{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Подорожало 2022

Материал подготовлен репутационным агентством «Сидорин Лаб».

Внимательно наблюдая за текущей ситуацией, мы проанализировали жалобы пользователей соцсетей на рост цен, оставленные в медиапространстве. Похожее исследование мы проводили летом 2021 года. На сложившейся параллели результатов можно увидеть, как мы проживали пандемию и с чем столкнулись сегодня.

Методология

Для данного исследования мы использовали систему мониторинга YouScan, предварительно составив поисковый запрос о подорожании. Уточнив поисковый запрос, мы запустили сбор упоминаний. В этот раз для анализа данных взяли не месяц, а неделю – с 8 по 14 марта. Всего за анализируемую неделю собрали 84 990 упоминаний о повышении цен, 27 513 из которых – нерелевантные, то есть не имеют отношения к теме, либо публикации носят рекламный характер или представляют собой статьи в СМИ. Напомним, летом мы собрали 76 000 упоминаний за месяц. То есть сейчас упоминания о повышении цен появляются в 5 раз активнее, чем летом 2021 года. Упоминания о снижении цен в этот раз не анализировались. Оставшиеся 28 841 сообщение мы разметили по товарным категориям там, где это возможно. Разметка осуществлялась в полуавтоматическом режиме. Результатами анализа размеченных по тематикам упоминаний делимся ниже.

Нам даже не снилось…

…как всё подорожает в этот раз. Не считая статей в СМИ и различных промо-упоминаний, количество релевантных упоминаний о росте цен составило 57 501 упоминание:

  • 28% среди них – краткие сообщения о том, что подорожало всё;
  • для 53% удалось определить, что именно подорожало;
  • еще 19% – обсуждения в контексте повышения цен без уточнения предметов подорожания.

Всего о повышении цен написали 46 363 уникальных автора – по 1,2 сообщений на автора в среднем.

Кто писал о повышении цен?

Среди авторов – 46% женщин и 54% мужчин. В летнем исследовании доля женщин среди авторов составила 37%. Однако подорожание базовых продуктов питания вызвало, в том числе, более активное женское участие в дискуссиях. Единственной возрастной группой, где доля женщин выше мужчин – 60+.

В каких источниках наиболее активно пишут?

Наиболее активным источником дискуссий является «Вконтакте», где оставлен 51% упоминаний, второе и третье место заняли Telegram и YouTube. Порядок топ-6 источников сохраняется с прошлого исследования.

* Деятельность организации Meta запрещена на территории РФ

А что подорожало на этот раз? Товары

Ещё летом мы упоминали, что внимание пользователей в кризисное время сосредотачивается на базовых товарах. Данная тенденция сохранилась: сектор FMCG по-прежнему лидирует по обсуждаемости, занимая 58% (против 50% летом) от обсуждений конкретных товаров. На втором месте по обсуждаемости – автомобили (23%), затем – категория товаров для дома и сада (8%), техника (6%) – при этом 48% сообщений посвящено смартфонам, а 21% обсуждения смартфонов – айфонам; лекарства (5%) и одежда (0,2%).

Среди FMCG-товаров на первом месте – продукты питания (74%), затем – алкоголь и табак (7%), косметика, детские товары и товары для животных (по 5%). Обсуждение гигиенических товаров составило 3%.

Среди продуктов питания наибольший интерес для пользователей представляет бакалея, составив 50% упоминаний продуктов питания. Мясо и молочные продукты разделили второе место с разрывом в 4 раза, составив по 9% упоминаний. Третье место – овощи и фрукты (8%), на четвертом – чай, кофе и хлеб (по 5%), наименьший интерес в текущих обстоятельствах представляет рыба – 1%.

Если говорить о том, что именно вызвало ажиотаж среди бакалеи, то вы наверняка слышали о массовой скупке сахара россиянами. И действительно: сахар составил 69% всех упоминаний бакалеи, 22%гречка и лишь 9% – оставшиеся упоминания бакалеи.

Конкретные торговые сети упомянули в 674 сообщениях (1,2% от всех). Среди лидеров – Пятёрочка (57,6%), Ашан (25,1%) и Магнит (14,1%). Среди крупных онлайн-площадок наиболее часто упоминали Ozon (71% среди упоминаний онлайн-ретейлеров), Wildberries (17%), AliExpress (9%) и СберМегаМаркет (3%).

Какие регионы наиболее часто пишут о ценах?

Самыми популярными регионами, которые обеспокоены ценами, стали Москва и Московская область (14%), Петербург и Ленинградская область (7%). Третье место занимает Челябинская область (4%), затем – Свердловская и Самарская области и Башкортостан (3%).

Мы также проанализировали, какие продукты стали самыми обсуждаемыми для каждого региона: 14 из 15 регионов обеспокоены повышением цен на сахар (от 7 до 58% упоминаний). При этом выделилась Белгородская область: 87% упоминаний продуктов питания посвящены гречневой крупе (основная дискуссия сосредоточилась в локальной группе «Белгород – это интересно»).

Напомним, как распределились продукты летом 2021 года:

И пара слов об услугах

Среди услуг наиболее популярными стал сегмент HoReCa – при этом 39% упоминаний услуг относятся к гостиницам/отелям и отпускному жилью, еще 21% посвящены ресторанам и кафе. Далее расположились транспорт и услуги доставки (по 18% от упоминаний услуг) и банковские услуги (15%).

Упоминания о недвижимости и изменениях дохода составили менее 1% от анализируемого массива. Поэтому этот раз мы не будем заострять внимание на данных аспектах.

Подытожим

  • Внимание пользователей вновь приковано к товарам первой необходимости – в первую очередь, к продуктам питания, которые составили 26% от всех упоминаний. В 28% сообщениях утверждалось, что подорожало всё.
  • В 50% сообщений среди продуктов питания обсуждали бакалею, в 69% при обсуждении бакалеи упоминали сахар, в 22% – гречку.
  • Следующими по популярности после продуктов питания стали автомобили (23%), затем – категория товаров для дома и сада (8%), техника (6%), лекарства (5%) и одежда (0,2%).
  • Среди услуг чаще всего обсуждали сегмент HoReCa (34%), затем – транспорт и доставку (по 18%), далее – банковские услуги (15%).
  • Наиболее популярным источником обсуждения цен стала социальная сеть «ВКонтакте» (51% всех упоминаний).
  • Мужчины обсуждают цены более активно (54% от аудитории), однако с прошлого исследования доля женщин возросла с 37% до 46%.
  • Наиболее активно писали жители Москвы и МО (14%), Петербурга и ЛО (7%), а также Челябинской (4%), Свердловской и Ростовской областей и Башкортостана (по 3%).

Следите за обновлениями – мы будем продолжать аналитику меняющегося рынка!

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Vasek Romanov

Страна вечного кризиса

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Октябрьский

Скоро важнее будет не подорожало, а исчезло

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег в Вакууме

Любопытный факт, среднестатистический россиянин может прожить до 40 дней без еды, до 7 дней без воды и не более часа без гречки с сахаром

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Поздно, у них все записано ))

Ответить
Развернуть ветку
Post...

Не более получаса без телевизора!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда