Подорожало 2022
Внимательно наблюдая за текущей ситуацией, мы проанализировали жалобы пользователей соцсетей на рост цен, оставленные в медиапространстве. Похожее исследование мы проводили летом 2021 года. На сложившейся параллели результатов можно увидеть, как мы проживали пандемию и с чем столкнулись сегодня.
Методология
Для данного исследования мы использовали систему мониторинга YouScan, предварительно составив поисковый запрос о подорожании. Уточнив поисковый запрос, мы запустили сбор упоминаний. В этот раз для анализа данных взяли не месяц, а неделю – с 8 по 14 марта. Всего за анализируемую неделю собрали 84 990 упоминаний о повышении цен, 27 513 из которых – нерелевантные, то есть не имеют отношения к теме, либо публикации носят рекламный характер или представляют собой статьи в СМИ. Напомним, летом мы собрали 76 000 упоминаний за месяц. То есть сейчас упоминания о повышении цен появляются в 5 раз активнее, чем летом 2021 года. Упоминания о снижении цен в этот раз не анализировались. Оставшиеся 28 841 сообщение мы разметили по товарным категориям там, где это возможно. Разметка осуществлялась в полуавтоматическом режиме. Результатами анализа размеченных по тематикам упоминаний делимся ниже.
Нам даже не снилось…
…как всё подорожает в этот раз. Не считая статей в СМИ и различных промо-упоминаний, количество релевантных упоминаний о росте цен составило 57 501 упоминание:
- 28% среди них – краткие сообщения о том, что подорожало всё;
- для 53% удалось определить, что именно подорожало;
- еще 19% – обсуждения в контексте повышения цен без уточнения предметов подорожания.
Всего о повышении цен написали 46 363 уникальных автора – по 1,2 сообщений на автора в среднем.
Кто писал о повышении цен?
Среди авторов – 46% женщин и 54% мужчин. В летнем исследовании доля женщин среди авторов составила 37%. Однако подорожание базовых продуктов питания вызвало, в том числе, более активное женское участие в дискуссиях. Единственной возрастной группой, где доля женщин выше мужчин – 60+.
В каких источниках наиболее активно пишут?
Наиболее активным источником дискуссий является «Вконтакте», где оставлен 51% упоминаний, второе и третье место заняли Telegram и YouTube. Порядок топ-6 источников сохраняется с прошлого исследования.
* Деятельность организации Meta запрещена на территории РФ
А что подорожало на этот раз? Товары
Ещё летом мы упоминали, что внимание пользователей в кризисное время сосредотачивается на базовых товарах. Данная тенденция сохранилась: сектор FMCG по-прежнему лидирует по обсуждаемости, занимая 58% (против 50% летом) от обсуждений конкретных товаров. На втором месте по обсуждаемости – автомобили (23%), затем – категория товаров для дома и сада (8%), техника (6%) – при этом 48% сообщений посвящено смартфонам, а 21% обсуждения смартфонов – айфонам; лекарства (5%) и одежда (0,2%).
Среди FMCG-товаров на первом месте – продукты питания (74%), затем – алкоголь и табак (7%), косметика, детские товары и товары для животных (по 5%). Обсуждение гигиенических товаров составило 3%.
Среди продуктов питания наибольший интерес для пользователей представляет бакалея, составив 50% упоминаний продуктов питания. Мясо и молочные продукты разделили второе место с разрывом в 4 раза, составив по 9% упоминаний. Третье место – овощи и фрукты (8%), на четвертом – чай, кофе и хлеб (по 5%), наименьший интерес в текущих обстоятельствах представляет рыба – 1%.
Если говорить о том, что именно вызвало ажиотаж среди бакалеи, то вы наверняка слышали о массовой скупке сахара россиянами. И действительно: сахар составил 69% всех упоминаний бакалеи, 22% – гречка и лишь 9% – оставшиеся упоминания бакалеи.
Конкретные торговые сети упомянули в 674 сообщениях (1,2% от всех). Среди лидеров – Пятёрочка (57,6%), Ашан (25,1%) и Магнит (14,1%). Среди крупных онлайн-площадок наиболее часто упоминали Ozon (71% среди упоминаний онлайн-ретейлеров), Wildberries (17%), AliExpress (9%) и СберМегаМаркет (3%).
Какие регионы наиболее часто пишут о ценах?
Самыми популярными регионами, которые обеспокоены ценами, стали Москва и Московская область (14%), Петербург и Ленинградская область (7%). Третье место занимает Челябинская область (4%), затем – Свердловская и Самарская области и Башкортостан (3%).
Мы также проанализировали, какие продукты стали самыми обсуждаемыми для каждого региона: 14 из 15 регионов обеспокоены повышением цен на сахар (от 7 до 58% упоминаний). При этом выделилась Белгородская область: 87% упоминаний продуктов питания посвящены гречневой крупе (основная дискуссия сосредоточилась в локальной группе «Белгород – это интересно»).
Напомним, как распределились продукты летом 2021 года:
И пара слов об услугах
Среди услуг наиболее популярными стал сегмент HoReCa – при этом 39% упоминаний услуг относятся к гостиницам/отелям и отпускному жилью, еще 21% посвящены ресторанам и кафе. Далее расположились транспорт и услуги доставки (по 18% от упоминаний услуг) и банковские услуги (15%).
Упоминания о недвижимости и изменениях дохода составили менее 1% от анализируемого массива. Поэтому этот раз мы не будем заострять внимание на данных аспектах.
Подытожим
- Внимание пользователей вновь приковано к товарам первой необходимости – в первую очередь, к продуктам питания, которые составили 26% от всех упоминаний. В 28% сообщениях утверждалось, что подорожало всё.
- В 50% сообщений среди продуктов питания обсуждали бакалею, в 69% при обсуждении бакалеи упоминали сахар, в 22% – гречку.
- Следующими по популярности после продуктов питания стали автомобили (23%), затем – категория товаров для дома и сада (8%), техника (6%), лекарства (5%) и одежда (0,2%).
- Среди услуг чаще всего обсуждали сегмент HoReCa (34%), затем – транспорт и доставку (по 18%), далее – банковские услуги (15%).
- Наиболее популярным источником обсуждения цен стала социальная сеть «ВКонтакте» (51% всех упоминаний).
- Мужчины обсуждают цены более активно (54% от аудитории), однако с прошлого исследования доля женщин возросла с 37% до 46%.
- Наиболее активно писали жители Москвы и МО (14%), Петербурга и ЛО (7%), а также Челябинской (4%), Свердловской и Ростовской областей и Башкортостана (по 3%).
Следите за обновлениями – мы будем продолжать аналитику меняющегося рынка!
Страна вечного кризиса
Скоро важнее будет не подорожало, а исчезло
Комментарий недоступен
Любопытный факт, среднестатистический россиянин может прожить до 40 дней без еды, до 7 дней без воды и не более часа без гречки с сахаром
Комментарий недоступен
Поздно, у них все записано ))
Не более получаса без телевизора!