией, либо выделенные команды, но вопрос маршрутизации. Мы в этом году выделили поддержку на эквайринг торговый и интернет + СБП отдельно, чтобы был качественный сервис. Еще не безупречно, но развиваемся - ecom@raiffeisen.ru :) Все текущие материалы, демо зона, условия, API, партнерские решения доступны у нас на https://pay.raif.ru

2

Я ИП, работаю только с юр.лицами, кассы соответственно нет. Могу ли я использовать СБП, не приобретая кассу?

2

Кстати, да, классный вопрос

2

Добрый день. В СБП нет б2б оплат. Только от физ лиц сейчас. Требования к фискализации не зависят от способа оплаты.

Вынесли этот пункт отдельно, так как в последние несколько месяцев стали часто слышать от клиентов вопрос: «Как отсканировать камерой смартфона QR-код, если интернет-магазин открыт на самом смартфоне?». Никак, но это и не нужно.... Посмотреть, как СБП работает с мобильного, можно в нашей демо-зоне.

Ok. Перешел по ссылке, выбрал пункт "СБП" и кроме QR кода ничего на форме не вижу. Как его отсканировать если форма на самом смартфоне?

2

работает и в Райфе (СБП -> Открыть),
и в фонде Хабенского (кнопка оплатить по QR-коду);
правда у меня только тиньков открывается, хотя райф тоже установлен (андроид)

1