(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93808461, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93808461, 'hit', window.location.href);

От ларька до франшизной сети в 52 городах. Кейс Цветов.ру

Что выгоднее: работать самому или развивать франшизу? Как владельцу большой сети контролировать и развивать бизнес? От чего зависит успех франчайзи? Рассказывает владелец бренда Цветов.ру Булат Вахитов.

Данные о компании

Цветов.ру продает франшизу с 2015 года. Два собственных магазина и 51 магазин по франшизе в 52 городах прямо сейчас. Доставка цветов и подарков идет в 83 городах России. В планах — открыть 200 магазинов в России и 5 в Казахстане до конца 2022 года.

Никаких роялти или комиссий с розничных продаж, только комиссия 1-15% с онлайн-продаж на доставку. Комиссия зависит от способа оплаты клиента.

Цветов.ру и МойСклад. Учет продаж для франчайзи

Для обучения франчайзи компания Цветов.ру создала собственную онлайн-школу. Там обучают маркетингу, продажам, закупкам, пошаговому открытию магазина, общению с клиентами и работе в МоемСкладе.

На одном из первых уроков франчайзи учатся работать в сервисе МойСклад. Он полезен как для владельца франшизы, так и для франчайзи. В первую очередь эксперты Цветов.ру рассказывают, как анализировать продажи в МоемСкладе — смотреть данные по наличию товара и по продажам: сколько продали, сколько потратили, сколько заработали.

Можно составлять отчеты, выявляя прибыльные или убыточные позиции, смотреть рентабельность и обороты, оценивать работу каждого продавца или менеджера. Уровень доступа для сотрудника определяется отдельно. Например, флорист видит свой средний чек, что мотивирует его продавать активнее.

Владелец бренда Булат Вахитов рассказывает, почему так важно знать все свои цифры.

Анализируя рентабельность товаров в МоемСкладе, я увидел, что атласная лента, которая обходится мне в 500 рублей в месяц по закупочной цене, приносит 5 000 р. прибыли. Удивился, потому что это в 500 раз прибыльнее, чем розы! И мы стали активно предлагать всем упаковку. Я поменял стратегию всего бизнеса.

Помимо аналитики, цветочная школа бизнеса учит франчайзи делать инвентаризацию и списание товаров в МоемСкладе, причем делать за 15 минут, так как все рутинные процессы в системе автоматизированы. Также сервис позволяет следить за бизнесом 24/7, контролировать открытие магазина, наличие товара и продажи с помощью приложения на телефоне.

Булат Вахитов настроил API МоегоСклада под себя таким образом, что:

Теперь у меня нет необходимости заходить отдельно в каждый город. Я с помощью двух кликов вижу общую ситуацию по каждому городу и франчайзи. Мы сделали полную синхронизацию сайта и МоегоСклада. Цены, остатки и даже история покупок клиентов в рознице, отображаются на сайте моментально.

Заходя в личный кабинет, покупатель видит, что 5 лет назад он покупал букет в Казани, а год назад во Владимире и т.д. Аккаунты всех городов франшизы объединены в МоемСкладе.

Что выгоднее: работать самому или открывать франшизу

Булат Вахитов считает, что выбор франшизы или самостоятельного бизнеса зависит от целей, которые ставит перед собой предприниматель. Если есть амбиции открывать сеть магазинов в разных городах, то имеет смысл создавать собственную IT инфраструктуру, настраивать систему управления бизнесом под себя.

А вот если работать в одном городе или регионе, то выгоднее использовать чужие наработки. Франшиза дает готовый инструментарий для работы, который уже проверен и кастомизирован именно для конкретного бизнеса, в нашем примере — для цветочного.

Самая расходная часть — это автоматизация и маркетинг. Цена только IT составляющей для одного магазина в регионах — примерно 1 млн рублей, а по франшизе — 300 000 руб.

Например, Цветов.ру потратил на создание собственной IT системы 10 млн рублей: сайт, CRM, мобильное приложение, сквозная аналитика — все это интегрировано с МоимСкладом. Бонусом идет настройка и обучение. Цена франшизы всего 300 000 рублей, так как есть задача охватить как можно больше городов России, причем действует правило «один город — одна франшиза», чтобы избежать внутренней конкуренции.

От чего зависит успех франчайзи

Успех предпринимателя целиком зависит от самого предпринимателя. По мнению Булата, не бывает неудачных городов или высокой конкуренции.

Я каждый день слышу, что в Красноярске (тут можно подставить абсолютно любой город) невозможно продавать, здесь такая конкуренция — вам в Казани даже не снилось. Если есть конкуренция — значит рынок есть. Вот когда нет цветочных, то и не надо открываться. У нас были города, где не шла торговля у одного франчайзи, а потом приходил другой и у него все взлетало.

Я каждый день слышу, что в Красноярске (тут можно подставить абсолютно любой город) невозможно продавать, здесь такая конкуренция — вам в Казани даже не снилось. Если есть конкуренция — значит рынок есть. Вот когда нет цветочных, то и не надо открываться. У нас были города, где не шла торговля у одного франчайзи, а потом приходил другой и у него все взлетало.

У Цветов.ру небольшой отвал франчайзи, около 10%. Как правило это связано с невыполнений рекомендаций, например, небрежное отношение к соцсетям, когда аккаунты толком никто не ведет.

Красивый магазин, с красивой вывеской и холодильником — это плохо.

Плохо, если все это сделав, вы не оставили денег на маркетинг. Ремонт и красоту можно навести позже, вначале нужно научиться привлекать клиента. Дизайн можно оставить на потом.

Булат также считает, что нельзя открывать бизнес с инвестициями до 1 млн рублей на кредитные средства. Если не смог накопить или привлечь инвестиции на миллион — значит и предпринимателем не сможешь стать.

Как определить, что компания надежный франчайзер

Первое. Успешная франшиза должна быть проверена временем и другими партнерами. Стоит с ними пообщаться, чтобы принять верное решение. Хороший владелец всегда даст доступ к контактам действующих франчайзи.

Второе. Владелец франшизы преуспел на своем рынке, в его товаре или подходе к бизнесу должно быть конкурентное преимущество. Например, Цветов.ру — это единственный кибермаркет цветов, который работает по всей России. 70% продаж приходится на онлайн, 30% — розница. У компании сильный упор на интернет-маркетинг, потому что главная задача — привлечь клиента на сайт и в приложение.

Конечно, франшиза — это не пассивный доход. Нужно смотреть, вкладывается ли в нее владелец, улучшает, дорабатывает, рекламирует. В случае с Цветов.ру владелец франшизы заинтересован в ее развитии финансово, так как получает процент только с продажи, а не просто ежемесячный роялти.

Третье. У франчайзера должны быть собственные магазины. Они нужны, чтобы тестировать новую продукцию, сервисы, IT-решения, а потом масштабировать на всю сеть.

За последние полгода я внедрил у себя, а потом предложил партнерам: доставку в коробках, печать фото, приложение для курьеров. Нельзя предлагать что-то франчайзи, не попробовав на себе. — говорит Булат.

Четвертое. IT-инфраструктура должна быть у владельца франшизы своя. Сейчас нельзя выдержать конкуренцию, продавая без автоматизации и учета. Цветов.ру предлагает своему франчайзи платформу для продаж, сайт с личным кабинетом магазина, МойСклад, CRM-систему, мобильное приложение. И все эти системы интегрированы между собой.

Заказы с сайта попадают в CRM, остатки и цены в МойСклад, все это синхронизируется с сайтом и мобильным приложением.

Приложение Цветов.ру

Розничная точка для франчайзи не обязательна. Цветов.ру открыли несколько магазинов в формате склада в крупных городах. В феврале 2022 такой формат появился в Москве. Сейчас компания доставляет в 82 города РФ, а начиналось все в 2013 году с установки МоегоСклада в ларек 15 кв.метров.

95% цветочных магазинов в России все еще ведут учет в тетради по данным опроса в Телеграм канале бренда. Это дает сети Цветов.ру огромное преимущество.

Подпишитесь на рассылку чтобы получать новые истории о бизнесеПодписаться на рассылку

Другие истории

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Роман Потемкин

Вы на всех своих обучениях утверждали (на мой скромный взгляд весьма ошибочно), что контекстная реклама - это абсолютное и бесполезное зло и только запрещённая соцсеть *грамм может давать продажи в доставке цветов. Расскажите, пожалуйста, как сейчас вы рекомендуете продвигаться своим франчайзи, когда эту соцсеть запретили?

Ответить
Развернуть ветку
Софья Сонина

Роман, вопрос адресован Булату, Цветов. ру?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Потемкин

Да, цветов.ру. Кому же еще)))

Ответить
Развернуть ветку
МойСклад
Автор

Мы передадим Булату ваш вопрос

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bulat

Статью написал подробно про замену Инстаграм в своем блоге цветочника в телеграм https://t.me/cvetov
Контекст продолжаю считать злом). Но это не значит что я им не пользуюсь

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда